Подготовительные упражнения
красного в жизни и в душе. Ибо именно через любовь и красоту налагает она на людей узы Божественного. В ее высочайших творениях сама жизнь становится великолепной работой небесного искусства, а все существование — поэмой священного восторга; все богатства мира сводятся воедино и перераспределяются для высочайшего порядка, и даже самые простые и обычные вещи становятся удивительно прекрасными в ее зрящей всеединство интуиции и дыхании ее духа. Принятая сердцем, она возносит мудрость к высочайшим вершинам чуда и посвящает его в мистические тайны экстаза, превосходящие всякое знание; самоотверженью и преданности чрез нее ответствует пламенной любовью Божественное; силу она обучает ритмам, которые поддерживают гармонию и соразмерность ее проявлений; совершенство осеняет она чарами, дабы было оно вечным» [23, с. 78].
Нашей задачей становится подготовка всех своих функциональных уровней для проявления в их деятельности этой Силы.
В первой главе говорилось о необходимости в начале любого вида деятельности обеспечить энергетический потенциал для успешного занятия ею. Мы рассмотрели функциональную структуру человека, состоящую из семи уровней: физического, энергетического, эмоционального, ментального, духовного, сверхсознательного (интуитивного) и эволюционного. Значит, мы должны обеспечить энергией все функциональные уровни.
Существуют внутренние и внешние источники энергии.
Человек получает жизненную энергию из поглощаемой пищи, в процессе дыхания, усваивая потоки энергии Земли и космоса.
Рекомендации, касающиеся питания, сводятся к тому, что заниматься практикой метода нужно не раньше чем через два часа после приема пищи. Что касается общих
87
Арт-терапия
рекомендаций по питанию, то я посоветовал бы вам воспользоваться данным методом для постепенного перехода на растительно-молочный рацион с включением в него продуктов моря и рыбы. Десять лет назад я с помощью практики медитативного рисования легко отказался от употребления в пищу мясных продуктов. Это решение позволило мне оптимальным образом обеспечить организм жизненной энергией, получаемой из пищи.
Второй важный источник энергии — дыхание. Так же, как и в случае питания, здесь доминирует качественный, а не количественный показатель процесса. Организм усваивает больше энергии при плавном, диафрагмальном, редком, незаметном вдохе и выдохе. В результате происходит повышение содержания углекислого газа в альвеолах легких, в крови и тканях организма, а это, в свою очередь, приводит к тому, что:
улучшается снабжение клеток кислородом, так как под влиянием углекислого газа кислород лучше отделяется от гемоглобина и в большем количестве поступает в клетки. Их дыхание становится более эффективным, энергетический потенциал клеток увеличивается в несколько раз;
улучшается обмен веществ и биохимические реакции внутри клеток, так как углекислый газ используется в реакциях синтеза как белков, так и жиров и углеводов;
снимаются спазмы гладкой мускулатуры сосудов, бронхов, желудочно-кишечного тракта, восстанавливается тонус вен;
происходит адаптация дыхательного центра головного мозга, хеморецепторов к новому уровню газообмена, к новому режиму и ритму дыхания. Развивается общий адаптационный процесс, в результате которого улучшается работа всех органов и систем, состояние
88
Глава 3. Подготовительные упражнения
всего организма. Такое дыхание вырабатывается при медитативном рисовании автоматически, без волевого его регулирования, за счет комплексного воздействия на психофизиологическое состояние человека как подготовительных упражнений, так и самого процесса медитативного рисования. Сам факт обретения человеком подобного дыхания может обеспечить заметное улучшение состояния здоровья, а со временем и исцеление от многих заболеваний.
Известный исследователь процесса дыхания Константин Павлович Бутейко, кандидат медицинских наук, автор многих научных работ и изобретений, описывает суть сделанного им открытия следующим образом:
«Прошло тридцать семь лет с тех пор, как мне удалось открыть причину ряда наиболее распространенных заболеваний из числа так называемых болезней цивилизации (бронхои сосудо-спастических, аллергических и др.). Причина этих болезней одна — альвеолярная гипервентиляция, или глубокое дыхание. У меня возникла идея, что уменьшение глубины дыхания, или его нормализация, может привести к излечению такого рода заболеваний. Экспериментальная проверка подтвердила истинность предположения, тем более что основывалось оно на фундаментальных законах физиологии, биохимии, биологии и других наук.
Вот основные постулаты моей теории:
I. Известно, что при глубоком дыхании СО2 чрезмерно выделяется из организма, уменьшается его содержание в легких, крови и клетках. Дефицит СО2, вызванный глубоким дыханием, сдвигает рН крови и клеток в щелочную сторону.
