Скачать:TXTPDF
Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза

глубины дыхания, в нашем методе); оба они вводят человека в измененные состояния сознания, находящиеся в одних и тех же областях внутреннего психокосмоса. А теперь сопоставим медитативные рисунки слушателей нашего курса и описания подобных состояний сознания по Станиславу Грофу.

Следующие рисунки (рис. 46, 48, 50, 52) выполнены слушательницей курса во время работы с ее энергитически-

206

Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт

ми центрами. Рис. 46 отображает работу с свадхистханой чакрой (гармонизация эфирного и физического тела).

Рис. 46. В. Редина. Гармонизация эфирного тела 207

Арт-терапия

«Весьма часто в визуальном поле преобладают абстрактные геометрические построения или архитектурные паттерны, которые лежат в основе всех динамических цветных изменений. Испытуемые часто описывали их как интерьеры гигантских дворцов, нефы невыразимо прекрасных готических соборов, купола монументальных мечетей или „арабески». Иногда эти видения сравнивали с картинами абстракционистов, таких как Пиет Мондриан или Василий Кандинский. В других случаях говорилось о феноменальных калейдоскопических дисплеях, волшебных искрящихся фонтанах и фейерверках. Как правило, субъекты бывают очарованы и целиком поглощены этими переживаниями… все представляется в волнообразном движении, а неодушевленные предметы часто воспринимаются как наполненные жизнью.

Весьма характерным изменением в восприятии являются орнаментализация и геометризация человеческих лиц, животных и объектов» (рис. 47) [15, с. 44].

Работу с манипурой чакрой (гармонизация астрального тела) иллюстрирует рисунок 48. На следующем рисунке — иллюстрации к повести Лукиана «Правдивые истории» 1894 г. (рис. 49), Обри Бердслея, художник визуализировал свое переживание астрального мира, назвав эту работу «Сны».

«Травматические или положительные переживания из прошлого, связанные с сильным эмоциональным зарядом, активизируются, поднимаются из бессознательного и переживаются вновь в сложном комплексе… активация сильной негативной СКО (системы конденсированного опыта, в нашей терминологии это отрицательный соли-тон) в сеансе ЛСД и ее появление в поле переживания имеют типичные следствия, сказывающиеся как на содержании, так и на ходе всего сеанса. Предшествовавшее этому последовательное течение образов, эмоций, идей

208

Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт

Рис. 47. Обри Бердслей. Эскиз обложки

и телесных ощущений неожиданно нарушается, а их внутренняя согласованность и взаимное соответствие распадается. Это сопровождается некоторыми характерными

209

Арт-терапия

Рис. 48. В. Редина. 210

Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт

Рис. 49. Обри Бердслей. Гармонизация астрального тела Сны

211

Арт-терапия

явлениями, которые можно рассматривать в качестве вестников появления СКО.

Образы, переживаемые в этом состоянии, становятся бессвязными, спутанными и фрагментарными. Пациенты часто сравнивают их с потоком или водоворотом; они называют такие переживания „сенсорной кашей», „каруселью» или просто хаосом. Однако в этой аморфной смеси можно различить фрагменты человеческих тел и тел животных, куски ландшафтов, предметы мебели, детские игрушки и подобные им предметы повседневной жизни. Это состояние сравнивают часто с бредовым состоянием или же с диким горячечным кошмаром. Позднее, когда ядро переживания повторно пережито, а его содержание явно опознано, некоторые из сенсорных фрагментов можно ретроспективно идентифицировать как элементы первичных травматических переживаний детства, а другие — как символические и метафорические вариации на эту основную тему» [15, с. 81].

Следующий рисунок (рис. 50) отображает процесс работы с анахатой чакрой (гармонизация ментального тела):

«…на передний план выступает алогичное мышление, подобное сновидческому, со свободной ассоциацией образов. Время от времени оно может вести в результате к неожиданному упрощению и разрешению определенных проблем, что не слишком отличается от артистического вдохновения или творческого озарения ученого или изобретателя. Такая фундаментальная интуитивная проницательность может временами творчески интегрировать информацию из совершенно разных областей» [15, с. 23].

