Скачать:PDFTXT
Афоризмы йог. Свами Вивекананда

со всеми объектами Вселенной (асмита).

Витарка (логическое рассуждение) – это продумывание, индуктивное и дедуктивное исследование объектов. По своей природе оно имеет дело с грубой формой элементов. Вичара (философская рефлексия) является тонким непосредственным опытом и имеет дело с тонкой природой элементов. Ананда связана с Высшей Реальностью; она дарует бесконечное блаженство и счастье. Асмита приносит ощущение единства со всеми элементами и объектами Вселенной. Асмита – вселенская форма читты.

Асмита включает в себя всё; ананда включает в себя всё, кроме асмиты; вичара содержит в себе витарку, а витарка всё исключает. Другими словами, витарке нужны остальные три, вичара нуждается в оставшихся двух, ананде нужна асмита, а последняя содержит в себе всё, поэтому для своего объяснения она не нуждается ни в чем.

Из этих четырех первая (витарка), которая есть ассоциация четырех, является концентрацией на грубых объектах. Вторая (вичара, рефлексия), из которой следует вычесть витарку (вывод), представляет собой концентрацию на тонких объектах. Третья (ананда) есть реальность, из которой надо вычесть вичару (рефлексию), выступает как концентрация на высшей природе Реальности. Четвертая (асмита, космическая личность), из которой следует вычесть как отдельную суть ананду, является сосредоточением на Космическом Разуме. На всех четырех ступенях санпраджнята-самадхи обязательно присутствует нечто, подлежащее схватыванию (аламбана), созерцанию.

Санпраджнята (сан, «объединение» + пра, «всецелое» + джнята, «сознание») означает объединение с Абсолютным Сознанием. Вся Вселенная становится частью бытия йога, она пребывает в бесконечном пространстве его читты, асмиты.

Это состояние, в котором медитация переходит от плюралистического реализма к субъективному идеализму. Йог ощущает всю Вселенную в себе, в своей космической читте, содержащей все индивидуальные читты. В санпраджнята-самадхи он может полностью управлять природой.

Среди двадцати пяти элементов санкхья-йоги есть два вида объектов для медитации:

не обладающие чувствами 24 элемента пракрити, Верховной Природы;

чувствующие элементы – индивидуальное сознание и Космическое Сознание.

В санпраджнята-самадхи медитирующий соединяется с Космическим Сознанием и выходит за пределы космического древа Верховной Природы (пракрити). Он познает истинную природу всех элементов как проявление космической читты, до которой расширяется его индивидуальная читта.

По мере продвижения в практике концентрации четыре стадии санпраджнята-самадхи проявляются в естественной хронологической последовательности. Процесс медитации переходит от грубых элементов к более тонким элементам.

Когда личность уничтожена, субстанция разума наполняется противоположностями вышеупомянутых четырех стадий, то есть в ней

отсутствуют логические рассуждения;

отсутствует мышление;

отсутствует реальность;

отсутствует универсальность.

*   *   *

Каковы природа и определение асанпраджнята-самадхи?

18. вирама-пратьяйабхьяса-пурва санскара-шешо’нья

вирама – отсутствие всех модификаций читтыпратьяя – (приходит) от высшего отречения абхьяса пурва – предварение практикой санскара-шеша – субстанция разума, свободная от всех материальных характеристик и перешедшая в непроявленное состояние анья – иное (асанпраджнята-самадхи)

Асанпраджнята-самадхи есть предваряемое практикой полное отсутствие всех блужданий ума и сохранение в субстанции разума только непроявленных впечатлений.

Посредством практики концентрации, созерцания и медитации на высший свет Пуруши проявляется высшее отречение от материи. Когда вследствие этого субстанция разума становится целиком свободной от материальных наслоений, она вновь превращается в космическую вечно сияющую читту. В этой прозрачной читте высший свет Пуруши проявляется абсолютно, и индивидуальное сознание достигает тождества со Всевышним.

Человек должен медитировать на свет Всевышнего. Иначе ум покроется тамасом и станет тупым. Чтобы субстанция разума смогла обрести способность отражать Пурушу абсолютно, ее нужно совершенно очистить от материи. Субстанция разума становится санскара-шешей; она трансформируется в состояние космической читты.

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ САНПРАДЖНЯТА-САМАДХИ И АСАНПРАДЖНЯТА-САМАДХИ

При санпраджнята-самадхи имеет место соединение с Высшим Пурушей, тогда как в асанпраджнята-самадхи происходит отождествление с Ним. Санпраджнята-самадхи называется сабиджа-самадхи, так как все кармы подавлены; они трансформируются в семя, которое в зависимости от времени, места и окружения может снова прорасти. Но в асанпраджнята-самадхи это семя кармы сжигается и субстанция разума остается в своей космической форме, санскара-шеше. Этимологически самадхи означает «Высшее Сознание»: сам («полное») + а («абсолютно») + дхи («сознание»).

