дзэнского монастыря в Японии Когетсу Тани Роши и настоятеля монастыря в Америке Эйдо Таи Шимано Роши мантру (некий аналог молитвы в христианстве, при ее правильном произнесении происходит настройка внутреннего мира человекамикрокосмоса на состояние гармонии, резонанса с макрокосмосом-Вселенной), с которой должен был работать. Ее изображение в виде замечательной каллиграфической надписи
12
выполнено обоими Мастерами (рис. 1). Так для меня открылся мир дзэнской каллиграфии и живописи.
Вы можете почувствовать силу, исходящую от надписи, созерцая ее некоторое время и рассматривая фотографию (рис. 2), на которой ее авторы стоят на берегу священного озера.
Рис. 2. Мастера дзэн
Вы можете почувствовать, как из неподвижности тишины, спокойствия и сосредоточия, в котором пребывают Мастера дзэн, возникает сильное переживание — осознание бесконечности мироздания, его красоты, гармонии. Вы ощутите поток добра, любви и сострадания, окутывающего и охраняющего, подобно легкой дымке тумана над священным озером.
Желтые листья тихо уснули
В зеркале тонкого льда на пруду.
Незаметно пришла зима
в Сад Камней у подножия Фудзи.
13
Арт-терапия
Эти строки родились у меня после созерцания этой фотографии.
Последующие «случайные» события находили меня в разных странах — в Египте, Индии, Германии, Италии, Швеции и, конечно, в России. Каждое из них привносило в метод свой вклад, поэтому наиболее интересные из них будут описаны в последующих главах и помогут вам лучше прочувствовать и освоить метод.
В завершении предисловия я кратко опишу тот путь, который может пройти человек, практикующий этот метод.
Редко у кого стремление к духовному миру и поиску смысла жизни проявляется в раннем возрасте. Обычно накопленный сознанием опыт не сразу прорывает завесу, отделяющую повседневные проблемы и заботы личности о выживании, удовольствиях и самоутверждении от мудрости, свойственной нашей сущности. С этого момента жизненная активность человека во многом определяется поиском ответов на постоянно звучащие вопросы о тайнах бытия, жизни и смерти, о Боге, о своем предназначении в этом мире. Изучая различные философские и религиозные системы и приводя в соответствие с ними свою жизнь, человек начинает понимать парадоксальное высказывание мистиков: «Бог станет человеком, чтобы человек мог стать Богом» [3, с. 102].
Углубляясь в практику, искатель наблюдает в себе пробуждение удивительных сил и творческих способностей.
Он избавляется от комплекса неполноценности, в нем начинает жить радость от осознанного переживания своей необходимости для мирового творческого процесса и от участия в нем. Открывается видение мира как зеркала, в котором отражается «я», и переживание «я» как отражение мира, наполненного красотой и чудом волшебной
14
игры Абсолюта в непрерывном ряду объектов и субъектов феноменального и ноуменального миров, разделенных лишь возможностями нашего восприятия — видения. Мастер дзэн говорит об этом видении: «Находясь в сатори (состояние переживания), вы способны обнаружить великолепный дворец из драгоценных камней на одной травинке, но если вы не находитесь в сатори, то простая травинка скроет от вас великолепный дворец» [4, с. 143]. Сатори рождает чувства глубокого удивления и восторга, возвращающие человеку целостность и непосредственность детского восприятия мира, без которого невозможно «войти в Царствие Небесное». «Иисус увидел грудных детей и сказал своим ученикам: „Эти грудные дети подобны тем, которые войдут в Царство Небесное»» [5, с. 253]. Евангелие от Фомы начинается словами Иисуса, возможно, касающимися этого состояния (сатори): «Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем» [5, с. 250].
