чувствительностью. Во время сканирования рука может притягиваться к отдельным фрагментам рисунка или отталкиваться, а пальцы — совершать различные дви-
253
Арт-терапия
Рис. 78. Посмертная маска правителя Покала из Паленки
жения, воспроизводящие приемы игры на музыкальных инструментах. В руке могут возникать температурные ощущения: холод свидетельствует о вытекании через руку потока, освобождающего энергоинформационную систему человека от негативного потенциала, а тепло — это случай втекания в руку потока, несущего необходимый положительный потенциал. Процесс «общения» с рисунком прекращается по мере ослабления ощущений при его сканировании. Завершает работу с рисунком самомассаж кистей рук. Данную процедуру эффективнее всего прово-
254
Глава 6. Медитативная графика и информационная медицина
дить после выполнения пациентом этапа очистки — гармонизации его тонких структур с помощью медитативного рисования, подробно описанного в главе 2.
Большая исследовательская работа по изучению лечебных возможностей живописи была проведена Н. Л. Лупичевым на кафедре рефлексотерапии Центрального института усовершенствования врачей. Так, в своей монографии [28, с. 44] он приводит следующие результаты:
«Поскольку человек сам является источником энергии, в том числе высших ее форм, можно предположить, что художник заряжает полотно своей энергией. Следовательно, можно использовать этот заряд для лечения больных. Для этого достаточно слайд картины спроецировать на экран из алюминия, а электроды, идущие от экрана, приложить к необходимым точкам акупунктуры больного. Естественно, выбор картины и места аппликации электродов производится с помощью электропунктурной диагностики.
Пример. Больной К. 60 лет. Каузалгический синдром. Десять лет назад после повреждения кожи правого плеча возникли сильные жгучие боли правой руки. В связи с этим перенес симпатэктомию — без эффекта. Шесть лет назад перенес ампутацию руки до верхней трети плеча — без эффекта. Появились фантомные боли, распространяющиеся от плеча до кисти. Еще через год перенес трепанацию черепа — без эффекта. Другие методы лечения— наркотики, иглотерапия, электростимуляция — эффекта не дали. Электропунктурное тестирование показало, что с помощью картины Боттичелли „Весна» показатель точки центральной нервной системы нормализуется. После семи сеансов (по 15 минут ежедневно) боль, по словам больного, уменьшилась на 80%. После семи дополнительных сеансов боль исчезла (по словам больного, на 97 %) и не появлялась в течение восьми месяцев.
255
Арт-терапия
Таких примеров можно привести множество. Эффективность лечения болезней с помощью произведений искусства в несколько раз превышает эффективность лечения другими способами. Каждый художник имеет свою „специализацию» в лечении заболеваний. Картины Боттичелли хорошо снимают болевой синдром, картины Матисса необходимы при болезнях почек, Пикассо — при нарушениях в коре головного мозга и т. д.» [28, с. 44].
Другой исследователь, шведский архитектор О. Рутерсвард, художник-импоссибилист создает абстрактные графические изображения, называемые «невозможные фигуры», и также отмечает их целебное воздействие на зрителя: «В 1960 г., когда „невозможные фигуры» были профессионально классифицированы математиками и психологами, я начал давать более подробные ответы. Эти конструкции в зрительной области соответствовали логическим парадоксам в области разума. Это рисунки, которые своей противоречивой структурой поражают взгляд и вызывают у нас желание не останавливаться перед загадочным, а попытаться дать ему приемлемое объяснение.
