Скачать:TXTPDF
Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза

религиозного творчества; обращаясь к религии, мы видим, что она рождается из эстетической потребности; религияпена на творчестве эстетической волны; обращаясь к стихии прекрасного, мы в свою очередь видим, что это прекрасное — пена на гребне темной волны первобытного творчества; первобытное же творчествопена на гребне хаоса. Стоя на круче сознания и познанием же определяя творчество как нечто, что мы должны пережить, мы видим, что Лики этого творчества — игра солнечных лучей над океаном бушующего хаоса. Мы оказываемся в неизбежности броситься в хаос жизни, если не хотим замерзнуть на ледяных кручах познания; ценность теперь являет нам свой хаотический лик; таково первое наше испытание; если мы его одолеем, если бесстрашно бросимся в воронку крутящегося Мальстрема, мы увидим, что какаято сила вновь будет нас поднимать: мы увидим, что хаос переживаний — не хаос вовсе: он космос; музыкальная стихия мира звучит в реве хаотических жизненных волн; она — содержание какойто силы, заставляющей нас творить прекрасные образы; тогда нам начинает казаться, будто некий образ посещает нас в глубине жизненного водоворота и зовет за собой; если мы последуем за зовущим

172

Глава 4. Рождение внутреннего художника

образом — мы вне опасностей: искус пройден, окончена первая ступень посвящения» (А. Белый).

Продолжим анализ «Портрета Пикассо». Нос статуи загнут таким образом, что оконтуривает вторую глазницу и проходит через первую, что символизирует чувствительность внутреннего и внешнего зрения художника, тонкость восприятия процессов, происходящих как во внешнем, так во внутреннем мире, сравнимую с обонянием. На рисунке присутствуют два цветка. Красная гвоздика, лежащая на постаменте, — символ признательности, уважительного, благодарного отношения мира к художнику. И белый четырехлепестковый цветок между двусмысленными складками тела-кожи статуи, которые можно воспринять как пальцы художника, дарящие миру цветок — его творчество, — вызов? Я позволил себе краткую символическую интерпретацию этого портрета, чтобы соотнести его художественное содержание с высказыванием Сальвадора Дали о Пикассо: «Пикассо — человек, о котором после своего отца я думаю чаще всего. Оба они, каждый по-своему, играют в моей жизни роль Вильгельма Телля. Ведь это против их авторитета я без всяких колебаний героически восстал еще в самом нежном отрочестве». Этот портрет действительно соответствует определению, данному Андре Бретоном в той его части, где говорится о попытке выразить действительное движение мысли, но он не подходит к определению, где говорится о «записи мышления, которая совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических и моральных соображений». Здесь главный идеолог сюрреализма немного усиливает сторону психологического автоматизма. Автоматизм присутствует в потоке ассоциативных образов, проходящих перед внутренним взором художника, но в момент воплощения этих образов на холсте они все-таки подвергаются цензуре

173

Арт-терапия

его творческого сознания. Подтверждение своему впечатлению я нашел в оценке искусствоведа Н. А. Дмитриевой: «Нетрудно заметить внутреннюю противоречивость идеи „психического автоматизма». Автоматизм предполагает спонтанный творческий акт, подчиненный подсознательным импульсам, т. е. чисто интуитивный и мгновенный. Противоречиво возведение такого акта в программу, ибо программадело вполне сознательное, акт же должен быть самопроизвольным. Обстоятельная неоакадемиче-ская фиксация „сонных грез», какую можно видеть на полотнах Сальвадора Дали, Ива Танчи, —длительное и трудоемкое занятие, писать такие полотна в состоянии транса немыслимо. Грезы Сальвадора Дали сильно отдают рассудочной сочиненностью, хотя им нельзя отказать в эффектности концепций, но эта эффектность опять-таки обдуманная и менее всего автоматически возникающая» [48, с. 49]. В отличие от сюрреалистической живописи медитативные графика и живопись действительно являются примером психического автоматизма, т. е. они происходят на более глубоком уровне измененного сознания художника. Но в них легко привнести элементы сюрреализма, если медитативный художник рассмотрит свой рисунок, созданный в медитации, в обычном состоянии сознания, увидит в нем ассоциативные образы и разовьет их в обычной технике живописи, что я неоднократно наблюдал у моих студентов. Таким образом мы получим новую сюрреалистическую работу. При анализе сюрреализма более интересно понять, из каких областей психокосмоса образы приходят к художнику, нежели технические детали их воплощения на полотне. Получается, что, создавая сюрреалистическую картину, художник суммирует воздействие всех уровней бытия.