Примером может служить картина Сальвадора Дали «Галасидаласидеоксирибонуклеидная» (1963 г.), о которой он писал: «Давным-давно я нарисовал молекулу дезоксе-рибонуклеиновой кислоты — и что же? На днях четверым

212

Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт

Рис. 50. В. Редина. Гармонизация ментального тела

213

Арт-терапия

Рис. 51. Ганс Гальдунг. Коронование Марии

ученым мужам дали Нобелевскую премию за то, что они ухитрились описать эту самую молекулу. Я относительно умен. Весьма относительно».

214

Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт

Рис. 52. В. Редина. Гармонизация духовного тела

На рисунке 52 запечатлена работа с вишуддхой чакрой (гармониация духовного тела): «Это, вероятно, наиболее интересная и загадочная категория трансперсональных

215

Арт-терапия

переживаний. Опыт прошлых воплощений состоит из фрагментов сцен, индивидуальных событий или законченных, довольно ясных и логических эпизодов, имевших место в другое историческое время и в других пространствах… субъект, принимающий участие в этих драматических эпизодах, сохраняет идентичность Эго, хотя и переживает себя в другой форме, другом месте и времени и в другом контексте. В основе он сохраняет ту же индивидуальную сущность, что и в настоящем существовании. У него остается острое ощущение встречи с воспоминанием, повторное переживание того, что он уже видел и пережил» [15, с. 170]. По словам автора — образ молодой женщины, ситуация, изображенная на рисунке, и его персонажи появлялись раз в месяц в ее сновидении в виде кошмара, в котором она ощущала себя молодой девушкой, изображенной в верхней правой части рисунка. События происходили в какой-то восточной стране, и каждый раз сон оканчивался одним и тем же страшным переживанием. В шатер, где она находилась вместе с другой девушкой, изображенной на рисунке, врывался мужчина (его профиль вписан в ее прическу) и убивал ее. Каждый раз после этого сновидения она просыпалась в холодном поту с сильным сердцебиением. После проработки ситуации во время медитативного рисования это сноведение ее больше не посещало.

«Происходящая во время сеанса ЛСД кармическая фиксация не может быть проработана только лишь полным повторным переживанием всех болезненных эмоций, связанных с разрушительной кармической сценой. Для достижения удовлетворительного завершения переживающий должен выйти за пределы события эмоционально, этически и духовно подняться над ним и в конце концов простить и быть прощенным (процедура медитативного Покаяния при работе с духовным телом

216

Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт

в нашем методе). Испытуемые неоднократно заявляли, что, очевидно, нет разницы, были ли они угнетателем или жертвой в отрицательной кармической ситуации; оказывается, впечатывается двоичный травматический паттерн. На глубоком уровне эмоциональное состояние садиста-мучителя аналогично состоянию испытывающего мучения, и яростный порыв убийцы сплавляется с мукой умирающей жертвы (рис. 53). Неспособность простить и переступить через свое страдание, оказывается, столь же способствует кармическому впечатыванию, как и активно совершаемые несправедливость и насилие» [15, с. 172].

Говоря о возможностях отработки кармических паттернов во время реинкарнационных переживаний, приведу пример совместной медитативной работы по отработке этого уровня в структуре обучаемого человека. Была проведена совместная медитация, в которой слушатель находился в состоянии медитативного погружения, а я в режиме медитативного рисования. В результате мной было получено символическое изображение фамильного герба (рис. 54), владельцем которого в прошлом воплощении был мой партнер по эксперименту Сергей И.

Это изображение явилось информационным ключом, открывающим кладовую воспоминаний духовного тела Сергея. Во время созерцания рисунка он испытал сильное переживание, связанное с вспоминанием прошлого воплощения, в котором носителем его Сущности была личность испанского дворянина.

