— везде»» [21, с. 128].
Эта заполненность энергией сознания всего тела приводит к тому, что она начинает ручейком вытекать через руку, держащую ручку, во время медитативного рисования и оставляет энергоинформационный след на бумаге. Вибрации сознания отображаются в танце спонтанных линий, точек, штрихов. Лист оживает, наполняемый энергией сознания. Очень важно не заинтересоваться этой жизнью, рождающейся на листе под рукой. Нужно оставаться спокойным наблюдателем всего происходящего, стать разумом, не осознающим себя.
«Разум, не осознающий себя, — это разум, не испытывающий абсолютно никакого беспокойства. Это первозданный разум, а не разум, заблуждающийся и встречающий массу препятствий. Он всегда текуч, никогда не останавливается, никогда не твердеет. Поскольку ему чуждо всякое разграничение и поскольку ему нет необходимости отдавать чему-либо предпочтение, он
196
Глава 4. Рождение внутреннего художника
заполняет все тело, охватывая каждую часть его и нигде не останавливаясь. Он никогда не может стать подобием камня или куска дерева. Если он где-либо останавливается на отдых, то это не „разум, которого нет». „Отсутствующий разум» ничего в себе не содержит. Его называют „мунен», „отсутствие мысли». Когда мунен достигнуто, разум движется от одного объекта к другому, течет как вода, заполняя каждый уголок. По этой причине разум выполняет все, что от него требуется. Но когда его течение останавливается в одном месте, все остальные места будут его лишены, и результатом будет общее одеревенение и окостенение. Колесо вращается тогда, когда не слишком туго сидит на оси. Если посадка слишком туга, оно не сдвинется с места. Разум, содержащий что-либо в себе самом, прекращает функционировать, он не может слышать, не может видеть, даже если звук раздается у самого уха, а свет вспыхивает перед глазами. „Разум, содержащий в себе что-то», — это значит занятый чем-то одним и что у него нет времени для чего-либо другого. Но пытаться изгнать мысль, уже находящуюся в нем, значит, заполнить его чем-то другим. Такой труд не имеет конца, поэтому лучше всего с самого начала ничего не держать в разуме» [21, с. 132].
Все мысли, чувства, эмоции, ощущения, возникающие на волнах сознания, как мусор, выносятся вместе с потоком через рисующую руку. В какой-то момент волны становятся чистыми от загрязнений и несут Пустоту. Они сами являются вибрациями Пустоты, и в этот момент рождается спонтанность. «Все на свете требует спонтанности в исполнении и не должно делаться предумышленно. То, что обдумывается заранее, не соответствует реальности. Нет в мире ничего такого, к чему Пустота не могла бы приспособиться, — не важно, длинное оно или короткое, квадратное или круглое. Только дух, проникну-
197
Арт-терапия
тый Пустотой, может совладать с любым препятствием» [22, с. 215].
Достижение этой Пустоты и делает человека идеальным проводником, через который в мир могут воплощаться идеи Абсолюта (Дао), принимающие форму религии, науки, искусства.
Суммируя содержание этой главы, мы можем сказать, что «искусство означает постоянно возобновляемую концентрическую атаку и прорыв через эго к бесконечности, полное исчезновение ограничений благодаря беспредельности, т. е. постоянное чередование выхода во все стороны, наружу и вбирание обратно; оно означает конденсацию вселенной в фокусе микрокосмоса и восстановление утраченного магического равновесия между душой и вселенной.
Цель искусства — конденсация всех непостижимых потоков, сил и воздействий вселенной в плане человеческого понимания и опыта; это проецирование психических эмоций в бесконечное. Растворение и трансформация „я» в целое — в этом случае пустота означает полное отсутствие сопротивления — представляют собой растворение одного в других, бесстрастное приятие мира в освобожденную, т. е. безграничную, душу» [4, с. 138]. Момент раскрытия творческого потенциала человека является мощным позитивным состоянием, интегрирующим положительное эмоциональное переживание, радостное удивление ума и духовное озарение сознания. На этапе гармонизации с помощью последовательной очистки тонких структур человека происходит процесс самопознания через выявление различных функций и свойств личности и их подключения к высшим духовным центрам. На этапе спонтанного творчества происходит создание новой целостности — индивидуальности, облаченной в новые чистые одежды низших форм ее ак-
198
Глава 4. Рождение внутреннего художника
тивности. Процесс медитативного Покаяния является моментом умирания старого эго человека и рождения новой индивидуальности — носительницы всего опыта, накопленного старым эго. В этой ситуации рисовальщик уподобляется адепту, проходящему через испытания мистерий древности, которые символизируют процесс рождения нового просветленного сознания.
