утопической. Лишь бы нашлись средства и доброе желание. Но если сказать, что некая Обитель Знания существует, то множество сомнений и отрицаний обрушится. Если же к слову «наука» добавить слово «Братство», то непременно будет сказано, что такое химическое соединение невозможно. Но кто же сказал, что наука и Братство не соединимы?!
Бр., 599. Как пчелы собирают мед, так собирайте знание. Спросят, что нового в таком совете. Новое то, что следует собирать знание отовсюду. До сих пор знание разграничивалось, и целые области его оказывались под запретом, под сомнением и в небрежении. Люди не имели мужества превозмочь предрассудки. Они забывали, что ученый должен быть прежде всего открытым ко всему сущему. Для ученого нет запретных областей. Он не умалит явление природы, ибо понимает, что причина и следствие каждого явления имеют глубокое значение. Братство учит беспредрассудочному познаванию.
Бр., 600. Да не подумают ученые, что из Братства происходит осуждение им. Ученые — Наши друзья. Не называем учеными книжников, полных суеверий, но каждый просветленный труженик науки получит привет Братства.
Н., 121. Урусвати знает, насколько неуклонно Мы внушаем человечеству предсужденные ему открытия, — вспомним о воздухоплавании. После летучих кораблей Атлантиды, казалось бы, такое завоевание воздуха надолго прервалось, но мысль о полетах не должна была исчезнуть. Появились многие сказания о воздушных кораблях, о железных птицах, о коврах-самолетах. Соломон уже пользовался летательным аппаратом. Наконец, Наш возлюбленный Леонардо заложил основу научного воздухоплавания. Так можно в разных областях знания усматривать, как извне нарастали идеи от поэтических легенд до научных исчислений.
Можно вспомнить миф об Икаре и Симоне Волхве. Такие указания могут напомнить и о полетах в тонкий мир. Так некогда человек снова разовьет в себе способность левитации, но для этого нужно прежде всего познать психическую энергию. Такие же предуказания можно проследить и в разных других областях. Не забываем напоминать людям о тех стучащихся к ним возможностях, которые могут ускорить эволюцию.
Не забудем, что современные вычисления очень несовершенны, ибо в них забыты некоторые факторы. По сей день не принимается в расчет всеначальная энергия и многие токи сильнейших химических сочетаний. Ученые не часто внимают Нашим советам. Можно видеть, что многие открытия произошли как бы вследствие каких-то случайностей. Не было ли в них шепота из Башни Чунг?
Часто Мы принуждены дать указание не специалисту, но восприимчивому труженику других областей. Жены и сестры изобретателей могут сказать, как нередко они, по чувствознанию, направляли сужденное открытие.
Неутомимо будем твердить о неотложных нуждах человечества.
Н., 219. Урусвати знает о неповторимости тончайших сочетаний. Однажды Мыслитель заметил, что слушатели недостаточно вняли о неповторимости. Он взял большое бронзовое зеркало и покрыл его ровным слоем песка. Затем по краю зеркала начал выстукивать различные ритмы, от которых песок складывался в разные узоры. После Мыслитель предложил ученикам повторить те же ритмы и достичь тех же узоров. Конечно, никто не мог сделать этого.
Мыслитель сказал: «Слова не всегда убеждают, но самый простой пример покажет, насколько щедра природа. Не может быть повторимости в великолепии природы. Закон един, но выражения его бесчисленны. Вы не могли повторить узоров по тысяче причин, но прежде всего потому, что космические условия уже изменились. Такие тончайшие сочетания должны вас радовать, ибо они показывают и беспредельность ваших возможностей. Все движется и ничто не повторяется. Это условие нужно применить во всей жизни».
Н., 234. Урусвати знает, насколько Мы поощряем научные опыты. Когда вас спросят, как относиться к опыту с ракетой на Луну, отвечайте: «С уважением».
