ум стремится узнать как можно больше о сверхъестественном характере пракрити (Верховной Природы) и Пуруши (Высшего Сознания). Некоторые методы, посредством которых можно развить необычные способности восприятия, суть следующие:
концентрация на кончике носа приносит ощущение паранормального запаха (дивья гандха);
концентрация сознания на кончике языка приносит необычайный вкус и чудесное пищеварение;
концентрация на нёбе влечет за собой видение нездешних красок;
концентрация на середине языка приносит паранормальные тактильные ощущения;
концентрация на корне языка дает способность слышать небесные звуки;
концентрация на внешних объектах с открытыми глазами (тратака) порождает паранормальное ощущение цвета и света;
концентрация позади глаз дарует видение сверхъестественного света;
концентрация в центре головы приносит исключительную легкость и чувство парения;
концентрация на всем теле вызывает паранормальное ощущение космической вибрации;
концентрация на звуковом потоке приносит сверхчувственное осознание Всевышнего, в котором вся Вселенная, полная энергии, кажется вибрирующей в унисон с высочайшей музыкой океана сознания.
Эти и другие необычные восприятия приводят субстанцию разума в стабильное состояние, рассеивают сомнения и скептицизм и рождают интуитивное знание.
Нужно получать наставления в области физических и метафизических наук от опытных наставников, которые компетентно преподают с использованием логики и других видов теоретизирования. Полученное от них знание достаточно полно информирует нас о том, что есть что. Однако до тех пор, пока знание не стало доступно прямому восприятию, оно остается воспринятым не прямо, а лишь опосредствованно. Оно не может обеспечить такую же уверенность, какая рождается в результате прямого постижения (особенно в отношении психологической и метафизической истины). Вследствие этого у мыслящей субстанции (читты) нет твердой почвы, когда дело касается таких предметов, как душа, освобождение, жизнь после смерти и т.д.
В этом случае основа непрочна. Стопроцентная вера, не подтвержденная прямым восприятием, есть суеверие. Поэтому для подкрепления знаний, полученных от учителя или почерпнутых из учебника, необходимо прямое восприятие части истины. Если хотя бы часть истины постигнута непосредственно, то все целое воспринимается как заслуживающее доверия. В этом состоит различие между фактом, наукой и суеверием. У веры должны быть основания. В санкхья-йоге нет места для слепой веры и суеверий. Мы можем обмануть других, но нельзя обмануть себя. До тех пор пока ум не постиг непосредственно истину Высшей Реальности, души и жизни после смерти, уверенность и вера не могут утвердиться в нем. Поэтому изучающий должен стремиться к прямому постижению хотя бы части истины.
* * *
Развитие уверенности в себе и эмоциональной стабильности.
36. вишока ва джйотишмати
вишока – трансцендентная природа Пуруши, не затрагиваемая страданием ва – безусловно джйотишмати – лучезарный свет, порождающий уверенность в себе и приводящий ум в стабильное состояние
Посредством медитации на трансцендентный и лучезарный свет Пуруши, Брахмана, который пребывает вне всех скорбей, безусловно рождается уверенность в себе и ум твердо укореняется в Реальности.
Медитация на лучезарный свет Всевышнего порождает в читте высшие перемены. Это изменение личности приносит стабильность ума и абсолютную уверенность в «Я».
Когда йог фиксирует свое внимание на аджня-чакре (центре головы, области таламуса) или на сахасраре (седьмой чакре, охватывающей всю кору головного мозга), возникает лучезарный свет. Постепенно он становится сияющим и лучистым и подобно эфиру (акаше) заполняет все пространство Вселенной. Удерживая читту в этом лучезарном свете, человек достигает необычных перемен в субстанции разума: она преобразуется в этот лучезарный свет, сияющий подобно Солнцу. Саттвичное качество субстанции разума очищается. В Космическом Сознании вместе с ощущением Космической личности приходит состояние равновесия читты, которая становится подобной неподвижному океану.
