видит Единого во всем; и грех не имеет силы над ним, он преодолевает всякий грех; и грех не сжигает его, он сжигает всякий грех. Свободный от греха и от страсти, он приобщается природе Брахмана; таков мир Брахмана».
Брихадараньяка-упанишада, 4, 4, 22
Эйдос орхидеи «Высшее Я» (Оборотная сторона конца)
Размер 32—24 см, техника: цветные фломастеры и восковые карандаши (вклейка, рис. 24)
312
Приложения
«Всем нам предстоит вернуться к Богу».
Коран, 5:53
«Это единое всемирное Сокровенное Я всех существ становится отдельным индивидуальным „я» для каждой формы».
Катха-упанишада, 5, 10
«Я умер как минерал и стал растением. Я умер как растение и снова явился в животном. Я умер как животное и стал человеком, зачем же мне
бояться? Разве смерть прекращала мой рост? В будущий раз я умру как человек, Чтобы выросли у меня крылья ангела. И ангелов также я должен опередить, Ибо все погибнет, кроме Его Лица. Я должен вознестись над ангелами; Я стану тем, что недоступно воображению. А затем, да стану я ничто, ибо струна арфы Во мне поет: „Воистину мы вернемся к Нему»».
Меснави, 4 Джалал-ид-Дин-Руми
Эйдос орхидеи «Love»
Размер 32-24 см, техника: цветные фломастеры и восковые карандаши (вклейка, рис. 25)
«Мое сердце может принять любую форму:
Для монаха оно станет монастырем, для идолов — храмом.
Для газелей — пастбищем, для правоверного — Каабой,
Оно может стать свитком Торы и Кораном.
Моя вера — любовь; куда бы ни сворачивали ее верблюды,
Любовь остается моей религией и верой».
Ибн аль-Араби
313
Арт-терапия
«К дверям возлюбленной подошел человек и постучал.
Его спросили: „Кто там?»
Он ответил: „Это я».
Ему сказали: „Здесь нет места для Меня и Тебя».
Дверь осталась запертой.
После года уединения и лишений этот человек вернулся и постучал снова.
Его спросили: „Кто там?»
Человек сказал: „Это Ты».
„Где бы ты ни был и в каком бы состоянии ни находился, всегда старайся быть влюбленным»».
Джалал-ид-Дин-Руми
«День Брахмы»
Размер 80—60 см, техника: цветные фломастеры (вклейка, рис. 26)
Однажды ночью я увидел вечности спокойное лицо; Из света бесконечного огромное и яркое кольцо. Под ним клубились времени часы; и дни, и годы; И покрывали их небес хрустальные своды. Гигантской тенью двигались они в эфире И в ней вращался мир и все, что существует в мире.
Генри Воон
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
АБСОЛЮТ (лат. absolutus — безусловный) — вечный, бесконечный, совершенный и неизменный субъект, который «самодостаточен», не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.
АТМА(Н) — истинная сущность, истинное бытие всех вещей стоит выше всего, что принадлежит царству явлений, выше всего бытия и небытия. «Вечное блаженство. Атман был до рождения и смерти и есть теперь» (Шри-Шанкара-Ачария).
БРАХМА — в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, «подобен тысячи солнц», является воплощением творческого принципа существования, персонификация Абсолюта.
БУДДХИ — соединение мудрости с любовью, духовный свет истины. «Буддхи образует тело познания, характерный признак которого — деятельность, которое есть причина круговорота рождения и смерти» (Шри-Шанкара-Ачария).
БЫТИЕ — это непрерывное изменение, движение мира, с точки зрения которого небытие — покой.
ВИШНУ (инд. «проникающий во все», «всеобъемлющий») — бог индуистского пантеона, олицетворяющий энергию, обустраивающую kocmoc; мир предстает как форма существования Вишну.
ВЫСШИЙ МАНАС — уверенность в самосуществовании. «Когда Манас окутывает абсолютное сознание, не подверженное привязанности, то оно приобретает понятие „я» и „мое» и вследствие этого приобретает свою привязанность к телу, к органам и к жизни. И после этого все время скитается, вкушая плоды своих действий» (Шри-Шанкара-Ачария).
ГОР (египет. «высота», «небо») — в египетской мифологии выступает как борющийся с силами мрака. Бог света, его глаза — Луна и Солнце.
