Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Афоризмы йог. Свами Вивекананда

отличительный признак, знак.

Линга – знак, символ, образ.

Манас – мысль, ум; аспект психики (читта) качественно более низкий, чем буддхи.

Мантры – священное изречение, слово или слог, предназначенные для повторения, начитывания в ежедневной религиозной практике, что приводит к определенным духовным результатам.

Махат (букв, «великий») – «интеллект», «разум», первая модификация пракрити при ее эволюции, «развертывании» из непроявленного состояния (алинга).

Нирбиджа, нирбиджа-самадхи – см. Cамадхи.

Нияма (дисциплина, сдерживание, правило) – второй компонент восьмичленной йоги, включающий пять элементов: очищение, удовлетворенность, подвижничество (тапас), начитывание мантр и изучение священных текстов (мокша-шастры), преданность ишваре (ишвара-пранидхана) (II, 32, 40-45).

Прадхана («первое», «важнейшее») – ноуменальное, непроявленное состояние пракрити, в котором она находится до начала ее эволюции, проявления, это состояние «равновесия гун».

Пракрити – «первичное», «материальная природа», «материя»; одно из трех первоначал (наряду с пурушей и ишварой), принимаемых в системе йоги; пракрити проявляется в виде трех гун и в ходе своего «развертывания» (эволюции) порождает, в конечном итоге, видимую вселенную.

Прана (дыхание, жизнь) – тонкая энергия, лежащая в основе проявления всех других видов энергии.

Пранаяма (контроль праны) – четвертый компонент восьмичленной йоги (II, 49-53).

Пратьяхара (возвращение) – пятый компонент восьмичленной йоги, «отключение» органов чувств от их объектов (II, 54-55).

Пратьяя – мыслеобраз, идея-импульс, чувство, причина.

Пуруша (человек, мужчина) – высший дух, неизменное сознание, противоположное пракрити и независимое от нее, хотя благодаря неведению, присущему нашей психике, пуруша представляется связанным и ограниченным.

Раджас – см. Гуны.

Садхана – средство, причина, «то, что ведет к цели»; в индуизме: духовная практика с целью освобождения (мокша).

Самадхи – сосредоточенность, «погружение», самоуглубление, энстазис; глубочайшая сосредоточенность психики, сверхсознание; самадхи включает два основных уровня: 1. сампраджнята-самадхи (т.е., с сохранением некоторого сознания) проходит четыре стадии, характеризующиеся витаркой («мысль), вичарой («созерцание»), анандой (блаженство) и асмитой (эго-сознание) (см. I, 17); сампраджнята-самадхи – восьмая ступень (компонент) восьмичленной йоги (III, 3). 2. Асампраджнята-самадхи (без сохранения сознания), к этому виду относятся нирбиджа- самадхи (самадхи-без-семени) и самадхи, называемое «облаком добродетели» (дхарма-мегхасамадхи); это высший вид самадхи, в котором прекращается вся психическая деятельность. Состояние, переживаемое в самадхи, невыразимо, т.к. слова и мысли относятся к модификации психики.

Самапатти – глубокая сосредоточенность, виды сампраджнята-самадхи, в зависимости от объектов сосредоточения (см. I,.41-44).

Самсара – «круговорот бытия», цепь непрерывных существований, перерождений, которым подвержены все существа, не реализовавшие освобождение (мокша; нирвана).

Самскары – «отпечатки», «следы»; содержание памяти, хранимое в виде латентных психических «следов».

Самьяма – глубокое сосредоточение, это дхарана, дхьяна и сампраджнята-самадхи, взятые как единое целое (III, 4-8).

Саттва – см. Гуны.

Саттвический – обладающий качеством саттвы.

Свадхьяя – элемент садханы (духовной практики): начитывание мантр, регулярное чтение и изучение священных текстов (мокша-шастры), самоанализ и самоуглубление.

Сиддхи (или вибхути) – сверхъестественные силы, способности.

Сутра (букв. «нить») – афоризм; краткое произведение – собрание афоризмов, служащих «путеводной нитью» учения (даршана); в буддизме, напротив, сутрами называются не собрания афоризмов, а описания диалогов, бесед, которые вел Будда (нередко это весьма объемистые тексты).

Тамас – см. Гуны.

Танматры – тонкие элементы, потенции грубых элементов, они называются условно «звук», «осязание» (прикосновение), «цвет», «вкус», «запах».

Тапас (подвижничество, аскетизм) – элемент духовной практики (садхана), терпеливое перенесение различных тягот (холод, голод и т.п.) и самонаказаний за проступки.