В отличие от художников-сюрреалистов, художник, прошедший специальную медитативную подготовку,

174

Глава 4. Рождение внутреннего художника

может настраиваться на восприятие и воспроизведение идей с конкретных уровней микро- и макрокосмоса.

Познакомившись с некоторыми механизмами творчества, мы попытаемся сейчас проиллюстрировать их действие на примере таинственного гения Леонардо да Винчи.

На мысль объяснить секреты его творчества с помощью методологии нашего метода меня навело удивительное сходство его рукописи с рукописным наследием А. С. Пушкина. Кроме того, на примере графических рисунков, набросков Леонардо можно познакомиться с еще одной техникой медитативной графики, называемой «свободным штрихом». До настоящего момента мы использовали основную технику медитативного рисунка — непрерывную изогнутую линию. Претерпевая различные метаморфозы, она превращается в спирали, раковины, проекции сложных, многомерных пространственных форм. На следующем уровне владения техникой медитативного рисования, когда вы почувствуете легкость и свободу в движениях руки, непрерывная линия рисунка может превратиться в последовательность штрихов или даже точек, которые рука в свободном броске наносит на поле рисунка. В этом случае движение руки подобно ударам капель дождя в оконное стекло. Образ рисунка создается из бесконечного ряда энергетических импульсов, всплесков, проявляющихся в вибрациях руки.

В рукописях Леонардо да Винчи встречаются обе техники: волнистой непрерывной линии (рис. 34) и свободного штриха (рис. 35).

На рисунке 35 творческая энергия как будто выплескивается из руки художника, оставляя мощные, силовые штрихи, линии на эскизе. Астральный уровень (рис. 36)

«Гротескных голов» дает великолепную панораму человеческих эмоций. Технический рисунок (рис. 37)

175

Арт-терапия

Рис. 34. Леонардо да Винчи. Ботанический рисунок

является примером графической фиксации Леонардо да Винчи идей, воспринимаемых им в громадном количестве с ментального плана. Здесь надо сказать о тех обвинениях, которые звучали в адрес Леонардо да Винчи из уст его современников и впоследствии от исследователей его творчества. «Поистине Леонардо был магом, ибо начертал вокруг себя — бессознательно — магический круг

176

Глава 4. Рождение внутреннего художника

Рис. 35. Леонардо да Винчи. Наброски различных скальных пород

177

Арт-терапия

Рис. 36. Леонардо да Винчи. Гротескные головы

фрагментарностью своих сочинений» (Дж. Фумагалли 149, с. 390]).

Дж. Джентиле утверждал, что сознание Леонардо было проникнуто «религией Возрождения, которая ищет Бога в Природе». Заглядывая в таинственную «пещеру»,