В состоянии «санпраджнята» медитирующий познает Пурушу, а в состоянии «асанпраджнята» он становится Пурушей, Брахманом.

В санпраджнята-самадхи достигается контроль над всеми впечатлениями, которые трансформируются в семя. В асанпраджнята-самадхи остаются только сублимированные впечатления, а все изменения субстанции разума прекращаются.

Санпраджнята-самадхи и все виды концентрации имеют некоторый объект, на который они опираются. У асанпраджнята-самадхи нет опорных объектов. Погруженная в асанпраджнята-самадхи субстанция разума выглядит так, словно является самим небытием, хотя на самом деле она становится Чистым Существованием, которое трансцендирует всякое существование.

МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ АСАНПРАДЖНЯТА-САМАДХИ

В дополнение к практике единственным средством достижения этого состояния является высшее отречение. Под «высшим отречением» здесь (согласно афоризму 1:16) подразумевается не что иное, как Высший Свет Абсолюта, Пуруша-кхьяти. Энергии раджаса и тамаса полностью преодолеваются силой саттвы.

*   *   *

Есть два вида асанпраджнята-самадхи: бхавапратьяя и упаяпратьяя. Асанпраджнята-самадхи вызывается либо анализом пракрити и ее познанием, либо путем самоанализа и самопознания. Последнего достигает йог, а первого – тот, кто не является йогом.

19. бхава-пратьяйо видеха-пракрити-лайянам

бхава-пратьяя – недифференцированное сознание (достигается) видеха – вне телесного сознания пракрити-лайянам – поглощенных Верховной Природой

Те, кто поглощены анализом пракрити, Верховной Природы, и ее сил, трансцендируют физическое и материальное существование и достигают состояния концентрации, которое исключает сознание объектов. Это состояние называется бхавапратьяя-самадхи.

В таком состоянии сознания объектов нет, и в этом отношении оно похоже на состояние асанпраджнята-самадхи. Это псевдо-асанпраджнята-самадхи, поскольку из этого состояния человек может вновь пасть в цикл рождения и смерти.

Те, чьи желания удовлетворены, кто достиг бесстрастия, но не занят самоанализом и самопознанием, находятся в «не-я» и достигают состояния самадхи, которое называется бхавапратьяя.

В бхавапратьяе человек поглощен физическими или метафизическими и психологическими элементами. Так как это самадхи не сопровождается самоанализом и самопознанием, оно может снова стать причиной рождения и смерти в эмпирическом мире.

Из обычного опыта известно, что, когда мы поглощены каким-либо интересным делом, время для нас проходит незаметно. Такое вневременное состояние похоже на асанпраджнята-самадхи – за вычетом самопознания. Сон без сновидений – другой пример видеха-пракрити-лайи, потому что в этом состоянии человек не сознает тело и поглощен пракрити, Верховной Природой.

*   *   *

Йог достигает упая-пратьяя-асанпраджнята-самадхи посредством следующих методов:

20. шраддхавирья-смрити-самадхи-праджня-пурвака итарешам

шраддха – вера, уверенность в себе, самодисциплина вирья – огромный энтузиазм и энергия смрити – памятование, трезвление самадхи – практика концентрации, созерцания и медитации праджня – самоанализ пурвака – предшествование (создает упая-пратьяя-самадхи)итарешам – у других (йогов)

Йоги достигают асанпраджнята-самадхи благодаря вере, энтузиазму, постоянному памятованию «Я есмь», практике самадхи и самоанализу.

Йоги достигают упая-пратьяя-асанпраджнята-самадхи посредством веры в себя, самодисциплины, уверенности в себе, огромного энтузиазма и энергии, постоянной внимательности и бдительности, регулярной практики концентрации, созерцания и медитации, а также посредством самоанализа и самопознания.

Вера в себя и самодисциплина подобны хорошей матери, оберегающей йога. Они приносят духовную силу, которая создает внимательность и бдительность ума. Когда обретается бдительность ума, субстанция разума, предоставленная себе, может сконцентрироваться без помех. Благодаря беспрепятственной концентрации йог приобретает праджню, знание Пуруши, Брахмана, и воспринимает вещи такими, каковы они есть на самом деле. Благодаря использованию этих средств и высшему отречению, направленному к этой цели, в конечном счете приходит упая-пратьяя-асанпраджнята-самадхи.

*   *   *

В соответствии со способом осуществления практики йогов можно поделить на девять классов:

Осуществляющие медленную практику:

очень медленную;

не очень медленную;

медленную в незначительной степени.