Упанишады – священные тексты индуизма.

Читта – мысль, сердце, ум; подсознательный ум; один из аспектов психики; в йоге этим термином обозначается психика в широком смысле слова (познание, заблуждение, память, сон и т.д.); читта является порождением пракрити и поэтому достижение высокого духовного состояния, при котором флуктуации (вритти) психики исчезают, является как бы исчезновением читты, выходом за ее пределы.

Элементы – тонкие и грубые. Тонкие – см. Танматры. Грубые элементы, возникшие из тонких – это последняя стадия эволюции (развертывания) пракрити, их насчитывают пять: «пространство» (акаша), «воздух», «огонь», «вода», «земля».

Яма (самоограничение, обуздание) – первый компонент восьмичленной йоги, включающий общечеловеческие нормы поведения, заповеди: ахимсу (невреждение), правдивость (сатья), неворовство, контроль полового влечения, нестяжательство. Эти заповеди предписывается соблюдать в мыслях, словах и делах. (II, 30-31; 35-39).

Т.К.В.Десикачар ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ с комментариями Шри Кришнамачарьи

Текст позаимствован на сайте www.universalinternetlibrary.ru

Предисловие

Веды, источник индийской мысли, вдохновили великих мудрецов прошлого представить шесть философских школ, известных как даршаны. Даршана означает зеркало, которое может отразить чью-либо жизнь в целом. Каждая из шести даршан рассматривает жизнь с определенной точки зрения: ее происхождение; ее страдания; средства достижения высшего счастья и достижение высшего знания. Йога является одной из даршан. Ее автор Патанджали, о котором мало что известно. Есть люди, верящие в то, что он являлся инкарнацией божественного змея Ананты, на котором покоится вселенная. Другие идентифицируют его с грамматистом Патанджали, жившим во втором столетии до нашей эры.

Патанджали представил свою работу в стиле, именуемом сутра. Сутра определяется как произведение, содержащее небольшое количество слов, свободное от амбициозности, содержательное, и утвердительное по форме. Слова сутры, собранные вместе, не формируют даже полного предложения. Сутра связывает учителя и учение, но сама по себе она не может объяснить каждое положение. Ее стиль настолько лаконичен, что ее можно легко выучить на память. И действительно, первым шагом ученика является зазубривание сутры. Длительное время Учитель заставляет ученика декламировать сутру в точном соответствии с оригиналом. (Мы должны помнить, что в то время превалировали устные наставления.) И только после этого учитель начинает истолковывать ее смысл.

Йога не является оригинальным изобретением Патанджали, да он этого и не утверждает. Йога – как слово и как идея упоминается в Ведах, Упанишадах и других индийских текстах. Существуют различные по смыслу значения этого слова. Патанджали с присущей ему гениальностью сформулировал понятие йоги, связав ее с умственной деятельностью.

Определение йоги, данное Патанджали, звучит следующим образом: «Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь» (Сутра 1.2). До тех пор пока это состояние не будет реализовано, человек не сможет полностью связать себя с Богом. Уникальное определение йоги, данное Патанджали, – это только первый его вклад в проблему мышления. Он анализирует функционирование разума и упоминает бесчисленные средства, помогающие привести в порядок возмущенное сознание. Наличие стабильного ума в здоровом деле является целью йоги Патанджали. Он не настаивает на вере в Бога. Он не ссылается на толкование Бога в Ведах. Его Бог не Хозяин мира, а Учитель. Именно из-за такого подхода он поддавался критике со стороны Вьясы, Шанкары и Рамануи, когда они комментировали его методы стабилизации мышления.

Эта публикация основана на мудрости Шри Т. Кришнамачарьи, уникального Мастера, известного своими познаниями во всех школах Веды и совершенствующегося в йоге более шестидесяти лет. Сопереживание, присущее ему как целителю больных, его ораторское искусство и глубина знания санскрита, его анализ роли занятий йогой для людей всех верований и национальностей сделали его всеобщим учителем. Но эта публикация не должна восприниматься новичками в качестве полного изложения учения Кришнамачарьи.

Глава 1 САМАДХИПАДА

Сутры Патанджали представлены в четырех главах. Первая глава названа Самадхипада (глава о самадхи). Эта глава определяет йогу и ее характеристики. В ней обсуждаются проблемы, связанные с достижением состояния йоги, а также способы разрешения этих проблем.