178

Глава 4. Рождение внутреннего художника

Рис. 37. Леонардо да Винчи. Проекты технических аппаратов

179

Арт-терапия

где скрыты «чудесные вещи», изобретенные природой, Леонардо испытывает «религиозный страх». Ибо хотя все многосторонние интересы Леонардо объединяются в некое единство именно «фундаментальным интересом» к Абсолюту, но страх и неудовлетворенность с необходимостью растут из невозможности понять Бога натуралистически — как чувственную конкретность, данную в опыте и наблюдении. «Растет знание и растет неизвестность. Мелкие факты, число которых бесконечно, становятся огромным фактом, окутанным тем же мраком, которым окутан всякий наименьший предмет начального наблюдения. Почему? Как? Вопросы без ответа… Внутреннее единство блещет воображению; но является интеллект, дабы разбить это единство на бесконечное множество чувственных видимостей. Отсюда тоска и внутренняя трагедия этого универсального человека, разделенного между двумя несогласуемыми мирами» [49, с. 392]. Но если эта разделенность проявляется как трагедия при контакте Леонардо да Винчи с уровнем ментального плана Бытия, в котором он проявляет себя как ученый, то при художественном воплощении идей и образов духовного уровня он вновь обретает целостность гения. Не случайно в качестве иллюстрации такого контакта с духовным уровнем мной выбрана «Джоконда». Многие исследователи этого полотна высказывали предположения, что в образе Джоконды Леонардо да Винчи изобразил самого себя, это предположение строилось на компьютерном сравнении лица Джоконды и автопортрета Леонардо. Я думаю, причина этого сходства в контакте творческого сознания Леонардо во время творения этой картины с собственной Монадой, которая, как известно, включает в себя как мужской, так и женский опыт бесконечной череды своих воплощений.

«Дух Леонардо строится наподобие гигантской спирали, постоянно кружащей вокруг себя» (М. Брион [49, с. 392]).

180

Глава 4. Рождение внутреннего художника

Кажется, эта спираль Духа прорывается в рисунках Леонардо, неся в своих вихрях множество идей, которые становятся текстом под рисунком (рис. 38).

В тексте он дает название шестидесяти четырем видам движения воды. Этот список читается как медитативный текст: «Бурление, круговращение, переворот, поворот, круговорот, перекат, погружение, всплывание, падение, вздымание, истечение, иссякание, ударение, разрушение, спад, стремительность, откаты, столкновения, разбивания, волнения, струи, вскипания, ниспадания, замедления, извивание, неуклонность, рокоты, гулы, переполнять, нахлысты, прилив и отлив, обвалы, сотрясения, омуты, вымоины берегов, смерчи, пучины, наводнения, штормы, смешения, бурные обвалы, выравнивание, равновесие, волочение камней, толчки, вспенивание, погружение поверхностных волн, замедления, прорывы, разделения, бреши, скорость, порывистость, яростность, стремитель-

Рис. 38. Леонардо да Винчи. Гидродинамический рисунок

181

Арт-терапия

ность, слияние, понижения, перемешивание, переворот, водопад, низвержение, повреждение плотин, взбаламучивание». Это перечисление форм и видов движения воды можно отнести и к описанию типов графических образов в медитативной графике. Медитативную технику можно обнаружить у Леонардо в эскизах, иллюстрирующих его технические проекты. Так, исследователи не могут дать объяснение избыточности линий на рисунке, иллюстрирующем проблему навесного огня при стрельбе по крепостям из пушек (рис. 39). Казалось бы, для зарисовки принципа стрельбы достаточно показать несколько траекторий. Леонардо же тщательно выводит сотни линий. Объяснение этому факту дает интерпритация множества линий как возможного способа при многократном спонтанном их начертании погрузиться в состояние медитации, в ктором Леонардо и воспринимал технические идеи.

Современник и биограф Леонардо да Винчи — Ваза-ри, говорит о гениальности художника: «Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем на человеческие тела изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто, дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством. Это люди и видели в Леонардо да Винчи» [49, с. 227].

Творчество Леонардо да Винчи — это процесс творения, прорыв из инобытия, отделенного листом белой бумаги от нашего мира реальности, всплеск ноуменальных идей, привносимых в сознание творцов неведомым и волшебным вдохновением.

182

Глава 4. Рождение внутреннего художника

Рис. 39. Леонардо да Винчи. Траектория навесного огня 183

Арт-терапия

Практика метода показала, что состояние вдохновения достижимо для человека, гармонизовавшего себя с его помощью. За последние годы этому методу обучилось много людей в разных странах. Результатом их творческого самораскрытия являются графические (рис. 40) и живописные работы, стихи, научные идеи и т. д.

Этот процесс творческой самореализации человека является основой терапевтического эффекта.

Сейчас мы подробно познакомимся с особенностями состояния сознания человека в процессе медитативной графической активности.

Медитативная живопись — это путешествие в буддийский мир «не формы», куда первыми проложили

Скачать:TXTPDF

Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать бесплатно, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать онлайн