Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза

наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Рис. 27. А. С. Пушкин. Орленок

161

Также легко и свободно, подобно стихам, появляются из под руки медитативного художника линии спонтанного рисунка. Появились они и изпод руки гениального поэта. Хорошо известно, что рукописи Пушкина содержат множество графических рисунков и каллиграфических проб пера (рис. 27). Сам поэт приводит описание дневни-

Арт-терапия

ка Онегина, в котором можно узнать и его собственную рукопись:

Он был исписан, изрисован Рукой Онегина кругом. Меж непонятного маранья Мелькали мысли, замечанья, Портреты, числа, имена, Да буквы, тайны письмена, Отрывки, письма черновые, И, словом, искренний журнал, В который душу изливал Онегин в дни свои младые…

Сам поэт называет сопутствующие стихам графические образцы «непонятным мараньем», мы же попытаемся предложить читателю гипотезу, вносящую ясность в причины возникновения «маранья» и скрытый в нем глубокий смысл. Внимательно вчитываясь в перечисление содержания дневника Онегина, можно увидеть неслучайно возникшую последовательность образов. Она открывается «непонятным мараньем» — в нашем методе оно соответствует контакту сознания с энергетическим и эмоциональным телами автора. Далее следуют «мысли, замечанья, портреты» — свидетельство контакта с ментальным телом. Следующие далее «числа, имена, да буквы», являясь элементами мистического абстрактного мышления, свидетельствуют о контакте сознания с духовным телом пишущего; затем следуют «тайны письмена», о них мы подробнее поговорим позже, а сейчас лишь скажем о них как о признаке работы с уровнем Космического Сознания. После этого перечисления идет возврат к обычному творческому материалу, к «отрывкам» и «письмам черновым». Анализируя этот ряд, можно высказать

162

Глава 4. Рождение внутреннего художника

предположение, что поэт описал механизм своего вхождения в состояние вдохновения, т. е. установление контакта со своими высшими духовными центрами, со своей Душой-Монадой. Благодаря способности устанавливать такой контакт и появилась возможность воспринимать и воссоздавать в поэзии и рисунках идеи и образы духовного ноуменального мира. Что подтверждает в данном отрывке и сам поэт, говоря об «изливании души». Важно отметить, как А. С. Пушкин называет дневник Онегина «искренним журналом». Это подсказка: какое состояние души человека должно доминировать в процессе творчества? — Искренность! О чем мы неоднократно говорили в предыдущих главах.

Сам процесс создания графических образов можно рассматривать как технику, которую Пушкин использовал для введения себя в состояние вдохновения — контакта с ноуменальным миром. Об этом он пишет в другом своем стихотворении:

Но я, любя, был глуп и нем. Прошла любовь, явилась Муза, И прояснился темный ум. Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум; Пишу, и сердце не тоскует, Перо, забывшись, не рисует Близ неоконченных стихов Ни женских ножек, ни голов.

Если теперь рассмотреть сами рисунки Пушкина, то в них в первую очередь поражает красота и спонтанность линии (рис. 28). Некоторые рисунки могут служить примером выполнения сложной техники в японской живописи дзэн — сумие. Сравните рисунок Пушкина с рисунком

163

Арт-терапия

Рис. 28. А. С. Пушкин. Птица орнаментальная

японского Мастера Иккю, изображающего ветку сливы (рис. 29). Удивительной силой и драматизмом наполнен пейзаж с фигурой и ветром Пушкина, который также

близок по технике исполнения и по духу к шедеврам восточной графики (рис. 30). Говоря о рисунках поэта, мы восхищались красотой линий, рождавших его графические образы. Сейчас мы попытаемся проникнуть в тайну красоты линии и понять ее эзотерический смысл.

