прослаивают все сферы. Ритм космических действий неудержим. Человек утверждается как восприемник пространственных огней, но человек опровергает все высшие законы. Потому когда устанавливается такое несоответствие, то пространственные огни не могут приблизиться и начать свою созидательную деятельность. Потому все космические пертурбации действуют на планету. Потому воздействие космических лучей настолько велико и двояко. Гармония восприимчивости токов и хаос ассимиляции творят на планете жизненные течения.
Б., 851. Неуловимы космические огни, когда дух устремлен только в видимый мир. Когда дух устремлен в тонкие сферы, то раскрывается перед ним вся космическая широта. Потому неуловимые космические огни притягиваются к творческому духу, который улавливает все тонкие энергии. Так на взаимном притяжении созидается принцип великого созидания. Пространственные огни привлекаются в орбиту космических устремлений, потому только дух, знающий мощь невидимых сил, может притягивать космические огни. Так получается соответствие. Так создаются космическое творчество и высшая координация между духом и Космосом.
Б., 901. Закон жертвы требует от человечества приношения лучших элементов. Когда дух человека поймет, что устремление к высшему достижению есть самое насущное действо, тогда он примкнет к космическому магниту; и понятие жертвы примет утверждение служения Высшему Разуму. Творчество космическое применяет самые мощные рычаги для эволюции, и дух чует приложение лучших энергий. Когда утверждение сознания жизни пробуждает все чуткие понимания, то закон жертвы понимается как высшее достижение.
«На Земле, как в Горниле, самые разнообразные энергии сталкиваются, притягиваются и уявляются на очищении и трансмутации в более совершенные, или тонкие, энергии под воздействием огня пробужденного духа. От таких столкновений и неожиданных соединений различных энергий нарождаются новые энергии, несущие новое творчество, новые возможности. Земля есть место испытания, искупления и великого творчества; место последнего Суда, ибо тут совершается великий отбор. Только на Земле мы можем приобрести и ассимилировать новые энергии или обновить состав своих энергий, буддисты сказали бы — своих дхарм. Потому следует приветствовать каждое воплощение, но не избегать его» [2, 3, 28. 06. 48].
2. О психической энергии
Когда оценена психическая энергия, то качества человеческие уже будут научными величинами. Разве не увлекательно, если можно опытным порядком установить шкалу качеств.
«Братство»
Бр., 36. Называют психическую энергию органом четвертого измерения. Конечно, само это измерение условно, оно лишь выражает утончение всех чувств. Яркое утончение дает возможность принимать условия надземные. Но если номенклатура установила четвертое измерение, то пусть будет так, лишь бы не обратиться к двухмерному измерению. Также не будем возражать, если психическая энергия будет названа органом. Она существует, она производит сильные воздействия. Она принимает космические токи, она связана с жизнью. Пусть ее называют хотя бы органом, — в таком названии уже есть признание.
Бр., 48. Часто указывается постоянная настороженность. Но как редко она понимается! Обычно люди будут требовать ее от окружающих, но не станут искать ее в себе. Между тем прежде всего нужно настроить свой инструмент. Только тогда получится восприимчивость. Можно ли надеяться на сотрудничество и на Братство без восприимчивости? Самые уявленные советы преломятся о броню отрицания.
Будет время, когда врачи найдут, какие условия наиболее благотворны для воздействия психической энергии. Нельзя воображать, что психическая энергия может одинаково действовать при всех условиях. Если существуют люди, на которых не действуют самые сильные яды, то и психическая энергия будет восприниматься различно. Если не будет развита восприимчивость, то человек потеряет самый ценный аппарат. Но для восприятия нужно в себе установить постоянную настороженность. Для такого качества не требуется ничего сверхъестественного, нужно лишь быть внимательным.
Бр., 240. Можно заметить, что особо большие потрясения иногда гораздо меньше разрушают организм, нежели малые. Причина в том, что при больших потрясениях начинает особенно действовать психическая энергия, являя мощную защиту. При малых потрясениях и защита не будет сильна. Когда говорю: «Нагружайте Меня сильней, когда иду в Сад Прекрасный», — то это не будет только поэтическим образом, но практическим указанием. Давно сказано, что в больших потрясениях дух крепнет и сознание очищается. Но в таких процессах главным фактором будет всеначальная энергия. Потому не будем огорчаться, если она чем-то приводится в действие. Гораздо хуже, когда нечто маленькое подтачивает организм и спасительная сила бездействует. Такое положение надо осознать, иначе люди начнут стремиться к малому и удовольствуются ничтожным. Запас психической энергии должен быть пополняем. Без нагнетения она не получит высшей помощи. Даже такая энигматическая пословица: «Чем хуже, тем лучше!» — имеет некоторое основание.
Поразительно наблюдать, как утеснения и гонения умножают силы. Можно удивляться, откуда люди черпают силы сносить и противостать поношениям. Та же спасительная энергия, которая очищает сознание, она же создает и оборону. Полюбим же ее и не отгоним легкомысленно. Люди молятся о защите и сами разрушают лучший дар.
Бр., 290. Если даже одиночная психическая энергия является профилактикой физического здоровья, то насколько же мощнее будет влияние объединенной энергии! Смысл Братства заключается в объединении всеначальной энергии. Только расширение сознания поможет познать значение гармонии энергии. На всех планах жизни она проявляет свою благую силу. Наверно, вас не раз спросят, как развивать психическую энергию и как познать полезность ее. Но достаточно сказано, что сердце, устремленное к высшему качеству всей жизни, будет проводником психической энергии. Никакая насильственная условная подвижность к проявлению сердечной деятельности не полезна. Сердце — самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться психической энергией. Также лишь в дружном общении можно получать плоды объединенной энергии. Но для этого необходимо понять, что есть согласие.
