афоризмах 15 и 16 описываются суть и природа вайрагьи и два класса непривязанности:
апара-вайрагья – непривязанность к грубому миру;
пара-вайрагья – непривязанность к тонкой природе.
В афоризме 17 говорится о четырех ступенях санпраджнята-самадхи:
витарка – логическое рассуждение, эпистемологическое мышление;
вичара – философское различение;
ананда – познание Реальности и Высшего Блаженства;
асмита – единение с Пурушей, Брахманом.
10. В афоризмах 18-20 дано определение асанпраджнята-самадхи как тождества с Пурушей, Брахманом, и описаны два класса асанпраджняты:
псевдо-асанпраджнята-самадхи, которое приводит сознание к поглощению в пракрити;
истинное асанпраджнята-самадхи, которое приводит сознание к тождеству с Брахманом, Пурушей.
В афоризмах 21 и 22 рассматривается природа медитирующих и быстрое достижение успеха тем йогом, который осуществляет наиболее интенсивную практику.
В афоризмах 23-28 говорится о тождестве с Ишварой; дается определение Пуруши как всезнающего, вездесущего и всемогущего. Этот Пуруша достигается посредством вслушивания в наду, пранаву, и посредством повторения Ом с целью преобразования человеческой личности в божественную личность.
В афоризме 29 сказано, что результатами вслушивания в наду являются:
Космическое Сознание;
устранение всех помех.
В афоризмах 30 и 31 описываются помехи, психические и физические расстройства.
В афоризме 32 говорится об исключительной роли медитации на Пурушу, Брахман, наду, которая позволяет преодолеть все помехи, психические и физические расстройства.
В афоризме 33 описаны четыре метода очищения ума, дающих возможность поддерживать его в спокойном, счастливом и безмятежном состоянии.
В афоризмах 34-39 дано описание различных методов достижения эмоциональной устойчивости.
В афоризме 40 объясняется результат концентрации – господство над природой, от самого крошечного атома до беспредельности.
В афоризмах 41-44 описывается природа мысленной трансформации и ее четыре класса:
савитарка;
нирвитарка;
савичара;
нирвичара.
В афоризме 45 объясняется природа пракрити как предельного состояния всех грубых и тонких объектов.
В афоризмах 46-49 описывается санпраджнята-самадхи (соединение с Космическим Сознанием) как самадхи «с семенем». Интуитивное сознание, приобретаемое в самадхи, является наивысшим и самым прямым восприятием Запредельной Истины.
В афоризме 50 объясняется, что самадхи контролирует все другие впечатления, тенденции и привычки.
В афоризме 51 утверждается, что санпраджнята-самадхи (соединение с Космическим Сознанием) завершается в асанпраджнята-самадхи (отождествлении с Космическим Сознанием).
2садхана-падаКРИЙЯ-ЙОГА
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ И САМАДХИ
Глава 1 утверждает, что самадхи (Космического Сознания) могут достичь те, чья субстанция разума чиста и сконцентрирована. Глава 2 описывает средства достижения сконцентрированного состояния субстанции разума тех, чей ум беспокоен и рассеян.
1. тапа-свадхьяйешвара-пранидханани крийя-йога
тапас – тренировка чувств для самодисциплины и очищения свадхья – изучение физики и метафизики с точки зрения самоанализа ишвара-пранидхана – преданность «я» Высшему «Я», отождествление с Высшим Сознанием крийя-йога – (суть) практические средства достижения концентрированного состояния субстанции разума
Аскеза, самообучение и преданность Богу составляют крийя-йогу.
Союз и отождествление с Космическим Сознанием не могут быть обретены тем, чей ум не очищен и не само дисциплинирован.
Душа в ходе бесчисленных рождений оказалась наполненной множеством загрязнений. Эту нечистоту нельзя устранить без тапаса – самодисциплины и очищения. Однако тренировка или самодисциплина должна быть ограничена дисциплиной «Я». Здесь под «свадхьяей» понимается, в частности, рецитация очистительных слов (таких, как Ом), изучение физики и метафизики, ведущее к анализу «я», и постоянное исследование разумной силы, которая действует в человеческом сознании как сила поощрения и наказания. Должна иметь место всецелая преданность индивидуального сознания Космическому Сознанию. Читта состоит из трех основных частей:
ум – манас;
«я», эго – аханкара;
сверхсознание – буддхи.
