и не живите во внутренней пустоте. Когда ум покоится в единстве вещей, Двойственность сама собой исчезает.
Когда единство не до конца осознано, Два рода заблуждения имеют место — Отрицание реальности может привести к абсолютному
отрицанию, В то время как увлечение пустотой —
к противоречию.
Словесность и умствование — Чем больше мы увлекаемся ими, Тем дальше уходим от истины, Нигде и ничто не может нас связать.
Когда мы возвращаемся к сущности, Мы постигаем смысл. Когда мы гоняемся за внешними вещами, Мы теряем рассудок.
295
Арт-терапия
Видоизменение, происходящее в пустоте
Окружающего нас мира,
Кажется реальным вследствие неведения,
Не пытайтесь найти истину,
Лишь отбросьте предвзятые мнения.
Оставьте двойственность, Старайтесь ее совершенно избегать: Как только появляется правда и ложь, Ум начинает теряться в смущении.
Они походят на воздушные видения. Так стоит ли пытаться удержать их? Приобретение и потери, добро и зло — Расстаньтесь с этим раз и навсегда.
Если вы всегда будете бодрствовать, Тогда сновидения сами собой исчезнут. Если разум пребывает в своем единстве, Мириады вещей представляют собой одно.
Когда постигается глубокая тайна единства —
Мы сразу забываем обо всех внешних препятствиях.
Когда мы видим все бесчисленное множество вещей
в их единстве — Мы возвращаемся к истокам и остаемся самими собой.
Забудьте «как» и «почему», и вы достигнете Состояния, ни
с чем несравнимого; Движение в покое не есть движение,
А покой в движении есть покой.
Когда исчезает двойственность,
То даже само единство перестает быть единством.
Сущность вещей не связана никакими законами;
Разум, находящийся в гармонии (с Путем),
296
Приложения
В нем царит состояние покоя,
В нем нет места нерешительности;
Истинная вера воскреснет в нем со всей
Первозданной непосредственностью:
Нечего запоминать, — Все светится изнутри и плавает в
прозрачной пустоте:
Нет порока, нет напряжения, нет траты энергии —
Вот обитель, недоступная мышлению,
Обитель выше всякого воображения.
В великом царстве Истины
Нет ни «не я», ни «я».
Если попросят точно определить это состояние,
В таком состоянии все — одно.
Все, что есть, заключено в нем.
Такая абсолютная вера не связана пространством и
временем.
Чем бы ни были обусловлены вещи, бытием или
небытием,
Их сущность проявляется во всем.
Бесконечно малое может быть бесконечно большим,
Когда внешние условия позабыты;
Бесконечно большое может быть бесконечно малым,
Когда объективные пределы исчезают,
То, что есть, и то, чего нет, — одно;
То, чего нет, и то, что есть, — также одно;
Не задерживайтесь там долго,
Где этого нет. Один во всем всегда одном —
Если это осознано,
То пусть ваше несовершенство вас больше не волнует.
Верный ум — это нераздельное,
297
Арт-терапия
А нераздельное — это верный ум. Слова не могут его описать,
Ибо он не связан с прошедшим, настоящим или будущим.
Эка — Мастер дзэн
«Шамбала. Снежные вершины»
Размер 32-26 см, техника: голубая паста (вклейка, рис. 9)
«Бывал ли ты на высоких горах — у снеговой линии и выше? Тогда тебе должен быть понятным испытанный, хотя бы лишь в бледном предчувствии, тот переполняющий душу восторг и то мужественное и трезвое восхищение, которое готово, вот-вот, совсем унести молящуюся на высотах душу и разметать ее в синем эфире
Ты знаешь также то, что нет тогда ни усталости, ни печали, ни тревоги. Самое тело словно провивается животворным и бодрящим эфиром высот и, теряя в весе, не то скользит по скалам, не то уносится таинственным вихрем. В эти часы, полные как вечность и составляющие одно единственное мгновение, вся костность плоти, вся бренность земного бытия, весь туман души, все накопившиеся месяцами и годами миазмы страстей развеиваются, и омытое в эфире Солнце пронизает лучом в самое сердце и убивает гнездящегося там змея. И девственную тогда и прозрачную душу, возлюбившую хлад тонкий царственных вершин, уносит к себе в творческую пещеру эфирно-родное восхищение, то трезвенное и могучее и великодушное восхищение, которое приходит от стран Гиперборейских и которого ждут ныне растленные мелочностью и торгашеством народы».
