контакта с отрицательным солитоном, находящимся в энергетической связке с свадхистхана центром. Обычно эта точка легко находится при третьем-четвертом проходе руки над листом бумаги.
Почувствовав притяжение к этой точке, рука свободно опускается на лист. Внимание концентрируется на
143
Арт-терапия
кончике пера, попавшего в эту точку. Рука держит ручку уверенно, но без излишнего усилия.
Вы даете волевой импульс, направленный на расслабление всех мышц руки, и осознаете — ощущаете, как изнутри на руку начинает действовать сила вытекающего из нее энергетического потока. Она заставляет руку спонтанно двигаться по листу бумаги, оставляя на ней след от ручки. Вы не препятствуете этой силе, спокойно удерживая внимание на кончике пера и осознавая процесс естественного вдоха-выдоха. Спонтанное рисование завораживает ваш ум, и вы легко входите в состояние безмолвия разума.
Первый опыт медитативного рисования продолжается несколько минут, и вы легко выходите из этого состояния, подняв руку с ручкой над листом бумаги.
После окончания рисования необходимо помассировать руки, потерев ладони и размяв пальцы рук. Разрешите своему телу проделать комплекс спонтанных движений, включающий в себя: потягивания, скручивания, наклоны и т. п.
Если вы чувствуете избыточное наполнение горячей энергией (Ян) в виде давления в груди, нужно направить руки ладонями к земле и на выдохе представить, как энергия через пальцы, ладони рук и через стопы ног уходит в землю.
Для гармонизации энергии Ян и Инь представьте, как из земли в стопы, промежность и ладони рук поднимается прохладная энергия Земли (Инь) и собирается в области пупка.
Завершает энергетические упражнения собирание энергии в пупке (рис. 26, а и б). Чтобы выполнить это упражнение, расположите правую ладонь на пупке, а левую сверху и сконцентрируйтесь на ощущениях энергии в пупке. Руками сделайте круговые движения
144
Глава 3. Подготовительные упражнения
Рис. 26. Собирание энергии в пупке
145
по расходящейся спирали 36 раз по часовой стрелке (для мужчин), не увеличивая спираль выше уровня сердца и ниже области таза. Затем, б) а) поменяв направление вращения против часовой стрелки, 24 раза по уменьшающейся спирали возвращайтесь в область пупка. Женщины, поместив левую ладонь на пупке, а правую сверху, производят все вращения в обратном направлении: сначала 36 оборотов против часовой стрелки (расширяющаяся спираль), а затем 24 оборота по часовой стрелке (сворачивающаяся спираль).
Арт-терапия
10. После этого вы рассматриваете свой рисунок и определяете: приятно вам на него смотреть или нет. Если он вам неприятен, то лучше его сжечь, чтобы разрушить отрицательный потенциал содержащегося в нем солитона. Если рисунок приятен для вас, значит, вы визуализовали в нем положительный солитон, который образовался во время медитативного рисования. Вы можете оставить этот рисунок в качестве источника положительного энергоинформационного потока, улучшающего ваше состояние.
На этом первое занятие оканчивается. В последующие дни вы повторяете алгоритм первого занятия с той разницей, что объектом концетрации каждый раз служит новый энергетический центр, из которого вы будете выводить отрицательный солитон.
На втором занятии вы концентрируете внимание на манипуре — центре астрального тела; на третьем на анахате — центре, связанном с ментальным телом; на четвертом на вишуддхе — центре духовного тела. Во время четвертого занятия благодаря тому, что активность «низших» центров сгармонизируется и вы будете более уверенно пребывать в состоянии безмолвия разума, нужно пройти процедуру осознанного освобождения ума, или Покаяния. Эта процедура необходима для того, чтобы преодолеть барьер казуального слоя в духовном теле. Данный слой хранит информацию о всей вашей жизни в этом воплощении и о всех предыдущих воплощениях. Необходимо осознать свой «негативный» опыт, оставивший след в этом слое духовного тела, и тем самым устранить препятствие на пути энергоинформационных потоков, излучаемых центрами шестого и седьмого тела.
Процесс Покаяния осуществляется после выполнения подготовительных упражнений во время практики пункта
146
Глава 3. Подготовительные упражнения
12 сутры, когда после создания мыслеобраза: «Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум» на внутреннем экране сознания вы в обратном порядке запускаете кинофильм вашей жизни. На внутреннем экране начнут спонтанно возникать эпизоды вашей жизни, в которых вы являлись источником негативизма и дисгармонии. Вы увидите себя со стороны и испытаете чувство горечи и сожаления от своего несовершенства и, отстрадав его в медитации, избавитесь от прошлого кармического груза и обретете опыт правильного поведения в подобной ситуации в будущем:
«…Человек в небесном своем созерцании должен поступить следующим образом.
