и трансформации.
РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ 2
Афоризм 1 знакомит с темой главы – крийя-йогой (практическими методами).
Афоризм 2 объясняет два назначения практических методов:
достижение Космического Сознания;
устранение препятствий.
Афоризмы 3-9 обсуждают пять аффектов (клеш).
Афоризм 10 описывает методы преодоления клеш, находящихся в подсознательном уме в самом тонком состоянии.
Афоризм 11 объясняет, как контролировать аффекты, когда их волны расходятся по сознательному плану ума.
Афоризмы 12-13 имеют дело с кармой, кармашаей, и ее результатами: состоянием жизни, длительностью жизни и жизненным опытом.
Афоризм 14 описывает два следствия кармы – боль и наслаждение.
Афоризм 15 объясняет, что всякое материальное наслаждение заканчивается болью.
Афоризм 16 утверждает, что боль должна быть преодолена.
Афоризмы 17-24 описывают причины страдания.
Афоризм 25 имеет дело с освобождением, свободой.
Афоризмы 26-27 говорят о причинах освобождения.
Афоризмы 28-29 рассказывают о восьми ступенях йоги.
В афоризмах 30-39 сказано о пяти ямах.
Афоризмы 40-45 знакомят с пятью ниямами.
Афоризмы 46-48 объясняют асаны (позы).
Афоризмы 49-53 описывают пранаяму.
В афоризмах 54-55 говорится о пратьяхаре.
3вибхути-падаПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ
Первые пять ступеней йоги были описаны выше. Теперь объясняется концентрация (дхарана).
1. деша-бандхаш читтасья дхарана
деша-бандха – концентрация внимания на внутреннем или внешнем объекте читтасья – субстанции разума дхарана – концентрация
Концентрация – это фиксация внимания на внутреннем или внешнем объекте.
Во время дхараны ум фокусируется на каком-то объекте в теле или вне его и удерживается там. Когда человек с открытыми глазами концентрирует свою субстанцию разума на внешнем объекте или объектах, это называется тратакой. Тратака – концентрация, созерцание и медитация с открытыми глазами.
В теле есть бесчисленное множество мест для концентрации. Для удобства йоги разделили их на семь основных чакр (нервных сплетений). Чакры суть чисто психологические объекты, посредством которых субстанция разума действует в определенных частях тела и физиологических процессах.
Описание семи чакр:
Муладхара-чакра (бху) – включает в себя самую нижнюю часть живота и половые органы. Посредством этой чакры контролируется, отбирается и сублимируется ради высших целей гормональная энергия.
Свадхиштхана-чакра (бхувар) – включает в себя обе ноги и нижнюю часть живота. Концентрация на ней наполняет тело чудесной укрепляющей силой.
Манипура-чакра (свар) – включает все органы брюшной полости. Концентрация на ней дает возможность управлять физиологическими силами.
Анахата-чакра (манас) – включает все анатомические органы грудной клетки. Психика осуществляет свою власть через посредство сердца. Концентрация на этой чакре приносит единение сознания со всеми супраэлектронными движениями тела и атмосферы.
Вишуддха-чакра (джана) – включает шею, являющуюся вратами жизни. Концентрация на ней приносит единение сознания с электромагнитным океаном праны.
Аджня-чакра (тапас) – охватывает сенсорные и моторные участки центральной нервной системы, за исключением коры головного мозга. Концентрация на ней приносит единение индивидуального сознания со Всевышним, с Космическим Сознанием.
Сахасрара-чакра (сатья) – включает головной мозг, мозжечок и кору головного мозга. Это наивысшая чакра. Концентрация на ней приносит отождествление с Пурушей, Брахманом.
Когда одна из этих чакр избрана для частной концентрации, это называется частной дхараной. Когда концентрация осуществляется на все тело, она называется общей дхараной.
Если для фиксации избирается какой-либо внешний объект, он должен иметь некую символическую связь со Всевышним. Начинающие, которые не знают детального устройства чакр, для обозначения Высшей Реальности могут выбрать конкретный объект: кончик носа, межбровье, или символы (например, цветные кружки). Или можно выбрать какое-то место внутри тела: кончик языка, область пупка, лучезарный свет в сердце, третий глаз, центр головы, нёбо или корень языка.
Имеется бесчисленное множество объектов концентрации, расположенных как внутри, так и вне тела.
* * *
Описывается седьмая ступень – дхьяна (внушение).