Свяш. Павел Флоренский [40, с. 227]
298
Приложения
Размер 32-26 см, техника: черная паста (вклейка, рис. 10)
Безмолвно и безмятежно он забывает все слова,
Ясно и ярко То предстает перед нами.
Когда он постигает его,
Оно громадно и бескрайне,
В его сущности это яркое осознание
необыкновенно отражается, Это чистое отражение, полное чуда. Роса и луна, звезды и потоки, Снег на соснах и облака, парящие На горных вершинах,—
Из темноты все становится ослепительно яркими, Из мрака все оборачивается к великолепному свету. Бесконечное чудо пронизывает эту безмятежность, В этом отражении все намеренные усилия исчезают. Безмятежность — конечное слово, Отражение — это реакция на все. Лишенная какого-либо усилия, Эта реакция естественна и самопроизвольна. Дисгармония возникает, Если в отражении нет безмятежности, Все станет напрасным и второстепенным, Если в безмятежности нет отражения. Совершенна и полна. О, смотрите Сто рек текут
Низвергающимися потоками К великому океану!
Хунчжи Мастер дзэн
299
Арт-терапия
«Дерево Бодхи»
Размер 30-21 см, техника: цветные чернила и фломастеры (вклейка, рис. 11)
Дерево Бодхи — это священное дерево, под которым Будда обрел Просветление.
Солнце сияет днем, луна светит ночью. Воин сияет в доспехах, брахман — в созерцании, Но день и ночь, постоянно излучая свет, сияет Просветленный.
Дхаммапада, 387
«Солнце» и «луна» соответствуют силам дня и ночи, вовне направленной активности «воина» и внутрь направленной активности «жреца». Совершенный человек (Просветленный) соединяет обе стороны реальности: он объединяет внутри себя глубины ночи и свет дня, темноту всеохватывающего пространства и свет звезд и солнца, творческую бессмертную силу жизни и ясную, всепронизывающую силу Знания…
Бессмертная творческая сила жизни слепа без силы знания, сознательной осведомленности и становится бесконечной игрой страстей в вечном цикле смертей и возрождений (Сан-сара). Сила знания без объединяющей исконной силы жизни превращается в мертвый яд интеллекта, демонический принцип, направленный на самоуничтожение жизни.
Но там, где эти две силы объединяются, пронизывая и дополняя друг друга, они вызывают священное пламя просветленного ума (бодхичитта), который излучает свет и тепло и в котором знание перерастает в живую Мудрость, а слепая тяга к существованию и буйные страсти превращаются в силу вселенской любви.
Лама Анагарика Говинда
300
Приложения
«Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, чему подобно Царствие небесное. Он сказал им:
Оно подобно зерну горчичному — Самому малому среди всех семян, Когда же оно падает на возделанную землю, Из него вырастает большое дерево И становится укрытием для всех птиц небесных». Евангелие от Фомы, 23
«Мандала. Монада — Жемчужина Бытия»
Размер 30—21 см, техника: цветные фломастеры (вклейка, рис. 12)
«В обширном колесе Брахмана, источнике и опоре всех воплощенных Духов, Эго принужден странствовать, причем он мыслит себя отдельно от своего Правителя (Я)».
