Скачать:PDFTXT
Афоризмы йог. Свами Вивекананда

должна иметь место лишь в пределах йоги. Не следует избирать объектом созерцания дурную деятельность, порочных субъектов и дурные места. Следует выбирать хорошие объекты, хорошие места, приятные сцены и хорошие мысли.

*   *   *

В афоризмах 30-31 описываются различные помехи, физические и психические расстройства. В афоризмах 32-39 дается описание различных методов самодисциплины, позволяющих (согласно времени, месту и личности) преодолеть помехи, психические и физические расстройства и сделать субстанцию разума спокойной, безмятежной, счастливой и уравновешенной, что даст возможность обрести высший контроль над природой. В афоризме 40 описана природа высшего контроля и господства.

40. параману-парама-махаттванто’сья ваши-кара

параману парама махаттванта – от мельчайшего атома до беспредельности асья – его ваши-кара – господство (простирается)

Господство йога простирается от мельчайшего атома до величайшей беспредельности (пракрита).

Практика самадхи позволяет йогу беспрепятственно господствовать надо всем – от наименьшего атома до невообразимой громадности.

Субстанция разума (читта), входя в тонкие вещи, достигает состояния господства, которое распространяется даже на мельчайшие частицы. Входя в грубые объекты, она достигает власти даже над громаднейшими величинами. Ее господство превосходит обе крайности – как мельчайшее, так и величайшее. Поэтому оно называется беспрепятственным и полным.

*   *   *

Когда субстанция разума достигает уровня полного господства, космические силы, действующие в индивидуальной читте, расширяют ее до Космической Читты; она достигает космического уравновешенного состояния и способности мысленной трансформации.

41. кшина-вриттер абхиджатасьева манер грахптри-грахана-грахьешу тат-стха-тад-аньджаната самапатти

кшина-вриттех – субстанции разума, в которой модификации (слабости) истощились абхиджатасья – прозрачности ива – словно мане – кристалла грахитри – воспринимающий, познающий грахана – восприятие, средство познавания грахьешу – в воспринимаемом, познаваемом объекте тат-стха-тад-аньджаната – (вещество ума приобретает) способность мысленной трансформации, способность принять форму любого представленного объекта самапатти – трансформация

Когда ум свободен от флуктуации, он становится прозрачным, как кристалл, и обретает способность мысленной трансформации, способность предстать в форме любого объекта, будь то познающий («Я»), средство познавания (чувства) или познаваемые объекты (внешняя Вселенная, включая тело).

Прозрачный кристалл окрашивается в цвет объекта, размещенного позади него, – и светится этим светом. Точно так же субстанция разума отождествляется с любым объектом и предстает в форме этого объекта. Вступив в контакт с грахьей – познаваемым объектом, – например, с телом, субстанция разума отождествляется с ним и проецирует ощущение: «Я есть тело». Субстанция разума, соединившаяся со средствами познания (чувствами), отождествляется с ними и светится58 в форме чувств. Когда субстанция разума вступает в контакт с наслаждающимся «Я», она отождествляется с ним и проецирует ощущение: «Я наслаждаюсь». Аналогично, когда она вступает в контакт со свободным Пурушей, Ишварой, Пуруша-вишешей, Сагуна-брахманом, как объектом мысли, она отождествляется с Пурушей и сияет подобно кристаллу в природе свободного Пуруши, Ишвары, Сагуна-брахмана.

Способность мысленной трансформации включает в себя три процесса:

татстха – входить в объект и оставаться там;

таданджаната – пронизывать этот объект;

самапатти – мысленная трансформация, тождество с этим объектом.

В субстанции разума йога эти три процесса проходят одновременно. Такие процессы происходят во всех субстанциях разума, но в субстанции разума обычного человека они не проявляются в полную силу.

Субстанция разума непросветленного человека действует подобно частичкам топлива. Частички топлива входят в печь, затем они пронизывают ее и потом сияют в этой форме59. Субстанция разума просветленного человека действует подобно электричеству в лампочке накаливания: оно входит в нее, пронизывает ее и сияет, причем эти электрические процессы происходят одновременно.

Есть три типа объектов медитации:

грубые – тело и другие внешние материальные объекты;

тонкие – чувства;

тончайший – «Я».

Субстанция разума благодаря своей способности мысленной трансформации может отождествляться со всеми познаваемыми объектами, средствами познания (чувствами) и познающим (Пурушей, «Я»).

