Читте, а индивидуальные склонности полностью уничтожаются. В афоризме 12 показано, как индивидуальная читта вместе с ее сознанием погружается в Космическое Сознание. Течет лишь поток сходных впечатлений, сменяющих друг друга.
Таким образом, когда субъективное «я» уходит из мира множественности и соединяется со Всевышним, наступает аналогичное изменение чувств, ощущений и восприятий, а также состоящей из элементов Вселенной. Вследствие дхарма-паринамы они переходят из грубых состояний в более тонкие. Когда субъективное «я» погружается в Пурушу, Брахман, множественность чувств и Вселенной элементов также погружается в него вследствие лакшана-паринамы. Когда субъективная и объективная Вселенная трансформируется в Пурушу, Брахман, она вследствие авастха-паринамы целиком и полностью превращается в Чистый Поток Сознания.
Другими словами, раз посредством изменения человеческого «Я» может быть изменена вся Вселенная, значит, ключ к преобразованию Вселенной находится внутри ума. Вся Вселенная есть не что иное, как проекция ума. Посредством преобразования ума в Пурушу одновременно и естественно трансформируется в Пурушу и Вселенная.
* * *
Дается определение дхармина.
14. шантодитавьяпадешья-дхарманупати дхарми
дхармин – субстанция (есть то, что) анупати – тесно следует за шанта – латентным, прошлым удита – возрастающим, настоящим авьяпадешья – непредсказуемым, будущим дхарма – свойством
Дхармин (субстанция, субстрат) – это то, что содержит в себе свойства во всех состояниях – исчезнувших (шанта), проявленных (удита) или тех, что будут проявлены (авьяпадешья).
Вайшешика75 определяет субстанцию так: «То, чему внутренне присущи качества и действие и что является материальной причиной своего следствия, есть «дхармин»».
Шанта – это те свойства, которые выполнили свою функцию и ушли в прошлое (атита). Удита – качества, которые полностью проявлены. Авьяпадешья – то, что существует потенциально и ожидает проявления. Согласно этой философии нет ни создания, ни уничтожения; есть только эволюция и инволюция. Все вещи в конечном счете растворяются в пракрити и проявляются снова во время эволюции. Здесь происходит только перетекание энергии из одной формы в другую, но нет ни создания, ни уничтожения.
Дхармин – это субстанция. Ее энергию (шакти) называют дхармой. Всё проявленное – это физическая форма, энергия которой неизвестна. Ее наличие выводится дедуктивно, по специфическим результатам, – так же как о существовании и направлении движения воздуха можно узнать по его специфическому воздействию: осязательному ощущению, движению пушинок и листьев. Из числа этих характеристик нынешней является та, которая действует именно сейчас. С относительной точки зрения нынешняя характеристика отличается от тех, которые стали латентными, и от «невыраженных» (тех, которые проявятся в будущем). Однако если она совпадает с родовым качеством, общим для всех состояний, то становится лишь субстанцией, лишенной всех свойств и качеств. В этом состоянии прошлые, настоящие и будущие свойства невозможно различить.
В этом смысле – до тех пор, пока природа существует – каждое состояние включает в себя все другие состояния. Прошлое содержит настоящее и будущее. Короче говоря, каждое из них содержит сущность всех остальных. Однако из-за наличия причин, следствий, пространства и времени все эти состояния проявляются не одновременно.
Итак, субстанция (дхармин) – это то, что содержит все вещи и состояния; то, что проходит через последовательные аспекты прошлого, настоящего и будущего, или через латентное, проявленное и еще не наступившее состояния; то, что является субстратом как родовой формы, так и частной; то, что присутствует во всех вещах, но отлично от них.