Погрузившись мыслью в имманентное, трансцендентное и тонкое «Я», человек приходит к прямому постижению этого света и ощущает его с такой же уверенностью, с какой чувствует самого себя, когда говорит: «Я есмь». Это трансцендентное и лучезарное состояние читты бывает двух видов:
вишока-вишаявати – озарение всех продуктов объективной природы (пракрити);
вишока-джьотиштати-асмита-матра – ощущение космической личности и озарение светом Пуруши, посредством которого субстанция разума йога достигает состояния стабильности и уверенности в себе.
Начинающие не могут воспринять этот лучезарный свет. Поэтому им рекомендуется вообразить этот свет или в сердце, или в центре головы.
Воображение может быть как созидательной, так и разрушительной силой. Воображение, являющееся созидательной силой, полезно в любой сфере знания. Итак, начинающим следует воображать этот лучезарный свет в сердце или голове до тех пор, пока они не смогут воспринять его.
* * *
Для целей психического развития и развития уверенности в себе предлагаются различные методы, соответствующие времени, месту и личности. Теперь описывается метод отождествления с какой-либо авторитетной фигурой с целью развития в себе уверенности и стабильности ума.
37. вита-рага-вишаям ва читтам
вита-рага-вишаям – внедрение добродетелей и состояния того совершенного авторитета, который достиг власти над всеми помехами и страстями ва – или же; несомненно читтам – (в своей) субстанции разума
Также – медитацией на тех, кто достиг совершенства благодаря бесстрастию, приносящему уму покой.
Посредством внедрения качеств и добродетелей той авторитетной личности, которая достигла контроля над страстями и помехами и освободила от них свою читту, субстанция разума йога становится стабильной и он развивает уверенность в себе.
То, что сделано когда-либо где-либо одним человеком, может сделать другой; это универсальная психологическая истина, применимая ко всем без исключения отраслям науки, психологии или философии. Поэтому, читая книги о достигших освобождения и знакомясь с тем, как они справились с проблемами, медитирующий узнает, что и сам сможет сделать то же самое. Он обнаруживает, что его ум укрепляется и ободряется.
Не только у вас есть проблемы; не только вы страдаете. В этом мире полным-полно проблем и страданий. Читайте жизнеописания великих, у которых было куда больше проблем, чем у вас. Тщательно выясняйте, как они преодолели свои проблемы и стали великими. Следуйте их примеру. Всякий раз, когда вы начнете испытывать гордость, вспомните тех, кто более велик, чем вы. Всякий раз, когда вы ощутите неудовлетворенность своими приобретениями, вспомните о тех, у кого вообще нет никаких приобретений. Всякий раз, когда у вас появляются большие проблемы, читайте жизнеописания великих людей, читайте газеты – и следуйте примеру тех, кто сохраняет завидное равновесие в океане проблем.
Пловцы не уничтожают воду, приносящую смерть тем, кто не умеет плавать. Они умело пользуются ею, и это приносит им наслаждение. Аналогично, вы должны наилучшим образом использовать свои проблемы, потому что в действительности они являются благоприятными возможностями. Их следует сублимировать для более высоких целей. С начала человеческой истории и до сих пор мы не видим ни одного человека, у которого не было бы проблем. Результаты в каждом конкретном случае были разными. Одни люди благодаря преодолению проблем становятся просветленными. Другие достигают освобождения. Третьи обретают уравновешенность. Однако некоторые пытаются покончить с собой. Санкхья-йога учит практическому пути жизни и показывает, как разными способами преодолевать проблемы.
Медитация есть серьезное мышление, которое включает в себя психологический анализ всех состояний жизни – бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. Проводя психологический анализ, сам психолог («Я») должен оставаться беспристрастным свидетелем и, подобно судье, изучать как похвальные, так и недостойные аспекты субстанции разума. Или же «Я» может принять на себя роль врача и изучать субстанцию разума как своего пациента. В любом случае «Я» не должно отождествляться с исследуемой стороной, в роли которой здесь выступает субстанция разума.
