Скачать:PDFTXT
Афоризмы йог. Свами Вивекананда

занимается выяснением истины относительно «Я»; еще меньше тех, кто постигли «Я»63. Путь самоосознания, который вначале кажется полным трудностей и горьким, в конце сладок как нектар64.

Тем не менее система санкхья-йоги излагает классический метод самоанализа. Искренне следуя ему, человек найдет, что самоанализ легок и доступен. Афоризм 21 описывает одновременно внешний и внутренний анализ объектов. Пракрити вместе со всеми своими проявлениями – внешними или внутренними, относящимися к собственному телу человека или к окружающей его Вселенной – существует ради Пуруши, «Я». У нее нет отдельного бытия. Существование «Я» становится известным через посредство пракрити. Когда мы хотим определить, жив человек или умер, мы смотрим на движения сердца и легких – но они суть не что иное, как продукт пракрити.

«Я мыслю, значит, – существую» – в этом утверждении существование «я» доказывается посредством мышления – акта мыслящего принципа (читты), являющегося продуктом пракрити. В мире относительности невозможно воспринять «я» напрямую, без помощи пракрити и проявленной ею Вселенной. Именно для этого и существует проявленная Вселенная. Вселенная вместе со своей множественностью исчезнет, когда будет полностью постигнута Абсолютная Природа Пуруши.

*   *   *

Если объективная Вселенная и ее множественность исчезают, тогда почему мы все еще видим эту Вселенную и множественность?

22. критартхам прати наштам апьянаштам тад-анья-садхаранатват

апи – хотя (эта Вселенная с ее множественностью) наштам – разрушена прати – для критартхам – тех, кто достигли освобождения и просветления анаштам – (она) не разрушена тат анья-садхаранатват – из-за свойства быть общей для других – тех, (кто не просветлен)

Хотя эта Вселенная с ее множественностью перестала существовать для того, кто достиг просветления и нирваны, она не перестала существовать для тех, кто не просветлен.

*   *   *

Этот афоризм призван описать характер отношений между Пурушей и пракрити в состоянии порабощения.

23. сва-свами-шактйо сва-рупопалабдхи-хету санйога

шактйо – в силах обоих сва – собственности, пракритисвами – собственника, Пурушихету – причина упалабдхи – обретения сварупа – характера (пракрити)санйога – отождествления

Когда силы Пуруши, «Я», включают в себя характерные черты сил пракрити, это становится причиной отождествления «Я» с «не-я».

Само по себе отождествление не такая уж плохая вещь, но от природы отождествления зависит, будет ли оно правильным или ошибочным. Если человек рассматривает себя как человека и отождествляется с человеческими свойствами, то это желательно, так как такое отождествление истинно. Но если он отождествляет себя с чем-то, что человеку не свойственно, это будет нежелательным ввиду ложности подобного тождества.

«Я» вездесуще, всезнающе и всемогуще. Пракрити есть его внутренняя сила, неотъемлемая от него, как тепло и свет неотделимы от Солнца. Если «Я» осуществляет такое истинное отождествление, оно желательно и естественно. Но в порабощенном состоянии душа, которая по своей сущности имманентна и трансцендентна, которая на самом деле пребывает вне времени, пространства, причины и следствия, отождествляет себя с такими материальными продуктами пракрити, как тело, ум и чувства. Из-за этого ложного отождествления с ограниченными материальными продуктами она забывает свое всезнание, всемогущество, вездесущесть, имманентность и трансцендентность. Она ограничивает себя сферой тела, чувств и ума, которые являются порождением времени, пространства, причины и следствия. Это ложное отождествление является причиной всех страданий и несчастий.

Если пациент отождествляется с врачом, он избавится от своей болезни. Напротив, если врач отождествляется с пациентом, то и сам заболеет. Если человеческое сознание отождествляется с материей и материальными продуктами, оно будет страдать. Если оно отождествится с Абсолютным «Я», то освободится от всех страданий и несчастий.

*   *   *

В чем состоит причина ложного отождествления?

24. тасья хетур авидья

тасья – этого (ложного отождествления) хету – причина авидья – неведение, незнание

Причина этого – неведение.