Сдвиг рН нарушает активность всех ферментов (их около 1000) и витаминов (около 20). Последнее нарушает
89
Арт-терапия
все виды обмена веществ. В свою очередь, если рН достигает 8, нарушение обмена веществ приводит к гибели организма.
II.Известно, что дефицит СО2 вызывает спазм гладкой
мускулатуры бронхов, сосудов мозга, сердца, кишечника,
желчных путей и других органов. В конце XIX в. русским
ученым из Перми Вериго был открыт, казалось бы, стран
ный закон: в результате понижения СО2, в крови усиливается
связь кислорода с гемоглобином, и тем самым затрудняется
переход кислорода из крови в клетки мозга, сердца, почек
и других органов. Другими словами, чем глубже дыхание,
тем меньше кислорода попадает в клетки мозга, сердца
и почек. Именно этот закон, до сих пор не получивший
широкой известности, лежит в основе нашего открытия.
Из-за замалчивания и игнорирования открытия Вериго этот
же закон, гораздо позже обоснованный шведским ученым,
стал известен во всем мире как эффект Бора.
III.Кислородное голодание (гипоксия) мозга, вызван
ное глубоким дыханием, усиливается спазмом бронхов
и сосудов артериальной системы. Гипоксия жизненно
важных органов компенсаторно вызывает подъем артери
ального давления (артериальную гипертензию); при этом
ускоряется кровоток и улучшается снабжение органов
кровью. Кислородное голодание при избытке вентиляции
легких создает ложное ощущение недостатка воздуха, воз
буждает дыхательный центр, усиливает дыхание и таким
образом способствует неуклонному развитию болезни.
Дефицит СО2, в нервных клетках возбуждает все отделы
нервной системы, что еще больше углубляет дыхание.
Таким образом, кислородное голодание нервных клеток в сочетании с нарушением обмена веществ и перевозбуждением нервной системы ослабляет интеллект, разрушает нервную систему (склероз сосудов мозга) и в конечном итоге приводит к падению разума.
90
Глава 3. Подготовительные упражнения
IV. Нарушения, вызванные глубоким дыханием, усугубляются отравлением внешней среды и продуктов питания ядохимикатами, гербицидами, лекарствами. Если это так, то все основные принципы западной медицины и основанные на них методы лечения и предупреждения болезней путем обучения населения глубокому дыханию способствуют возникновению этих болезней, а применение глубоко-дыхательных гимнастик и бронхо-, сосудорасширяющих лекарств, усиливающих выделение СО2 из организма, не улучшает, а ухудшает состояние больных. Вот почему эти так называемые «болезни цивилизации» не поддаются лечению и все шире распространяются. Открытие того, что главной причиной этих болезней является глубокое дыхание, позволяет строго научно обосновать и экспериментально доказать порочность существующих принципов и методов лечения. Неоспоримым доказательством истинности данного открытия явилась предложенная нами глубокодыхательная (гипервентиляционная) проба, суть которой заключается в том, что больному предлагается углубить дыхание и попробовать на себе воздействие широко распространенной рекомендации: „Дышите глубже!» В течение нескольких секунд или минут глубокодыхательная проба вызывает или усиливает симптомы болезней, а уменьшение глубины дыхания столь же быстро снимает их. Отсюда следует, что единственно научно обоснованным принципом предупреждения и лечения болезней века является уменьшение глубины дыхания для нормализации его физиологической функции.
На этой основе был разработан метод волевой нормализации дыхания, или волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД). Суть метода заключается в уменьшении глубины дыхания усилием воли больного путем расслабления дыхательной мускулатуры до ощущения
91
Арт-терапия
небольшого недостатка воздуха. Метод осваивают все психически здоровые взрослые люди, а также дети начиная с трехлетнего возраста.
Спектр применения наших идей поистине широк — начиная от подготовки к родам будущих матерей, ухода за новорожденными, обучения детей нормам физиологии жизни и кончая внедрением программы всестороннего оздоровления населения. Наши идеи также могут найти широкое применение в космической медицине, хирургии (подготовка больных к тяжелым операциям), педагогике, подготовке вокалистов, спорте…
По всеобщему признанию, медицина, как и многие другие отрасли науки, нуждается в коренной перестройке. И мы рассматриваем наши идеи в числе прочих прогрессивных, ранее отвергнутых идей, как фундамент, закладываемый в здание медицины будущего.