Бр., 439. Психическая природа индивидуальна как в людях, так и в животных. Ошибочно приписывать ее одной расе или породе. Можно замечать в некоторых народах склонность к психическим проявлениям, но это качество еще не объяснит сильных явлений у отдельных личностей. Также бывает и в животном мире. Скажут: может быть, это свидетельствует о беспорядочности каких-то законов. Вовсе нет, наоборот, только показывает существование законов поверх земного разумения. Много вопросов, которые вводят в заблуждение тех, кто не может мыслить поверх земного суждения. Люди привыкли мыслить о случайных границах народов, принимая их за нечто непреложное. Целый народ должен и мыслить единообразно; порода животных должна иметь одни обычаи, — но сама жизнь научает усмотреть великое разнообразие. Человек будет счастливее, когда найдет нить законов психической природы.
Бр., 589. Человек сотрудничает чаще, нежели сам предполагает. Он постоянно одалживает психическую энергию. При каждой материализации выделяется эктоплазма, но кроме такой вещественной выдачи люди при каждом соприкасании выделяют энергию и как бы объединяются ею. Таким образом, даже скупец окажется дающим сотрудником. Но забывают люди о постоянном обмене энергией. Они не понимают этого важного действа, ибо никто не сказал им об излучениях энергии.
Только из Источника Братства начали проникать широко предупреждения о великом значении всеначальной энергии.
Н., 84. Урусвати знает, насколько постоянно человек бывает ведом всеначальной энергией. От великих подвигов до обычных обиходных проявлений люди находятся под воздействием всеначальной энергии. Она получила столько названий, что потеряла в глазах человечества свое единство. Пора опять вернуть ее основное значение, поэтому лучше не брать одно из прошлых наименований и остановиться на самом простом и выразительном, именно на всеначальной энергии. Самое главное, чтобы люди приучились ощущать присутствие ее, тогда и сотрудничество с нею будет явлено.
Не нужно удивляться, если говорим о сотрудничестве с энергией, которая внутри нас самих. Как же можно сотрудничать с самим собою? Но не забудем, что всеначальная энергия разлита во всем сущем, и наша искра энергии должна сотрудничать с высшими потоками той же мощи. Так мы ближе поймем руководительство, о котором так много говорится. Действительно, существуют как хранители, так и искусители. Каждый воплощенный имеет около себя как друзей, так и врагов. Прежние жизни непременно соберут около человека многие заботы и ненависть. Когда человек призывает помощь, он чует, что около него должно быть нечто реальное. И, действительно, не ошибается человек. Но если бы он осознал еще присутствие всеначальной энергии, то обращение его было бы еще действительнее.
Мы хотим создавать каждое доброе сотрудничество. Мы были бы глубоко рады видеть, что люди обращаются к вернейшему проводнику своему. Именно всеначальная энергия указывает человеку меру допущения. Он слышит голос совести, но толчок такому голосу дает энергия. Каждое побуждение есть следствие энергии. Но мы можем развивать такие следствия признанием их. Такое признание будет как бы вызыванием сил. Среди обрядов древних мистерий можно находить заклинания сил. Не нужно понимать это лишь как защиту от сил темных, но именно как призыв сил, таящихся в глубине организма. Так каждый может совершенствовать свои силы признанием их.
Н., 218. Урусвати знает о магнетизме имен. Каждый звук соответствует определенному космическому лучу. Но если имя состоит из астрологических обоснованных знаков, то сочетание такое может иметь мощное воздействие. Вы замечали, что иногда Мы как бы не запрещали произносить Наши имена, но затем Мы советовали не касаться их даже мысленно. Причина в том, что могут быть периоды, когда сочетания звуков не порождают магнетизма чрезмерного. Но могут быть такие времена, когда имя может звучать в пространстве, как удар молота, тогда для охраны равновесия следует не называть имени. То же можно замечать и около имен лиц и даже местностей.
Особенно нужно помнить, что в древности имена давались на астрологическом основании. У многих народов давалось несколько имен, чтобы астрологическое имя не произносилось. Лучше не произносить такое имя даже во время благоприятное, нежели сказать явное вызывание молнии. Вообще, люди смешивают магнетизм с внушением. Они не понимают, что внушение захватывает личные силы, но магнетизм есть явление космическое.
Мыслитель часто напоминал о значении таких энергий. Он говорил: «Стоит человеку воскликнуть: «Я несчастен!» — и он немедленно умножит свои бедствия. Но сказавший: «Я счастлив!» — уже открывает врата счастью.
Не думайте, что человек приказывает себе быть счастливым или несчастным. Явление гораздо глубже, и человек соприкасается с мощными силами. Он не успевает выразить своего настроения, как оно уже закрепляется в пространстве, — так мы зовем к себе силы высшие. Не будем неблагодарны и неблагоразумны». Мыслитель постоянно поучал учеников, чтобы ни единое слово не срывалось необдуманно.
Н., 347. Изучая историю психических явлений, можно наблюдать как бы подъемы и падения силы проявлений. Можно бы ожидать постоянное нарастание, но существуют условия, которые действуют на проявления. Например, при войнах можно ожидать развития психических явлений. По количеству это так, но по качеству явления будут несколько ниже.
То же можно сказать о большинстве массовых проявлений. Несомненно, толпа увеличивает психические силы, но редко экстаз толпы может быть истинно высоким. Лишь в исключительных случаях можно наблюдать толпу в высшем экстазе. Но во время тихих строительных периодов