но следует говорить не о сходстве, но о гармонии. Только гармония энергий может быть полезна, но гармония не есть повторение; она дает аккорд-пусть он будет силен и звучен. Невозможно представить симфонию из однозвучных октав. Пусть люди полюбят полифонию, и чем она будет богаче, тем больше человеческих сердец она затронет и вызовет к действию; так будем открыты к многообразию восприятий. Пусть не будут называть природу бедной.
Мыслитель говорил: «Природа неисчерпаема».
Н., 745. Урусвати знает, что психология как наука должна быть реальна, как и биология, и являть сведения о надземном мире. Большая ошибка, что психология была представлена как нечто отвлеченное; она есть продолжение физиологии, — так нужно познавать все стадии природы.
Но почему ученые предлагали психологию как нечто отвлеченное? Причина проста, они не знали надземного мира. Для них мир надземный был сказкою невежественных поселян. Между тем большой вопрос, кто в этом случае оказывался невеждою?
Можно ли рассуждать о психологии, если мы не знаем о свойствах психической энергии? Также нужно усвоить полную реальность надземного мира. Нужно уметь терпеливо собирать разрозненные показания и отнестись к ним непредубежденно. Мы советуем не загромождать науку новыми терминами, но продолжать ее эволюцию. Явление усложнения ведет к ненужным разделениям. Мы всегда советуем стремиться к синтезу.
Мыслитель указывал на древних, которые в некоторых наблюдениях опередили последующие века.
Н., 765. Урусвати знает, сколь многие отделы будут заключены в астробиологии. Целые институты будут посвящены изучению самых нужных человечеству областей. Пусть такие учреждения работают тесно с физическими и психическими заданиями.
Наряду с астробиологией должна развиваться психобиология человека. Только в таком сотрудничестве можно осознать соотношение микрокосма с макрокосмом. Но, к сожалению, изучение Психобиологии часто стоит уродливо. Общество психических исследований занимается феноменами, тогда как оно должно изучать нормальные жизненные явления.
Люди должны усвоить реальность надземного мира не как нечто сверхъестественное, но как основу земной жизни. Только при реальности надземного мира может усовершенствоваться эволюция; тем более нужно стремиться к такому познанию, что условия современной жизни требуют очищения от ядовитых начал, вызванных самим человечеством.
На глазах всех происходит отравление и разложение. Люди вводят в жизнь отраву и способствуют разложению своего потомства. Давно говорилось о вреде кровосмешения, но разве оно не происходит теперь в широком размере? Правда, оно способствует сохранению жизни, но внутреннее воздействие приносит непоправимый вред. Кровь смешанная редко совпадает с индивидуальной кровью человека.
Люди любят толковать о распаде целых народов, но такой процесс завершается в долгие годы. Так должна быть сохранена психобиология.
Мыслитель говорил: «Радостно сознавать, что мы находимся в постоянном сотрудничестве с надземным миром».
Н., 766. Урусвати знает, как много обветшалых понятий должно быть заменено более целесообразными. Не следует думать, что такие понятия ветшают в дальних веках. Некоторые из них моложе века, но уже не могут служить своему назначению. Например, слово «спиритизм» не древнее, но уже утеряло свою полезность. Оно оказалось ограниченным и опошленным. Знание занято широкими надземными областями. Невозможно ограничиваться малоосведомленными спиритуалистическими сеансами, тогда как психические исследования дают почву для новых познаний.
Также нужно избегать нелепых научных надстроек, они лишь рассекают единое научное тело. Вот говорят о парапсихологии, но к чему такая надстройка, когда обширная область психологии вмещает все такие чердаки? Также метафизика существует лишь, когда физика не понята достаточно. Можно приводить много примеров, когда делили тело науки без всякой надобности. В то же время много говорят о синтезе, о единой энергии, но такие слова остаются пустыми звуками.
Люди предпочитают отгораживаться в малых надстройках, лишь бы не сотрудничать в больших зданиях; получаются замысловатые, длинные названия, которые ничему не служат. Конечно, каждая наука содержит много отделов, но они должны быть ветвями Единого Древа.
