Скачать:TXTPDF
Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза

воплощенном состоянии души, а вторая будет после смерти. Но после смерти мы уже ничего не можем исправить, и поэтому мера страдания и душевной муки посмертного покаяния неизмеримо выше земного покаяния. «В настоящей жизни, когда благодаря раскаянию мы входим свободно и добровольно в Божественный Свет, мы оказываемся обвиненными и осужденными; однако по Божественной любви и милосердию это обвинение и этот суд происходят втайне, в глубинах нашей души для нашего очищения и для прощения грехов. Только Бог и мы сами видим тогда сокрытые глубины наших сердец. Те, которые подвергаются в настоящей жизни подобному суду, могут не бояться другого испытания. Для тех же, которые не хотят еще здесь, на земле, войти в свет, чтобы быть обвиненными и судимыми, для тех, кто ненавидит свет, второе пришествие Христово откроет свет, скрытый ныне, и сделает явным все то, что до сих пор оставалось тайным. Все то, что мы скрываем нынче, не желая открывать в раскаянии глубины наших сердец, откроется тогда во свете пред лицем Божиим, перед всей вселенной, и то, что мы представляем собой в действительности, станет явным» [3, с. 176].

Проходя ежевечернее покаяние перед сном, анализируя поступки, мысли и чувства дня, мы подготавливаем себя как проводников и инструментов Божественной Воли и творческой активности для событий дня следующего. И в зависимости от искренности и глубины этой подготовки-очищения, к нам притекут те события, люди и «случайности», которые мы заслуживаем. Так с помощью покаяния можно влиять на свое будущее. В суете дня нужно находить время для осуществления сердечной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне

151

Арт-терапия

Божий, помилуй мя грешного», которая также является молитвой Покаяния. Когда нет времени для длительной медитации, вы можете воспользоваться ею. «Эта молитва, повторяемая непрестанно, с каждым вдохом, становится как бы второй природой монаха. Она отнюдь не механизирует внутренней жизни, а, наоборот, ее освобождает и обращает к созерцанию, постоянно устраняя из области сердца силой пресвятого имени Иисусова всякую греховную заразу, всякую мысль или образ, приходящий извне. Епископ Феофан, наставник духовной жизни и великий аскетический писатель прошлого века, так говорит о цели духовной молитвы: „Чего ищут молитвой Иисусовой? — Того, чтобы канул в сердце благодатный огоньВедать подобает, что когда искра Божия падает в сердце, молитва Иисусова раздувает ее в пламень; а сама не дает сей искры, а только способствует к приятию ее тем, что собирает мысли воедино и дает душе возможность стоять перед Господом и ходить в присутствии Его. Главное — стояние и хождение перед Богом с воспеянием к Нему из сердца… Так пусть делают и все, ищущие благодатного огня, а о словах и положениях тела не заботятся. Бог смотрит на сердце»» [3, с. 159].

Обычно после процедуры Покаяния во время пятого занятия при концентрации на центре космического тела — аджна, возможно получение медитативных рисунков с изображениями архетипических символов и образов.

«Современный человек, не знакомый с древними ритуалами, спонтанно рисует или воображает мандалообразные и янтрообразные композиции, когда он достигает состояния взаиморастворения враждующих сил в своей душе. Исследования К. Юнга показали, что такие символы не „искусственны», а естественны, первичны, выходят из внутренних источников. Они появляются из универсальных человеческих потребностей и воплощают „вневременные»

152

Глава 3. Подготовительные упражнения

универсальные принципы языка архетипов, который физически и духовно неотделим от жизни. Символы, подобные янтре, являются преобразователями психической энергии. Такие символы сами позволяют нам открыть „утраченную часть целого человека», что делает жизнь приятной, лучистой и бесконечно значимой» [14, с. 15].