1-1

atha yoganusasanam

Первая сутра вводит в существо рассматриваемого вопроса, как это и положено в соответствии с устными традициями. В древней санскритской литературе принято, что первое слово, атха, служит дополнением к молитве, обеспечивая благоприятное начало и успешное завершение предстоящей работы.

С этого начинается авторитетное наставление по йоге.

Патанджали отмечает, что рассматриваемый предмет имеет древнюю предысторию и сам он не является его основоположником. Но, изучив сей предмет до необходимой глубины под руководством наставника, он стал достаточно компетентным, чтобы разделить постигнутое со своими последователями. Избранный им стиль вполне подходит для последующей передачи новым ученикам в традиционной устной манере.

1-2

yogasgcitta vrttinirodhah

Что такое йога? У этого слова много интерпретаций, и оно многому соответствует. Патанджали приводит свое определение данного слова.

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Объект наблюдения может быть как внешним по отношению к нам, так и внутренним – частью нас самих. Но это может быть и область интересов, концепция или что-то, находящееся выше уровня человеческих ощущений, скажем, Бог.

1-3

tada drastub svarupe ‘vasthanam

Тогда становится очевидной способность понимать объект полностью и правильно.

В состоянии йоги появляется способность контролировать всевозможные предубеждения и вымышленные элементы. Их влияние уменьшается или исключается вовсе. Убираются все препятствия к обновленному постижению.

1-4

vrttisarupyamitaratra

При отсутствии состояния ума, называемого йогой,

Способность понимания объекта либо замещается его ментальной концепцией, либо попросту отсутствует как таковая.

Возбужденный разум редко выдерживает одно направление. Даже если он это делает, понимание объекта будет ложным.

1-5

vrttayah pancatayyah klistaklistah

Что такое разум? Патанджали определяет его через присущие ему проявления. Разум не может быть воспринят иначе, как посредством этих проявлений.

Существуют пять проявлений разума. Каждое из них может принести пользу и каждое может принести вред.

Будут ли эти проявления полезны или вредны, сразу не ясно. Только время определит их воздействие.

1-6

pramana viparyayavikalpanidrasmrta yah

Пять проявлений – это постижение, превратное понимание, воображение, глубокий сон и память.

Каждое ментальное проявление обладает своими характеристиками. Они не всегда очевидны, но могут быть распознаны. Их влияние (в различных комбинациях) и воздействие на наше поведение определяют нашу индивидуальность.

1-7

pratyaksanumanagamah pramanani

Каждое из проявлений имеет ярко выраженный характер.

Постижение базируется на прямом наблюдении за объектом, умозаключении и информации из авторитетных источников.

Разум регистрирует объект посредством своих ощущений. Но если доступная информация неадекватна или недостаточна для чувственного восприятия, другие способности, типа логического мышления и памяти, обеспечивают более полное постижение объекта, о котором делается умозаключение. Подобным образом, мы воспринимаем места, людей и концепции, находящиеся вне нашего прямого наблюдения. Но постижение в состоянии йоги отличается от всех описанных выше вариантов постижения.

В этом состоянии оно в большей степени соответствует истинной природе объекта.

1-8

viparyayo mithyajnanamatadrupa pratistham

Превратное понимание – это такое понимание, которое воспринимается как правильное до тек пор, пока более благоприятные условия не откроют истинную природу объекта.

Превратное понимание обусловлено ошибочным наблюдением или неправильной интерпретацией увиденного. Причиной является наша неспособность к глубокому пониманию увиденного, возникающая из-за влияния прошлого опыта и изменившихся условий. Ошибка может быть распознана позднее, а может и никогда. Цель практики йоги – распознавать и контролировать случаи неправильного постижения (см. главу 2).

1-9

sabdajnananupati vastusunyo vikalpab

Воображение – это постижение объекта, основанное только на словах и выражениях. Даже при отсутствии объекта.

Это происходит при отсутствии прямого восприятия. Использование ссылок на значения и побочные толкования, ассоциативные образы, связанные с описывающими словами, приводит воображение к постижению.

Дополнительную помощь оказывает использование поэзии или ораторского искусства. Постижение возможно также благодаря снам, чувствам и эмоциям. Прошлый опыт, сохраненный в памяти, достаточно часто благоприятствует этому ментальному проявлению.

1-10

abhavapratyayalambana tamovrttirnidra

Глубокий сон происходит тогда, когда разум переполнен инертностью и отсутствуют другие проявления.

Сон – это всеобщее и регулярно повторяющееся проявление разума. Инертность может наступить из-за скуки или истощения и привести ко

Скачать:PDFTXT

Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать бесплатно, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать онлайн