таких жестоких проявлений. Нужно оплакивать, видя, как человечество избирает ужасную юдоль.
У Нас удивляются, когда, несмотря на многие достижения, люди все-таки предпочитают самые низкие решения. Такие смятения проявляются перед наступлением великих космических сроков. Зная такое положение, вы можете разумно рассматривать происходящее.
Мыслитель учил: «Кроме законов, нам понятных, существуют и такие, которые ум человеческий не может охватить».
Н., 635. Урусвати знает, что ненависть порождает худшие безумия. По счастью, полномерная ненависть встречается не часто. У ненависти вырастают силы и появляются лукавые невидимые союзники. Такое безумие может стать весьма опасным, но карма ненависти ужасна. Такие безумцы и в надземном мире остаются ярыми ненавистниками. Такая карма может быть названа адскою, у нее мысли направлены лишь на удовлетворение зла.
Мужество Руководителя притупляется о злобу безумцев. Таким образом, невозможно вернуть их к усовершенствованию. Но непреуспевающие поступают неправильно и быстро теряют накопленное раньше. Не может ненавистник оставаться в эволюции. И вы можете представить себе, что путь изверженного из эволюции может быть назван ужасным. Пусть скорей люди поймут, что ненависть — плохой проводник.
Ненависть непримирима. По этому свойству ее можно отличать от различных проявлений. Иногда ее смешивают с суровостью. Люди говорят о ярых действиях великих преобразователей, но, в сущности, такие действия имели в виду суровость и были далеки от ненависти. Не будем судить о причинах суровости. Можно себе представить бездну невежества и вражды, которая встречала каждого преобразователя! Можно лишь удивляться, когда большой деятель не впадал в ненависть, но это не свойственно великим деятелям.
По мерилу ненависти можно распознавать уровень деятеля. Только негожий человек, самомнительный и презирающий все ему неизвестное, делается жертвою пучины ненависти. Не мгновенно становится он ненавистником. Он отложил многие капли империла вместо капель целебного пота труда. Суровый преобразователь втайне горюет о каждом яром поступке, но ненависть ликует о каждой своей жестокости.
Эволюция предполагает, что ненависть будет сочтена позором человечества, тогда сотрутся многие преграды, воздвигнутые невежеством. Ненависть есть особый вид невежества. Просвещенный человек знает, что ненависть преградит ему продвижение.
Не думайте, что ненавистник есть гигант зла, бывают и мелкие ненавистники, но и они несут карму ненависти, и в этом деле не пригодны весы земные. И знает ли ненавистник, чему он препятствует и что он мечтает разрушить? Многие ненавистники не знают, что они хотят уявить. Они как жалкие камни в потоке, поверх которых несется мощное течение. Но и камни могут сложить преграду.
Мыслитель говорил: «Прошу Судьбу уберечь людей от безумия ненависти».
Н., 641. Урусвати знает, как неосторожно и пренебрежительно люди относятся ко всему, касающемуся надземного мира. Уже не говоря о явлениях тончайших касаний, но даже при материализациях люди задают такие глупые вопросы, что можно удивляться, как люди образованные не найдут более разумных обращений! Собираются люди будто бы для чего-то серьезного, но в способах обращения можно увидеть или недоверие, или неуместную насмешку.
Вы достаточно знаете, как осторожно Мы относимся к так называемым спиритическим сеансам. Люди не понимают, что, кроме таких общений, по всей жизни происходят множества касаний надземных. В таких касаниях нет ничего противоестественного и насильственного. Так каждый может заметить общение с областью широкой, которая может преобразить все его мировоззрение.
Мы вовсе не одобряем маньяков, которые отрываются от земных обязанностей и вносят вокруг лишь смятение. Они говорят о высших гармониях и в то же время забывают, что между земным миром и надземным должна быть гармония. Если маньяки считают земные задания ниже своего достоинства, они окажутся невеждами. Они пришли на Землю для выполнения какого-то труда. Они должны полюбить свою задачу. Среди преданностей земной работе они могут ощутить и касания надземные. Вот такое сочетание и будет естественной связью миров.