«Лучшие люди древности, следовавшие Пути,
достигали невообразимых удивительных результатов,
глубину которых невозможно постичь.
Лишь тот, кто не стремится постичь,
лучше всех ощутит глубину моих слов!
Говорю тебе:
Будь ровным и спокойным, словно
переправляешься через реку зимой.
Будь внимательным и осмотрительным,
как если бы со всех сторон тебя
окружали опасности.
Соблюдай такое достоинство, которое
подобает путнику, обретшему лишь
замерзшему озеру, которое начало
освобождаться от льда.
Будь простым и естественным, подобно
самой Природе.
Будь пустым и открытым, подобно долине в горах,
Будь сокрытым и непредсказуемым,
подобно вещи, окутанной туманом.
Будучи непредсказуемым, оставайся трезвым.
Успокоив свой ум, обретешь ясность духа.
Помня о своей цели, будь терпелив.
Ведь изменения — это то, что происходит не сразу,
199
Арт-терапия
но как бы само собой.
Тот, кто придерживается этого Пути, не стремится
к избытку.
Лишь тот, кто не стремится к избытку,
сможет стать несведущим подобно ребенку
и уже не желать никаких новых свершений».
(15)
«Сохраняя свое сознание в неподвижности и безмолвии, я достигаю пустоты, пределов этого мира. Там вся тьма вещей соединяется вместе, и, созерцая, я могу видеть их возвращение. Все бесчисленные существа, рожденные в мире, все они возвращаются назад, к своему началу. Возвращение к началу именуется обретением покоя и безмолвия. Это и называют „исполнить свою судьбу». Исполнить свою судьбу, значит, познать извечное. Познать извечное, значит, стать сиянием, светом. Не думая об извечном,
ты слепо идешь навстречу собственному несчастью…»
(16) [1, с. 28, 29]
ГЛАВА 5
ВНУТРЕННИЙ ХУДОЖНИК — АРТ-ТЕРАПЕВТ
Труды наши не в том, чтобы вечно повторять уже свершенное человеком, но в том, чтобы достигать новых реализаций, совершенств невиданных и нежданных. Время, душа и мир даны нам как поле действия; видение, надежда и творческое воображение — как советники наши; воля, мысль и труд — как наши всемогущие орудия.
Шри Ауробиндо
Искусство есть необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего по ведения.
Выготский Л. С.
Пробудив в себе внутреннего художника, можно найти много способов реализации вновь открывшихся способностей в социуме. Опыт преподавания метода как при групповой форме обучения, так и при индивидуальной работе показал, что данная технология наряду с хорошо известными методиками может использоваться в арсенале арттерапевта и трансперсонального психолога. Чтобы лучше понять холистические возможности метода, рассмотрим полученные с его помощью результаты в свете модели, предложенной патриархом холотропной терапии Станиславом Грофом.
Для начала немного о психотерапии Грофа.
«Холотропная стратегия психотерапии представляет собой важную и эффективную альтернативу традиционным подходам глубинной психологии, акцентирующей вербальный обмен между терапевтом и человеком, который обращается к нему за помощью. Термин „холо-тропный» означает „направленный на восстановление целостности» или „движение в направлении цельности» (от греч. слова holos — «цельный»; trepein — «движущийся в направлении к…»). Основная философская предпосылка такой стратегии строится на том, что каждый человек нашей культуры функционирует гораздо ниже своих реальных потенциальных возможностей и способностей, и такое обеднение происходит потому, что индивидуум
203
Арт-терапия
идентифицирует себя только с одним из аспектов своего бытия, физического тела и эго. Эта ложная идентификация приводит к лишенному аутентичности нездоровому и неполному, обедненному образу жизни, способствуя развитию эмоциональных и психосоматических расстройств.
