достигнуть состояния середины и гармонии, в природе устанавливается порядок и все сущее расцветает» (Ли Цзы. Учение о середине, 52).
«Цель, предназначенная нам, — не рассуждать, а пережить все это. Мы призваны возвыситься до образа Божия, пребывать в нем с ним, стать проводником его радости и мощи и орудием его деяний. Очищенные от всякого зла, преображенные в душе его прикосновением, мы должны действовать в мире как источники этого божественного электричества, посылая его радостно-трепетные вибрации и излучения человечеству так, что где бы ни находился один из нас, сотни людей вокруг могли преисполниться его света и силы, преисполниться Бога и Блаженства. Церкви, ордена, теологии, философии не преуспели в спасении человечества потому, что они углубились в разработку символов веры, догм, ритуалов и институтов, как будто это могло спасти человечество, и пренебрегли единственно необходимым — силой и очищением души. Мы должны вернуться к этому единственно необходимому, вновь обратиться к провозвестию Христа о чистоте и совершенстве человеческого рода, к провозвестию Магомета о совершенной покорности, самоотречении и служении Богу, к провозвестию Чайтаньи о совершенной любви и радости Бога в человеке, к провозвестию Ра-
104
Глава 3. Подготовительные упражнения
макришны о единстве всех религий и присутствии Бога в человеке, и, собрав все эти потоки в единую могучую реку, единую очищающую и спасительную Гангу, излить ее на мертвую жизнь материалистического человечества… чтобы осуществилось духовное воскрешение человечества и Сатьюга (Эра Водолея) на время возратилась в мир» (Шри Ауробиндо. Йога и ее цели [50, с. 118]).
«О Адам, Мы не дали тебе ни истинного местопребывания, ни свойственного тебе облика, ни соответствующей тебе обязанности: ты получишь и сохранишь то местопребывание, тот образ, то занятие, какие сам изберешь по собственному желанию. Природа, законченная в остальном, принудила тебя оставаться в рамках предписанных нам законов, но ты, не побуждаемый ровно никакими стремлениями, сам, по собственному суждению, предпишешь себе свой закон, во власть которого Я поставил тебя. Я поставил тебя в середине мира, чтобы ты лучше мог наблюдать оттуда за всем тем, что происходит в этом мире. А для того, чтобы ты сам, как бы свободный и почтенный пластик и скульптор, мог нарядить себя в такую форму, в которой ты лучше всего выглядел бы, Я не создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным. Ты можешь выродиться в низшее существо, к которому принадлежит животное, но в то же время, по своей собственной воле, ты можешь и возродиться до Существа Высшего, к коему принадлежит Божество. О великая либеральность Бога-Отца, о величайшее и удивительнейшее счастье человека! Кому дано иметь то, что захочет, быть тем, чем пожелает?» (Пико де ла Мирондола).
«Бог пребывает в сердце каждого верующего» (изречение Магомета).
105
Арт-терапия
«Дух, сокровенное Я, всегда пребывающее в сердце человека» (Иветашвара-упанишада).
«Непроявленный Господь, сокровенный Учитель, наполняющий все сердца и направляющий их изнутри, куда бы я ни взглянул, всюду Ты еси» (Бхарон Гуру).
«Как сияющее Солнце светит, проявляя все вещи в пространстве наверху, внизу и между ними, так и Единый, Всеславный, Всеблагой Бог царит над всем, что существует и что изошло от Него» (Шветашватара-упанишада).
«Во власти Бога и Восток, и Запад; куда ни обратись вы, везде вы встретите Лицо Бога, ибо Бог вездесущий и всеведущий» (Коран 2:109).
«Подобно тому, как от горящего пламени на тысячу ладов исходят подобные же искры, так и из Неразрушимого, о любимый, рождаются различного рода существа и затем возвращаются к Нему…
От Него рождаются Дыхание, Разум и все Чувства, Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, опора их всех…
От Него различными путями рождены Лучезарные, Садхи, Люди, Животные, Птицы» (Мундака-упанишада).
«Человек, знающий свои прежние обители, видящий и небо и ад, достигнувший уничтожения рождений, такого человека я называю Брахмана» (Вазеттха-сутра).
