Скачать:PDFTXT
Афоризмы йог. Свами Вивекананда

мысли человека, которые причиняют вред ему или другим независимо от того, осуществил ли человек их, добивается ли их осуществления или одобрил их. Им предшествует алчность, гнев или неведение. Они могут быть в мягкой, умеренной или интенсивной форме. Они приводят в результате к бесконечному циклу страданий и к разрушению мудрости. Поэтому необходимо культивировать их противоположности.

Чтобы защитить себя от боли, несчастья, страдания и потери мудрости, следует культивировать в уме противоположные волны – созидательные силы. Противоположные движущие силы приходят вместе с пониманием того, что эти разрушительные склонности вызывают нескончаемую боль, страдание, несчастье и разрушение мудрости. Это означает, что страдание и уничтожение мудрости являются нескончаемыми результатами таких разрушительных сил. Поэтому следует настойчиво взращивать созидательные мысли.

Кроме того, разрушительная и вредоносная деятельность требует планирования. Это планирование выполняется умом человека. Он не может причинять вред другим, не повредив сперва своими идеями себе. Вредоносными мыслями ум человека отравляется, и его рост блокируется. Отсюда проистекают различные психические и физические расстройства. Будет нанесен другим вред или нет – зависит от их судьбы. Но ум человека, имеющего вредоносные мысли, безусловно терпит вред и отравляется. Это неизменный психологический факт.

Дальнейшее формирование и рост личности протекает согласно психологическим движущим силам. «Если кто-то окружил тебя шипами, осыпь его цветами. Он наколется на шипы, а ты будешь иметь дело с цветами».

Разрушительные силы расходуют огромное количество психической энергии во зло, против физиогенных сил тела. Вследствие этого возникают физические и психические расстройства.

*   *   *

Описываются результаты ям – ахимсы, сатьи, астеи, брахмачарьи и апариграхи.

35. ахимса-пратиштхаям тат-саннидхау вайра-тьяга

пратиштхаям – в утвержденности ахимса – (ментальных волн) непричинения вреда, ненасилия саннидхау – в присутствии тат – его (такого человека) вайра – враждебность тьяга – (всех живых существ) прекращена

Когда субстанция разума твердо покоится в волнах ахимсы (непричинения вреда), в присутствии такого человека все существа прекращают свою вражду.

Вредоносность и злые помыслы убивают естественную силу субстанции разума. Волны такого вредоносного ума причиняют вред – знает человек об этом или нет. Если вредоносные волны устранены и ум утвердился в вибрациях ненасилия, они излучаются во всех направлениях. Перед таким йогом все существа забывают о своей враждебности. Термин ахимса состоит из двух слов: а («не») + химса («убийство, причинение вреда»). Термин химса происходит от слова симха («лев»). Природа льва – нападать, обижать, причинять вред. Поэтому ахимса – это отсутствие любых форм нападения или войны. Химса делится на три класса:

физическая – посредством тела и орудий, включая войну;

словесная – посредством разговоров, направленных против других, включая психологическую войну;

ментальная – посредством мышления, направленного против других.

Химса значит действовать, говорить или мыслить против себя или других, наносить вред себе или другим в любой форме. Сюда относится употребление наркотиков и других веществ, наносящих вред тканям тела. Отказ от всех видов причинения вреда называется ахимсой.

Этот термин используется без прилагательного, так как применяется в широком смысле: он включает в себя все типы причинения вреда.

Человек не может причинить вред другим, не причинив его сперва самому себе, так как причинение вреда является результатом психологического планирования. Вред от слов более серьезный, чем нанесенный физически, а психологическое причинение вреда – самое серьезное. Посредством физического причинения вреда можно разрушить только физические формы. Посредством слов можно повредить как телу, так и уму. Психологическое причинение вреда может разрушить даже форму духа. Вследствие этого душа человека, причинившего вред, переселяется в более низкие типы тел.

*   *   *

Описывается вторая яма – сатья.

