экстрасистолия
30
2
26
2
Сухость во рту и носоглотке
29
29
—
—
Шум в ушах и носоглотке
25
25
—
—
Боли в мышцах, суставах
25
25
—
—
95
Арт-терапия
Утрата обоняния
23
1
21
1
Боли в области печени
23
23
—
—
Запоры
22
22
—
—
Метеоризм, вздутие живота
20
20
—
—
Отечность ног
20
20
—
—
Ухудшение зрения
18
2
16
—
Снижение аппетита
16
14
2
—
Спазмы гортани
14
4
10
—
Парастезии (нарушение чувствительности)
14
3
11
—
Инъекционные инфильтры
12
12
—
—
Вздутие подключичной области
11
11
—
—
Судороги в икроножных мышцах
11
11
—
—
11
3
8
—
Тремор рук
10
3
7
—
10
4
6
—
Пустулезная сыпь
9
8
—
Обморочное состояние
8
4
4
—
Гипертоническая болезнь (более 140/90 мм рт. ст.)
8
5
3
—
Потливость
6
5
1
—
Белок в моче
4
—
4
—
Сухие мозоли (на ногах)
4
—
4
—
Общее ожирение
4
3
1
—
Липомы
4
1
3
—
Подагрические узлы
3
2
1
—
Болезнь Рейно
3
3
—
—
96
Глава 3. Подготовительные упражнения
Явления патологического климакса
2
1
1
—
Гипотония (ниже 100/65 мм рт. ст.)
2
2
—
—
Псориаз
1
1
—
—
1
1
—
—
Фиброзная мастопатия
1
1
—
—
Варикозное расширение вен нижних конечностей
1
1
—
—
В практике йоги процессу дыхания уделяется большое внимание, так, в восьмиступенчатой йоге Патанджали — классической системе йоги, четвертая ступень — пранаяма — целиком посвящена обучению адепта правильному дыханию. Существовал способ определения того, насколько йог овладел искусством пранаямы. Вблизи его лица подвешивалось на нити легкое перо, и считалось, что испытание пройдено, если перо оставалось неподвижным при длительном наблюдении за его дыханием.
Важно научиться поверхностному дыханию еще до того момента, когда серьезные заболевания заявят о себе во весь голос, поэтому практику медитативного рисования можно рассматривать как серьезное средство профилактики целого комплекса заболеваний.
Следующий источник энергии — воздействие Земли и космоса. По представлениям китайской натурфилософии, человек является связующим звеном в структуре мироздания между Небом и Землей. Через энергетическую систему каналов человека происходит энергоинформационный обмен между Небом и Землей. Поэтому если нарушается проводимость каналов, то недомогание возникает не только у человека, при этом нарушается гармония всего мира, и этим объясняется ответственность
97
Арт-терапия
человека не только перед самим собой и своими близкими за состояние своего душевного и физического здоровья, но и перед всем мирозданием.
Для того чтобы восстановить проводимость каналов и наполнить их энергией жизни, мы на стадии подготовительных упражнений практикуем:
суставную гимнастику, открывающую энергетические «ворота» в каналах, расположенных в местах сочленения суставов;
самомассаж рефлексных точек;
медитативную визуализацию движения энергии по каналам.
После подготовки энергетических каналов осуществляется практика «Осознанного дыхания», для того чтобы гармонизовать работу энергетических центров и открыть «двери», ведущие как в подсознание, так и к сверхсознанию.
На этом заканчивается этап подготовительных упражнений, и вы переходите непосредственно к медитативному рисованию.
Все перечисленные выше способы обеспечения энергией функциональных уровней человека поэтапно включаются в практику нашего метода. Комплекс подготовительных упражнений вы начинаете с формирования положительного настроя и убежденности в достижении вами поставленной цели — обретения гармонии, состояния целостности и единства с миром.
В нашем методе для этой цели используется специально выстроенная последовательность текстов. Необходимо внимательно их прочитать. Вы обязательно почувствуете отклик на прочитанное внутри себя. Это переживание является очень важным моментом в процессе обучения.
98
Глава 3. Подготовительные упражнения
«Человек говорит о „себе самом» и „Боге», как будто это по существу две различные вещи. Действительно, с точки зрения человека, он не есть Бог, и себя, как Бога, ощутить не может. Но когда он познает присутствие Бога в себе самом и чувствует Бога как свою собственную истинную сущность, и испытывает Его, то познает себя самого как действительность („Бога») и может искренне заявить: „Я есть истина (действительность)». Так как те, кто не знает истины (Бога), понимают под „я» и „самостью» нечто ограниченное и личное, то предыдущее выражение для них не имеет смысла.
В этом сущность „тайной науки», и для того чтобы ее постичь, необходимо иметь способность думать самостоятельно и не воспринимать внешнее значение слов, а искать их более глубокий, эзотерический смысл» [10, с. 119].
«Единый Бог, скрытый во всех существах, проникающий все, сокровенное Божественное Я всего сущего, Владыка всех деятельностей, пребывающий во всех творениях, Свидетель, который есть чистая и бесплотная мысль, единый Самосущий среди сонма успокоенных духов, делающий проявленным единое семя (материи). Мудрые, созерцающие Его внутри себя, обретают вечное блаженство, никто иной» (Шветашватара-упанишада 6, 11, 12 [46, с. 15]).