«Верные не умирают; может быть, они переносятся из мира тленного в мир вечных существований» (изречение Магомета).
106
Глава 3. Подготовительные упражнения
«Исток начала есть оборотная сторона конца — в этом познается объяснение смерти и рождения» (Чжоу-цзы).
«От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь множество… став таким образом Мудрым, спокойным, сдержанным, бесстрастным, выносливым, собранным, он видит Я в Едином, он видит Единого во всем; и грех не имеет силы над ним, он преодолевает всякий грех; и грех не сжигает его, он сжигает всякий грех. Свободный от греха и от страсти, он приобщается природе Брахмана; таков мир Брахмана» (Брихадараньяка-упанишада 4, 4, 22).
«Всем нам предстоит вернуться к Богу» (Коран 5:53).
«Это единое всемирное Сокровенное Я всех существ становится отдельным индивидуальным „я» для каждой формы» (Катха-упанишада 5, 10).
«Я умер как минерал и стал растением.
Я умер как растение и снова явился в животном.
Я умер как животное и стал человеком,
зачем же мне бояться? Разве смерть прекращала мой рост? В будущий раз я умру как человек, Чтобы выросли у меня крылья ангела. И ангелов также я должен опередить, Ибо все погибнет, кроме Его Лица. Я должен вознестись над ангелами; Я стану тем, что недоступно воображению. А затем да стану я ничто, ибо струна арфы Во мне поет: „Воистину мы вернемся к Нему»».
(Джалал-ид-Дин- Руми)
107
Арт-терапия
«Мое сердце может принять любую форму:
Для монаха оно станет монастырем,
для идолов — храмом,
Для газелей — пастбищем,
для правоверного — Каабой,
Оно может стать свитком Торы и Кораном.
куда бы ни сворачивали ее верблюды,
Любовь остается моей религией и верой».
(Ибн аль-Араби)
«К дверям возлюбленной подошел человек
и постучал. Его спросили: „Кто там?» Он ответил: „Это я».
Ему сказали: „Здесь нет места для Меня и Тебя». Дверь осталась запертой. После года уединения и лишений этот человек вернулся и постучал снова. Его спросили: „Кто там?» Человек сказал: „Это Ты». Дверь открылась перед ним».
(Джалал-ид-Дин-Руми)
«Где бы ты ни был и в каком бы состоянии ни находился, всегда старайся быть влюбленным» (Джалал-ид-Дин-Руми).
Читая вышеприведенные отрывки, вы могли почувствовать отклик в виде приятной теплой вибрации в области сердца, легкого прохладного ветерка в области горла, слабого давления в центре лба либо покалывания в районе макушки головы. Эти ответные реакции вашей
108
Глава 3. Подготовительные упражнения
энергоинформационной системы на чтение возникли в результате активации соответствующих центров системы на содержащийся в текстах энергоинформационный потенциал.
При определенном уровне развития внимательности к реакциям центров на взаимодействие с внешними энергоинформационными источниками вы сможете прочувствовать их реакцию на разные музыкальные произведения, живопись и т. д.— любой объект или процесс, на котором вы сфокусируете внимание. В практике нашего метода мы начнем развивать эту чувствительность, анализируя рисунки, получающиеся у нас во время медитативного рисования.
Сейчас в результате чтения мы задали необходимый положительный настрой в работе высших энергетических центров, о котором говорил Шри Ауробиндо в цитате, открывающей эту главу.
«Семь основных точек силы в тонком теле действуют как янтры во внутреннем медитативном опыте Кундалини-йоги. Они визуализируются как геометрические фигуры, как колеса (чакры) или лотосы, расположенные на вертикальной оси тонкого тела, Сушумне, которая строго соответствует спинному и головному мозгу. Помимо того что чакры в целом воплощают весь психокосмос, каждая из них ассоциируется со звуковой вибрацией, элементом, цветом, божеством и животным символом (табл. 2). Эти внутренние янтры означают фазы духовного шествия Кундалини Шакти, энергии, которая пробуждается в медитации для восхождения по Сушумне, чтобы соединиться с Сахасрарой чакрой. Они обозначают семь стадий йогической садханы и составляют механизм, через который адепт достигает синтеза своей психики с миром. Над каждой из внутренних чакр можно медитировать или независимо, или с помощью внешней янтры» [14, с. 79].