Четыре класса мысленных трансформаций суть следующие: 1) савитарка, 2) нирвитарка, 3) савичара, 4) нирвичара. Далее следует описание савитарка-самапатти.

42. татра шабдартха-викальпаи санкирна савитарка самапатти

татра – здесь шабдартха-викальпаи – различиями строения слова, значения и идеи санкирна – совмещенная, сплетенная савитарка самапатти – мысленная трансформация под названием савитарка

Мысленная трансформация, в которой синтаксическое и семантическое строение слова, значения и идеи является совместным, сплетенным, совмещенным, – называется савитарка. Савитарка-самапатти называется также савикальпа-самадхи.

Хотя слово, значение и идея отличаются друг от друга, они взаимосвязаны. «Корова» как слово, «корова» как объект и «корова» как идея, хотя и отличны друг от друга, в акте познания выступают как нераздельные. В результате углубленного анализа человек приходит к пониманию, что слова суть лишь символы объектов, что они отличны от объектов, что объекты и идеи отличаются. Они существуют на разных планах.

Произнесенные слова порождают вибрацию в океане акаши (эфира). Значения суть нервные токи, проводящие вибрации к чувству слуха. Интерпретация этих нервных токов в психологическом поле называется познанием, идеей. Таким образом, познание состоит из сочетания слова, значения и идеи.

Всем приходилось видеть перед собой объекты, название которых нам не было известно, и наоборот – многие объекты, которые мы можем назвать, нам не видны. Аналогично, если у нас есть какой-то объект и его наименование, нам нужна третья вещь – его свойство, идея.

Когда субстанция разума освобождается от воспоминания словесных обозначений и сознание избавляется от выбора, связанного с умозаключением или вербальным знанием, объект являет себя уму в своей собственной природе, не смешанной со словом. Эта мысленная трансформация называется нирвитарка:

43. смрити-паришуддхау сва-рупа-шуньевартха-матра-нирбхаса нирвитарка

смрити – память, воспоминание паришуддхау – в очищении сва-рупа – своей формы шунья – лишенное ива – словно артха – объект митра – только нирбхаса – сияющий нирвитарка – нирвитарка-самапатти, недискурсивная мысленная трансформация

Мысленная трансформация «без умозаключения» – такая, в которой субстанция разума, лишенная материальной природы, сияет так, как если бы она была единственным объектом медитации, Пуруша-вишешей, Ишварой, «Я».

Способность видеть истинную природу грубых объектов Вселенной непосредственно, неискаженно, без помощи слов и понятий, еще называется нирвикальпа-самадхи.

Человеческий ум переполнен материальными идеями. Вследствие этого он слаб. Когда благодаря практике медитации внимание очищается, бессознательная часть читты становится чистой. Сознательный ум (который можно назвать светом подсознательного электричества) становится свободным от материальных характеристик и начинает сиять так, как если бы он был единственным объектом медитации, Пурушей, «Я».

Ум и память обычного человека используют слова, значения и идеи только совместно; их отдельное понимание невозможно. Благодаря практике медитации эти три вещи не смешиваются. Читта подобна озеру. Вибрация слова подобна волнам на его поверхности. Когда произносится слово (например, «корова»), его вибрации входят через уши и вызывают в мозгу нервный ток, который представляет собой смысл слова. В результате действия и противодействия нервов, этот нервный ток и субстанция разума порождают идею «коровы». Слову сопутствует вибрация, которая не может существовать без слова; конечный результат действия и противодействия нервов – понятие «корова», В уме человека эти три вещи так тесно связаны, что разделить их невозможно. Когда поступает слово, чувства вибрируют и порождают импульс. Они следуют непосредственно друг за другом, и кажется, что между ними нет никакого различия. Когда мысленная трансформация «нирвитарка» практикуется в течение длительного времени, то память, являющаяся хранилищем всех впечатлений, очищается и человек обретает способность ясно различать каждую из этих трех вещей в отдельности. Это называется нирвитарка-самапатти.

*   *   *

объясняются мысленные трансформации савичара и нирвичара.

44. этаяива савичара нирвичара ча сукшма-вишая вьякхьята

этая – (посредством) этого процесса эва – также савичара – медитационная ча – и нирвичара – сверхмедитационная (мысленные трансформации) сукшма-вишая – касающаяся тонких элементов вьякхьята – объяснена

Посредством этого процесса также объясняются медитационные и сверхмедитационные трансформации, относящиеся к тонким элементам.