Эти три части действуют гармонично и совместно называются читтой. Субстанция разума называется читтой, так как является центром проявления Чити, Высшего Сознания, Брахмана, Пуруши, «Я». Высшее Сознание проявляется во всех частях читты, но в буддхи оно проявляется в первую очередь и непосредственно. Из буддхи сознание нисходит в аханкару, а из аханкары в манас.
Развитие личности в количественном и качественном отношении зависит от степени проявления в читте Высшего Сознания. Космическое Сознание, которое отражается как принцип, вознаграждающий или наказывающий согласно добрым или дурным поступкам, называется Высшим Сознанием. Знает человек об этом или нет, но его развитие есть не что иное, как проявление и раскрытие этого Сознания. Благодаря академической учебе в школе и университете, посредством молитвы и поклонения в церкви и синагоге и в конечном счете путем концентрации, созерцания и медитации в самадхи человек раскрывает подсознательную читту и познает Высшее Сознание, которое имманентно и трансцендентно скрыто в существах в качестве центрального основания.
Согласно проявлениям сознания можно провести градации существования. В минеральном царстве сознание находится в спящем состоянии. В растительном мире оно проявляется как жизненная сила. В царстве животных сознание выступает как сила инстинкта. Наконец, в человеческих существах оно проявляется как сила мышления, рассуждения и постижения. Все части Природы управляются этим могущественным Принципом Сознания.
Свет и эфир не занимают пространства; у них нет веса, размера или формы. Следовательно, они не являются материей. Они суть проявления в материи, которая занимает пространство и имеет размеры и форму. Например, в электрической плите мы видим проявление света в форме тепла, наполняющего и пронизывающего объект, в котором оно проявляется. Аналогично, Высшее Сознание – вне времени, пространства, причины и следствия. Тем не менее оно проявляется в читте и пронизывает ее имманентно и трансцендентно. Эта энергия, которая вечно действует в читте как руководящая сила, называется Абсолютным Учителем. Раскрытие и исследование этого Высшего Сознания в психике должно быть главной движущей силой каждого человека. Преданность этой Высшей Психической Силе не означает, что человек должен ради нее прыгать из окна; это значит, что он должен избавиться от предвзятости и поддерживать открытость ума, чтобы это Сознание смогло действовать. Отождествление с Высшим Сознанием – другое название преданности. Преданность Высшей Силе, Абсолютному Учителю, прислушивание к Ишваре, спокойное слушание его голоса, отказ от всех индивидуальных предвзятостей и отождествление с этим Высшим Учителем называется «Ишвара-пранидхана».
* * *
В чем назначение крийя-йоги?
2. самадхи-бхаванартха клеша-тану-каранартхаш ча
бхавана – (для) осуществления самадхи – союза и отождествления с Космическим Сознанием артхах – с целью клеша – помех, психических и физических расстройств и аффектов тану – ослабления каранартха – ради ча – и
Крийя-йога предназначена для осуществления союза и отождествления индивидуального сознания с Космическим Сознанием и ради ослабления аффектов.
Крийя-йога вызывает положительные перемены в личности. Воспитание и тренировка субстанции разума подобна воспитанию и тренировке Детей. Крийя-йогу следует постоянно практиковать для того, чтобы устранить клеши (всё неблагоприятное) и обрести единение с Космическим Сознанием. Аффекты, ослабленные крийя-йогой, теряют свою силу, и ум больше никогда не затрагивается ими. Когда аффекты и препятствия ослаблены до крайней степени, они остаются в форме семени. Позже, посредством огня интуитивного знания Пуруши и пракрити, эти семена сжигаются, и ученик полностью освобождается от них. Когда субстанция разума полностью освобождается от аффектов, она отражает Абсолютный Свет Пуруши. Так человек приходит к раскрытию тождества с Высшим Сознанием.
* * *
Что такое клеша?
3. авидьяасмита-рага-двешабхинивеша паньча клеша
авидья – неведение, незнание, нереальное познание асмита – эгоизм, индивидуализм рага – привязанность, (материальная) любовь двеша – отвращение, ненависть абхинивеша – инстинкт жизни в противовес инстинкту смерти паньча клеша – (суть) пять препятствий, аффектов
Неведение, эгоизм, влечение, отвращение, инстинкт жизни суть пять аффектов.