Первоочередной задачей, по нашему мнению, является оповещение населения об этом открытии для прекращения пропаганды в прессе, по радио и телевидению пользы глубокого дыхания, отмена глубокодыхательных гимнастик в лечебных учреждениях.
Полная победа этого открытия наступит тогда, когда весь цивилизованный мир поймет, что глубокодыхательный принцип жадности является самым страшным пороком человечества — источником почти всех его бед. главной причиной болезней и смерти подавляющего большинства людей» [42, с. 3-5].
В практике нашего метода, в отличие от волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко, происходит спонтанное, естественное снижение глубины дыхания рисовальщика, находящегося в медитативном состоянии. Понять механизм снижения глубины дыхания в нашем методе можно с помощью простого примера. Во время стрельбы стрелок, перед тем как нажать на спусковой
92
Глава 3. Подготовительные упражнения
курок оружия, сознательно задерживает дыхание. По мере обретения мастерства в стрельбе навык снижения глубины дыхания распространяется за пределы стрелковых упражнений, становясь признаком обычного дыхания спортсмена.
В нашем случае, во время медитативного рисования, Результаты лечения 46 взрослых методом ВЛГД рисовальщик концентрирует все свое внимание на точке соприкосновения карандаша, фломастера и т. п. с листом бумаги, чтобы избежать микровибраций руки. Он, затаив дыхание, соединяет в непрерывные кружева сложные линии рисунка и таким образом уподобляется стрелку. В дальнейшем он развивает эту способность по мере увеличения длительности занятия медитативным рисованием.
У опытного медитативного рисовальщика этот процесс может продолжаться несколько часов подряд. Таким образом, овладев с помощью медитативного рисования дыханием с уменьшенной глубиной вдоха, человек может добиться тех же оздоровительных результатов, что и в случае практики волевой ликвидации глубокого дыхания по методу К. П. Бутейко.
В статье «Динамика симптомов болезни у взрослых и детей до и после лечения методом ВЛГД» К. П. Бутейко приводит следующие статистические данные:
«У 46 взрослых больных, страдающих бронхиальной астмой, до и после лечения методом ВЛГД прослежена динамика симптомов и синдромов болезни. До лечения у каждого взрослого больного наблюдалось в среднем до 29 симптомов или синдромов. При лечении методом ВЛГД у 35% больных отрицательные симптомы и синдромы исчезли, у 60% — уменьшились, и лишь у 5% все осталось без изменений. Отмечалась также положительная динамика не только симптоматики, характерной для
93
Арт-терапия
бронхиальной астмы, но и симптоматики сопутствующих заболеваний (нормализация артериального давления, рассасывание подагрических узлов, липом, фиброзных мастопатии и т. п.).
У взрослых, как и у детей, страдающих бронхиальной астмой, при лечении методом ВЛГД отмечалась большая положительная динамика клинических симптомов и синдромов. У 87% больных отрицательные симптомы и синдромы исчезли, а у 13% уменьшились. В первые же дни лечения отмечалось улучшение самочувствия и положительная динамика не только основного астматического синдрома, но и сопутствующих заболеваний» [42, с. 91-93].
Симптомы и синдромы
Кол-во до лечения
Исчезли
Уменьшились
Остались
без изменения
Приступы удушья: астматический статус или свыше 5 приступов в сутки
14
8
6
—
3 — 5 приступов в сутки
19
12
7
—
1 приступ в сутки, затрудненное дыхание
13
7
6
—
Аллергоз: вазомоторный ринит
41
37
4
нейродермит, экзема
20
15
5
—
7
—
7
—
отек Квинке
20
—
20
—
лекарственная непереносимость
17
—
17
94
Глава 3. Подготовительные упражнения
одышка в покое
одышка при физической нагрузке
27 19
20 19
7
—
Кашель сухой или с мокротой
46
27
19
—
46
19
29
—
Частое дыхание с участием вспомогательных мышц
45
33
10
2
Ощущение недостатка воздуха
45
31
13
1
Боли в грудной клетке
45
—
44
1
Повышение утомляемости
44
—
41
3
Боязнь духоты
43
2
39
2
43
32
10
1
Раздражительность
42
38
4
—
Нарушение осанки
42
39
3
—
Нарушение сна
41
26
13
2
Головная боль
41
33
6
2
Мышечная слабость
40
40
—
—
Боли в области сердца
39
8
31
—
Бледность кожных покровов
36
10
17
9
35
20
14
1
Ослабление памяти
34
34
—
—
33
29
4
—
Мелькание перед глазами
33
27
4
2
31
5
26
—