«Таким образом, спонтанный опыт вполне может быть продуктом древней освященной традиции, если эта традиция содержит символы супраментальной реальности (современная психология назвала бы их „архетипическими символами») или формулировки, которые выводят ум за пределы узкого круга обычных земных рассуждений. При неожиданном столкновении чувствительного ума с такими символами или формулировками двери внутреннего восприятия внезапно отворяются и индивидуум получает возможность отождествиться с этой супраментальной реальностью, содержащейся в тех таинственных формулировках и символах» [4, с. 20]. И в результате тот, «кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов… он подымает изображаемое им из мира единократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до человеческой судьбы» [18, с. 42].

В завершении главы приведем последовательность упражнений метода.

Суставная гимнастика. 1. Подготовка рук:

массаж пальцев рук;

растяжка пальцев рук;

массаж рефлексной точки хэгу;

массаж рефлексной точки лаогун;

массаж запястий рук;

повторение пунктов (1—5) для другой руки;

контроль качества раскрытия каналов рук.

153

Арт-терапия

2.Активация энергетической системы:

поглаживание бровей;

поглаживание бровей и век;

массаж центра лба;

массаж крыльев носа;

массаж областей над верхней и нижней губой;

распределение энергии по лицу;

массаж головы;

массаж ушных раковин;

массаж основания шеи;

раскручивание спирали от пупка;

похлопывание копчика на трех уровнях;

похлопывание по бедрам;

похлопывание по ногам со всех сторон;

массаж щиколоток ног.

3.Пластическая активация

(спонтанные движения):

руками;

пальцами и ладонями;

предплечьями и плечами;

туловищем;

всем телом.

4.Глубинное расслабление всего тела:

в положении сидя, концентрация внимания на свадхистхане чакре;

концентрация внимания на муладхаре чакре;

расслабление пальцев ног, стоп, подъемов ног и бедер;

расслабление пальцев рук, ладоней, кистей, предплечий и плеч;

концентрация внимания на основании позвоночника;

154

Глава 3. Подготовительные упражнения

подъем тепла, покоя и расслабления по позвоночнику к голове до темени;

опускание тепла, покоя и расслабления от темени по лицу, по передней части туловища до области половых органов;

все тело полностью расслаблено от кончиков пальцев рук и ног до макушки головы.

5.Очищение и наполнение космической энергией

тела:

5.1. энергия входит в голову, протекает через все тело и выходит через стопы ног, унося все болезненное и ненужное для тела.

6.Практика полного осознавания дыхания:

выполнение пунктов с 1-го по 8-й включительно, согласно сутре;

дополнение пункта 8 сутры программой установления контакта и очищения конкретного энергетического центра;

выполнение пунктов 9—12 (при концентрации на вишуддхе чакре);

выполнение пунктов 9—14 (при концентрации на аджне чакре);

выполнение пунктов 9—16 (при концентрации на сахасраре чакре).

7.Медитативное рисование:

язык касается неба и остается там все время рисования;

интуитивно выбирается цвет ручки;

рука, держащая ручку, сканирует лист бумаги и ищет точку притяжения;

найдя точку, рука уверенно ставит в нее ручку;

155

Арт-терапия

энергия, вытекающая из руки, заставляет ее двигаться спонтанно по листу бумаги;

при первых признаках утомления (в начале практики через несколько минут) легко прекращаем процесс рисования;

проводим массаж пальцев и кистей рук;

встаем и совершаем плавные спонтанные движения всем телом;

освобождение от избыточной энергии Ян в груди;

гармонизация энергии Ян и Инь. Получение энергии Инь от Земли;

собирание энергии в пупок;

анализируем медитативный рисунок;

в случае негативной оценки рисунка уничтожаем его.

Данный алгоритм описывает процедуру гармонизации и очистки энергоинформационной системы человека. Не торопитесь упрощать комплекс. На стадии трансцендентального творчества, после полного о

ГЛАВА 4

РОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ХУДОЖНИКА

Как в самом себе, так и в других, я наблюдал внезапный расцвет способностей во всех видах деятельности, расцвет, который является следствием открытия сознания — так, например, тот, кто долго и безуспешно работал над тем, чтобы выразить себя в поэзии, в течение дня становился мастером поэтического языка и ритма. Это вопрос надлежащего безмолвия разума и надлежащей открытости Слову, которое стремится выразить себя — ибо Слово уже готово, оно сформировано в тех внутренних планах, где получают рождения все виды искусства, но измениться должен передающий разумизмениться и стать совершенным каналом передачи, а не препятствием.

