и психическая энергия, и тем разрешится проблема дисгармонии.
Мыслитель иногда говорил: «К чему люди надевают на шею жернов, когда лучше заботиться о крыльях».
Н., 537. Урусвати знает, как разнообразны качества психической энергии. Можно их изучать посредством исследования излучений и вибраций. Но такие исследования могут быть произведены лишь в будущем при усовершенствовании аппаратов. Но есть еще один способ, который можно применять. Мы уже говорили о магнетизации воды. Вы сами наблюдали, насколько вода приобретает свойство психической энергии человека и какое непродолжительное время требуется для этого. Можно наблюдать, насколько индивидуально будет показывать воздействие энергии вода, поставленная около головы. Можно также отмечать, какие минеральные примеси наиболее способствуют наблюдениям. Воды железистые хороши, но сернистые неудачны.
В древности такие опыты производились часто. Иногда на поверхности воды помещали несколько капель древесного масла, полагали, что оно способствует концентрации токов. Обращали внимание и на сосуд, предпочитали медный, но не глиняный. Стенки сосуда должны были быть полированными, и такой сосуд не употребляли в домашнем обиходе, его держали закрытым медною покрышкою. Такие предметы показывали, насколько обдуманно поступали древние.
Наверное, у них были и другие способы и методы примечать различные состояния энергии. Кроме того, древние называли наблюдения гаданиями, но в глазах скептиков такие наблюдения теряли научное значение. Мыслящий дух снова открыт, чтобы показать человечеству, насколько незыблемы основы.
Можно улыбаться, насколько люди удовлетворяются условными наименованиями, но сущность остается неизменной, и среди древних обычаев можно находить научные достижения.
Мыслитель поучал: «Не думайте, что предки ваши были глупцами. Вы забыли многое, ими достигнутое».
Н., 538. Урусвати знает о передаче ощущений на расстояние. Такой опыт еще больше подтверждает наличие энергии, которая напитывает все пространство. Не забудем, что терафимы основаны на такой передаче. Не нужно непременно иметь какое-то изображение, когда энергия посылается приказом воли. Всякие терафимы являются лишь пособниками передачи, но сильная воля не нуждается в таких пособниках.
Нужно помнить, что в жизни передача ощущений встречается так же часто, как и передача мысли, но люди не обращают внимания. Передача ощущений может быть сознательной и преднамеренной, но может быть и бессознательной, таких передач больше, нежели сознательных, и многие болевые ощущения и настроения являются следствиями таких передач.
10. 5. Изучение человека
Бр., 152. Спящая мудрость — так называются наслоения наблюдений за многие жизни, сложенные в глубине сознания. Можно было бы произвести замечательные опыты, узнавая, когда человек почерпает из своего хранилища познания. Можно произвести сравнение с атавизмом, проявляющимся через несколько поколений. Так проявляются родовые наследственности. Но среди духовных странствований человек накопляет свой груз, который хранит среди своего сознания. Поучительно, как в детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснить другими причинами, кроме прежних накоплений. Тем более нужно следить за такими самостоятельными склонностями. Они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном воспитании. Спящая мудрость отмечалась уже в глубокой древности, когда вопросы духовного воплощения разумно понимались. Движение интеллекта все утрачивало и затрудняло развитие скрытых сил человека.
Бр., 256. Можно замечать, что люди, помнящие о своих прежних жизнях, принадлежат к самым различным положениям. Это лишь доказывает, что закон потусторонний гораздо сложнее, нежели полагают на Земле. Тем более он должен быть почитаем и изучаем. Такие исследования неминуемо должны быть отрывочными, но и подобные отрывочные сведения должны составить убедительную цепь фактов. Чем скорее можно начать такую земную хронику, тем скорее встанет правда. Нужно понять, что не в Наших обычаях требовать слепой веры. К чему было бы такое требование там, где наблюдательность и внимательность дают большие следствия?
