Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза

носящей доброжелательный эмоциональный характер и соединенной с бескорыстной незаинтересованностью творца в конечном результате творческого процесса (принцип недеяния в даосизме и дзэн). Солитонные структуры обладают свойством объединения по принципу подобия. Поэтому если вы являетесь источником негативной активности, то на ваш негативизм, как на призыв, будут притягиваться отрицательные солитонные образования. Объединяясь, они создадут мощную «вампирическую» структуру, отнимающую у вас физические, энергетические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные силы в зависимости от того, какой вид негативизма вы создали в начале. Крупные отрицательные солитонные образования, создаваемые годами, приводят к серьезным заболеваниям и в конечном итоге к смерти. И наоборот, мощная положительная солитонная структура помогает значительно расширить как качество, так и количество решаемых человеком задач. Что и демон-

113

Арт-терапия

стрируется мастерами, работающими на разных уровнях: физическом — спортсмены, энергетическом — мастера восточных единоборств, эмоциональном — актеры, интеллектуальном — ученые, интуитивном — философы, духовном — посвященные адепты эзотерики (рис. 14).

В холотропной терапии Станислава Грофа некоторым аналогом солитонных образований является система конденсированного опыта (СКО).

Отрицательный Солитон

Положительный Солитон

Н е б

ы

т и е

Рис. 14. Схема энергоинформационного обмена между микро- и макрокосмосом

114

Глава 3. Подготовительные упражнения

«Система конденсированного опыта может быть определена как особая констелляция (звездное сгущение) воспоминаний, состоящих из конденсированного опыта (связанных с ним фантазий) различных жизненных периодов индивидуума. Воспоминания, принадлежащие к отдельной системе конденсированного опыта, имеют похожую основную тему или содержат подобные элементы и связаны с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества. Наиболее глубокие слои этой системы представлены живыми и красочными воспоминаниями из младенческого и детского периодов. Более поверхностные слои такой системы включают память более поздних периодов вплоть до настоящей жизненной ситуации. Каждая СКО имеет основную тему, проникающую через все слои и представляющую собой их общий знаменатель; природа этих тем варьируется в большей степени от одной СКОконстелляции к другой. Различные слои одной системы могут, например, содержать все воспоминания о столкновениях индивидуума с унизительными ситуациями, разрушившими его уважение к себе. В других случаях общим элементом может оказаться тревога, переживаемая относительно шокирующих и пугающих событий, чувство клаустрофобии или удушья, вызванное различными безвыходными ситуациями, где не было возможности ответить и защитить себя или бежать, а также интенсивное ощущение вины и моральной ошибки, вызываемое множеством отдельных ситуаций. Переживание эмоциональной депривации и одиночества в различные периоды развития — другой мотив многих СКО-констелляций. Столь же часто встречаются основные темы, изображающие секс как опасный и отталкивающий, или темы, включающие в себя агрессию и насилие. Особенно важными являются СКО, вкратце представляющие и конденсирующие столкновения индивидуума с ситуациями,

115

Арт-терапия

ставящими под угрозу выживание, здоровье и целостность тела. Чрезвычайно большой эмоциональный заряд, которым наделена СКО (о чем часто свидетельствует весьма мощная реакция, сопровождающая раскрытие этих систем в сеансе ЛСДтерапии), оказывается суммой эмоций, принадлежащих ко всем составляющим СКО воспоминаниям определенного вида.

Индивидуальные системы конденсированного опыта имеют фиксированные отношения с определенными защитными механизмами и связаны со специфическими клиническими симптомами. Детальные взаимозависимости между индивидуальными частями и аспектами СКО в большинстве случаев не противоречат фрейдистскому образу мышления; новым элементом с теоретической точки зрения является понятие организующей динамической системы, интегрирующей компоненты в отдельную функциональную единицу. Структура личности обычно содержит большое число СКО. Их характер, общее число, размер и интенсивность в большой степени варьируются от одного человека к другому.