36. сатья-пратиштхаям крийя-пхалашраятвам

пратиштхаям – при утверждении сатья – в правдивости крийя – (всякие) действия пхала – (имеют) плоды ашраятвам – зависимости

Когда йог утверждается в правдивости, являющейся основой всех действий, он обретает плоды без усилий.

Если ум прочно обосновался в правдивости, совершаемые действия начинают приносить результаты немедленно. В обычном состоянии, когда человеческий ум содержит как правду, так и неправду, человеку требуется дольше времени, чтобы достичь успеха в своих действиях, или же он может потерпеть неудачу, даже если делает всё очень тщательно. Но когда его ум прочно утвердился в истине, каждое совершенное действие будет приносить определенные результаты.

Все начинающие знают, что медитация дается с большим трудом. Они упорно стараются, но результат невелик или вовсе отсутствует. Даже 24-часовая медитация не приносит ожидаемых результатов. Это обусловлено тем, что их бессознательный или подсознательный ум забит смесью не истины и истины. Когда ум человека очищается посредством медитации и не истина устраняется, совершаемые им действия начинают скоро давать результаты, даже превышая его ожидания. Минутная медитация может принести результат, которого начинающие не достигают и за годы.

Когда ум йога утвердился только в истине, каждое его слово становится полным истины и благословения.

*   *   *

Описывается третья яма (неворовство).

37. астея-пратиштхаям сарва-ратнопастханам

пратиштхаям – при утверждении астея – в неворовстве сарва – всех ратна – драгоценностей, процветания упастханам – стекание

Когда йог утверждается в неворовстве, он обретает все внутренние богатства.

Ум йога, если он надежно утвердился в состоянии нестяжания, всячески процветает – материально, психически и духовно. Чем больше человек отказывается от овладения природой, тем больше она становится его собственностью. Это факт. Чем больше человек хлопочет, тем больше он теряет; чем больше он отрешается, тем больше обретает.

*   *   *

Описывается четвертая яма, брахмачарья.

38. брахма-чарья-пратиштхаям вирья-лабха

пратиштхаям – при утверждении брахма-чарья – в воздержании вирья – энергии (физической, психической и духовной) лабха – обретение

Когда человек тверд в половом воздержании, он приобретает физическую, психическую и духовную крепость.

Невоздержание включает в себя следующее:

слушание разговоров о сексе;

чтение эротической литературы;

наблюдение за совокупляющимися;

беседы о сексе;

флирт;

мысли о сексе;

танцы (как прелюдия секса);

просмотр порнографических и эротических фильмов и телепередач;

близкое общение с сексуально озабоченными людьми;

совершение половых актов и мысли о них.

Во все эти виды деятельности вовлечены колоссальные психические силы. У химических, биохимических и биологических сил отбирается их психическая и физиологическая энергия. Воздержание от этих действий называется брахмачарьей. Посредством брахмачарьи не допускается растрачивание гормональной и другой физиологической энергии тела, которая должна использоваться для психического и физического развития.

Эта энергия трансформируется в апара-оджас и пара-оджас. Апара-оджас поддерживает физическую крепость, которая защищает тело от физических болезней. Пара-оджас поддерживает силу духа и ума, защищает человека от психических болезней и проявляет психические и духовные силы.

Именно оджас называется Брахманом, Всевышним, а преобразование оджаса в физическое и психическое развитие называется брахмачарьей. Оджас находится между умом и Абсолютом, Пурушей, Брахманом. Он является сущностью всех физических и психических сил.

*   *   *

Описывается пятая яма – апариграха.

39. апариграха-стхайрье джанма-катханта-самбодха

стхайрье – при утверждении апариграха – в ненакоплении, неалчности самбодха – (человек обретает) знание катханта – причин процесса джанма – рождения

Когда ум утвердился в неалчности и неэгоистичности, йог обретает знание, касающееся процессов рождения и смерти.

Все наши связи суть отношения к другим людям. Эти связи сопровождаются обменом идеями, мыслями, материалами и деньгами. Знает человек или нет, верит он в это или нет, но он везде и всегда порождает три основных вида взаимоотношений:

дружбу и товарищество;

нейтральность;

враждебность.

