для диабета, но полезен для равновесия. Можно лечить начало диабета внушением, если достаточно сильно действие. Конечно, молоко с содою всегда хорошо. Не полезны кофе и чай, также все, развивающее внутренний алкоголь. Явление этой болезни часто наследственно через поколение, потому нельзя предусмотреть заболевание.
Также нельзя доверять всем видам мускуса разных животных. Лишь мускусный баран имеет полезную пищу.
М. О., III, 595. Сода полезна и смысл ее так близок Огню. Сами содовые поля назывались пеплом великого пожара. Так в древности люди уже знали особенности соды. Поверхность Земли покрыта содою на широкое употребление. Также масло артемизии, полыни, является сильным утверждением нервной системы. Оно не разрушает, но огненно очищает от вредных наносов.
«…Вообще Вл. очень советует всем приучиться принимать соду два раза в день. Это изумительное предохранительное средство от многих тяжких заболеваний, в частности, от рака. Я слышала о случае излечения застарелого наружного рака засыпанием его содою. Когда мы вспомним, что сода входит, как главный ингредиент, в состав нашей крови, то становится понятным ее благодетельное действие. При огненных явлениях сода незаменима…» [2. с. 74].
«…Валериан и сода изумительное средство и незаменимое при всех возгораниях центров. Особенно помогает сода при напряжении солнечного сплетения. Я принимаю ее ежедневно, иногда, при сильном напряжении, до восьми раз в день по кофейной ложке. Причем я просто высыпаю ее на язык и запиваю водой. Также замечательно хорошо действует при всех простудах и напряжениях центров горячее, но не прокипяченное молоко с содой. Конечно, при всех болях физическая работа должна быть оставлена…» [2. с. 75].
А., 237. Правильно замечено, что некоторые растения имеют аромат мускуса, — полезно собрать сведения о таких растениях. Они не будут обладать всеми ценными качествами жизнедателя, но все же в них скажется полезное свойство сохранения бодрости. Иногда можно заметить, что и соседние растения начинают приобретать тот же запах; корни и почва могут быть проводниками.
«…Мускус есть отложение вещества бессознательной психической энергии, о которой так много говорится в Агни-Йоге. Мускус не имеет ничего общего с наркотиками, убивающими интеллект. Он не является возбудителем в точном смысле этого слова; он дает равновесие нервной системе; действует на симпатическую систему, которая так вибрирует у продвинувшихся йогов. Также верно, что при употреблении мускуса потребность в пище уменьшается, ибо психическая энергия, укрепляя нервные центры, питает также и физические силы. Доза — размер средней или малой пилюли раз в день, но некоторые принимают и две горошины сразу, эта доза считается уже сильной. Заменить мускус трудно, ибо это такой конденсированный продукт, но, может быть, ближе другого бобровая струя и спермин д-ра Пеля…» [3, 28. 08. 31].
«…Начну с полученных Указаний. «Самая главная мощь мускуса — в той лаборатории огня, которая напрягает силы центров, насыщая более слабые органы огнем. Нужно понять, что более тонкий организм примет насыщение огнем, но те, подверженные земному притяжению, могут иметь возвратное действие. Могут быть явления временного нездоровья, но когда мускус при таких явлениях принимается регулярно, то можно устранить эти странные явления. Огненное свойство мускуса есть самая великая мощь его1. Нужно понять, что воздействие мускуса в огненном организме усиливается огненными центрами. Нужно тонко проникать в мощь огня центров, потому трансмутация центров, которая так мощно напрягает психическую энергию, усиливает каждое воздействие огненных веществ! Потому, говоря о мускусе, мы можем заметить то внутреннее действие, которое напрягает каждую субстанцию огня. Так тонкое понимание дает тонкое применение. Это и есть самая главная задача для осуществления огненной трансмутации. Все устремления должны объединить внутреннее с внешним, но полагаться лишь на внешнее действие даст лишь частичное приложение». Потому Ваше замечание, что «если неофит жадно набросится на мускус и ежедневно будет поглощать большие количества этого драгоценного медикамента, все-таки не достигнет ничего высшего, ибо он имеет значение лишь в качестве вспомогательного средства», очень правильно.
Но так как средство это дано на общее пользование ввиду его безвредности и незаменимости для поддержания равновесия, тем самым как предохранителя от многих заболеваний, начиная от рака, то не следует ждать особых Указаний на прием его. И если является возможность получить это драгоценное вещество, которое значительно подешевело, следует это сделать. Кроме того, большинство сердечных лекарств, за исключением строфанта, дает вредные отложения, которые при длительном употреблении их отравляют организм.
Также мускус, согласно Высшему Утверждению и по всем древнейшим источникам, относится к Солнцу, а не к Венере. И неправильно сказать, что мускус принадлежит к категории определенно афродизиатических средств. Конечно, сильно уравновешивающее действие этого вещества восстанавливает все нормальные функции организма, но нельзя называть его половым возбудителем. И хотя мы знаем, что по запаху этих отложений, оставляемых самцами на кустах и скалах, самки находят их в сезон спаривания, тем не менее следует не забыть, что «там, где явление инстинкта напрягается у животных, там у людей может сознательно напрягаться действие тонких центров, и именно мускус имеет это качество. Потому для умственного труда мускус особенно полезен». <…>
Мускус в достаточной дозе является сильным болеутоляющим, и для быстрого воздействия сын мой советует иногда принимать его с черным кофе. Мы наблюдали, что мускус действует разно, но на личном опыте знаем, что даже чрезвычайно большие, повторные дозы никаких плохих последствий не давали. Конечно, мы так привыкли к нему. Редкий день проходит, чтобы я не приняла большую дозу его, именно туго набитую пятигранную облатку, и иногда дважды в день. <…>
Мой сын, занимающийся аюр-ведической и тибетской медициной, говорит, что мускус как ингредиент входит почти во все тибетские и очень многие индусские лекарства. В Индии он употреблялся с самых древних времен. Индусская медицина древнее арабской.