Конечно, знаем, что испытатели не получат ожидаемого ими, но все же произойдут полезные наблюдения. Кроме того, ум может обернуться к тонкому миру и понять, что многие заключения могут состояться лишь путем полета тонкого тела.
Усмотрим, что люди приближаются к истине совершенно различно. Одни могут пройти кратчайшим путем, но другие должны воздвигать вавилонскую башню и нагромождать много сложных формул, чтобы дойти до простейшего вывода.
Мы не препятствуем даже самым сложным опытам. Каждый имеет свою природу и находит свой путь. Ошибочно будет направлять людей к одному методу. Может быть, человек принес свои давние воспоминания и стремится воплотить их. Пусть хотя бы из пушки стреляют по дальним мирам, лишь бы мысль направлялась к таким проблемам. Не мудро пресекать течение мышления.
Много раз человек пытался припомнить давние заветы. Когда-то он на другом наречии и в другой обстановке уже направлялся к тем же заданиям. Нужно относиться с уважением к таким попыткам.
Мыслитель говорил: «Иногда вы глядите на меня взором многих веков».
Н., 255. Урусвати знает, как люди стремятся вернуться к какой-то прежней жизни. Для них все прошлое кажется чем-то особо привлекательным. Они готовы забыть самые уродливые проявления, лишь бы окунуться в прошлое. Они считают несносным темп современной жизни. Они живут надеждой, что жизнь снова вернется в медленное русло. Если сказать им, что такой возврат невозможен, они сочтут вас повстанцами. Если скажете им о наступлении Нового Мира, вас назовут нарушителями устоев. Но кто же может вернуть скудное течение, если поток уже вышел из берегов?
Действительно, ритм новый утомителен для тех, кто не может воспринять его. Неосознанный ритм может быть даже губителен. Необузданные газы могут быть смертельны. Техника неприспособленная может порождать бедствия. Много опасностей возникло по причине недомыслия. Тем не менее, уже вошел в жизнь новый ритм. Люди не могут не признать новых условий, нахлынувших в жизнь. Возвращение к прошлому невозможно. Остается сгармонизировать новые приобретения. Для этого люди должны обратить внимание на так называемые гуманитарные науки. Нужно возродить искусство мышления.
Ученые заняты отыскиванием новых качеств мозга. Для установления равновесия ритма такая забота полезна. Мозг и нервная система дадут необычные открытия, которые создадут возможность приспособиться к новому ритму.
Быстрота жизни кажется ужасной, пока мышление не опередит ее. Люди должны воспринять космические условия, иначе произойдет губительное расхождение. Движение Земли будет замедляться, но привхождение энергий будет ускоряться. Каждая дисгармония уже губительна. Каждое разъединение уже есть разложение. Когда было сказано, что идеи управляют миром, то этим была утверждена сила мысли.
Пусть разумное мышление поможет человечеству принять новый ритм и осознать Новый Мир, который приблизился. Истинно, уже вливается Новый Мир. Именно Новый Мир уже вошел в силу, истинно, в сиянии искр научных достижений. Сосредоточимся поверх всякого угара, поверх всех опасностей на осознании Нового Мира.
Люди должны признать, что теперь жизнь приобретает смысл надземный. Люди осмеивают астрологию, но признают космические химизмы. Вместо ограниченных формул прошлого, людям даются неограниченные надземные достижения; в этих пределах уместятся и мозг, и сердце. Можно осознать, как широки врата Нового Мира! В таком познании нет места сожалению и унынию!
Мыслитель говорил: «Уже скоро люди научатся летать. Новые сферы света сделаются доступны. Да станут люди достойны таких даров!»
Н., 280. Существует мнение, что Земля неподвижна, что она является центром Вселенной и только на ней существует жизнь человеческая. Можно изумляться подобным заблуждениям. Такие голоса могут лишь вредить эволюции. Люди и без того не умеют заглянуть в Беспредельность, но если их убедить, что Земля есть центр Вселенной и они — единственный венец творения, то произойдет новая судорога невежества.