Фундаментальной причиной ложного отождествления является нереальное знание, незнание природы «Я» и «не-я». Посредством неведения человек создал ложное отождествление с телом, чувствами и умом. Тем самым он открыл себя несчастью. Тело является центром проявления «Я» во времени и в пространстве. «Я» использует тело в качестве приемника и передатчика. Но отождествление «Я» с телом является предрассудком, который становится причиной материального счастья и несчастья. Причиной этого предрассудка или ложного отождествления есть неведение. Следовательно, он будет устранен только посредством его противоположности – знания.

Неведение есть отсутствие знания. Знание является причиной освобождения. (Это фигуральное выражение, так как знание само по себе является освобождением.)

Как отсутствие неведения есть знание, так и отсутствие знания есть неведение.

В чем заключается механизм неведения?

Является ли оно окутыванием «Я» свойствами космических сил? Нет, так как облака гун не в состоянии скрыть Солнце «Я».

Является ли оно неудачной попыткой субстанции разума создать более высокие следствия, изменения, перед Пурушей, «Я», который является их Зрителем? Нет, так как знание не является продуктом субстанции разума.

Является ли оно естественным следствием функционирования космических сил, стремящихся породить отсутствие знания у «Я»? Нет, так как деятельность космических сил находится под полным контролем «Я».

Является ли его причиной недифференцированное сознание, пракрити, которое на протяжении бесчисленных рождений привело субстанцию разума в потенциальное состояние, чтобы она осталась в форме семени и не выросла в самопознание?

Является ли его причиной нарушение равновесия пракрити, которое, чтобы вызвать неведение, приводит в действие проявленные подсознательные впечатления ума? Сказано, что, если бы первичная причина, пракрити, пребывала всегда только в равновесии, она перестала бы быть первопричиной из-за отсутствия следствия, т.е. эволюции. Аналогично, если бы первопричина всегда пребывала в движении, она была бы не первичной причиной, так как развившиеся из нее следствия были бы вечными. Это противоречит истине. Так как она действует обоими способами, т.е. в равновесии и в движении, она и именуется первичной субстанцией.

Некоторые говорят, что неведение, отсутствие истинного знания, есть не что иное, как энергия пракрити, посредством которой она производит как знание, так и неведение. Человек хочет знать о хорошем, но в то же время стремится забыть или не знать о плохом. Знание есть способность знать познаваемое; точно так же неведение есть способность не знать вещи, не заслуживающие знания.

Еще говорят, что знаниеэнергия Пуруши и что отсутствие знания – энергия пракрити.

Также говорят, что видение множественности есть неведение, а видение единства есть знание.

Санкхья-йога заявляет, что видение множественности всей Вселенной в «Я» и способность видеть «Я» во множественности Вселенной есть видья (знание), а отсутствие этого знания – авидья (неведение).

Йога-веданта утверждает, что все разделы эмпирического знания суть неведение (авидья) и лишь знание Брахмана есть видья. Вследствие этого любое знание, отличное от знания «Я», именуется «авидьей».

*   *   *

В йоге есть четыре раздела – «О страдании», «О причине страдания», «О нирване» и «О причине нирваны». Страдание описано в афоризме 16. Причина страдания раскрыта в сутре 17. Афоризмы 18-24 описывают темы, относящиеся к двум первым разделам. Теперь дается описание освобождения (кайвальи).

25. тад-абхават санйогабхаво ханам тад дрише кайвальям

абхават – от отсутствия тат – его (неведения) абхава – отсутствие самйога – ложного отождествления ханам – устранение (отождествления) тат – то каивальям – Абсолютное Освобождение, нирванадрише – Зрящего, Пуруши

Освобождение Зрящего есть порожденное устранением неведения отсутствие ложного отождествления «Я» с «не-я».

Прекращение страдания состоит в устранении отождествления «Я» с «не-я». Такое ложное отождествление обусловлено неведением. Следовательно, устранение неведения означает устранение ложного отождествления. С исчезновением ложного отождествления Пуруша, «Я», обретает Абсолютную Свободу.

*   *   *

Всего описываются четыре термина:

Хея или дукха – страдание, несчастье;

Хея-карана – причины страдания;

Хана – прекращение страдания;

Ханопая – причина устранения страдания.

Ниже приводится описание причины прекращения страдания.