Без этого перманентного субстрата не было бы никакого опыта, так как одно сознание (субъекта одного опыта) нельзя было бы считать ответственным за деяние, совершенное другим сознанием (субъектом другого опыта). Как следствие, не было бы никакой памяти, так как никто не может вспомнить того, что увидел другой человек. Субстрат, общий всем изменяющимся состояниям, существует, так как все состояния и объекты вновь всплывают в памяти и распознаются как знакомые. Если бы не было неизменного принципа, то как можно было бы распознать, что изменяющиеся вещи действительно изменяются? Если бы не было чего-то неподвижного, то как можно было бы распознавать движения в сфере относительности? Дхармин (субъект, зрящий) должен быть свободен от постоянных изменений и движений физического многообразия. Он должен быть простой, однородной и неизменной субстанцией.
Вещь никогда не сможет проявиться в какой-либо другой вещи, если она предварительно не существует там в виде потенциальной причины. Всё космическое проявление возникает согласно формам гун (космических сил), в которых проявляются объекты, и эти формы есть не что иное, как новое размещение трех исходных космических сил. Гуны не могут существовать без субстрата, который в свою очередь не может стать познаваемым без наличия сил и свойств.
Свойства и качества, которые однажды проявились, а затем перешли на подсознательный уровень, становятся латентными отложениями.
Они остаются бездеятельными, так как уже сыграли свою роль, и остаются там, формируя личность; когда-нибудь, в другое время, они снова активно проявятся. Те свойства, которые проявляются, активны, тогда как другие, еще не проявившиеся, находятся в сфере возможности как неописуемые, неопределимые и непредсказуемые. Таким образом, дхармин, субстрат, – это то, что соотносится со свойствами прошлого, настоящего и будущего. Субстанцию нельзя опознать без ее свойств.
* * *
Соотношение причины и следствия является качественным и количественным. Следствие указывает не только на свою причину, но и на качество и количество последней. Изменение строения, упорядоченности причины вызовет соответствующие изменения в следствии.
15. краманьятвам паринаманьятве хету
крама – порядка, размещения аньятвам – различие хету – причина паринама – изменений аньяатве – в другом
Различие трансформаций вызвано различием подверженных им процессов.
объекты материальной Вселенной состоят из всевозможных наборов трех частиц: электрона, протона и нейтрона. Различный порядок размещения этих частиц вызывает в атомах существенные изменения, а разный порядок в размещении атомов вызывает определенные изменения в молекулах и состоящих из них веществах
Фундаментальные частицы материи (электроны, протоны и нейтроны) и основные элементы ограничены в численности, но из них составлено бесконечное множество объектов Вселенной. В какой бы форме ни проявлялась какая-либо вещь, всегда, когда имеется изменение в следствии, оно обусловлено изменением порядка и размещения в причине. Это может быть либо физическое изменение (дхарма-паринама), либо химическое изменение (лакшана-паринама), либо изменение только состояния (авастха-паринама). Полная энергия Вселенной всегда остается той же самой, не происходит ни нового сотворения, ни уничтожения. Есть только обмен энергией и материей, перетекание их из одной формы в другую.
Вселенная находится в состоянии непрестанного изменения, в то время как Высшая Реальность, Пуруша, Брахман, вместе со своей энергией пракрити есть единственная субстанция, которая неизменна и вечна.
* * *
Начиная со следующего афоризма и до конца главы описывается применение саньямы и ее следствия: паранормальное восприятие и сверхъестественные силы. Посредством саньямы на изменениях трех типов – дхарма-паринамы, лакшана-паринамы и авастха-паринамы – приходит знание прошлого, настоящего и будущего.
16. паринама-трайя-санймад атптанагата-джнянам
санймат – из-за концентрации, внушения и восприятия трайяа – тройного паринама – изменения джнянам – знание атита – прошлого анагата – (и) будущего
Посредством саньямы на трех трансформациях возникает знание прошлого и будущего.
Настоящее уже известно, так как медитирующий находится в своем нынешнем сознании. О причине можно судить по ее следствиям, а следствие можно вывести из его причины. Анализируя настоящее (которое является следствием прошлого), человек может точно узнать свое прошлое (которое является причиной настоящего). Познав свое настоящее, которое является причиной будущего, можно точно узнать будущее.
