Агни Йога Исследователям. Часть 3. Рерих.
Учение будет пророчеством в научном мире.
Книга 3:
1. Цель и смысл жизни. Значение человека и человечества в космосе.
2. О психической энергии
3. Наблюдения за своей психической энергией
4. Тонкие чувства и восприятия
5. Значение ритма и влияния космических токов
6. Изучение и фотографирование ауры
7. Наука о мысли
8. Опыты с мыслью. Передача мысли на расстояние.
9. Новый взгляд на науку и ученых
10. Перспективные направления научных исследований
10. 1. Изучение светил
10. 2. Познание тонких миров
10. 3. Экологические исследования
10. 4. Изучение магнетизма вещей и терафимов
10. 5. Изучение человека
10. 6. Исследования психической энергии
10. 7. Магнитные и психические бури
10. 8. Немного о летающих тарелках
11. Условия проведения опытов
12. Приборы и аппараты будущего
13. Об эволюции
14. О Земле и дальних мирах
1. Научные исследования в медицине
2. Лечение мыслью и психической энергией
3. Лечение различными природными средствами
4. Огненные болезни и психические эпидемии
5. Врачам
5. 1. О духовном и физическом здоровье
5. 2. Об искусстве врача
5. 3. О психической энергии и болезнях
5. 4. О новых и старых болезнях
5. 5. О проявлениях Тонкого мира и здоровье
ГЛАВА III. НА ПУТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
1. Значение и функции энергетических центров
2. Связь энергетических центров человека с космическими центрами и планетными событиями
3. Открытие и трансмутация энергетических центров
4. Подвиг и страдания духа огненного
5. Фохат и Материя Люцида
6. Творчество сердца
Условные сокращения
Список литературы
__________________________
Все истины должны быть пересмотрены перед ликом науки, — так говорят ученые, и они правы.
«Надземное»
Друг, можно ли беседовать о Надземном, если не осознана энергетическая Основа Сущего? Многие вообще не понимают сказанного этими словами; другие полагают, что они знают о значении основной энергии, но не умеют реально мыслить о ней. Но вы знаете, что нужно упражнять мысль на идее энергии, пока чувство о ней не станет столь же реальным, как и чувство о любом земном предмете. Мы говорим о чувстве, ибо знание одно не может приблизиться к пониманию энергии.
Если человек допустит, что в основе находится единая энергия, то этого еще не будет достаточно для продвижения. Нужно научиться представлять себе все неисчислимые качества такой энергии.
Привычная ограниченность мышления пытается ограничить свойства энергии и тем препятствует широте понимания. Возвышенное мышление позволяет избежать вредного ограничения. Но не легко человеку установить прекрасный уровень высокого мышления среди житейских невзгод. Мало кто подготовлен понять, что сами трудности должны помочь возвышенному мышлению.
Только целесообразность поможет мышлению о качествах основной энергии. Качества эти могут показаться противоречивыми. Так слепой не может охватить явление, ему незнакомое, но каждый желающий мыслить о Надземном должен уметь вмещать многие свойства основной энергии.
Правы будут и те, которые представляют себе Надземное как нечто несравнимо высшее. «Как внизу, так и наверху», — это древнее речение пусть будет путеводным к познанию Сил Надземных.
1. Цель и смысл жизни. Значение человека и человечества в космосе
«Надземное»
Бр., 46. Все относительно, но нельзя сравнивать гармонию Вселенной с человеческой свободною волею. Именно этот щедрый дар, не употребленный правильно, наносит тяжкие последствия. Много сказано о значении человека в Космосе, но такую истину твердить нужно непрестанно. Можно на всем убеждаться, насколько люди не мыслят о своем назначении.