Ученые должны отдавать себе отчет, какие опасности могут повлечь за собою их неудачные умозаключения. Ученые, даже в случае прогноза неиспытанного, должны уметь уберечься от легкомыслия, даже если оно будет очень пышным.
Среди областей человеческого мышления существуют такие, к которым можно притрагиваться с чрезвычайной осторожностью. Истинно, самоуверенность может быть отличным понятием, но самодовольство — могила эволюции. Так нужно не умалять планету Землю, но следует вообразить ее место среди величия Беспредельности.
Мыслитель часто обращал внимание на дальние миры. Он признавал, какое малое место занимала Земля, но никогда не стал бы умалять красоту своей родины.
Н., 326. Урусвати знает, что образование должно искоренять грубость. Нужно согласиться, что Мы понимаем под грубостью. Можно представить себе очень знающего ученого, который останется грубым человеком. Можно увидеть, что формальное знание не избавляет от грубости, которая не допускает тонких восприятий. Но наука будущего требует утончения, иначе она не может служить синтезом. Учитель должен обладать уважением к прочим областям науки, но для этого он должен быть подготовлен, начиная с первых школьных лет.
Спросите человека, что понимает он под грубостью. Он скажет: сквернословие, хулу и дерзость. Но это будет лишь некоторыми свойствами. Основа грубости незаметна для большинства. Но тот, кто соприкасается с тонкими энергиями, может понять, что грубость есть нарушение всего тонкого. Так люди должны понять, что грубость не излечивается вежливостью. Можно встретить весьма вежливых грубиянов, и они никогда не признают, что могут быть повинны в грубости.
Спросят: «Неужели книга о хорошем поведении входит в Учение Жизни?» Именно входит, и нужно принять тонкость понимания, чтобы утончить сознание. Сейчас Мы говорим о том, что почти невыразимо человеческими словами. Но многие основы непроизносимы, но должны быть очувствованы. Такие безмолвные понимания и соглашения будут связью для будущих достижений. Нет слов, но чувство запоминается и ляжет в основание эволюции. Так человек, утонченный в чувствах, не будет груб.
Мыслитель повторял: «Умейте чувствовать, иначе подумают, что у вас свиная кожа».
Н., 402. Урусвати знает, что мировоззрения, идеалистическое и материалистическое, суть понятия мнимые. Найдутся люди, которые скажут, что четыре осознания, названные Мною, будут понятиями идеалистическими и потому не отвечающими мировоззрению материалистическому. Они такие природные отрицатели, что даже не позаботятся рассмотреть каждое понятие с точки зрения материализма.
Пусть они скажут, что научное изучение прошлого не материалистично так же, как и познание жизни дальних миров и скрытых энергий. Не будем говорить об Иерархии, ибо каждый из отрицателей имеет свою Иерархию и поклоняется ей даже больше того, чем Мы имеем в виду. Так рассмотрим каждое понятие со стороны материализма и придем к заключению, что решительно все сущее есть материя.
Но что же есть воззрение идеалистическое? Оно не может быть вне материи, хотя бы оно касалось высших ее слоев. Таким образом, видим, что оба названные мировоззрения будут плохими определительными. Человек стремится познать Великую Реальность. Человек для этого обладает мышлением. Человек пришел к правильному выводу, что мысль есть энергия, значит, реальные исследования будут действовать совершенно ощутимо. Человек идет по напряженной научной стезе. Нет таких высших понятий, которые бы не совмещались с научными подходами, если наука будет чиста и без предубеждений.
Утверждаю, что человечество двигается по пути научных умозрений, но движение это медленно. Толпы невежд препятствуют каждому ускорению, но пора, чтобы ветхие понятия отпали, иначе самомнительные новаторы оказываются самыми отсталыми тиходумами.
Мыслитель предостерегал, чтобы ученики не сделались жертвами отсталых определительных понятий.
Н., 490. Урусвати знает ошибки современных философов, которые отрывают человека от мироздания. Их