Рассмотри всю жизнь свою и сличи ее с десятью заповедями Божиими и с любовью евангельскою, повелевающею любить ближнего как самого себя; вспомни, что ты только в любви Христовой можешь быть чадом благодати; рассмотри же, сколько ты от нее удалился и какие суть вседневные твои упражнения и вожделения, и тогда самое оное влечение Отчее введет тебя в Божию правду и покажет изваянных в сердце твоем идолов, которых ты вместо Бога любишь и чтишь за драгоценное свое сокровище. Идолы сии суть:
гордость, самолюбие и превозношение над другими;
скупость или корыстолюбие, желающее все иметь, так что если бы оно владело всем на земле и на небеси, то захочет еще обладать в аде. Оно жадничает более, нежели сколько для временной жизни ему нужно; не имеет веры на Бога, но все хотело бы притянуть к себе;
зависть, завидующая другому, хотя бы сама имела временных благ и почестей более, нежели он;
гнев, в котором как яд воздымается злоба, готовая для малейшей причины ссориться, драться и себя во всем оправдывать;
147
Арт-терапия
5) бесчисленное множество разных скотов и зверей, живущих в человеке, которых он любит; ибо любит все, что ни есть в мире, и все поставляет на место ХРИСТА, и чтит оное больше, нежели Бога. Замечай только за своими словами и приметь, как уста тайно клевещут на другого и ты сеешь зло в кругу твоем, часто без всякой причины говоришь о другом худо, радуешься несчастью ближнего и еще пособляешь оному…
Однако ж не должен ты отчаиваться в Божеском милосердии, а только в себе и в своей возможности и силе. Ты должен в душе смириться пред Богом от всех сил своих; и хотя бы сердце твое не переставало говорить: нет, погоди еще, теперь неудобно; или: грехи твои так велики, что нельзя тебе надеяться получить милость Божию; и хотя бы при том ты в таком стеснении был, что не мог бы и молиться, ни обрести какое утешение и силу в сердце твоем, так что душа твоя как бы слепа и мертва была для Бога, то и тогда ты взирай на обетования Божий и прими их за верную и непреложную истину, воздохни сокрушенным сердцем к Нему о благодати и в великом своем недостоинстве предай себя оной!
Решась на сие, заключи крепко волю твою в намерение твое, чтоб не обращаться уже на старые похотения и пороки; и хотя бы все свинии и звери твои восскорбили о тебе, пастыре своем, хотя весь мир назвал бы тебя за то дураком, пребудь тверд в предприятии своем, держась Божеского обетования благодати. Пусть ты чадо смерти, но Христос за грешников умер; входя в смерть его, живи и умирай Ему по Его воле; устреми только свое намерение в постоянной молитве и воздыхании к Богу, предай в руки Его все дела и начинания, изгоняй представления скупости, зависти и гордости; словом: предай только сих трех скотов на заклание, и прочие другие все скоро начнут
148
Глава 3. Подготовительные упражнения
хворать, чахнуть и издыхать. Затем вскоре ХРИСТОС во впечатленных тобою в себе словесах обетования Его зачнется в тебе и начнет действовать, — тогда молитва твоя будет уже сильнее, и чем далее, тем более в духе благодати укрепляться будешь» [17, с. 43].
Рассмотрим подробнее таинство Покаяния как основополагающей процедуры самопреображения в нашем методе. С благодарностью воспользуемся ее анализом, сделанным В. Н. Лосским.
«Святой Исаак Сирин различает 3 этапа на пути к единению с Богом: покаяние, очищение и совершенство, т. е. изменение воли, освобождение от страстей и стяжание совершенной любви, которая есть полнота благодати. Если покаяние — начало этого пути, „врата благодати», это не означает того, чтобы оно было только лишь переходным моментом, этапом, который должен быть пройден. Собственно говоря, это даже не этап, а непрекращающееся и постоянное состояние тех, кто действительно стремится к соединению с Богом. Слово „покаяние» не очень точно выражает это состояние христианской души, обращающейся к Богу; греческое слово [метанойа, греч.] означает в буквальном смысле „перемена мыслей», „изменение ума». Это „второе возрождение», которое нам дарует Бог после крещения, возможность вернуться к Отцу, постоянный исход из самого себя, сила, совершающая изменение нашей природы. Такое состояние души противоположно самодовольству, духовному „мещанству» всякого фарисея — всякого „праведника», полагающего себя в „благодатном» состоянии, потому что он сам не знает себя. Подобно пути восхождения к Богу, покаяние не может иметь предела. „Покаяние, — говорит Святой Исаак Сирин, — всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовершенствованию, потому что совершенство и самых
149
Арт-терапия
совершенных подлинно несовершенно. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами». Такое понимание покаяния соответствует апофатическому отношению к Богу: чем больше мы соединяемся с Богом, тем более мы познаем Его непознаваемость; чем становимся совершеннее, тем больше сознаем свое несовершенство.
Душа, не движимая покаянием, чужда благодати: это — остановка на пути к восхождению, „нечувствие окаменелого сердца», признак духовной смерти. Покаяние, по учению Святого Иоанна Листвичника, есть как бы возобновленное крещение, но „источник слез после крещения больше крещения». Такое высказывание может показаться парадоксальным, оно может даже и соблазнять, если только мы забываем, что покаяние есть плод благодати, полученной при крещении, что это — та же благодать, но стяженная, приобретенная человеком, ставшая в нем „даром слез» — верным признаком того, что сердце растопилось Божественной Любовью.
„Мы не будем обвинены, — говорит тот же Святой, — при исходе души нашей за то, что не творим чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения дадим ответ Богу за то, что не плакали непрестанно о грехах своих». Эти благодатные слезы — завершение покаяния — одновременно являются началом бесконечной радости: „Блажени плачущий, яко тем утешатся». Слезы очищают природу, ибо покаяние — не только наше усилие, наш труд, но также светоносный дар Святого Духа, проникающего в наше сердце и его преобразующего. Это возвращение к Богу, исцеление немощной природы, как говорит Святой Иоанн Дамаскин: „Раскаяние есть возвращение, путем подвижнической жизни и трудов, из противоестественного состояния в состояние естественное и от диавола к Богу»» [3, с. 154— 155]. Важно
150
Глава 3. Подготовительные упражнения
понять, что у человека есть две возможности проходить Покаяние, первая — это здесь, на земле, в