Сказано, что ткань Превышней состоит из искр, значит, если усмотреть хотя бы одну искру, будет уже большим достижением. Но в этих опытах можно достигать удачи лишь при взаимном доверии. Ценные сведения могут принести и дети, и поселяне, и разные труженики, в которых запечатлелась хотя бы одна искра, их коснувшаяся. Очень часто именно народ хранит явления воспоминаний, но стыдится произносить их. Бережно нужно подходить к таким тайникам. Они не откроются высокомерному допросу или спешащему прохожему. Кроме того, закон земной запрещает касаться сокровенного. Врачи нередко назовут такое признание безумием.
Мы уже говорили, что все вопросы внутреннего сознания должны быть испытаны сурово, но если из ста неверных и смутных сообщений окажется одно достоверным, то это будет уже успехом. Так будем искать правду.
Бр., 516. Старинные врачи определяли качество эманаций посредством прикладывания растений и металлов. Также употребляли известные породы собак, которые весьма чутки к эманациям человека. Но теперь самые простые аппараты, вроде электрической машины, отметят на экране ритм и качество эманаций.
Н., 68. Урусвати ощущает даже дальние землетрясения и атмосферные давления. Невежды скажут: «К чему такие болезненные восприятия, если они не могут предотвратить землетрясения?» Эти замечания подобны многим восстаниям против знания, когда высказывались сомнения в некоторых научных открытиях. Кто может утверждать, что познающий вибрации планеты неприложим для знания?
К сожалению, тонкие организмы не исследуются, и тем утеривается возможность для научных наблюдений. Через столетие люди любят пожалеть об упущенных явлениях, но перед ликом их люди закрываются сомнением. Между тем тонкие ощущения сопряжены с расширением сознания и с наукою о вибрациях. Оба предмета полны глубокого значения и лежат в основании переустройства жизни.
Также можно наблюдать многие особенности в сношениях с Нами. Иногда ответ Наш приходит мгновенно, так скоро, что и вопрос не успевает закончиться. Но бывает, что ответ задерживается на долгий срок. Можно пояснить состоянием атмосферы или Нашею занятостью. Может быть множество условий, и нужно их наблюдать. Также не забудем, что нередко опоздание ответа зависит от заботы охранить сведение от лишних подслушивающих. Такое обстоятельство имеет значение, ибо могут перехватить мысленную посылку. Потому Мы советуем быть очень осторожными и на словах, и в мыслях. Можно образовать целую науку, которая займется изучением распространения энергии слова и мысли. В зависимости от таких порождений людских утверждается и влияние на растительность и на прочие планетные условия. У Нас производятся опыты с вибрациями, и Наш брат В. весьма занят ими. Немало ученых должны поблагодарить его за помощь.
У Нас радость, когда такие семена дают хорошие всходы.
Н., 104. Урусвати даже в час опасности сохраняет торжественность. Не многие понимают силу такого щита. Посреди бушующих токов скала нерушимой торжественности стоит незыблемо. Можно исследовать научно каждую мощь, окружающую человека. Он сам может порождать любую силу в себе и ковать из нее непроницаемый панцирь. Также нужно понять, что торжественность есть лучший мост к Нам. Наша помощь летит быстро по каналу торжественности и медленнее всего путем ужаса и уныния.
Н., 461. Урусвати знает, что качество действия зависит от воодушевления деятеля. Теперь нужно размыслить, найдено ли научное определение качеству воодушевления. Мы не говорим о желании или о старании, или вдохновении. Мы хотим утвердить смысл воодушевления. Мы знаем, что оно отражается на ауре и зажигает ее, но ученые не могут еще понять, какие нервные центры являются наиболее деятельными при порывах воодушевления. При каждом труде может возникать это возвышенное напряжение. Древние называли это состояние приветом божественным, только оно может сообщить каждому труду сияние совершенствования.