После сложных соображений нужно вернуться к самому простому. Человек не может делать эволюцию. Он должен к ней приобщиться. Он должен с нею сгармонизироваться. Снова мы придем к ритму труда и поймем, что все пустоплясы лишь загромождают жизнь. Во время напряженного переустройства мира особенно недопустимо оказаться пустоплясом или ханжою.
Вы можете спросить: «Неужели в Беспредельности необходим столь напряженный труд? Соизмерима ли Беспредельность с трудом отдельного человека?» К изумлению многих, скажу: «Соизмерима». Человек есть живая частица человечества, которое есть сильнейшая энергия планеты. Властитель планеты не может быть пустоплясом, на нем лежит неимоверная ответственность. И некуда ему уйти от нее, остается иметь другом мир надземный.
Мыслитель говорил: «Каждый имеет множество друзей, но он должен полюбить их. Не может быть дружбы без любви».
Н., 645. Считаю, что эволюция совершается малым меньшинством. Не удивляйтесь, что такое же отношение существует между проявленным и хаосом. Тем не менее, космическая эволюция неустанно совершается. Так и среди человечества нужно видеть, что лишь меньшинство готово принять переустройство жизни, но переустройство все же совершается. Так можно сказать, что лишь немногие готовы следовать путем эволюции, но их ясное сознание дает достаточную энергию.
Мыслитель говорил: «Пусть останутся лишь немногие, ибо не в количестве суть».
Н., 673. Урусвати знает, что в каждом крупном событии, кроме многих космических воздействий, участвуют четыре слоя человеческого мышления. Первый слой состоит из лиц, непосредственно принимающих участие в битве, ибо каждое событие есть битва. Те силы из тонкого мира, которые сражаются не менее воплощенных, будут вторым слоем. Слой третий состоит из участников, не телесно, но в духе борющихся. Четвертый слой состоит из Руководителей, видимых и невидимых.
Первые два слоя не раз были упомянуты Нами, но о третьем слое следует сказать, ибо он становится очень многочисленным. Люди сознательно и бессознательно участвуют в самых сложных событиях. Можно видеть, что мысли таких множеств образуют мощную силу и опасны по причине беспорядочности.
Безответственные, несознательные, подпадающие под любое влияние, готовые на всякое предательство, налитые злобою, — такие люди всегда наполняют пространство хлопьями мохнатого мышления. Им ничего не стоит изменить каждый день свои выкрики, они оказываются источниками психических эпидемий.
Но мало того, они повреждают мысленные посылки сознательных сотрудников добра. Они часто отравляют атмосферу, и требуется много энергии, чтобы обезвредить такие мрачные посылки. Они не понимают всего вреда наносимого и не хотят знать, какие преграды они создают на пути эволюции.
Могут сказать: «Что же тут нового, ибо злостное невежество давно признано самым губительным». Но именно теперь, во время Армагеддона, умножаются легионы вредителей. Они настолько уничтожают полезные труды Пособников Блага, что нужно особенно предостеречь от такого безумия. Неуместно такое нарушение вибраций. Масса народная инертна и легко поддается лжи.
Мыслитель постоянно указывал, что невежество есть самое действенное начало и потому опасно.
Н., 675. Урусвати знает, что некоторые будут настаивать, что телесное участие в борьбе сильнее и труднее, нежели психическое борение. Такое заблуждение происходит от полного непонимания психической жизни. Невозможно даже сравнить телесное и психическое напряжение, настолько второе значительнее во всех отношениях.
Тонкие энергии сильнее всех мускульных, но люди и эту аксиому не могут принять вследствие неправильного жизненного оборота. Немало нужно твердить, что телесное поражение несравнимо со страданиями тонких оболочек. Самые большие телесные опасности не могут быть сопоставлены с опасностями психическими. И самые угрожающие телесные переустройства ничто в сравнении с психическими сменами миров.