Осуществляющие умеренную практику:

очень умеренную;

средне умеренную;

умеренную в незначительной степени.

Осуществляющие интенсивную практику:

мало интенсивную;

средне интенсивную;

крайне интенсивную.

Те йоги, которые следуют курсу интенсивной практики, быстро добиваются успеха в самадхи.

21. тивра-санвеганам асанна

тивра-санвеганам – (к) последователям интенсивной практики асанна – (самадхи находится) близко

К успешному достижению самадхи ближе всех те, чьи усилия интенсивны, сильны и искренни.

Из этих йогов Патанджали описывает тех, которые являются последователями интенсивной практики. Они быстро достигают результатов концентрации, созерцания и медитации и входят в наивысшее состояние сознания, самадхи.

*   *   *

Для достижения лучшего и более быстрого результата, последователи интенсивной практики должны увеличить ее интенсивность.

22. мриду-мадхьядхиматратват тато’пи вишеша

мриду – слабой мадхья – средней дхиматратват – от крайне интенсивной практики тата – отсюда апи – также вишеша – превосходные результаты

Чтобы получить превосходные и быстрые результаты в самадхи, йог должен ускорить свою практику от мало интенсивной до средне интенсивной и от средне интенсивной до крайне интенсивной.

*   *   *

После описания высокого (1:21) и высшего (1:22) методов следует описание наивысшего метода достижения совершенства.

23. ишвара-пранидханад ва

ишвара – Высший Пуруша, Сагуна-брахманпранидханам – из-за преданности и отождествления ва – конечно (приносит совершенство)

Совершенство несомненно достигается путем направления силы внимания (читты) на Ишвару, Сагуна-брахман, посредством самоотдачи и отождествления со свойствами Ишвары.

Читте присуща способность объединяться и отождествляться. Благодаря способности объединяться она соединяется с объектом, а посредством отождествления она включает в себя все свойства объектов и становится этими объектами. Такое тождество невозможно без полного отказа от собственной личности, которая является вместилищем эго, гордости, похоти и желания.

Благодаря медитации на Ишвару с предельной преданностью, любовью и знанием, «я» возвышается и субстанция разума медитирующего просветляется в свете Ишвары.

*   *   *

Кем является Ишвара по отношению к пракрити и Пуруше?

24. клеша-карма-випакашаир апарамришта пуруша-вишеша ишвара

клеша – неведением, эгоизмом, привязанностью, ненавистью и инстинктом страха смерти карма – действием и противодействием випакашаи – скрытыми склонностями, пребывающими в субстанции разума апарамришта – не затронутый пуруша-вишеша – особой энергией Пуруши, Сагуна-брахманаишвара – (является) Ишвара

Ишвара, Бог, вселенское сознаниеособый Пуруша, не затронутый печалями относительной жизни, поступками и их результатами.

Ишвара – это особая сила Пуруши. Это Сагуна-брахман, обладающий могущественной силой Верховной пракрити. Он охраняет медитирующего от всех бедствий и избавляет его от цикла рождений и смертей. Этот Ишвара пребывает за пределами всех несчастий, страданий, препятствий, кармы и накопленных скрытых тенденций. Он трансцендирует всю проявленную Вселенную, поэтому события Вселенной не могут затронуть Ишвару.

Хотя эти препятствия, кармы, последствия, накопленные скрытые тенденции и находятся в подсознательном состоянии центрального органа (субстанции разума), они приписываются «я» (индивидуальной душе), потому что индивидуальная душа является тем, кто испытывает на себе результаты деятельности читты. Как победа или поражение зависят от солдат, но приписываются командиру, так успех или неудача зависят от читты, но приписываются индивидуальной душе.

Ишвара – особая сила Пуруши, Брахмана. Его не затрагивают бедствия. Тот принцип сознания, который является вечно имманентным и трансцендентным, который ответствен за эволюцию, поддержание и инволюцию, называется Ишварой.

Каждый человек получает награды и наказания от своего сознания согласно добрым и дурным кармам. Присущее человеку частное сознание называется пурушей. Это – психический Ишвара. Без проявления этого частного сознания, человек был бы подобен камню. Такое частное психическое сознание является символом Бога, психическим Богом. Человек не может выразить себя без этого символа, который является чисто психологической концепцией Бога. Если бы не было теологического Бога, то человеку пришлось бы придумать психологического Бога, чтобы руководить собой в свете этого «Я» и предотвратить свое падение. В психологическом смысле, Бог есть учитель души, высшая функция психики, и вечная сила «я». Чем более проявлен этот психологический Бог, тем более развит человек. Чем менее он проявлен, тем ниже человек опускается. Чем

Скачать:PDFTXT

Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать бесплатно, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать онлайн