26. вивека-кхьятир авиплава ханопая

вивека-кхьяти – прямое интуитивное знание Пуруши и пракритиавиплава – нерушимое, непоколебимое ханопая – средство устранения страдания

Средством прекращения страдания является нерушимое и непоколебимое различающее знание Пуруши и пракрити.

Страдание нельзя устранить, не устранив его причину. Причиной страдания является отождествление «Я» с «не-я», а коренной причиной отождествления и страдания есть незнание природы «Я». Следовательно, избавление от ложного отождествления и таких его последствий, как страдания, связанные с рождением, смертью и старостью, возможно только в единении с Пурушей, Брахманом, через непосредственную интуицию или самопознание.

Это нерушимое, непоколебимое различительное знание представляет собой распознание абсолютной природы Пуруши, каковой является Вечное Бытие, Сознание и Блаженство.

Различающее знание остается нетвердым, нестойким и легко разрушимым до тех пор, пока не устранено ложное отождествление «Я» с «не-я». Когда потенциальное семя авидьи (неведения) сожжено и уже неспособно принести плод, когда из субстанции разума удалена затмевающая сила раджаса и тамаса, тогда саттва (сознательная энергия) в состоянии наивысшей чистоты может свободно течь по направлению к Пуруше, Брахману. Именно это различающее распознавание является средством устранения страданий.

У освобождения есть два аспекта:

сжигание семян всех карм и устранение неведения, не дающее этим кармам прорасти; устранение отождествления «Я» с «не-я»;

постоянная медитация и самоанализ для достижения различающего знания и установления единства и отождествления «я» с «Я».

*   *   *

Это различающее распознавание проходит семь стадий.

27. тасья саптадха пранта-бхуми прджня

тасья – его (различающего йогина) праджня – интуитивное знание (проходит) саптадха – семь пранта-бхуми – стадий

Интуитивное знание йога проходит семь стадий.

Эти семь стадий сознания суть следующие:

Познание страдания, подлежащего устранению. На этой стадии не остается ничего, что еще нужно было бы знать о боли, несчастье и страдании.

Устранение причин страдания. Не остается больше ничего, что еще нужно было бы знать о причинах страдания.

Непосредственное культивирование кайвальи, нирваны, посредством различающего знания в самадхи. Нет более высокого состояния счастья, чем нирвана.

Достижение понимания средства познания, различающего распознавания.

Таковы четыре вида свободы сознательного различения внешних явлений.

Свобода от внутренних явлений субстанций разума трояка:

Прекращается власть читты (мыслящей субстанции) над «Я».

Заканчивается бесконтрольная деятельность космических сил в субстанции разума. Без поддержки субстанции разума давление гун прекращается, как с горы падают лишенные опоры камни. Гуны стремятся к растворению и приходят в покой вместе с субстанцией разума. Когда они растворены и побудительной причины больше нет, они больше не вызывают роста индивидуальности. В этом состоянии «Я» непосредственно объединяется с Пурушей, Брахманом.

В этом состоянии «Я» становится тождественным с Пурушей, Брахманом, пребывающим за пределами космических сил. Оно становится имманентным и трансцендентным.

Йог, прошедший через эти семь стадий сознания, называется кушалой (искусным). Он утвердился в высшем Бытии, Сознании и Блаженстве. Это состояние можно только испытать; описать его нельзя. На каждой стадии сознания открывается много сверхъестественных сил. Они будут описаны в главе 3.

Соответственно бесчисленному множеству объектов во Вселенной, имеются бесчисленные классы сознания. Здесь перечислены семь фундаментальных классов, которые включают в себя все другие подклассы и разнообразные виды сознания.

*   *   *

Благодаря совершенству различающего распознания человек обретает освобождение. Далее описываются средства различающего распознавания.

28. йогангануштханад ашуддхи-кшайе джняна-диптир авивека-кхьятех

ануштханат – из-за практики анга – вспомогательных средств йога – союза индивидуального сознания с Высшим Сознанием кшайе – в разрушении ашуддхи – загрязнений джняна-дипти – свет знания авивека – вплоть до различающего кхьяте – распознавания

В результате разрушения

Скачать:PDFTXT

Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать бесплатно, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать онлайн