2. татра пратьяика-таната дхьянам
татра – там эка-таната – сфокусированность пратьяя – мысли, сознания дхьянам – внушение
Постоянное и непрерывное внушение в состоянии концентрации называется дхьяной.
Под «внушением» здесь подразумевается умственное усилие, мысленное внушение. Внушение голосом помогает в тех случаях, когда ум не способен концентрироваться; оно используется для внушения другим людям.
* * *
Описывается восьмая ступень – самадхи (когнитивный транс).
3. тад эвартха-матра-нирбхасам сва-рупа-шуньям ива самадхи
тат эва – (когда) то же самое (внушаемый объект) нирбхасам – освещает артха – (своим собственным) светом митра – только сва-рупа – (в) своей собственной форме шуньям – лишенный (внешней формы) ива – словно самадхи – (называется) когнитивным трансом
Когда в медитирующем уме сияет только один неискаженный объект медитации, это называется самадхи.
Самадхи – это то, в чем ум поглощает природу объекта мысли без всякой фантазии (калпаки). Когда осознание объекта начинает сиять, как бы лишенное внешней формы объекта, то это называется самадхи. В таком состоянии объект внушения полностью овладевает умом, а осознание объекта лишено двойственности, так как ум отождествляется с объектом медитации.
состояние речи – словесное внушение с целью описания объекта;
состояние ума – думание, рассуждение, формирование идей;
состояние действия – формирование действия;
состояние бытия и становления.
В самадхи внушение достигает своего совершенства – состояния бытия и становления. Посредством медитации на Брахман, Пурушу, человек отождествляется с сознанием Брахмана. Таким образом то, что внушается, во время самадхи воспринимается.
Сознание является результатом внушения – хорошего или плохого. Это универсальное правило, которое не имеет исключений. Сначала ум привлекается к положительному или отрицательному объекту, а затем удерживается притяжением этого объекта. В конечном счете он отождествляется с идеями, связанными с объектом.
Таким образом, три процесса – дхарана (концентрация), дхьяна (непрерывное внушение) и самадхи (восприятие этого внушения) – присутствуют во всяком обучении. В йоге эти три процесса направлены на Пурушу. Термин «самадхи» используется в двух значениях:
в частном смысле – как восьмая ступень йоги;
в общем смысле – как соединение с Космическим Сознанием и отождествление с ним.
* * *
Когда все эти три процесса протекают одновременно, это называется саньямой.
4. трайям экатра саньяма
трайям – эти три (дхарана, дхьяна, самадхи)экатра – (работая) вместе саньям – равновесие (саньяма)
Когда концентрация, внушение и когнитивный транс протекают одновременно, это называется саньямой.
Начинающим, для того чтобы сконцентрировать свое внимание, осуществить процесс непрерывного внушения и воспринять результат, требуется определенное время. Иногда они не воспринимают никаких результатов своего внушения. У опытного йога эти три процесса срабатывают моментально и одновременно. В таком состоянии нет необходимости разделять их; фактически такое разделение становится невозможным.
Когда человек направляет свой ум на какой-нибудь частный объект, концентрируется на нем, удерживает на нем сознание в течение длительного времени, а затем ощущает результат своего внушения, – это не является саньямой. Но если эти процессы протекают одновременно, тогда их можно назвать саньямой. Она является результатом зрелой медитации.
* * *
Каково психологическое, философское и практическое применение саньямы?
5. тадж-джайят праджнялока
тат джайят – из-за победы над этим лока – свет а – вполне, совершенно праджня – интуитивного знания (приходит)
В результате овладения саньямой приходит свет интуитивного знания.
Достижение саньямы приносит непосредственное восприятие истины относительно объекта. По мере того как саньяма укрепляется и углубляется, когнитивный транс (самадхи-праджня) становится все более и более ясным.
* * *
Применение праджнялоки (интуитивного знания).
6. тасья бхумишу винийога
тасья – его винийога – применение бхумишу – постадийное
Применение саньямы – раскрывать планы сознания.
Когда посредством саньямы завоеван один план сознания, она применяется к следующему за ним. Тот, кто не овладел низшими стадиями и планами сознания, не может перепрыгнуть на следующий план. Если он не овладел саньямой на низшем плане, как он сможет достичь ее на высшем? А при отсутствии саньямы на высшем плане, как может проявиться свет этого высшего плана?