Эти фигуры нашли применение в психотерапии. Шведские зубные врачи решили использовать только что упомянутую общую тенденцию глубже изучать все загадочное и парадоксальное. Они исходили из уже наблюдавшихся случаев, когда зритель (пациент) в течение довольно длительного времени концентрировал свое внимание на невозможной фигуре. Таким образом пациента можно было отвлечь от довольно неприятного процесса лечения. Особенно хорошо действовали мои наиболее сложные лестницы. Ошеломляющий эффект того, что по такой лестнице можно взбежать на один марш вверх и оказаться в исходной точке, вызывал желание подняться еще на один пролет, что, в свою очередь, побуждало под-
256
Глава 6. Медитативная графика и информационная медицина
няться на третий и т. д. Вначале в качестве эксперимента рисунки с вечными лестницами были помещены на удобном расстоянии над врачебным креслом у некоторых зубных врачей. После этого мне предложили написать невозможные фигуры крупного формата на стенах многих приемных в зубных клиниках и хирургических отделениях в Стокгольме, так как было установлено, что в приемных фигуры тоже несомненно успокаивали ожидавших пациентов». В отличие от медитативных рисунков, создаваемых по технологии нашего метода, в основе которых лежат волнообразные и спиралеобразные элементы, фигуры Рутерсварда «все почти без исключения представляют собой геометрические композиции, состоящие из простых основных форм с прямыми сторонами и прямоугольных соединений. Сферы и спирали в них не встречаются, так же как и мотивы с волнистыми формами» [29, с. 17]. Технология создания целительных рисунков по нашему методу ближе к искусству янтра йоги: «Существует тип янтры, обычно оккультной, в которой парящие траектории создаются эксцентрическими движниями линейных импульсов в космосе. Линия является продуктом „мирового напряжения» и предполагает движение, течение и рост. Наиболее традиционно эти янтры возникают как спираль, расходящаяся из невидимого источника, и, таким образом, должны ассоциироваться с Кундалини Шакти, энергией тонкого тела. Другие образуют вихри или волнистые линии, отображая блуждающие пути, или же являются пересекающимися яйцеобразными линиями, растворяющимися в космосе, служа как бы своеобразной картой, на которую нанесены тайны космоса. Оккультные янтры не являются стереотипами, но, согласно традиции, изменяются бесконечно. Каждый контур — это волшебное поле, в котором собрана управляемая энергия, используемая для оккультного искусства.
257
Арт-терапия
Каждая форма — это способ общения со сверхъестественными силами, которые действуют между небесами и землей. Форм и функций, знаков и диаграмм так много и каждая индивидуальна настолько, насколько различны человеческие потребности и цели, которые эти диафаммы предназначены выполнять. Считается, что не существует ни одного желания, которое не смогли бы выполнить ян-тры. Они используются для профилактического лечения, как амулеты, приносящие удачу, для изгнания злых духов, для отваживания несчастных случаев, для достижения богатства или знания, для усиления привлекательности тела, для обеспечения зачатия или рождения сына, для сохранения гармонии и влияния в общине и так далее» [14, с. 107-108].
Рассмотрим теперь особенности создания подобных изображений. К созданию таких рисунков можно приступать только после того, как вы гармонизовали самих себя, прошли таинство Покаяния и в вас произошло рождение внутреннего Художника, а спонтанные рисунки стали содержать символизм архетипических мифологем, что свидетельствует о вашем контакте в медитации с космическим телом (Буддхи). Рецепт создания целительных картин один. Нужно стать проводником высших ноуменальных вибраций и научиться воплощать их в рисунке.
«В традиционном индийском искусстве процесс творения изображается по модели, совпадающей с ритуалом. На первой стадии ритуала, которая предшествует творению, художник идет в уединенное место. Там он должен обуздать свои стремления, поставить под контроль физические и ментальные процессы, а также подавить активность хаотического мира подсознательного посредством глубокой концентрации. Иногда для достижения большей глубины осознания „создатель» образа ночью перед началом работы и после церемониального очище-
258
Глава 6. Медитативная графика и информационная медицина
ния должен молиться: „Господи, научи меня в снах, как осуществить работу, которую я держу в уме». После того как художник достиг „внутренней уравновешенности и добродетельного состояния», а также эмоциональной духовной собранности, он заклинает божество с помощью мантр, что дает ему как бы некоторый план действий по построению образа. После того как работа завершена, жрец освящает образ в ритуале, называемом „раскрытие глаза». При этом образ наполняется священной энергией. Эта процедура показывает, насколько далека такая работа художника от обычных эстетических „упражнений». В акте художественного творения образа художник уничтожает даже следы своей индивидуальности и самости. Образы и формы, которые он создает, открывают ему понимание того, что макрокосмос — в нем самом. В этом смысле создаваемый объект „подготавливает» создателя к возвращению того к духовному первоисточнику. Пока художник не „почувствует» природу и сущность космической связи в глубочайших уровнях своей души, пока не обретет способность сопричастия интуитивно постигас мой им реальности, частью которой он является, до тех пор изображаемая им янтра не будет отражать его участия в трансцендентном. Создатель извергает „энергию, для которой нет слов». И он должен чувствовать природу этой энергии, вливаемой им в янтру» [14, с. 109— 110].