Рис. 29. Рисунок Мастера Иккю. Ветка сливы

Выдающийся английский художник Уильям Хогард в своей фундаментальной работе «Анализ красоты»

164

Глава 4. Рождение внутреннего художника

Рис. 30. А. С. Пушкин. Пейзаж с фигурой и ветром

приводит легенду о двух знаменитых художниках древнего мира Апеллесе и Протогене:

«Апеллес, услышав о славе Протогена, отправился в Родос, чтобы навестить его, но не застал его дома. Тогда он попросил доску, на которой нарисовал линию, сказав служанке, что по этой линии хозяин сможет узнать, кто приходил навестить его. Нам точно не известно, что это была за линия, которая могла с такой определенностью характеризовать одного из лучших в своем искусстве. Если это была просто прямая линия (хотя бы даже тонкая, как волос), она никоим образом не могла бы выразить талант великого художника. Но если мы предположим, что это была линия необыкновенного свойства, например змеевидная, то Апеллес, желая оказать честь Протогену, не мог оставить более подходящей подписи. Протоген, вернувшись домой, понял намек и нарисовал рядом еще более тонкую или, вернее, еще более выразительную линию, чтобы показать Апеллесу, если тот придет еще раз, что он понял его мысль. Апеллес вскоре возвратился и был очень доволен ответом, который ему оставил Протоген, и по нему убедился, что слава, идущая о Протогене,

165

Арт-терапия

справедлива. Он еще раз исправил линию, сделав ее, быть может, еще более изящной, и уехал».

Рис. 31. Таблица Хогарда

166

Далее Хогард приводит таблицу (рис. 31), в которой анализирует секрет красоты линии, присутствующей в качестве доминирующего элемента в любом произведении искусства. В нашем методе волнистая линия также является основным средством выражения энергетических и информационных процессов, протекающих в человеке. Поэтому для обсуждения линий, возникающих в процессе медитативного рисования, воспользуемся прекрасно скомпонованным иллюстративным материалом Хогарда. Рассмотрим фрагмент под номером 49 из таблицы. На нем приведены семь линий, отличающихся степенью кривизны.

Глава 4. Рождение внутреннего художника

Наибольшей эстетической привлекательностью обладает линия под номером 4, поскольку она соответствует принципу гармонии, т. е. правильной пропорции, соотношению между ее длиной и кривизной. Линии, расположенные слева от нее, недостаточно изогнуты, а линии справа изогнуты с избытком.

Кроме эстетического восприятия линий существует еще энергетическое, которое можно в себе развить с помощью нашего метода. Говоря об энергетических различиях графических образов, можно сослаться на исследования А. Вейника в монографии «Термодинамика реальных процессов». Он вводит понятие хронального поля, создаваемого в результате всех видов движения, вращения и вибрации. В нашем случае источником хронального поля является движущаяся в процессе рисования рука медитативного художника, оставляющая на бумаге след. По гипотезе А. Вейника, след на бумаге в виде линии является энергетическим каналом, который аккумулирует энергию хронального поля, созданного движением руки (рис. 32).

«Как известно, напряженность любого поля возрастает с кривизной его изоинтенсиальных линий. Отсюда проистекает, например, эффект острия — вспомним заостренный на конце стержень громоотвода. Это относится и к хрональному полю. Приверженность последнего к границе раздела сред сильно повышает его концентрацию вдоль линии или в точке пересечения поверхностей, особенно если их пересекается много, ибо здесь велика кривизна изохрональных линий. По той же причине большой хроноемкостью обладают капиллярно-пористые тела. Становится понятной колоссальная мощность хро-нальных излучений в гигантской пирамиде Хеопса… Было показано, что в известном китайском лечебном методе иглоукалывания так называемые жизненные линии тела,