Теперь человечество переживает час грозный. Теперь настало время истинного синтеза. Без сознательного сотрудничества сейчас люди не смогут сложить разодранное существо человека. Невозможно найти сотрудников без взаимного доверия, но оно приходит от чувствознания.
Мыслитель заповедал ученикам подумать о происхождении чувствознания.
Н., 773. Урусвати знает, насколько бережно нужно относиться к каждому продвижению науки. Пора отставить невежественное заблуждение о делении наук на утилитарные и отвлеченные; все науки жизненны.
Ученый в широких исследованиях не может предусмотреть, к каким научным областям ему придется приблизиться. Он понимает, что при неимоверном разделении наук между ними все же остается объединительное начало. Потому необходимо начинать все научные курсы с философского обоснования, — так можно положить основание единства познания.
Невозможно указать, которая область науки менее значительна. При современных поисках каждая наука может открыть новые горизонты. Можно вспомнить, как астрономия после сухих вычислений превратилась в науку мироздания. То же происходит и со многими науками, которые обретают свои истинные задания.
Также следует не забыть о народных движениях. Они требуют научного изложения в форме доступной, но строго обоснованной. Не явлена Библиотека Народная. Она не должна оказаться просто народной, случайной. Нужно, чтобы государство приняло на себя широкое издание небольших книжек в системе научного обзора по всем отделам познания. При этом такие книжки должны быть так построены, чтобы легко допустить новейшие достижения. Нужно и хорошее изложение, чтобы красота языка служила привлечением. Но не забудем, что психология, так же как и биология, должны идти в первую очередь. Прекрасно должен быть изложен мир надземный.
Мыслитель говорил: «Тот будет победителем, кто о Высшем найдет самое простое слово».
Н., 777. Урусвати знает о повсеместном возрастании преступности. Внешность ее разнообразна, но вредоносная сущность одинакова. Получается неожиданное явление: некоторые первобытные племена оказываются более нравственными, нежели просвещенные цивилизацией.
Можно написать поучительную книгу о разложении человечества; ничто не помогает движению улучшения. Особенно уродливо, когда заведомый преступник проповедует о нравственности и выполняет условные обряды. Давно сказано, что лучший обряд в руках преступника обращается в кощунство.
Также мало помогает относительная предубежденная наука. Но именно от науки следовало бы ждать очищения сознания. Нравственность и биология остаются непонятым парадоксом. Невозможно чтобы человечество даже среди бедствий и ужасов Армагеддона не научилось заглянуть повыше пыльного очага! Человек не прилагает чудесных изобретений, наполнивших ныне жизнь. Казалось бы, что такие аппараты, как радио, должны заставить подумать о передаче мысли, но на деле и это открытие прежде всего служит обману.
Где же решение? Опять нужно обратиться к Надземному Миру. Следует воспринять его в полной реальности, только так можно остеречь безнравственного человека. Но как много должно быть совершено в этом направлении! Наука должна помочь; наука должна быть свободной; наука должна проникать в глубины сознания. Цивилизованные люди должны задуматься, почему первобытные племена оказались нравственнее.
Мыслитель предупреждал, чтобы люди заглядывали повыше потолка их жилищ.
Н., 796. Урусвати знает, что расширенное сознание гармонизирует окружающие сознания и даже являет влияние на атмосферу; получается своеобразный магнит, который притягивает и преображает окружающее; такое состояние важно не только для Земли, но и для надземного мира. Конечно, расширение сознания не дается легко. К тому же многие люди смешивают расширение сознания с механическим познаванием. Они вообще не признают воздействия психической силы; для них наука есть все, что суждено человечеству. Они не могут понять, что наука без психической энергии есть нечто мертвенное. Как же может начаться сложный процесс расширения сознания, если люди закроют малейшую возможность к высшему познанию?