Могут сказать, что такое устремление к совершенствованию присуще высшему творчеству во всех областях, — такое определение будет условным. Мы утверждаем, что каждый труд должен сопровождаться воодушевлением, ведущим к совершенствованию. Мастер любого ремесла знает, что даже каждодневная работа может быть направлена к постоянному совершенствованию. Побеседуйте с лучшими мастерами, и они подтвердят, что качество работы может быть непрерывно повышаемо. То же скажем и Мы о Наших трудах: лишите Нас воодушевления — и все ритмы труда нарушатся.
Урусвати знает, как выражается такое нарушение ритма. Не требуется, чтобы вмешались какие-то темные силы, достаточно, чтобы луч собеседника оказался негармоничным, и ритм будет нарушен. Нелегко настроить ритм, для этого нужно вызвать особую деятельность некоторых центров. Но такое спешное воздействие может иметь и физические следствия. Так мы опять приходим к тому, что настало время, когда деятельность нервов должна быть изучаема. Рефлексология дала толчок к дальнейшему исследованию, но без понимания психической энергии не могут произойти нужные выводы.
Мыслитель советовал замечать всякие нарушения ритмов и помнить, какие телесные признаки они вызовут.
Н., 756. Урусвати знает, как глубоко человек должен осознать, что он находится в вечном движении и в постоянном преображении. Оба эти условия могут быть научно доказаны, но, тем не менее, люди не принимают их в соображение. Особенно второе условие — преображение — представляет затруднение. Люди могут согласиться о перемене в связи с возрастом или состоянием здоровья, но не допустят, что они преображаются ежечасно.
Конечно, особо чувствительные аппараты могут отметить изменение вибраций человека и перемену всей нервной системы, но такие аппараты еще не применяются, и только недавно родилась наука изучения нервов и желез; таким образом, самое главное для осознания надземного мира оставалось в пренебрежении.
Также пренебрегают изучением мысли. Не только такие основные функции человека оставались в пренебрежении, но сама атмосфера, окружающая человека, не была изучаема. Нашли состав воздуха и забыли, как вибрирует атмосфера и какая мощная химическая работа воздействует на все живущее. Но можно ли говорить о преображении, когда люди легче вообразят свое одеревенение?
На путях к преображению помните завет Мыслителя: «Умейте найти терпение выслушать чужую боль. Найдите благосклонность окрылить чужую радость. Вы не знаете истока этих страданий. Вы не знаете причины зарождения радости, но умейте отеплить и окрылить ближнего».
Н., 913. Урусвати знает сущность самоунижения. Много унизительных свойств омрачают человечество. Около каждого из них гнездится целая ватага родственников, больших и малых. Можно наблюдать, как такие сущности связаны между собою и образуют цепь. Такая скованная цепь может отягощать даже не очень слабовольного.
Ярое нарастание мрака заставляет спешить со снимками излучений. При этом можно наблюдать любопытные проявления. Иногда можно заметить, что дурная мысль ослаблена внешним влиянием, но добрая мысль также может быть чем-то затемнена. Такие явления лишь подтверждают воздействие надземного мира.
Урок такого воздействия может быть утвержден не только нравоучителем, но и биологом. Мы особенно настаиваем на научных изысканиях. Многие годы Мы повторяем, что наука приближается к верному пути познания внутренних сил человека, но в сущности мало сделано в этом направлении, даже надземный мир остается пугалом суеверия. Так будем уподобляться дятлу.
Мыслитель советовал ученикам наблюдать за самим собою, так можно приступить к возвышению восприятий.
Н., 929. Урусвати изживает наследия атавизма. Человечество должно изучать основы наследственности. Когда наука освободится от суеверий и ограничений, она сможет приступить к исследованию начал наследственности.
Много нагромождений накопляется около человека. Наследственность личных воплощений, наследственность родовая, племенная, надземная и многие наслоения случайных встреч накладывают отпечаток и меняют психическую природу. Естественно, ограниченные