Носителями квантов целебного энергоинформационного потенциала внутри медитативного изображения-янтры являются геометрические символы, элементы разной сложности и «размерности», начиная от нульмерных—точек, одномерных — линий, и двумерных проекций на плоскость сложных трехмерных пространственных форм. Все эти элементы, как простые, так и сложные, являются отображениями движения руки, держащей ручку. Основой всех видов движения являются
259
Арт-терапия
фундаментальные вибрации, приведенные в табл. 1. Это поступательно-возвратное движение — вибрация, вращательное, круговое и спиралеобразное, циклическое. Воспроизведением этих движений руководит поток энергии, текущий через руку. В китайской философии существует классификация типов движений и отождествление их с видами стихий:
«Первое начало — вода, второе — огонь, третье — дерево, четвертое — металл и пятое — земля. <Постоянная природа> воды — быть мокрой и течь вниз; огня— гореть и подниматься вверх; дерева — <поддаваться> сгибанию и выпрямлению; металла — подчиняться <внешнему воздействию> и изменяться; <природа> земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай» [30, с. 57].
Китайский автор середины нашего века Чэн Лифу, опираясь на традицию, определяет стихии как «перводви-жения» следующим образом: «Вода и огонь — движение соответственно вниз и вверх; дерево и металл — соответственно центробежное и центростремительное движение; почва — движение вправо-влево. Исходя из космогонической модели, в которой ян ци поднимается вверх и „разряжается», а инь ци опускается вниз и „сгущается», можно сделать вывод, что огонь и дерево олицетворяют „янский» тип движения, вода и металл — „иньский», а почва — нейтральный» [31, с. 238].
В трактатах говорится: «…женское — пассивное и мужское — активное — таков характер двух способов письма элементов… когда кисть движется вниз и на себя, создаются штрихи женского склада; а штрихи, наносимые движением кисти вверх и от себя, выражают мужское начало… женское начало выявляется в штрихах цзэ (точка), ну (вертикаль), люе (косая) и чжо (удар клювом). Все они подчиняются движению влево. Мужское начало проявляется в штрихах: лэ (горизонталь), ти (крючок), це (плеть) и
260
Глава 6. Медитативная графика и информационная медицина
чжэ (прижим). Эта группа подчинена движению вправо… от женского рождается мужское, из мужского — женское — таков круговорот превращений в мире неба и земли…» В сфере каллиграфии это извечное движение осуществляется сменой нажимов (дунь) и отмашек (чжэ). Штрихи цзэ, ну, люе, чжо относятся к группе «женских штрихов», однако они обязательно начинаются с движения мужского лада — сначала «мужской нажим» (яндунь), а после «женская отмашка» (инь-чжэ). Штрихи лэ, ти, цэ, чжэ относятся к группе «мужских штрихов», но они начинаются с движения женского лада. Здесь «мужской отмашке» (Ян-чжэ) непременно предшествует «женский нажим» (инь-дунь). В другом трактате та же тема распространяется на динамику работы кистью: «В „быстрых и сильных» мазках (цзюньцзи) выражается энергия мужская (ян), а в „шероховатых, замедленных» (чисэ)