Также и теперь, когда человечество напряжено в борьбе за переустройство мира, нужно уделить внимание психической стороне жизни. Но много препятствий на пути такой естественной эволюции. Люди будут всеми силами противиться, чтобы полезные познания не проникали в их скудные сознания. Будут своеобразные восстания против расширения сознания. При этом приняты будут самые недостойные меры, чтобы пресечь распространение необходимых знаний.
Даже поучительно наблюдать состояние умов таких повстанцев. Они изобретут разные доводы, чтобы осмеять и умалить психическую энергию.
Друзья, каждый из вас может привести примеры из своих наблюдений, когда приходилось встречать противоречия против очевидности.
Мыслитель учил: «Не страшитесь невежд, но ускорьте путь к познанию».
Н., 700. Урусвати знает, что каждый призыв к обновлению жизни должен заключать в себе обращение к женщине и к молодому поколению. Некоторые полагают, что оба эти движения стоят прочно и развиваются успешно, но на самом деле положение женщины и воспитание молодого поколения находятся в неудовлетворительном состоянии.
Лишь малое число женщин применяет к себе равноправие, и в большинстве школ не преподаются основы здоровой жизни. Не может эволюция протекать поспешно, когда два устоя еще не нашли себе применения. Не нужно думать, что эволюция может совершаться при любых условиях; она будет задерживаться, и драгоценная энергия будет проливаться напрасно.
Мир содрогается от ужасов Армагеддона, но жизнь становится еще уродливее. Люди полагают, что они работают для каких-то высших идей, но дела их показывают обратное. Можно находить в жизни те же самые болячки, которые отягощали человечество тысячи лет назад. Невозможно оправдываться несносными условиями быта, когда люди не прилагают усилий, чтобы в каждом обиходе, хотя бы отчасти, внести совершенствование. Малые группы могут перечислить свои полезные достижения, но сейчас Мы имеем в виду не исключения, но массы человечества.
Между тем именно массы будут двигателями эволюции.
Мыслитель говорил: «Мужи мудрейшие, ваши усилия будут тщетны, если не протянет вам руку женщина и не возрастите поколение героев».
Н., 703. Люди не умеют ввести в жизнь представление о тонком мире и тем самым они препятствуют эволюции. Трудно показать земному сознанию, насколько тонкий мир зачинает события плотного мира. Целые десятки лет могут лежать между событием тонкого мира и мира плотного, и тем не менее, событие уже совершилось и стало непреложным.
Могут удивляться, почему некоторые события будут как бы маяками, определяющими многое последующее. Но не забудем, что сложность нагромождений событий велика. Она не поддается простому представлению. И кто решится утверждать, которое из событий наиболее значительно, где причины и где следствия? Нужно упражняться в мышлении о Надземном.
Мыслитель говорил: «Глаз не усмотрел, ухо не услышало, но сердце знает, что нечто произошло».
Н., 708. Урусвати знает ценность подвига добровольного. Каждое учение есть напутствие, но не насилие. Нужно запомнить, что даже малейшее насилие уже не будет полезно эволюции.
Могут спросить, какое отношение к Надземному имеет понятие добровольного подвига. Но без него не будет продвижения. Нужно освоить понимание Надземного как полезную реальность. Мало допускать Надземное, но не вводить его в жизнь каждого дня. Так нужно заботиться, чтобы молодое поколение уже от ранних лет начинало мыслить о Надземном.
Н., 783. Урусвати знает, что человек возвышается, приобщаясь к Прекрасному, смотря на Прекрасное, слушая о Прекрасном, мысля путями Прекрасного.
Не думайте, что эта древняя истина достаточно осознана человечеством. К сожалению, именно теперь люди стоят дальше от нее, нежели во многих прошлых веках.
Уявление Прекрасного в различных областях часто считается не только ненужным, но даже несвоевременным. Между тем житейские мудрецы полагают приступить к переустройству мира. Спросите, как они явят Мир Новый без заботы