Чувство удивления обладает великой силой трансформации. «Есть два источника, из которых возрастает, развивается и завершается человеческий дух. Один источник — это удивление (изумление), другой — страдание… Жизненные импульсы, даваемые удивлением и страданием, имеют нечто общее: служить освобождению и избавлению (спасению), которое человек везде и всегда вымаливает у своих богов. Но, возможно, ему лучше было бы однажды понять, что смысл его жизни, протекающей в удивлении и страдании, должен быть скорее тем смыслом, что освобождает заключенное в нем божественное начало» [6, с. 32].
В нашей жизни достаточно страдания, поэтому в этой книге я хотел бы познакомить читателя с медитативным методом, позволяющим развить в себе способность удив-
15
Арт-терапия
ляться и использовать это удивление в качестве инструмента духовного роста.
Медитация удивление «…открывает уму человека величайшую тайну, присутствующую ежедневно и ежечасно; она расширяет сердце, так что оно может ощущать вечность времени и бесконечность пространства в каждой пульсации; она делает нашу жизнь в мире похожей на райскую. И все эти духовные деяния происходят без прибежища к какой-либо доктрине, а просто путем простой и непосредственной прочной приверженности истине, пребывающей в сокровенных глубинах нашего существа» [4, с. 187].
В путешествие к этим сокровенным глубинам я приглашаю отважных и жаждущих Пути странников Духа, а дорожным посохом для нас будет обыкновенная авторучка.
Исследования, описанные в этой книге, проводились на протяжении десяти лет, и все это время я пользовался неоценимой помощью со стороны многих значимых в моей жизни людей, в числе которых были мои учителя, мои друзья или коллеги, а некоторые сочетали в себе все эти роли. Здесь невозможно назвать всех поименно, но тем не менее я хотел бы выразить свою благодарность Ю. А. Андрееву, В. В. Лисихину, А. И. Копытину, Т. М. Сырченко, П. С. Копьеву, С. В. Иванову, Ю. О. Гринфельд, С. И. Огневу, В. М. Уварову.
Мне также хочется от всего сердца поблагодарить зарубежных друзей, оказывающих мне неоценимую помощь, без которой люди из многих стран не смогли бы познакомиться с этим методом. Это Маргарита и Петер Магнели, Ивона и Борис Аранович, Мария и Гудмунд Хеденскут из Швеции, Ульрика и Юрген Шульц, Роза и Вернер Форстер, Дубравка и Ханс Фрейссли, Элизабет Буттенберг, Топферей Елфриде, Олаф Фридрих из Германии, Владислава и Татьяна Ивановские из Италии, Наталья Кишкатос из Венгрии и многие, многие другие.
ГЛАВА 1
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Человек есть символ. Также и каждый предмет или рисунок является символом. Нужно проникнуть за внешнее значение символа, или вы погружаетесь в сон. В символе заключен замысел, который совершает движение. Познайте этот замысел. Для этого вам необходим Руководитель. Но прежде, чем он сможет помочь вам, вы должны научиться проявлять честность в отношении цели ваших поисков. Если ваша цель — истина и знание, вы достигнете ее. Но если вы ищете чего-то ради себя и только, вы можете получить это и утерять все ваши высокие возможности.
Суфийский мастер Хваджа Пулад [36, с. 212]
Мы стоим на пороге третьего тысячелетия, которое, по прогнозам специалистов, должно стать эпохой расцвета исследований, ставящих своей целью поиск ответа на вопрос: человек XXI века — кто ты, откуда и куда идешь, странствуя по дорогам Вечности?
Раньше эти исследования проходили за стенами монастырей, научных лабораторий, и на многие вопросы уже найдены ответы. Теперь познание тайн природы человека, раскрытие полностью его потенциальных психофизиологических возможностей становится актуальной задачей выживания каждого из нас. Необходимо найти в условиях сильнейшего дефицита времени и средств ресурсы, позволяющие стать исследователем самого себя, чтобы выработать индивидуальные средства спасения от усугубляющегося гнета патогенных факторов, привносимых в нашу жизнь политическими, социальными, духовными и экологическими кризисами.
