— энергия женская (инь)… В каждом штрихе живет движение от медленного к быстрому, от женского к мужскому» [31, с. 239].
Поэтому когда в процессе медитативного рисования ваша рука совершает различные виды движений, это подобно выполнению тао или ката — серий движений в восточных боевых искусствах, благодаря практике которых происходит настройка энергоинформационной системы человека в унисон с симфоническим звучанием космоса — Дао.
«Дао, породившее конкретные формы, реализовавшееся в них, запечатлено в наборах движений тао (яп. «ката»). Понятие „формы» содержит в себе код, доступный посвященному и похожий со стороны на странную азбуку глухонемых… осваивая тао, человек должен почувствовать и познать собственное тело, научиться пропускать через себя поток энергии ци, ощутить себя единым с мирозданием, с Великой Пустотой. Степень этого слияния зависела от глубины проникновения в сокровенный
261
Арт-терапия
смысл движений, в их ритм… схемы движений в тао, как правило, воспроизводят те или иные сакральные геометрические фигуры-символы: квадрат, круг, спираль, „монаду» Инь-Ян или их части, вариации. Количество движений также чаще всего соответствует „магическим» числам. Тао, выработанные в лоне даосских школ „внутреннего» направления тайцзи цюань, ба гуа чжан и синь и, характеризующиеся плавностью „перетекающих движений, прямо связаны с кругом восьми триграмм и 64 гексаграмм „Книги Перемен». Каждое движение в них не только имеет цветистое образное название („схватить птицу за хвост», „обнять тигра и вернуться в горы»), но и несет в себе философский смысл, воплощает магическую символику конкретной гексаграммы, а следовательно, проецируется и на другие планы бытия… совершенная культура движения, прикладная и методическая ценность тао породили даже легенду об их сверхъестественном происхождении. Согласно этой легенде, древнейшие тао были наследием некой цивилизации доисторических времен, посланием богов, которые перед тем, как уйти бесследно, указали людям путь физического и духовного восхождения в разных видах йоги. Разумеется, это лишь легенда, но то, что создатели древних тао посвящали их богам, — бесспорный факт…» [32, с. 148].
Таким образом, создание медитативного рисунка является выполнением тао одной рукой, а при «прочиты-вании» рисунка, при его сканировании рукой пациента, происходит автоматическое обучение его движениям тао. Старые мастера говорили: «Человек выполняет тао, тао делает человека», но при этом надо помнить, что «тао сначала шепчет, затем негромко говорит и лишь под конец разъясняет во весь голос сокровенное!»
Вся жизнь, во всех своих проявлениях и формах, создана Божественной Волей. Человек, как существо, созданное по образу и подобию своего Творца, заключает в себе великие задатки творческой силы, и, в том случае если его воля не противоречит Божественной Воле и гармонирует с Ней, он может развить ее до громадных размеров. В таких условиях человек может создавать формы жизни. Истинный адепт обладает такою волей, которая способна создания воображения наделить объектив ной, действительной жизнью — насколько действительна жизнь всяких видимых форм в области материи…»
В. Соловьев «Великий розенкрейцер»
В грядущее тысячелетие человечество вступает с желанием понять собственную природу, возможности ее ускоренной эволюционной трансформации и перехода на новый уровень существования, где раскроются потенциальные духовно-интеллектуальные и психофизические резервы человека. О реальности такой переспективы свидетельствует положительный тысячелетний опыт работы над собой адептов различных йогических школ и оккультных учений Востока и Запада.
263
Арт-терапия
На всем протяжении существования цивилизации процесс творческого саморазвития наряду с вопросом о смысле человеческой жизни притягивал внимание многих философов, психологов, мистиков. В этой книге читатель познакомился с практическим методом, призванным объединить эти два вопроса и искать ответ с его помощью.
В основе метода лежит модель энергоинформационных взаимодействий человека — микрокосмоса и Мира — макрокосмоса. Взяв одно из определений информации: «Информация есть бытие отношения», можно представить структуру человека как многомерный объект — многоуровневую голограмму, целостное существование которой обеспечивается непрерывным обменом энергоинформационными потоками между микро- и макрокосмосом.