В соответствии с основным качеством эмоционального заряда мы можем различать отрицательные СКО (конденсирующие неприятные эмоциональные переживания) и положительные СКО (конденсировавшие приятные эмоциональные переживания и положительные аспекты прошлой жизни индивидуума). Хотя есть и определенная взаимосвязь, и перекрывание, отдельные СКО могут функционировать относительно независимо. В сложном взаимодействии с окружением они селективно влияют на восприятие субъектом самого себя и мира, на его чувства и способность формировать идеи и даже на многие соматические процессы» [15, с. 51].

Все религиозные системы предлагают человеку кодекс поведения (морально-этические и физиологические ре-

116

Глава 3. Подготовительные упражнения

комендации), выполнение которого исключает возможность образования мощных отрицательных солитонных структур.

В предлагаемом методе разработана последовательность упражнений, позволяющая вывести мощные отрицательные солитонные образования из энергетической системы человека, растратив их энергоинформационный потенциал в процессе создания медитативного рисунка. Следующим этапом метода, после гармонизации и очищения тонких структур человека, является обучение созданию медитативных графических и живописных изображений, несущих в себе энергоинформационный потенциал положительных солитонных структур. Данные изображения можно использовать в созерцательной медитативной практике в качестве инструмента процесса самотрансформации и раскрытия сознания, а также для самооздоровления. Этот этап подробно описан в пятой главе.

Человек начинает процедуру медитативного рисования, находясь в состоянии безмолвия разума — ментальной тишины, в результате которой энергетический потенциал отрицательного солитона будет растрачен, а информационный компонент солитона выведен из системы человека в виде образа, содержащегося в рисунке. Последовательная очистка всех уровней тонкой структуры человека приводит к гармоничному энергоинформационному обмену как по горизонтальным связям, так и по вертикальным. В результате этой работы возрастает жизненная энергия и повышается творческая активность. Открываются новые возможности самораскрытия в искусстве, науке, спорте и т. д. Раньше у человека не хватало на это ни энергии, ни способности восприятия идей, «нисходящих» с ноуменальных уровней Бытия.

Важно отметить, что, как показал опыт практики метода, медитативная графическая активность позволяет

117

Арт-терапия

достаточно быстро научиться входить в состояние безмолвия разума и находиться в нем необходимое время для достижения поставленной перед медитацией цели. Это объясняется тем, что, выполняя подготовительные упражнения, человек все глубже погружается в свои внутренние пространства, перенося точку фокусировки сознания из внешнего мира во внутренний. Этот этап является аналогом стадии пратьяхара в восьмиступенчатой йоге Патанджали (стадия отключения чувств от внешнего мира). Затем человек, выполняя определенные рекомендации, начинает медитативное рисование. Этот процесс погружает его еще глубже во внутреннее пространство за счет особого ритма движений и дыхания, а также их завораживающей спонтанности. В процессе рисования внимание концентрируется на кончике пера ручки, что является подобием выполнения стадии дхарана (концентрации внимания на одном объекте — внешнем или внутреннем) в йоге Патанджали, и, как следует из положений йоги, правильное выполнение этих двух ступеней автоматически переводит сознание человека на следующую стадию дхьяна (состояние однонаправленности сознания — безмолвия разума). Способность уверенно удерживать сознание в состоянии дхьяна через некоторое время приводит к переходу сознания в состояние самадхи (вершина йогической практики — растворение сознания в Абсолюте). Поскольку в нашем случае, занимаясь медитативным рисованием, человек находится в состоянии дхьяна почти все время, пока рисует, а у опытного рисовальщика этот процесс может длиться часами, то он получает очень хорошую тренировку в овладении динамическим состоянием безмолвия разума.

Эта способность чрезвычайно полезна в практических аспектах нашей жизни, когда любое совершаемое нами действие будет выполняться в процессе спонтанной и

118

Глава 3. Подготовительные упражнения

не противоречащей природе вещей активности (принцип недеяния в дзэн). Во время этого процесса человек является идеальным проводником воли Абсолюта (Дао) и, следовательно, находится на пути выполнения своего глобального предназначения.

Теперь перейдем к детальному описанию упражнений и техник, лежащих в основе метода.