Развитие симптомов дистресса, не имеющих органического происхождения, можно рассматривать как показатель того, что личность, опирающаяся на ложные предпосылки, достигла критического момента, когда с очевидностью ясно, что прежний образ жизни не только „не работает», но уже и не состоятелен. Это может сказываться на некоторых определенных областях жизни, таких как брак и секс, профессиональная деятельность, различного рода стремления и цели, или же разрушительное воздействие может проявляться одновременно во всех областях жизни. Продолжительность и глубина такого срыва вполне соотносятся с развитием психотических явлений. Возникающая в результате ситуация оказывается кризисной или даже критической, но одновременно и очень плодотворной, таящей большие возможности.
Обнажившиеся симптомы отражают попытку организма освободиться от застарелых стрессов и травм и вернуться к естественному функционированию. В то же время все эти проявления по существу характеризуют процесс выявления истинной личности и той размерности бытия, которая связывает человека со всем космосом и соразмеряет со всем многообразием существования. Если условия благоприятны, этот процесс имеет радикальный результат — разрешение проблем, психосоматическое исцеление и эволюцию сознания. И, следовательно, его можно считать исключительно благотворной, спонтанно проявленной, оздоровительной деятельностью организма, которую следует всячески поощрять и поддерживать, а не
204
Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт
подавлять. Такое понимание природы психопатологии является основным кредо холотропной терапии.
Основная цель методов практической психотерапии состоит в активации бессознательного освобождения энергии, „застрявшей» в эмоциональных и психосоматических симптомах, и преобразовании стационарного баланса энергии, заключенной в поток опыта (переживаний). Холотропная терапия способствует активации бессознательного, оказывая столь мощное воздействие, что вызывает неординарное состояние сознания. Этот принцип, сравнительно новый для западной психотерапии, использовался, однако, веками и даже тысячелетиями в шаманских процедурах, целительных церемониях аборигенов, в ритуалах перехода (трансценденции), на собраниях различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения.
В психотерапиях, использующих методы мощных воздействий на состояния сознания, приемы современной академической психиатрии с их персоналистической и биографической ориентацией явно недостаточны и неадекватны. В процессе практической работы уже на первых сеансах становится очевидно, что истоки психопатологии находятся далеко за пределами событий раннего детства и индивидуального бессознательного…
Практическая терапевтическая работа раскрывает за пределами традиционных биографических причин симптоматики глубокие связи с безусловно трансбиографическими областями психики, рождения или возрождения (перинатальные явления), а также весь спектр трансиндивидуальных и архетипических переживаний. И, таким образом, успешное лечение не может ограничиваться работой над биографическими аспектами; картография психики, используемая в терапевтических подходах подобного рода, должна, следовательно, выходить за пределы биографиче-
205
Арт-терапия
ского уровня индивидуального бессознательного и включать перинатальные и трансперсональные области.
Теперь можно сформулировать принципы холотропной терапии. Ее главное кредо состоит в признании потенциала необычных состояний сознания, способных к трансформации и эволюции и обладающих оздоровительным воздействием. Поскольку в этих состояниях сознания человеческая психика, как представляется, оказывается способной к спонтанной целительской активности, холо-тропная терапия использует методы активации психики и индуцирования необычных состояний сознания. Это, как правило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычайных переживаний, исчезающих в подобном процессе. Задача терапевта сводится к тому, чтобы поддерживать процесс практической работы, полностью доверяя его оздоровительной природе, не делая никаких попыток вмешательства» [24, с. 25 — 28].
Эти принципы холотропной терапии, выработанные Станиславом Грофом, являются основополагающими и в психотерапевтической практике по нашему методу. Несмотря на отличие в используемых технических приемах: (ЛСД — медикаментозная терапия и холотропное дыхание — интенсивное дыхание в режиме пневмокатарсиса у Станислава Грофа, и безмедикаментозная медитативная графическая активность, приводящая к замедлению темпа и снижению