Так как мой сын очень интересуется мускусом и даже пробовал выращивать мускусных баранов, то я просила его дать мне еще несколько добавочных данных, что он с большой готовностью и сделал, привожу их.
Мускус есть выделение мочеполового аппарата. Сам мускус, если принят в достаточном количестве, сообщает моче характерный запах. Кроме того, моча мускусных баранов имеет сильный запах, отчасти напоминающий мускус. Мочевой канал находится в непосредственной близости от мешка, содержащего мускус. Хотя сибирская кабарга и имеет вязкую консистенцию струи, гималайский баран всегда имеет рыхлое зерновидное вещество. Причем так называемые зерна достигают иногда до трех сантиметров в диаметре, но большинство их не превышает размера горошины и даже меньше. Образуются они от вращательного движения кольцеобразного мускула, регулирующего отверстие мешка. И так как отверстие это, через которое мускус выдавливается наружу, часто бывает не больше, даже, скорее, меньше одного сантиметра в диаметре, то большие зерна не могут быть вытолкнуты и остаются в мешке, иногда очень продолжительное время в течение всей жизни мускусного барана. Именно эти старые зерна особенно ценятся в восточной медицине. И многие йоги делают себе ожерелье из этих зерен и носят их для возбуждения теплоты. С этой же целью употреблялись шкуры этих животных как подстилки на седлах.
Несомненно, что пища мускусного барана или кабарги имеет большое значение в выделении мускуса. Кабарга в большом количестве ест коренья растений, растущих на значительных высотах. Эти коренья чрезвычайно активны и, как большинство мощных лекарственных трав, растет на высотах, где водятся мускусные бараны. Замечено пока, что кабарга употребляет в пищу валериановые породы. Кабарга, как известно, имеет пару длинных клыков на верхней челюсти для извлечения корней. Качество гималайского мускуса выше сибирского, вероятно, из-за богатой местной растительности. Хотя кабарга в малом масштабе разводится на Алтае, но в Индии это сделать трудно, ибо кабарга живет на высотах 10. 000 ф[утов] и выше. Попытки вырастить или содержать мускусного барана на высоте от 6000 ф[утов] не удались из-за обычного воспаления легких…» [3, 30. 07. 34].
«…Валериан относится к категории жизнедателей, и значение его приравнивается к значению крови в организме. Валериан оккультно рассматривается как кровь растительного царства. Его следует принимать ежедневно и постоянно, не делая перерывов, рассматривая его наравне с ежедневной пищей. Можно принимать тинктуру на спирту, но, конечно, без примесей вроде эфира. Доза — от 10 до 25 и 30 капель. Но лучше всего пить валериановый чай, настоянный на корнях. Можно раз или два в день.
Вообще имейте в виду, что никакие наркотики не рекомендуются при следовании по пути Агни-Йоги. При некоторых заболеваниях разрешается пирамидон или небольшие дозы аспирина. Также совершенно пагубно курение и злоупотребление спиртными напитками. Даже мясная пища вредна, вводя в организм разложившиеся частицы. Конечно, как врачу Вам известно, как осторожно нужно выводить организм из привычных ему условий, дабы избежать губительных реакций. Но много ли таких, которые смогут сделать это постепенно? Но никакая Агни-Йога недоступна при курении и злоупотреблении спиртными напитками.
Кедровая и другие смолы, как, например, эвкалипт, являются продуктом психической энергии деревьев, из этого явствуют все целебные и незаменимые свойства — укрепляющие, очистительные и заживляющие и т. д. Зная сущность, каждый должен найти ей лучшее применение. Имейте в виду, что лучшая смола — смола сибирских кедров.
Очищенную смолу или ее масло можно принимать внутрь, доза — от пяти капель и больше. Всё очень индивидуально. Может быть, Ваша интуиция подскажет Вам удачное соединение.
Конечно, эманации хвойных деревьев незаменимы. Хвойные деревья, как машина электрическая, накопляют жизнеспособность, конденсированный запас праны, или натуровалориса. У друидов чаша смолы называлась чашей жизни.
Всегда полезно иметь в комнате небольшие хвойные деревца или распылять смолистые эссенции. Этим очищается атмосфера и изгоняются различные нежелательные сущности, которых так много вокруг человеческих аур. Для этого также хороша мята в виде эссенции, распыленной в воздухе; или можно налить несколько капель эссенции в горячую воду и ставить недалеко от изголовья. Во всех перечисленных Вами случаях это полезно.
Мятные или ментоловые препараты, прежде всего, незаменимы для локальной анестезии и освежающего холодка при всех воспалительных процессах, которым так подвержены начинающие йоги. Большинство болей йога связано с воспалительными состояниями нервных центров и желез, ибо каналы нервов близко соприкасаются с железами. Потому и банальный мигренштифт очень полезен, также и прикладывание baume bergue, в который входит большое количество ментола. Это проверено на личном опыте.
Для выделения астросома продвинувшимся ученикам дается особая эмульсия, в которую мята не входит, но смолы — да…» [3, 28. 08. 31].
Строфант — замечательное средство не только от сердечных заболеваний, он особенно важен тем, что укрепляет и солнечное сплетение, и нерв вагус, — наши наиболее важные жизненные рычаги.
При напряжении солнечного сплетения он незаменим и способствует мочевой эмиссии. Начинать нужно с очень малых доз, ибо средство это сильное, но благодетельное. В[еликий]Вл[адыка] говорит, что строфант полезен и Вам, но только как иммунитет. Вы могли бы