Человек должен сказать себе: «Хочу расширить сознание». Лишь свободная воля может создать действенный магнит. «Хочу и могу», — так откроет человек первые врата к преображению мира. Ярое желание должно сочетаться с терпением, ибо многие процессы требуют времени. Такую задачу может решать лишь деятель, посвятивший себя на служение человечеству.
Мыслитель утверждал: «Умейте желать, сделайтесь гражданами надземного мира».
Н., 841. Урусвати знает дар познавания. Скажут: «Разве познавание — дар? Разве оно не есть достижение нашей свободной воли?» Для узкого материализма оно так и есть. Но утонченное возвышенное мышление понимает, что познавание нуждается в Надземном Сотрудничестве.
Каждый мыслитель может заметить, что поверх приобретения фактов начинается возвышение знания, и это уже будет даром высшим. Человек не может утончать восприятия лишь посредством земного рассудка. Истинный ученый признает, что его познание имеет как бы высшие нити, и в этом получается нежданное расширение усвоенного.
Такое явление может быть бессознательным, когда Высшие Руководители считают необходимым вмешаться на общее благо. Но следствие может быть гораздо значительнее, если ученый сознательно допускает Высшее Руководство; тогда мир надземный может проявиться во всем его величии. Сердце человеческое имеет ощущение расширения, как бы для принятия чего-то Великого. Такие минуты могут сделаться озарением, ибо человек должен уметь принять такой поток Благодати. Не нужно каких-то насильственных мер, стоит лишь открыть сердце и мысленно призвать Великого Наставника.
Мыслитель говорил: «Учитель, освяти мое познавание».
Н., 849. Урусвати знает сущность воодушевления. Прекрасное понятие воодушевления доказывает общение высшего мира с силами духа. Отрицающие дух и душу не должны употреблять слова «воодушевление», но они любят твердить его, не понимая его значения.
Отрицатели пользуются мыслями и словами, наполняющими надземное пространство, и в то же время не допускают существования незримой жизни, незримого воздействия. Неудивительно, что приходится говорить о понятиях, знакомых древнему миру, но теперь совершенно извращенных.
Люди древнего мира сложили много слов великого значения. Они уже знали, почему эти слова нужны человечеству, но века смели значение великих понятий. Мысль человеческая обратилась к быту и к мнимому развитию жизни. Невежество подкралось с неожиданной стороны. Ученость вместо расширения кругозора сузила его до невежественного отрицания.
Казалось бы, ученые должны искать, но не заниматься отрицаниями. Воодушевление должно сходить на сознание ученого, и он должен оценить все значение такого понятия, но он унизил руководство Сил Надземных и тем обессилил себя.
Достаточно сказано о сознательном творчестве, когда человек делается ясновидящим и яснослышащим, но для такого достижения человек прежде всего должен осознать, какую мощь он выявляет и какое сотрудничество ему готово помочь, тогда человек имеет право утверждать воодушевление.
Мыслитель советовал даже в обычном быту не забывать воодушевления.
Н., 859. Урусвати знает Сущность Нереченную. Делимость всего Сущего беспредельна, но в каждой отдельной части можно найти нечто малейшее, нереченное. Старые мыслители-алхимики называли это нечто Сокровищем Матери, Оком Юпитера, Твердью Победы. Теперь наука пришла к пониманию, что такая основная частица подлежит исследованию.
Спрашивают, как алхимики, при несовершенстве аппаратов, могли познать тончайшую частицу бытия. Конечно, только путем психического познания. Твердим о таком старом примере, чтобы напомнить, что самые совершенные аппараты нуждаются в участии психической энергии. Пусть наука пытается разрешить трудные проблемы, но пора признать значение психической энергии.
Люди часто пытаются хвастать своим неверием и безразлично сваливают воедино многие несравнимые понятия.
Мыслитель говорил кричащим о своем неверии: «Можете не верить, но вы должны знать».
Н., 912. Урусвати знает сущность самоунижения. Йог не впадает в самообман. Новички спросят: «Где же граница, где основание, где решение правильное? Что