109
Арт-терапия
Таблица 2
Чакра
Местоположение чакры
Число лепестков
Сахасрара
Над головой
1000
—
Парама Шива
Аджна
Между бровями
2
Ум
Ом
Шамбху
Вишуддха
16
Хам
Сада Шива
Анахата
12
Ям
Иша
Манипура
Солнечное сплетение
10
Рам
Рудра
Свадхистхана
6
Вам
Вишну
Муладхара
Основание спины
4
Лам
Брахма
В западноевропейском оккультизме энергетические центры считались расположенными не по центральной оси тела, а в местах, соответствующих нервным центрам физического организма, с которыми эти чакры связаны, т. е. в селезенке, солнечном сплетении, сердце, щитовидной железе и гипофизе (рис. 13).
Таким образом, чакры являются связующими активными элементами между тонкими телами человека и соответствующими им уровнями макрокосмоса. Кроме «горизонтального» обмена энергоинформационными потоками на каждом из семи уровней чакры обеспечивают вертикальный обмен между уровнями по центральному
110
Глава 3. Подготовительные упражнения
Рис. 13. Расположение чакр по системе западноевропейского оккультизма
каналу — Сушумне, проходящему вдоль позвоночника. Состояние гармонии, целостности, слияния макро- и микрокосмоса происходит в случае, когда энергетические центры идеально осуществляют обмен как по горизонтальным, так и по вертикальным связям.
«Земля (муладхара чакра — первый центр) становится тонкой и растворяется в Воде (свадхистхана чакра — второй центр); Вода растворяется в Огне (манипура чакра — третий центр); Огонь также исчезает в Воздухе
111
Арт-терапия
(анахата чакра — четвертый центр); Воздух поглощается Эфиром (вишуддха чакра — пятый центр), и Эфир растворяется в авидье (аджна чакра — шестой центр), которая исчезает в великом Брахмане (сахасрара чакра — седьмой центр)» [14, с. 81].
В Евангелии от Фомы Иисус, возможно, говорит об этом процессе: «Когда вы сделаете два (сансару и нирвану) одним (слияние по вертикали в системе чакр), когда вы сделаете внутреннее, как внешнее, и внешнее, как внутреннее (тождество микро- и макрокосмоса; слияние по горизонтальным связям), и верх, как низ (верхние центры активны так же, как нижние), и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, так что мужчина перестает быть мужчиной, а женщина — женщиной (гармонизация иньской и янской энергии; баланс активности и пассивности в работе центров), тогда вы войдете в Царство Небесное» [5, с. 253].
Что же мешает чакрам быть идеальными проводниками и каким образом можно гармонизовать их работу? В нашем методе предлагается следующая гипотеза.
Энергетический центр, являясь активным элементом энергоинформационного обмена между микро- и макрокосмосом, обладает свойством накопления энергоинформационного потенциала — своеобразного аналога памяти о всех видах взаимодействия, в которых центр принимал участие. Можно сказать, что любой вид активности человека на всех уровнях (движение, ощущение, эмоция, чувство, мысль, интуиция) оставляет свой след, который можно представить в виде устойчивого вибрационного (волнового) процесса. Он продолжает существовать и после момента своего образования, находясь в контакте с соответствующим энергетическим центром, его породившим или воспринявшим его извне. Назовем такое образование солитоном. Солитоны бывают положи-
112
Глава 3. Подготовительные упражнения
тельной и отрицательной полярности. Для поддержания существования этого вибрационного процесса необходима энергия. Эту энергию солитон может отбирать от энергетического потока, протекающего через чакру, и тем самым снижать эффективность ее работы (отрицательный солитон) либо потреблять необходимую для самоподдержания энергию из окружающей энергетической среды (положительный солитон), что приводит к повышению энергообеспечения как чакры, так и соответствующего тела в целом. Отрицательные солитоны образуются в результате деструктивной активности человека на всех уровнях как в макро, так и микрокосмосе: физическое действие, направленное на разрушение, отрицательная эмоциональность, негативизм и цинизм в мышлении, атеизм и т. д. Положительные солитоны образуются при всех видах созидательной, творческой активности человека,