Семейство его обладало могуществом на море, что символизирует контур лодки в орнаменте из морских волн и развевающихся парусов, в которую вписаны морской дракон и корона. Господство на земле отображает голова льва в верхней части герба. В следующей совместной медитации мы поменялись ролями. Рисовал Сергей, а я находился в медитативном состоянии, концентрируя

217

Арт-терапия

Рис. 53. Сальвадор Дали. Возрождение плоти

внимание на его духовном теле. Сергей нарисовал свой реинкарнационный автопортрет с женой (рис. 55), и по нему мы узнали, как он выглядел, когда являлся владельцем вышеописанного герба. После проведения

218

Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт

Рис. 54. А. Будза. Реинкарнационный герб 219

Арт-терапия

Рис. 55. С. Иванов. Реинкарнационный автопортрет с женой

совместной медитативной работы Сергей рассказал о произошедших изменениях в его настоящей жизни. Они касались гармонизации семейных отношений, в них появились новые положительные моменты.

220

Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт

«Разрешение кармического паттерна и освобождение от связей, которые он представляет, связано с ощущением огромного свершения и триумфа. Часто индивидуум чувствует, что он ждал этого события и работал в течение веков, чтобы приблизиться к нему, и что даже если он ничего более не достиг в этой жизни, она оказалась плодотворной и успешной, поскольку в ней в конце концов были разрушены кармические связи. Разрешение одного-единственного кармического паттерна может, таким образом, привести к чувству неописуемого блаженства; релевантность, уместность такого события, по-видимому, диктуется космическими силами и лежит за пределами постижения переживающего. В нескольких случаях оно сопровождалось переживанием возникающего „кармического урагана или циклона», дующего через века и рвущего кармические цепи, связанные со сценами из различных жизней. Эти феноменологические события имеют определенное сходство с некоторыми субъективными переживаниями, которые сопровождали усилия Будды достичь просветления» [15, с. 173].

Это переживание иллюстрирует рисунок, выполненный Валентиной Р. при работе с аджной чакрой (гармонизация космического тела) (рис. 56):

«Его основными характеристиками являются выход за пределы дихотономии субъектобъект, чрезвычайно сильное положительное действие (мир, спокойствие, радость, безмятежность и блаженство), особое чувство сокровенности, трансцендирование времени и пространства, переживание чистого бытия и богатство проникновения в космическую релевантность.

Часто субъекты говорят о вневременности настоящего момента и утверждают, что они касаются бесконечности. Они указывают на невыразимость и подчеркивают ошибочность лингвистических символов и структур нашего

221

Арт-терапия

Рис. 56. В. Редина. Гармонизация космического тела

222

Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт

языка в передаче природы этого события и его значения. Описание космического единства обычно полно парадоксов, нарушающих основные законы и самое существо Аристотелевой логики. Индивидуум может, например, говорить об этом опыте как о лишенном содержания и тем не менее содержащем все; все, что он может каким бы то ни было образом постичь, оказывается уже включенным. Он ссылается на полную утрату своего Эго и в то же время утверждает, что его сознание расширилось, чтобы объять всю вселенную. Он чувствует благоговение и смирение, свою незначительность и в то же время испытывает чувство и переживает себя наделенным космическими размерами иногда до чувства отождествления себя с Богом. Он может воспринимать себя и остальной мир как существующий и несуществующий в одно и то же время, формы материальных объектов как пустые, а пустоту как обладающую формой. Человек в этом состоянии чувствует, что получает доступ к прямому знанию путем проникновения и мудрости относительно вещей фундаментального и универсального значения. Обычно речь не идет о конкретной информации, о специальных технических деталях, которые могли бы быть использованы прагматически. Скорее это сложный инсайт откровения в сущность бытия и экзистенции… Переживание свободного от напряжения, расплавляющего экстаза можно понять на примере чувства космического единства, называемого „океаническим экстазом».

В раскрытии паттерна опыта космического единства трансцендирование времени и пространства может принять довольно конкретную форму, что легко проиллюстрировать рядом специфических образов. Человек может переживать последовательность видений, позволяющих интерпретацию в терминах регрессии в историческом времени (рис. 57). Она включает разнообразие эмбрио-

223

Арт-терапия

Рис. 57. Сальвадор Дали. Открытие Америки

нальных ощущений, память предков, элементы коллективного бессознательного и эволюционный опыт, сопровождаемый филогенетическими обратными кадрами и дарвинским прозрением» [15, с. 105].

224

Глава 5.

Скачать:TXTPDF

Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать бесплатно, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать онлайн