Бр., 510. Смысл жизни среди древних эпох понимался глубже, нежели теперь. Все замечательные открытия современности не только не сосредоточили внимания на основном значении жизни, но часто даже уводили мысль в область механической обстановки. Нужно делать усилия, чтобы направить мысль на самую основу существования. Нужно сравнить уровень мышления древних философов с направлением рассуждений современных ученых. Помимо знания многих научных достижений, философы древности умели нередко дать очень углубленные формулы жизни. Необходимо, чтобы искусство мышления снова превозмогло внешние придаточные условия бытия.
Н., 305. Урусвати знает, что Мы называем жизнью. Мы говорим: «Жизнь есть служение эволюции». Может быть, кто-то найдет, что проще сказать: «Жизнь есть эволюция», — но Мы намеренно утверждаем слово «служение». Конечно, все находится в процессе эволюции, но это еще не будет полнотою жизни. Она получится лишь от сознания служения во всей его добровольности. Утверждаю добровольность служения как непременный признак правильности пути.
Люди не любят вообще понятия служения. Они мечтают о времени вне служения. Если им сказать, что вся жизнь будет непрерывным служением, то они разбегутся, как от самого страшного призрака. Но они постоянно желают слушать о Нас, о Нашей работе и радости. Они скажут: «Какое же это непрерывное служение, если в Братстве слышно пение?»
Не может человек понять, что пение является не времяпрепровождением, но согласованием гармонии. Трудно людям понять, что искусство есть самое утонченное приложение к эволюции. Они не желают понять, что Наше указание о необходимости изучения мастерства есть скорейшее приближение к служению. Добровольный мастер легче всего согласится на постоянное служение в виде совершенствования. Только мастер не нуждается в часах, ограничивающих его труд.
Наша жизнь есть добровольное мастерство, не нуждающееся в ограничивающих часах. Можно и на Земле почти забыть о времени, — так служение будет радостью. Утверждаю, что и к такому сослужению можно начать готовиться в любом состоянии. Человек может признать жизнь как нечто важное и ответственное, для этого не нужно быть каким-то мудрецом. Можно привести примеры, как простые земледельцы бывали близки понятию служения. Утеря понятия служения обратила земное бытие в рабство и безумие. Но сроки приближаются, когда невольно люди начнут искать смысла жизни. Они в научном толковании начнут твердить об эволюции. Но затем познают, что их отношение к жизни должно быть служением.
Мыслитель учил, что понятие служения есть решение задачи жизни.
Н., 554. Урусвати знает, что человек является вместилищем всего сущего. От зачатков всех болезней до высших трансцендентальных возможностей он может вызвать в себе. По своему допущению он может вызвать любую болезнь, но он же может естественно приобщиться к Высшим Силам. Только нужно человеку понять его неразрывность со Вселенной. Несчастья происходят, когда люди забывают о своих возможностях. Но они забывают об этом слишком часто, потому и бедствий слишком много.
Никакая специальная наука не может заменить осознания о назначении человека. Соединительное звено миров — человек. Он не должен забывать это свое назначение. Удел его велик во всех областях труда. Он не может уклониться от даров, ему предоставленных, иначе он будет источником бедствий. Особенно в дни Армагеддона человек должен помыслить о сущности своего здесь пребывания. Он не может отлучить себя от предопределенных возможностей.
Никакая внешняя религия не спасет человека, если он ограничивается внешними условностями. Уявление космических феноменов не должно быть забыто. Ученые пусть заглянут за границу случайности. Пусть кто-то начертает связь между настроениями человечества и физическими феноменами. Пусть наука судит о тончайших сочетаниях и соотношениях. Не будем насиловать, но выскажем пожелание, чтобы наука шире ответила сущность человека.
Мыслитель знал, что будет время, когда наука заглянет по ту сторону земного существования.