Такими потоками являются все виды физических взаимодействий: «сильные», «слабые», электромагнитные, гравитационные, а также «слабые экологические связи», к которым относятся процессы мышления, психоэмоционального реагирования, предметной деятельности человека, т. е., используя терминологию индуизма, все виды активности и пассивности, творящие карму человека. Миром в нашей модели является совокупность следующих систем: космических (галактические скопления, звездно-планетарные системы, отдельные космические тела и т. п.), планетарных (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера и ноосфера), социальных (семья, друзья, работа, государство). В этом ряду находится и сам человек, являясь эманацией Абсолюта в индивидуальном бытии, проекцией многомерного трансцендентного Инобытия в пространстве и времени трехмерного Бытия. Каждое мгновение жизни человек находится в интегральном потоке, связывающим его
264
с Миром — Универсумом. Предположим, «тонкая» структура человека обладает способностью запоминать результат каждого контакта-обмена между человеком и Универсумом и память эта может быть положительной или отрицательной, в зависимости от того, способствовал обмен-контакт реализации глобальной эволюционной программы развития человека или, наоборот, тормозил ее. Под эволюционной программой подразумевается последовательность изменений в человеке на всех уровнях его микрокосмоса, уменьшающих хаотичность их организации. На выполнение эволюционной программы человека выводят заповеди всех мировых религий, их морально-этические кодексы. В зависимости от образа мышления, чувствования и деяний в памяти «тонкой» структуры накапливается положительный или отрицательный потенциал (солитонный комплекс). Накопление отрицательного потенциала приводит к последовательному ухудшению состояния интегрального здоровья человека и в конечном итоге к смерти. Накопление положительного потенциала, наоборот, обеспечивает возможность ускоренной эволюции, здоровой, творчески активной, счастливой жизни.
Практика метода благодаря овладению состоянием «безмолвия разума» — базового состояния сознания всех йогических систем, позволяет человеку последовательно очистить свои «тонкие» стуктуры и накопить положительный потенциал.
В результате гармонизации и накопления жизненных сил в человеке рождается внутренний Творец, реализующий себя в различных видах жизнедеятельности. Об объективности процесса гармонизации можно судить по характеру изменения содержания рисунков и их энергетики, по увеличению с каждым занятием эстетической выразительности работ, а также по тем комментариям,
265
Арт-терапия
которыми сопровождают авторы свои работы. Приведу некоторые наиболее характерные высказывания: «Об ощущениях, появляющихся во время первого же рисунка, — это поток, к которому вдруг подключаешься. Находишься в этом потоке длительное время и после медитации. Состояние настолько приятное, что тянет возвращаться к нему еще и еще. Появилось осознание того, что это и есть твой личный канал, который связывает тебя с космосом. Возрос творческий потенциал. Желание творить огромно. Невероятно манит к себе живопись. Обязательно пойду дальше (уже записалась в группу для взрослых в художественной школе). Что особенно для меня важно — появилась уверенность в себе (а это мое слабое место). Теперь я часто думаю: „Я могу все!»»; «Прошли подавленность, раздражимость. Было очень хорошо»; «Спокойствие, уверенность. Светлость ума. Уважение к себе. Очень сильное чувство добра, любви к людям»; «Состояние покоя, умиротворения, легкого „звона» во всем теле. При проведении ладонью над рисунком — ощущение тяжести в кисти, притяжения»; «Прошли головная боль, усталость, появилась четкость мысли» и т. п.
Необычность ситуации, когда человек в течение короткого времени раскрывает в себе способности, о которых раньше не подозревал, дает мощный энергетический импульс и веру в возможность дальнейшей самореализации. Психологически этот позитивный стресс является подобием психотехники парадоксальных вопросов (ко-анов) в дзэнбуддизме. Кардинальная ломка обыденных психических структур подготавливает ученика к восприятию своей Сущности. Изменения, которые происходят с практикующими данный метод, можно охарактеризовать как процесс эволюционной трансформации личности.