Все клеши (аффекты) – помехи, несущие страдания; они являются формами авидьи – ложного знания, не соответствующего реальности. Они есть результат неправильного восприятия; все они иллюзорны и вызваны ошибочной интерпретацией. Клеши ведут личность по направлению к низшей природе, которая приносит новые напасти. Так движется их порочный круг.
* * *
Ложное знание (авидья) – главная причина всякого страдания.
4. авидья кшетрам уттарешам прасупта-тану-виччхиннодаранам
авидья – неведение, ложное знание кшетрам – (есть) поле уттарешам – других (эгоизма, привязанности, отвращения, инстинкта смерти) прасупта – (будь они) спящими тану – ослабленными виччхинна – преодоленными, замещенными ударанам – расширившимися, действующими в полную силу
Неведение является плодородной почвой для других четырех, будь они спящими, ослабленными, преодоленными или расширившимися и действующими в полную силу.
Что такое «спящие аффекты»? Это существование карм как потенциальной способности в форме семян, способных прорасти в подсознательной форме субстанции разума. Семя кармы прорастает и дает побег в подходящее время года, на пригодной почве и при наличии влаги – т.е. в благоприятных условиях, соответственно времени, месту, причине, следствию и личности. У человека, обладающего знанием различия между Пурушей и пракрити, ростки аффектов сжигаются. Поэтому, несмотря на наличие подходящей среды и ситуации, они не вступают в деятельность. О мудром человеке, чьи клеши сожжены, говорят, что он родился в Пуруше, Брахмане. Это – психологическое рождение. Хотя сила семян разрушена и они не пробуждаются даже тогда, когда перед ними предстает какой-нибудь объект, такое состояние входит в число клеш. Подобная спячка есть потенциальная форма семян кармы и подразделяется на два класса:
семена, ожидающие благоприятной ситуации, чтобы пустить побеги;
сожженные семена, которые не могут пустить побеги даже в благоприятных условиях.
Аффекты, препятствия, помехи и страдания ослабляются. Они преодолеваются путем взращивания противоположных впечатлений, тенденций и привычек. Они прячутся, когда замещаются или преодолеваются другими аффектами, и появляются вновь и вновь согласно ситуации. Например, во время прилива любви деятельность гнева не наблюдается. Другими словами, гнев не возникает, если пришла в действие любовь.
Таким образом, гнев и любовь могут находиться в любом состоянии – спящем, ослабленном, замещенном или деятельном. Полностью деятельное и активное состояние (удара) – такое, в котором психические силы вместе с физиологическими силами нашли полное проявление в каком-либо объекте.
Так как они приводят к страданиям, то и становятся напастями, хотя и различными по своему характеру. В соответствии с благоприятными или неблагоприятными ситуациями всякое страдание может быть спящим, ослабленным, замещенным чем-то или – полностью деятельным и активным.
Все аффекты суть модификации и видоизменения авидьи (неведения). Авидья пропитывает все клеши, которые проявляются согласно количественному и качественному проявлению авидьи. Они существуют параллельно авидье (ложному знанию) и исчезают, когда исчезает авидья.
* * *
Что такое авидья?
5. анитьяшучи-дукханатмасу нитья-шучи-сукхатма-кхьятир авидья
анитья – (видеть в) невечном ашучи – нечистом дукха – приносящем боль анатмасу – в не-«Я» нитья – вечное шучи – чистое сукха – приносящее наслаждение атма-кхьяти – самопознание авидья – (есть) неведение
Неведение есть принятие невечного за вечное, нечистого за чистое, приносящего боль за приносящее наслаждение и «не-Я» за «Я».
Первой фазой авидьи (неведения) является принятие невечного за вечное; например, когда человек считает, что земля вечна, что твердь небесная с Луной, планетами, Солнцем и звездами неизменна, что боги бессмертны.
Вторая фаза – это когда человек считает чистыми нечистые вещи, например, тела противоположного пола, лживость, воровство. Сюда включается ощущение чистоты в теле, которое нечисто по своему положению, происхождению, процессу поддержания и разрушения. Необходимость в постоянной его очистке подтверждает, что оно находится в нечистом состоянии.
Высказывания типа «Ты величественна, как Луна; твои члены – мед и нектар; твои глаза сверкают как молнии, они большие и восхитительные, как лепестки голубого лотоса; ты кажешься рожденной Луной» – это просто поэтические описания, и они