«Я — То, что пребывает в сердцах всего сущего; Я есть начало, середина, а также и конец всех существ… И нет ничего движущегося или неподвижного, что могло бы существовать вне Меня… Постигни, что все, что славно, хорошо, прекрасно и могущественно есть лишь ничтожная часть Моего великолепия… Создав из частицы Себя всю Вселенную, Я остаюсь» (Бхагават гита 10, 20, 39, 41 [46, с. 17]).
99
Арт-терапия
«Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Псалтырь 81, 6).
«Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деяния 17, 27, 29).
«Дух Божий живет в вас… Духом Своим, живущим в вас» (Римлянам 8, 9, 11).
«И сказал Бог, сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Бытие 1, 26).
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете Вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценою? Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божий» (1 Коринфянам 6, 19, 20).
«Ибо вы — храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них, и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Коринфянам 6, 16).
«Бог говорит: „Если кто старается приблизиться ко Мне на один вершок, то Я приближаюсь к нему на аршин; и если кто силится приблизиться ко Мне на аршин, Я к нему приближаюсь на две сажени, и если кто идет ко Мне, то Я бегу ему навстречу»» (изречение Магомета).
«Утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (к Ефесянам 3, 16).
«Бог говорит: „О человек! Следуй только Моим законам, и ты станешь подобен Мне, а затем скажи: „Будь», и вот Оно есть»» (изречение Магомета).
100
Глава 3. Подготовительные упражнения
«Бог говорит: „Для любимого Мною человека Я — слух его, которым он слышит, Я — зрение его, которым он видит, Я — руки его, которыми он держит, и Я — ноги его, которыми он ходит»» (изречение Магомета [46, с. 15]).
«Воистину человек есть создание желаний своих; каково его желание, такова его мысль; какова его мысль, таково его действие; подобно тому, как он действует, так он и достигает. Так воистину желающий идет своими деяниями к предмету, в который погружен его ум» (Бхадараньянаупанишада [46, с. 94]).
«Воистину человек создается мыслью: то, о чем он думает в одной жизни, тем он становится в другой» (Чхандогьяупанишада [13, с. 14]).
«Любовь — начало всего, выше богов, прародителей и людей. Ты, о Любовь, древнее всего сущего, сильнее всего. Тебе воздаем мы почет и уважение! Величественней, чем пространства земли и неба, вод и огня, Ты, о Любовь, древнее всего сущего, сильнее всего. Тебе воздаем мы почет и уважение! Во многих формах предстает твое Благо, о Любовь, яви свое лицо. Позволь твоему облику войти в наши сердца. Уничтожь зло повсеместно!» (Атхарваведа [13, с. 41]).
«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем, и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
101
Арт-терапия
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви.
Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: „Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (Послание Иоанна 4:7 — 8, 12).
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Коринфянам 13:1 — 13).
102
Глава 3. Подготовительные упражнения
«Тот, кому ведомо понятие о благе, кто стремится достичь успокоения (Нирваны), должен поступать следующим образом: обрести в высшей степени, в самой высшей степени, способность к благородному изъяснению мыслей, быть честным, приветливым и смиренным. Всем он доволен, уравновешен, скромен в желаниях и удовлетворяется малым, спокоен, неприхотлив, нет в нем дерзости, не оказывает он предпочтения близким своим.
Всегда должен он мыслить следующим образом: „Да прибудет все живое в счастье и безопасности, да прибудут в чистоте сердца всех живых! Какими бы ни были эти живые существа: слабыми или сильными, плотными или прозрачными, высокими или низкими, короткими или длинными, маленькими или большими, без исключения, видимы они или невидимы, обитают далеко или близко, рожденные или еще нерожденные — да будут все они счастливы!»
Не позволяй никому обманывать другого или презирать его, какое бы место тот ни занимал. Не позволяй ему желать зла другому из гнева или по недоброй воле. Как мать, которая защищает единственное дитя, не думая об опасности для жизни своей, взращивай в нем безграничную любовь в сердце ко всему живому. Внушай ему, что в мире главенствует любовь: вверху, внизу, вокруг; не знает она препятствий, ненависти и вражды. Должен он мыслить, таким образом, когда бодрствует, где бы он ни был, куда бы ни шел, сидит он или лежит. Ибо, как сказано, в этом состоит благороднейший образ жизни» (Сутта Нипата 143—151).
«Искренность есть путь небес; приобретение Искренности есть путь человека. Кто обладает Искренностью, поступает как должно, без всяких усилий, понимает без размышлений, легко и естественно встает на сере-
103
Арт-терапия
дину Пути. Это мудрец» (Ли Цзы. Учение о середине, 52-53).
«Когда не проявляют удовольствия, гнева, печали и радости, это называется состоянием середины. Когда их проявляют в надлежащей степени, это называется состоянием гармонии. Середина является наиважнейшей основой действия людей в Поднебесной; гармония — это путь, которому должны следовать люди в Поднебесной. Когда удается