Тому, кто концентрируется на Пуруше, нет необходимости медитировать на что-либо другое, так как Брахман выше всех и включает в себя всю красоту, всю любовь, все бытие, все знание и всю Вселенную. Опыт высшего состояния нельзя облечь в слова и картины; его может испытать только субстанция разума.
Йогена його джанатавьо, Його йогат правартате. Йо-апраматасу йогена, Ся йоге рамате чирам73.
«Посредством практики йоги следует приобрести опыт йоги. Опыт есть наставник высшего опыта в йоге. Тот, кто знает эту тайну, Навсегда останется в состоянии Космического Сознания».
* * *
Завершается описание восьми ступеней йоги и их применения. Теперь предлагается их общий анализ и синтез. Из числа этих восьми ступеней, первые пять составляют раздел бахир-анга («внешние средства»).
7. траям антар-ангам пурвебхья
трайам – эти три ступени (дхарана, дхьяна, самадхи)антар-ангам – внутренние средства пурвебхья – по отношению к предыдущим (которых пять: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара)
Эти три ступени (дхарана, дхьяна и самадхи) суть внутренние и прямые средства – по сравнению с предыдущими.
Эти три ступени суть внутренние средства в смысле всеохвата. Когда человек концентрирует свой ум, удерживает его на объекте и поглощается своим внушением, то при этом действие пяти предыдущих (ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары) совершается на более высоком уровне, потому что здесь сильная воля (яма), предписания (нияма), позы (асана), контроль дыхания (пранаяма) и сублимация психической энергии (пратьяхара) происходят автоматически и спонтанно.
* * *
Анализ последних трех ступеней – дхараны, дхьяны, самадхи.
8. тад апи бахир-ангам нирбиджасья
тад апи – эти три (ступени) также бахир-ангам – становятся внешними (средствами) нирбиджасья – в состоянии асанпраджнята-самадхи.
Даже эти ступени становятся внешними средствами по отношению к самадхи «без семени».
В состоянии асанпраджнята-самадхи эта медитационная триада становится внешним средством, так как ее цель достигается до того, как наступает самадхи «без семени». В асанпраджнята-самадхи (самадхи «без семени») дхарана, дхьяна и самадхи контролируют индивидуальность. Они оказывают косвенную помощь, поэтому и называются бахир-анга – внешние и косвенные средства.
После постижения непосредственно Пуруши, Брахмана, никакого дальнейшего внушения уже не требуется. Чтобы войти в дом, человеку не нужна повозка. Ее назначение – довезти человека до входа в нужное место. Чтобы постичь Пурушу, Брахман, субстанция разума вместе со своими чувствами превращается в Космическую Читту и человек отождествляется с Пурушей, Брахманом, который сам по себе есть Высшая Реальность, Одно-без-другого. Пуруша – высшее внушение, а все остальные внушения вторичны.
Достигнув высшего состояния, йог начинает воспринимать космические внушения, а его индивидуальные внушения постепенно прекращаются.
«Я не повторяю ни молитв, ни имен Бога. Он осуществляет службу посредством Вселенной со всеми Своими силами; пребывая в полном покое, я вполне могу следить за ней» (Кабир74).
Внушения относятся к сфере триады познающего, средств познавания и познаваемого. Асанпраджнята-самадхи – недвойственное состояние, в котором нет места никаким внушениям.
«До тех пор, пока было «я», не было Бога, а когда есть Бог, нет «я»» (Кабир).
Путь любви очень узок, на нем «я» и «Я» не могут стоять вместе. До тех пор, пока есть «я», нет «Я», а когда проявляется «Я», тогда нет никакого «я» (индивидуальности).
* * *
Изменчивость заложена в самой природе ума. Какого рода изменения происходят во время концентрации? Есть три главных изменения ума: 1) ниродха-паринама, 2) самадхи-паринама, 3) экаграта-паринама.
Когда устранены саморазрушительные мысли, проявляются самовоспроизводящие силы. Такая модификация ума является наивысшей, и она называется ниродха-паринама. Здесь объектом мысли является только чистый элемент, саттва. Теперь дается описание ниродха-паринамы.
9. вьюттхана-ниродха-санскарайор абхибхава-прадур-бхавау ниродха-кшана-читтанвайо ниродха-паринама
ниродха-паринама – результат высшей концентрации вьюттхана-ниродха – благодаря высшей