Чрезвычайно трудно исследовать читту объективно, так как читта столь тесно связана с «Я», что вся ее деятельность кажется субъективной. Однако благодаря практике становится возможно объективно исследовать все виды деятельности читты. Поэтому чрезвычайно важен анализ сновидений и глубокого сна: с их помощью можно получить ценную информацию о состоянии субстанции разума. Точная оценка состояния читты помогает при работе с ней.
* * *
Описывается критическое исследование сновидений и глубокого сна.
38. свапна-нидра-джняналамбанам ва
свапна-джняналамбанам – аналитическое изучение сновидений нидра-джняналамбанам – аналитическое изучение глубокого сна ва – или же; несомненно (приводит к эволюции читты и ее устойчивости)
Или же – медитацией на знание, полученное в сновидениях или глубоком сне.
Аналитическое познание сновидений и глубокого сна несомненно приводит к эволюции читты. Когда внимание направлено на внутреннее состояние читты, человек может правильно оценить его и должным образом откорректировать.
Читта действует на трех планах:
сознательном;
подсознательном, бессознательном;
сверхсознательном.
Сознательный план читты исследуется в бодрствующем состоянии, сверхсознательный – в самадхи, а бессознательное или подсознательное состояние – посредством анализа сновидений и глубокого сна. Эти состояния читты действуют не раздельно, а совместно, и одно состояние сливается с другими. Различные состояния субстанции разума называются так из-за преобладания какого-то одного аспекта. В действительности они перекрывают друг друга.
«Я» так отождествляется с читтой, что воспринимает всю ее деятельность как свою собственную. Поэтому в такой ситуации человек не в состоянии иметь дело с субстанцией разума. Если судья отождествляется с какой-то одной стороной, он больше не является судьей. Если доктор отождествляется с пациентом, он больше не является врачом. Аналогично, если «Я» отождествляется с читтой, то оно уже больше не будет самим собою. Это отождествление «Я» с субстанцией разума очень тонкое, скрытое и завуалированное. Именно поэтому исследовать субстанцию разума очень трудно.
Ее исследованию могут помочь состояние сна со сновидениями и состояние глубокого сна, так как после пробуждения они становятся предметом объективного анализа. Как в состоянии сверхсознания объективно исследуется бодрствующее состояние, так сновидения и глубокий сон должны объективно исследоваться в бодрствующем состоянии.
Например, если человек видит страшные сны или спит беспокойно, он должен понять, что в бессознательном или подсознательном состоянии его субстанции разума имеются существенные волнения, и он должен хорошо очистить свою читту. Если человек видит необычайно приятные и святые сны или крепко спит, значит, он счастлив и потому должен пытаться и дальше поддерживать в жизни такое состояние.
Для медитирующих сновидения имеют большое значение. Они представляют различные картины:
видимые объекты;
слышимые объекты:
объекты опыта;
объекты намерений;
воображаемые объекты,
сны о происшествиях;
сны о желаемом;
сны о грядущих болезнях;
сны о будущих потерях и находках;
видения во сне.
Сновидения и сны без сновидений приносят знание о бессознательной и подсознательной жизни. Это знание делает ум стабильным. Видения в сновидениях и глубокий сон изменяют весь жизненный опыт человека. Глубокий сон свойствен не всем людям. Один час очень глубокого сна равен десяти часам прерывистого, беспокойного сна. Если медитирующему было послано видение какого-нибудь святого человека или чего-то подобного, он должен записать это событие и медитировать на него. Благодаря этому ум обретет устойчивость и равновесие.
* * *
Метод обретения самодисциплины, устойчивости и счастья субстанции разума.
39. ятхабхимата-дхьянад ва
ятхабхимата-дхьянам – из-за медитации на приятное ва – или же; несомненно (субстанция разума становится устойчивой, спокойной, безмятежной, управляемой)
Или же благодаря медитации на нечто приятное, успокаивающее ум.
Субстанция разума обретает уравновешенное состояние в результате медитации на любой объект, который желанен и привлекателен.
Йог может медитировать на любой объект, который привлекает его. Достигнутое таким образом равновесие читты позволяет субстанции разума оставаться спокойной и в другое время. Однако свобода выбора объекта медитации