В этом состоит безошибочный метод психологического анализа. Если человек страдает, он, должно быть, накопил причины своего несчастья и страдания. Если человек порабощен дурной склонностью, он несомненно будет страдать в будущем. Аналогично, если человек счастлив и процветает, значит, он заработал своё процветание и счастье. Если человек занят похвальными делами, его ждет процветающая и счастливая жизнь.
Этот афоризм дает надежду и побуждает тщательно исследовать настоящее. Если человек не получает в своей жизни ожидаемых результатов, он должен исследовать подсознательный ум, чтобы разобраться в своем прошлом и устроить свое будущее согласно своим ожиданиям. Изменение причины вызовет определенное изменение следствия (см. афоризм 15). Если человек духовно, психически и физически счастлив и процветает, он должен исследовать свои хорошие прошлые кармы и увеличивать хорошие кармы ради еще большего счастья и процветания в будущем. В этом состоит научная основа самоанализа, психологического анализа и психоанализа.
Чтобы понять данный афоризм, необходимо рассмотреть определенные фундаментальные принципы, которые призваны упорядочить и объяснить совокупность гипотез, касающихся функционирования и развития человеческого сознания. Это составляет часть психологии йоги и философии санкхья-йоги.
Читта – ум, эго и сверхсознание – может действовать на следующих планах:
сознательный уровень – сновидения и бодрствующее состояние;
бессознательный или подсознательный уровень;
сверхсознательный уровень – самадхи.
Что такое сознательное состояние? Оно – не вся субстанция разума в целом, а только частичное проявление латентных подсознательных впечатлений, желаний и инстинктов. Однако такое сознание не является случайным или беспорядочным. Оно выступает как проявление подсознательного ума, систематизированное в качественном и количественном отношении.
Использование саньямы включает в себя два следующих фундаментальных принципа:
психический детерминизм, причинность;
существование и существенная роль психических процессов.
Первый принцип означает, что в уме (так же как и в физической природе вокруг нас) ничто не происходит случайно. Каждое событие в психике определяется событиями, предшествующими ему, хотя и может показаться, что оно не связано с тем, что произошло до него. Механизм причинности – это могущественный, математически точный и неотвратимый закон, которому подчиняются все явления, в том числе и психические. В жизни сознания нет разрывов. Понимание и применение этого принципа имеет существенное значение для правильной ориентации при использовании саньямы и в познании прошлого, настоящего и будущего.
Если человек соблюдает его тщательно и применяет точно, он не станет отвергать ни одного психического явления как ничего не значащего и случайного. Так называемые иллюзии, заблуждения и галлюцинации также являются путеводным светом для изучения бессознательного или подсознательного ума. Человек должен тщательно исследовать состояния бодрствования, сновидения, глубокого сна и медитации. По поводу каждого события в психике ему следует размышлять следующим образом: «Что его вызвало? Почему оно произошло таким образом?». Ответ содержится в подсознательном уме, так как явление приходит оттуда. Способен человек найти причину или нет – она скрывается там.
Людям свойственно забывать, терять вещи или совершать ошибки в работе. Обыватель называет такие происшествия случайными событиями или говорит, что «просто так произошло». Однако тщательное исследование таких явлений выявит соответствующую психическую причину. Они не являются просто случайными событиями. У сновидений и глубокого сна также есть соответствующие психические причины. Каждое сновидение, всё воображаемое и глубокий сон являются следствиями других событий в психике; каждое явление находится в непосредственной причинной связи с предшествующими событиями в психике.
Тот же самый принцип применим к психическим и физическим заболеваниям. У каждой болезни есть свои причины, без которых она не смогла бы появиться. Каждый невротический и психотический симптом, какой бы природы он ни был, вызван предшествовавшими процессами.