167

Арт-терапия

Рис. 32. А. Будза. Китайский геобарий 168

Глава 4. Рождение внутреннего художника

или меридианы, представляют собой особые хрональные каналы в дополнение к уже известным кровеносным, нервным и лимфатическим. Так называемые точки воздействия, или акупунктурные точки, находятся на этих каналах, являются излучателями соответствующего хронального поля… Пальцы экспериментатора служат хорошими источниками хрононов. Достаточно помахать нужным пальцем, направив его кончик на заряжаемый объект, чтобы последний приобрел определенную порцию хрононов. При этом надо иметь в виду, что интенсивность заряжения зависит от хрональной энергии человека и растет со скоростью движения пальца — это несколько напоминает закон электромагнитной индукции Фарадея. Величина приобретенного объектом хронального заряда примерно пропорциональна числу взмахов. Необходимо добавить, что главным источ ником хронального излучения служит мозг человека» [47, с. 330, 333, 336]. Приведенный выше механизм возникновения хронального поля как результат движения можно распространить и на линии, создаваемые в процессе медитативного рисования.

Зная теперь эстетический и энергетический способ интерпретации красоты линии, вы можете самостоятельно потренировать свое восприятие, созерцая полотна великих художников.

Возникает вопрос: «Осознавали ли художники в момент творения своих полотен истинную природу движущего их кистью вдохновения?»

Конечно, мы никогда не сможем ответить с уверенностью на него, но попытаемся понять механизмы творческого вдохновения, рассмотрев работы гениального художника-сюрреалиста Сальвадора Дали.

Дали писал: «Небо… это его я искал изо дня в день, раздирая крепкую, призрачную, сатанинскую плоть моей

169

Арт-терапия

жизни… Но где же оно, небо? Что оно такое? Небо не над нами и не под нами, и не слева, и не справа. Небо в сердце человека, если он верует. А я еще не верую и боюсь умереть, не обретя неба» [48, с. 116]. Сальвадор Дали поднимался к Небу в своем сердце, проходя в своей живописи различные уровни психокосмоса, находящиеся между Небом и Землей. Лестницей Иакова, ведущей его ввысь, являлось сюрреалистическое направление в искусстве XX века.

«Сюрреализм, — писал поэт и психиатр Андре Бре-тон, французский идеолог этого направления, — представляет собой чистый психологический автоматизм, с помощью которого — словами, рисунком или другим способом — делается попытка выразить действительное движение мысли. Это запись мышления, которое совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических и моральных соображений. Сюрреализм основан на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся форм ассоциаций, во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления. Его цель — окончательное уничтожение всех других механизмов, чтобы на их место поставить решение важнейших проблем жизни». Исходя из этого определения попробуем проанализировать «Портрет Пикассо» (рис. 33), написанный Сальвадором Дали в 1947 г. Сам портрет расположен в освещенной части рисунка, в противоположном углу сконцентрирован мрак. Граница между светом и тьмой диффузно размыта, как область перехода между добром и злом. В такой же переходной зоне находится имя Пикассо в нижней правой части рисунка. Сам портрет выполнен как подобие античной скульптуры и расположен между постаментом правильной кубической формы белого цвета (символ организации и порядка) и каменной глыбой, олицетворяющей воздействие на личность хаотических сил подсознания.

170

Глава 4. Рождение внутреннего художника

Рис. 33. Сальвадор Дали. Портрет Пикассо

Статуя может восприниматься двояко: как улитка с раковиной либо как голова человека с ушами в виде скрученных в спираль бараньих рогов. Волосы статуи напоминают извилины человеческого мозга, проходя через разрез шеи, они превращаются во второй язык, подобный языку хамелеона, на конце он принимает форму ложки

171

Арт-терапия

с лютней внутри. Аллегорическая интерпретация этого фрагмента — работа сознания художника превращается в дар, который несет гармонию, созвучную музыке лютни. И раковина улитки, и спиральный рог являются объемными резонаторами — приемниками идей, образов, получаемых художником из Вселенной. Эти образы «выдавливаются» из него силами подсознания, давящими на мозг в виде глыбы.

«Когда мы хотим пережить осознанную нами жизнь, мы встречаемся с хаосом, хаос подстилает всякое творчество; желая опереться на образ воплощенного космоса, как на Лик, мы видим, что красота этого Лика есть пена на гребне

Скачать:TXTPDF

Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать бесплатно, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать онлайн