Мысленная трансформация в тонкие элементы называется савичара-самадхи (медитацией). Сознание в ней кажется ограниченным временем, пространством и личностью. Мысленная трансформация в тонкие элементы, не ограниченная временем, пространством, причиной и следствием, называется нирвичара-самадхи (сверхмедитационным самадхи). Савитарка имеет дело с грубыми объектами, а нирвитарка – с тонкими.

*   *   *

Простирается ли область мысленных трансформаций, относящихся к объективным видимостям, только до сферы тонких элементов? Нет.

Сфера мысленных трансформаций простирается до ноумена, потому что все тонкие элементы исходят из ноумена, пракрити.

45. сукшма-вишаятвам чалинга-парьявасанам

сукшма вишаятвам – сфера тонких элементов ча алинга-парьявасанам – (заканчивается) вместе с пракрити

Мысленная трансформация, связанная с тонкими элементами, достигает ноумена, потому что все тонкие элементы исходят из пракрити, ноумена.

Твердые, жидкие и газообразные субстанции разделяются на атомы. Атомы делятся на электроны, протоны и нейтроны, которые находят свое завершение в танматрах. Танматры разделяются на субстанцию разума: манас, аханкару и буддхи. В основе субстанции разума лежит алинга, пракрити. Т. о. полностью охватываются четыре класса:

грубые объекты, видимая, воспринимаемая Вселенная;

тонкие объекты, танматры и органы чувств;

субстанция разума;

ноумен, неделимая пракрити.

По мере продвижения мы переходим ко все более тонким вещам. Хотя Пуруша, Чистое Сознание, – самый тонкий, он не является непосредственным предметом санпраджнята-самадхи. С ним имеет дело асанпраджнята-самадхи. Пракрити, Верховная Природа, является финальной точкой в серии групп, растворяющихся одна в другой. Тот, кто посредством концентрации в самадхи овладел вышеупомянутыми четырьмя стадиями мысленной трансформации, обретает власть над пракрити, Верховной Природой. Описанные здесь четыре стадии включают два других вида санпраджнята-самадхи – сананду и сасмиту, которые имеют отношение к той же группе объектов и элементов.

Четыре стадии космических сил (гун) суть следующие:

вишеша – конкретное, детализированное: пять физических элементов, пять сенсорных органов, пять моторных органов и ум – всего шестнадцать;

авишеша – неконкретное, недетализированное: пять танматр и аханкара – всего шесть;

лингаматра – только обозначенное (то, над чем имеется только первоначальная энергия – буддхи);

алинга – лишенное признаков и характеристик – изначальная пракрити.

*   *   *

Целью деятельности четырех состояний мысленной трансформации является объективный транс.

46. та эва сабиджа самадхи

та – эти (четыре состояния мысленной трансформации) эва – только сабиджа – с семенем самадхи – транс, самадхи

Они суть лишь транс «с семенем».

Самадхи, которое является результатом медитации на объект (грубый или тонкий), не дает освобождения от циклов рождений-смертей. Оно называется самапатти («равновесием ума») и является видом санпраджнята-самадхи.

Эти четыре состояния мысленной трансформации называются «самадхи с семенем», потому что во всех этих типах самадхи дурные тенденции разрушаются не полностью. Они остаются в форме семян в бессознательном или подсознательном состоянии субстанции разума. Этот тип самадхи не уничтожает семена прошлых карм, а лишь задерживает их рост. В соответствии с временем, местом, причинами и следствиями семена могут прорасти вновь, если медитирующий не будет придерживаться строгой самодисциплины.

Известно, что на заре знания все проблемы и страдания кажутся устраненными, но при каждом удобном случае проблемы появляются снова и страдание возвращается.

Трава и листья пропадают, когда выпадает снег, но, когда приходит весна, они показываются снова. Точно так же во время медитации все прошлые кармы пропадают, но в благоприятной для них ситуации они появляются снова.

*   *   *

Каково духовное значение этих мысленных трансформаций, особенно нирвичара-самадхи (сверхмедитационного самадхи)?

47. нирвичара-вайшарадье’дхьятма-прасада

нирвичара – сверхмедитационное состояние вайшарадье – в невозмутимом, чистом потоке сознания адхьятма – субъективное, духовное прасада – проявление света, милости

Когда имеет место невозмутимый

Скачать:PDFTXT

Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать бесплатно, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать онлайн