Шветвашара-упанишада
«Жемчужина, многоцветный бисер, означает Царствие Божие в душе, искру божественной любви, сокровище на ниве, сокрытое в смерти земного человека… которая сама себя ищущему открывает. Она непонятна для земного человека, но небесный ее понимает, и ее скорей обретет добрый простолюдин, нежели гордый Ученый. Ее ни через какие искания обрести нельзя без Божественного света, никакой лицемер достать ее не может, ибо она сокрыта в смерти земного человека, а нигде вовне. Итак, надлежит отвергнуться от земного человека, тогда жемчужина явится; словом: надлежит смерть Адамову превратить в смерть Христову, а без того жемчужина не обретется. Она дается светлому дыханию души, а не огненному и ныне не дается человеку в собственность, ибо она есть наидрагоценнейшее сокровище,
301
Арт-терапия
дороже всего мира и прекраснее солнца. Она утешает человека в напастях и изводит его из тьмы во свет; она дает совести дух упования на Бога; она идет с человеком в смерть и рождает его из смерти в жизнь; она потушает адскую тоску и есть повсюду свет для него; она собеседница Божия, она подает разум к управлению земным телом, она отвращает от ложных путей, в ней находится живое познание; ничто так не согласуется с нею, как простота; человек потерял ее, впадши в суету. Древо жемчужное есть новое тело души; оно есть горчичное семя, которое в борьбе возрастает; оно есть божественное существо в существе души; оно приносит плоды только под крестом в напастях и в преданной воле. Жемчужный венок есть брачная радость души. Жемчужный венец есть вечная плоть, сокрытая в земном теле, плоть которую Маги обретают и называют ее Камнем философским. Камень сей тингирует натуру и рождает из нее сына несравненно прекраснейшего матери своей».
А. Ф. Лабазин
«Человек уронил дорогой жемчуг в море и, чтоб достать его, стал черпать ковшом воду.
Морской дух вышел и спросил: „Скоро ли ты перестанешь?»
Человек сказал: „Когда вычерпаю море и достану жемчужину».
Морской дух вынес ему жемчужину».
Л. Н. Толстой
Египетская серия: «Благословение Сфинкса»
Размер 30—21 см, техника синий фломастер (вклейка, рис. 13)
«Вечность! Слово это вспыхнуло в моем сознании и пронзило меня, вызвав холодную дрожь. Все идеи времени, вещей,
302
Приложения
жизни смешались. Я чувствовал, что в те минуты, когда я стоял перед Сфинксом, он жил во всех событиях и происшествиях тысячелетий; а с другой стороны, столетия мелькают для него подобно мгновениям. Я не понял, как это могло быть. Но я чувствовал, что мое сознание улавливает тень возвышенного воображения или ясновидения художников, создавших Сфинкса. Я прикоснулся к тайне, но не смог ни определить, ни сформулировать ее».
П. Д. Успенский
Египетская серия:«Джинн — Дух Ливийской пустыни»
Размер 32-24 см, техника: цветные фломастеры и восковые карандаши (вклейка, рис. 14)
«Все религии признавали существование сверхчеловеческих невидимых Духов и называли их различными именами. Индусы и буддисты называют их Дэвами, Лучезарными; евреи, христиане и мусульмане —Ангелами и Архангелами; последователи Зороастра дают им название семи Ашмаспентов с сонмами подчиненных им исполнителей Фароаров… Дэвы и Ангелы являются исполнителями воли Бога, разумными Сущностями, непрерывно работающими над тем, что мы называем „естественными законами природы». Они приводят в осуществление божественное Мышление в его непрерывной деятельности, ибо Бог сделал „Ангелов своими посланниками» (Коран 35:1).
Коран часто упоминает о деятельности Ангелов: они „подчиненным образом управляют делами этого мира» (Коран 79:1—5) и, по описаниям, обладают чистыми и тонкими телами, созданными из Hyp — тонкой огненной субстанции; они же имеют задачей запечатлевать действия людей и отделять их души от тела при смерти».
А. Безант
303
Арт-терапия
Египетский цикл: «Мистерия Изиды. Зов моря» (Александрия)
Размер 32—24 см, техника: голубые чернила (вклейка, рис. 15)
«Знойное южное солнце, сапфировые переливы моря, подернутого белоснежными переливами пены, таинственные чары сумерек, шепот ветвистых кедров и кипарисов заповедных дубрав, туманные матовые силуэты гор, тающие в бесконечности ночи, теплая ласка ветра, смелые кристаллы храмов, причудливые одеяния и возбуждающий ритм священных плясок, жгучее любопытство проникнуть за порог тайны и нетерпение долгого ожидания, невидимый хор и стройные мистические аккорды, волнующие ароматы курений и томная нега линий обнаженного женского тела, — все это пробуждало человека от тягостного сна обыденной жизни, ее привычных форм и томительного однообразия. Искусно сгармонированные сочетания зрелищ, звуков и ароматов быстро усиливали темп жизни, вздымали клокочущие волны океана страсти, вызывали исступления желаний и давали им утонченное удовлетворение. Эта мощная песнь