Я предлагаю читателю с помощью данного метода пополнить арсенал средств самоспасения.
Рассмотрим вначале несколько простых схем, иллюстрирующих принцип действия метода.
Схема первая — «Принцип бумеранга».
Человек, участвующий в любом виде взаимодействия с внешним миром, походит на австралийского аборигена, охотящегося с помощью бумеранга. Но абориген всегда осознает, что его жизненная энергия, движущая бумеранг,
19
Арт-терапия
в случае промаха вернется к нему и может его поразить, а обычный человек, посылая в окружающее пространство «бумеранги» своих поступков, мыслей, чувств и эмоций, чаще всего не задумывается об этом.
На Востоке «принцип бумеранга» был назван кармой, или воздаянием. Рассмотрим его действие с точки зрения энергетических процессов, протекающих при выполнении человеком различных видов активности.
Мы можем представить человека плывущим в небольшом бассейне. Его движение порождает волны, которые, достигнув края бассейна, отражаются от его стен и возвращаются к пловцу. В зависимости от стиля плавания эти волны будут либо незаметными для пловца, либо, если он практикует «агрессивный» стиль, бурными и, может быть, даже препятствующими его плаванию.
Взаимное наложение различных отраженных волн, называемое в физике интерференцией, может образовать волну, которая, вернувшись к пловцу в момент, когда он вдыхает воздух, приведет к попаданию воды в его легкие и в результате к его гибели.
Рассмотрим подробнее, какие функциональные уровни задействованы у человека во время «плавания». Перемещение пловца в воде — результат работы его физического тела, или первого функционального уровня. Необходимая для выполнения этой работы энергия является результатом восприятия, аккумуляции и трансформации энергии из окружающего пловца мира с помощью его энергетической системы — второго функционального уровня. Стиль плавания во многом зависит от эмоциональности пловца, а стратегия распределения сил на дистанции — от его интеллектуального расчета. Так мы поднялись еще на две ступеньки по иерархической лестнице функциональных уровней человека — эмоциональный и ментальный. Сле-
20
дующий уровень — духовный, с ним часто отождествляют морально-этический, нравственный облик человека, но при этом путают причину со следствием. Проявлением активности духовного уровня в жизни человека является его мудрость, т. е. интегрированный, осознанный жизненный опыт как самого человека в течение данного его воплощения, так и опыт его бессмертной сущности, обретенный ею в прошлых воплощениях. А нравственность человека является следствием его мудрости. Поэтому, когда наш пловец во время заплыва неожиданно для себя спонтанно применит какой-нибудь экзотический стиль, известный лишь аборигенам Полинезии, о котором он никогда не слышал в этой жизни, — можно быть уверенным, что это включилась память его духовного уровня. С другой стороны, следствием активности духовного уровня может быть отказ пловцом использовать в спортивной борьбе запрещенные приемы — использование допинга, психологического давления на противника и т. д.
Мы продолжаем внимательно наблюдать за пловцом. Вот он взял хороший старт, легко набрал скорость, один раз преодолел дистанцию, второй, а во время третьего заплыва неожиданно прервал его в центре бассейна. Через мгновение от вышки для прыжков в воду отрывается тяжелая балка и падает в бассейн в то место, где должен был находиться наш пловец, если бы он продолжал заплыв. Пловец проиграл — не установил новый мировой рекорд, но при этом остался жив! Внутренний импульс, заставивший пловца неожиданно остановиться, — это проявление активности интуитивного уровня — шестого по счету.
Седьмой уровень — эволюционный — содержит глобальную программу развития человека из воплощения в воплощение.
Итак, мы познакомились с семью функциональными уровнями, обеспечивающими человеку-пловцу способ-
21
Арт-терапия
ность к «плаванию» по жизни. Теперь рассмотрим, чем же является окружающий нас космический энергоинформационный океан?
«Космос есть вечный поток Жизни. Он есть и разлитая в просторе бесконечности стихия