Б., 84. Возможно ли бесцельное существование, когда даже природа имеет свое предназначение? Предназначением человека может ли быть растворимость, когда даже элементы низшие имеют свою последовательность? Можно кончить существование предмета, сотворенного рукою человека, но творчество Разума Космоса беспредельно в своей целесообразности. Ступени, которые человечество может занимать в Беспредельности, полны космических отражений. Человек призван как отражение Вселенной. Человек призван как утверждение космических высот и выражение космических огней. Дано совершенствование для высших миров, а люди принимают существование как бесцельное прохождение! Явь видимая может быть отражаема утверждением иллюзии, но космическая настороженность подсказывает сердцу человека: «Творимы и творчество — удел!»
Последовательность действий, последовательность явлений космических огней творчества — показательный символ Беспредельности.
Б., 85. Когда человек совершает жизненный путь, сознавая, что цель существования предопределена, тогда Космический Разум передал ему свой луч. Сознание хождения по земле, сохранив порученное в духе, приближает на тысячи лет. Течение кармы космично прекрасно. Естество Космоса утверждает радость в сердце людском, в Сердце Космоса и в сердце архата.
Б., 86. Человек определяет свое назначение в Космосе. Сказать, что назначение проявляется только течением эволюции — значит сделать из человека мяч судьбы. Судьба, или Космос, или Беспредельность, можно определить как хотите, но утверждать, что человека несет течение эволюции без участия его воли — значит разобщить его с Космосом.
Я скажу: «Дух в ядре своем несет намеченный путь Беспредельности в Космосе. Наклонность разобщаться с утвержденным путем является тем путем, который уносит дух в пространство. В ядре духа найдем тот путь, который ведет к Беспредельности».
Ищите в ядре духа!
Б., 87. В ядре духа разобщенный атом несет знание своего назначения. Только дух, хранящий ядро в чистом огне, может утвердить свое истинное назначение. Высшее слияние возможно лишь при этом чистом горении. Когда предел одного существования кончается, тогда настает ступень существования высшая. Так радость космическая совершенствуется явлением слияния. Бодрствование ядра духа на протяжении тысячелетий делает таинство высшей напряженности в Космосе. Разобщение взаимоутруждается космическим воздействием.
Наше поручение — на высших мирах установить гармонизацию атомов и гармонизацию стихий; нахождение вибраций будет Нашей великою задачей. Узнаем радость работы с Космосом.
Б., 90. Когда весь Космос работает на обобщение, то почему человечество идет вразрез с назначением? Прямое соответствие существует во всем Космосе. Человечество противоречит самому себе и назначению своему. Когда можно слить самые разобщенные проявления Космоса, тогда можно развить в себе чувство работы на Общее Благо.
Задача наша — формирование существования гармонии и творчества космической Беспредельности. Мир в своем объеме развивается обусловленным человеческим мышлением. Космос дает другое направление. Творчество человеческое мало походит на космическое. Мы являем понимание человеку, что задача может идти в полном ритме с космическим творчеством.
Творчество дальних миров соберет все течения и все выявления стихийных энергий; и трансмутация утверждается как великая огненная лаборатория Космоса. Высшему сознанию образование высших форм явлено, но эта формула, примененная в обратном смысле, дает противоположение, указанное на низшей сфере. Никто не принимает ту страницу нашего бытия, как уявленную беспредельно.
Дальние миры зовут и работают в великом колесе жизни. Страница будущего так же реальна, как и день сегодняшний. Реальностью жизни, намеченной вечностью, человек должен существовать, и это признание даст ему предусмотрительность в действиях.
Б., 113. Дух человеческий Мы возводим в ряд высоких пониманий явлений Космоса. Когда зовем к Беспредельности, то это согласно высшему принципу. Думал ли первый человек о том достижении? Космический магнит эволюции предназначен для вечного притяжения, указуя путь совершенствования. Несправедливо уничтожение осознания неограниченного проявления. С каждым наступающим днем является новая возможность приближения к беспредельному росту. Отсутствие явления конечности даст прямое следствие, указывающее на начало в каждом завершении. Последовательность врат, ведущих к новым сферам, назовем Беспредельностью. Творчество духа растет с каждым новым течением эволюции. Истинно, дух человеческий не