Актуальность изучения методов самотрансформации человека велика, так как мы живем в эпоху Апокалипсиса,
266
когда вся планета претерпевает процесс эволюционного изменения космического масштаба. Важно подготовить человека к этому сложному периоду, помочь ему уже в этом воплощении стать, как говорили древние, «дважды рожденным», т. е. испытавшим трансформацию, познавшим свою духовную Сущность.
Развитие технократической цивилизации, практикуемых в ней методов воспитания и образования привело к тому, что в работе головного мозга доминирует левое полушарие, которое обеспечивает формально-логическое (понятийное) мышление и речь. Правое полушарие, отвечающее за непосредственное чувственное восприятие мира, ориентацию в пространстве, художественное мышление, творчество и интуицию, у большинства людей находится в угнетенном состоянии (это показали исследования английского физиолога Экклза). Этим объясняется столь малое число людей с ярко выраженными талантами. Уолтер Бауерман в книге «Исследование гения» приводит число гениальных людей за все время существования человеческой цивилизации — всего 945! Дисбалансом активностей полушарий объясняется и растущая дегуманизация нашей цивилизации, о чем свидетельствует глобальный экологический кризис, военная конфронтация между государствами, насилие и жестокость, царящие в быту, поскольку жизненными принципами «левополу-шарного» человека являются: «цель оправдывает средства» и «после меня хоть потоп».
Гармонизовать работу головного мозга, повысив активность правого полушария, можно с помощью различных медитативных техник, в том числе с помощью предлагаемого здесь метода.
О возможности применения арт-терапевтических методов в психиатрии говорит Нэнси Нельсон, художественный терапевт Нью-Йоркского городского госпиталя: «Мы
267
Арт-терапия
снимаем информацию с правого полушария головного мозга, „отвечающего» за созидательное творчество личности. Причем не требуется, чтобы пациент, что называется, умел хорошо рисовать. Все этим владеют в определенной степени, хотя способности могли и остаться в „спящем» состоянии. А психиатры имеют дело с левым полушарием, контролирующим логику поведения и поступков. Поэтому, когда человек не может выразить свое состояние или когда мозг блокирует, загоняет вглубь нечто пережитое им, нужно пробовать другие формы». Такой формой и является медитативное рисование, которое в отличие от художественной терапии, где процесс лечения проходит в состоянии обыденного сознания пациента, позволяет при выведении информации из глубин психики исключить вероятность «вырисовывания» несуществующих проблем или «зарисовывания» имеющихся. Это возможно благодаря измененному состоянию сознания, в котором происходит процесс гармонизации и лечения. В дальнейшем, используя медитативные технологии в профессиональной деятельности, вы стираете границу между медитацией и Жизнью, превратив ее целиком в медитацию с открытыми глазами, сердцем и сознанием.
Таким образом, «…если мы хотим стать приносящими плоды, плодотворными в нашей жизни, то нам следует научиться в каждый момент жить в таких поступках, в каждый из которых вкладывалось бы все наше существо целиком — бодрствующая совесть, душа и дух, вкладывались бы все <подчиненные им> силы и познающего ума <левое полушарие>, и художественного вкуса <правое полушарие>, и нравственной воли. Это значило бы совершать всякий поступок каждый день, каждый час так, как если бы он был последним поступком. Собирать воедино,
268
вместе нераздельно весь наш внутренний субъективный мир и насыщать им поступок здесь-и-теперь — это удивительное искусство… более того: мы призваны полюбить загадочность и проблемность, даже таинственность Универсума!» [34, с. 4] И тогда «…мы в Гармонии нового мира. Этой Гармонии касались некоторые поэты и мудрецы, редкие музыканты слышали ее и пытались передать несколько нот этой поющей необъятности.
Она течет вверху на вершинах сознания, это постоянно движущийся ритм без взлетов и падений, в глубокой вечности, которая течет и течет, как радость, воспевающая самое себя, которая катит свою необъятную реку с извечными валами, которая несет гальки звезд и все эти земли, и все эти моря, которая несет все в своем спокойном