Рис. 15. Улыбка Бодхисатвы

119

С первых минут практики вы должны создать правильный настрой с помощью так называемой улыбки Бодхисатвы. Бодхисатвы — посланцы Будды, принявшие обет помочь достигнуть Просветления всем существам этого мира и лишь после этого вступить в состояние окончательного освобождения — Нирваны. Цель техники в появлении на вашем лице улыбки, подобной улыбке Бодхисатвы (рис. 15). Для этого внимательно рассмотрите

Арт-терапия

изображение Бодхисатвы и, подойдя к зеркалу, улыбнитесь подобным образом. Это несложно, поскольку эта улыбка самая естественная и потому легко возникает у любого искреннего человека. А искренность — необходимое условие практики нашего метода.

Перед началом практических упражнений вы должны подготовить место для практики — это чистая, гладкая поверхность стола и удобный стул с прямой спинкой. В начале практики потребуется лист чистой белой бумаги и набор обыкновенных цветных шариковых ручек. Вы можете помочь себе в создании атмосферы, способствующей проведению медитации, с помощью любимой вами медитативной музыки и ароматических благовоний (музыка используется только на стадии подготовительных упражнений, поскольку ее звучание на стадии очистки может привести к тому, что человек визуализирует в рисунке музыку вместо работы с солитонной структурой).

Подготовительные упражнения начинаются с сустав ной гимнастики. Она выполняется сидя на стуле.

Вначале мы открываем «энергетические врата», расположенные в суставах пальцев рук.

Для этого вращайте одновременно большими пальцами рук навстречу друг другу.

При этом палец правой руки двигается по часовой стрелке, а левой — против нее.

Ладони при этом неподвижны. Почувствуйте тепло в суставах пальцев.

Поменяйте направление движения пальцев.

Теперь сгибайте и разгибайте большие пальцы в их первом сочленении.

Представьте, как через кончики пальцев в них затекает энергия света и тепла.

После этого начните сгибать большие пальцы во втором суставе — там, где они присоединяются к ладони.

120

Глава 3. Подготовительные упражнения

При этом пальцы остаются прямыми и не сгибаются в первом суставе.

Вы завершаете упражнения с большими пальцами, касаясь их кончиками бугорка, расположенного в основании мизинца.

Теперь повторяете эти упражнения для всех остальных пальцев на левой и правой руке одновременно. Вначале для указательного, затем для среднего, безымянного и мизинца.

Поскольку у этих пальцев три сочленения, сгибайте их последовательно в каждом сочленении и завершайте работу с каждым пальцем тем, что несколько раз сгибайте его таким образом, чтобы дотянуться им как можно ближе к сгибу запястья.

Теперь вращайте обеими ладонями в запястьях навстречу друг другу сначала в одну сторону, а затем — в другую.

Начинайте вращение рук в локтевых суставах. Сначала в одну сторону, а затем — в другую.

Теперь вращение происходит лишь в плечевых суставах, последовательно в обе стороны. Руки при этом опущены вниз, вдоль тела.

Вращение выпрямленных рук в плечах в обе стороны.

Теперь руки подняты вверх и при вращении описывают конус.

Руки опущены вниз и опять описывают конусправо- и левосторонний.

Закончив упражнения для рук, начинайте упражнения для ног. Для этого нужно встать со стула и, держась руками за его спинку, начать последовательное вращение пальцами ног по аналогии с вращением пальцами рук.

Вы вращаете пальцами ног, затем стопами, после этого вращение осуществляется в коленном и тазобедренном

121

Арт-терапия

суставах. Вначале для правой, а затем для левой ноги. Затем вращаете бедрами вокруг основания позвоночника и позвоночником вокруг копчика. Упражнения со спиной завершаются вращением всего туловища вокруг поясницы. Руки при этом подняты и скреплены над головой.

Завершаются упражнения по открытию энергетических «врат» вращением головой и ее наклонами вперед-назад и влево-вправо и вращением глазами по часовой стрелке и против нее в двух плоскостях — параллельной поверхности Земли и перпендикулярной ей.

После выполнения упражнений в первый момент может показаться, что тело стало тяжелее от наполнившего его жара, а затем в нем появятся необычайные легкость и бодрость.

Подготовительные упражнения продолжаются самомассажем пальцев рук. Осуществляя самомассаж пальцев, вы тем самым воздействуете на энергетические

Скачать:TXTPDF

Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать бесплатно, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать онлайн