Шри Ауробиндо [2, с. 187]

В результате практики упражнений, описанных в предыдущей главе, вы провели комплексное очищение всех уровней вашей энергоинформационной системы, научились глубинному расслаблению, позволяющему наполнять себя жизненной энергией, стали более чувствительными по отношению к звучанию макро- и микрокосмоса, обрели навык вхождения и пребывания в состоянии безмолвия разума. Вся эта работа сопровождалась созданием медитативных графических образов, у которых от занятия к занятию менялся и энергетический потенциал, и эстетическая выразительность. Качественное изменение этих параметров обычно наблюдается после прохождения человеком таинства Покаяния и при дальнейшей работе с космическим и божественным центрами. После этого раскрываются творческие способности в различных сферах деятельности: в искусстве, науке, спорте и т.д. Человек начинает легко обретать вдохновение, которое описывают в своих мемуарах гении. Так, например, Моцарт писал: «Когда я нахожусь наедине с собой и бываю в приподнятом расположении духа, когда, например, путешествую в вагоне, или гуляю, или не сплю ночью, тогда рождаются у меня музыкальные мысли в изобилии и наилучшего качества. Откуда и как они приходят ко мне, этого я не знаю, да я тут и ни при чем. Какие мне приходят на ум, те я и удерживаю в голове и напеваю про себя, как мне, по крайней мере, говорили это друзья. Если такое состо-

159

Арт-терапия

яние продолжается долее, то одна мысль приходит ко мне за другою, так что стоило бы мне употребить крохотное усилие, чтобы приготовить паштет из звуков по правилам контрапункта, инструментовки и пр. И вот, если мне не мешает ничто, распаляется душа моя. Тогда то, что приходит ко мне, все растет, светлеет, и вот пьеса, как бы она ни была длинна, почти готова, так что я окидываю ее уже одним взором, как прекрасную картину или дорогого человека, и слушаю ее в своем воображении отнюдь не преемственно, как это имеет место впоследствии, а как бы одновременно. Это — истинное наслаждение!» О том же свидетельствовал и Бетховен: «Вы, может быть, спросите меня: откуда у меня берутся идеи? Этого не умею вам сказать с уверенностью. Они являются незваными, непосредственно или опосредствованным путем, я мог бы их черпать пригоршнями на открытом воздухе, в лесу, на прогулке, в ночной тиши, рано утром; вызываемые настроениями, которые у поэта претворяются в слова, а у меня в тона, звенят, бушуют, свирепствуют, пока наконец не окажутся стоящими передо мной в виде нот на бумаге» [19, с. 27].

Русский поэт А. Майков вспоминал, что во время работы над трагедией «Два мира» «еще раз как бы пережил те блаженные часы и минуты, когда творились у меня эти образы, когда я не рассуждал об них, не думал ничего, что теперь написал, а писал бессознательно, что мне часто казалось, что кто-то невидимый мне диктует и я, как пишущий под диктант, вперед гадаю и догадываюсь, что дальше будет, куда, к чему этот невидимый ведет. Но этот диктующий не являлся ко мне насильно, когда я его звал; часто я садился и писал и натруждался и думал много раз, что конец, все готово — не тут-то было: он явится, и — спадет шелуха собственного изделия, все написанное прочь! И начинает диктовать он» [19, с. 28].

160

Глава 4. Рождение внутреннего художника

Каждый гениальный художник знал моменты наивысшего подъема духовных сил, счастливые минуты творческого самозабвения. О них прекрасно и точно писал Пушкин в «Осени»:

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

и пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться

Скачать:TXTPDF

Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать бесплатно, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать онлайн