Эти отношения создавали, создают и будут создавать среду, в которой человеку приходится жить. Отношения матери и отца, мужа и жены, а также нейтральные и враждебные отношения – не что иное, как следствия умонастроений человека. Хорошим поведением человек может сделать друга из кого угодно, а плохими поступками может превратить друзей во врагов. В зависимости от отношения к ним, враги могут стать друзьями, а друзья – врагами. Поэтому человеку следует внимательно относиться к окружающим людям, так как, сам того не зная, он подбирает себе семью, в которой родится в следующий раз.

Основой всех этих связей является материальное благополучие, без которого любовь не может найти выражения. Из-за жадности и желаний человек вовлекается во всевозможные хлопоты. Накопление имущества, которым другие люди не пользуются, является серьезным прегрешением против общества и нации.

У каждого человека есть три типа обязанностей:

Общественные, национальные и международные. Человек является продуктом общества и нации. Он обязан содействовать их улучшению.

Обязанности по отношению к наукам. Сейчас уже существует множество наук, и в будущем появятся новые. Поскольку человек пользуется их плодами, он должен содействовать их непрерывному развитию.

Космические обязанности. Человек рождается с помощью космических сил, и он обязан содействовать учреждениям, имеющим дело с космосом.

Апариграха – это непривязанность к материальным вещам. В состоянии апариграхи человек пользуется своими деньгами как доверенное лицо, а не как собственник. Непривязанность не означает отбрасывание денег. Она означает, что человек должен делиться своими деньгами с другими.

Человек считает свои доходы собственностью, но это не так. С доходами связаны семейные, общественные, национальные, международные и другие долги. Если не оплачивать их, они создают дисгармонию и страдание.

Изучающий йогу не должен быть привязан к материальной собственности. Ему следует справедливо распределять свою собственность по мере ее поступления. Непривязанность к материальной собственности называется апариграхой.

Различие между ямами и ниямами состоит в следующем. Соблюдение пяти ям влечет за собой индивидуальный, общественный, национальный и международный мир и счастье. Поэтому они и называются «великими обетами». Чтобы выполнить их, человек должен следовать ниямам, предписаниям. Ямы суть великие индивидуальные обеты; они являются ограничениями. Ниямы являются индивидуальными предписаниями. Действие ям непосредственно отражается на других людях. Ниямы косвенно влияют на Вселенную, так как позади и ям и ниям стоит действующая сила ума.

*   *   *

Описывается воздействие ниям, предписаний. Первой из них является шауча (чистота), которая описана в афоризмах 40-41.

40. шаучат сванга-джугупса параир асансарга

шаучат – от чистоты и очищения джугупса – защита; отвращение сванга – своего тела асансарга – (и) отсутствие общения, инфекции параи – вызванных (контактом с) другими

Благодаря чистоте йог становится непривязанным к своему телу и не желает физического контакта с другими.

Посредством внешней и внутренней чистоты и очищения человек защищает свое тело и прекращает контакты с другими людьми. Он начинает очищаться. Почувствовав омерзение от нечистоты собственного тела, он утрачивает привязанность к телам других людей и становится аскетом. Кроме того, он перестает вступать в контакт с другими людьми. Он узнаёт, что тело по природе нечисто, даже если его постоянно очищают водой и другими средствами. Зачем тогда ему вступать в контакт с телами других людей, которые столь же нечисты? Эта внутренняя и внешняя чистота предохраняет тело и создает иммунитет, способный противостоять внешнему и внутреннему окружению. Благодаря этому иммунитету, если человек вступает в контакт с другими, он не подхватывает их инфекции. Сансарга означает контакт не только с телами других людей, но также и с их инфекциями.

Современная медицина доказала, что большинство физических болезней появляются в результате заражения инфекцией от других людей.

*   *   *

Чистота приносит прозрачность саттвы.

41. саттва-шуддхи-сауманасьяикагрьендрия-джаятма-даршана-йогьятвани ча

саттва-шуддхи – чистота саттвы (приносит) сауманасья – безмятежность ума экагрья – однонаправленность ума и силу концентрации джаятма –

Скачать:PDFTXT

Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать бесплатно, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать онлайн