ДХАРМА — «Дхарма — это всепроникающая духовная сила, основной и высший принцип жизни» (С. Радха кришнан).
ИЗИДА (египет. «трон», «место») — в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра. Супруга Озириса, мать Гора.
315
Арт-терапия
ИПОСТАСЬ (греч. hypostasis — сущность, основание) — форма проявления, способ бытия.
МОНАДА (греч. monas — единица) — замкнутая, активная, изменяющаяся духовная субстанция. Монады, наделенные способностью отчетливого восприятия, называются душами. Разумная же душа человека, по Лейбницу, — Монада-дух.
НЕБЫТИЕ — это сверхбытие, в котором многообразие форм представлено в «плотной упаковке», делающей сверхбытие совершенно непроницаемым для внешнего наблюдателя.
НИРВАНА (санскр.— угасание) — центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, в дальнейшем возникает представление о ней как об Абсолюте.
НОУМЕНАЛЬНЫЙ МИР (греч. noumenon — умопостигаемый) — мир, являющийся предметом интеллектуального созерцания.
ОЗИРИС — в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира.
ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ МИР (греч. phainamen — являющееся) — мир явлений, данный нам в опыте, постигаемый при помощи чувств.
ЦИ — иероглиф «ци» переводится как «воздух», «газ», «эфир», «дыхание», «дух». В философском смысле ци — это универсальная субстанция мироздания.
ШИВА (инд. «благой», «приносящий счастье») — в индуистской мифологии один из верховных богов, входящих вместе с Брахмой и Вишну в божественную троицу (Тримурти).
ЭМАНАЦИЯ (лат. emanatio — истечение) — исхождение чего-либо из некоего иного, понятие, означающее происхождение множества всех отдельных вещей от Единого.
ЯН и ИНЬ — первоначально эти понятия выражали в Древнем Китае полярные движения и силы. Позднее превратились в термины, выражающие натурфилософские категории: свет — тьма, тепло — холод, большое — малое, мужское — женское и т. д.
Цитированная литература
Лао-цзы. Книга о Пути и Силе (Дао Дэ Цзин). СПб, 1994.
Сатпрем. Шри Ауробиндо или путешествие сознания. Л., 1989.
3.Лосский В. Н. Очерки мистического богословия восточной
церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
Лама Анагарика Говинда. Творческая медитация и многомерное сознание. М., 1993.
Апокрифы древних христиан. М., 1989.
Карлфрид фаф Дюркхайм. О двойственном происхождении человека. СПб, 1992.
Бхагаван Шри Раджнеш. Начало Начал. М., 1992.
Кибалион. Учение трех посвященных о герметической философии Древнего Египта и Греции. М., 1993.
Шмаков В. Великие арканы Таро. Киев, 1993.
Шанкара. Вивека — чудамани. М., 1992.
Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990.
Железная флейта. Сто коанов дзэн. М.,1994.
Безант А. Братство Религий. Рига, 1992.
Мадху Ханна. Янтра — тантрический символ мирового единства. Киев, 1992.
Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. М., 1994.
Буддизм в переводах. Вып. 1. СПб, 1992.
Бёме Я. Путь ко Христу. СПб, 1994.
Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М., 1993.
Коровин В. Н. Художественный талант. М.. 1980.
Пушкин А. С. Собр. соч. Т. 1. Л., 1949.
Судзуки Д. Т. Основы Дзэн-буддизма, СПб, 1992.
Долин А. А., Попов Г. В. Кэмпо — традиция воинских искусств. М., 1990.
Шри Ауробиндо. Час Бога. М., 1992.
Гроф С. Исцеление без лекарств. СПб, 1993.
317
Арт-терапия
Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992.
Перс Д. Мистическая спираль. СПб, 1994.
Анхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Лупичев Н. Л. Электропунктурная диагностика, гомеотерапия и феномен дальнодействия. СПб, 1990.
Рутерсвард О. Невозможные фигуры. М., 1990.
Еремеев В. Е. Чертеж Антропокосмоса. М., 1993.
Сад одного цветка. М., 1991.
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. М., 1994.
Батищев Г. С. Наше Наследие. 5, 1991.
Сатпрем. На пути к сверхчеловечеству. Краснодар, 1992.
Идрис Шах. Путь суфиев. М., 1993.
Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб, 1993.
Шмаков В. Великие арканы Таро. Киев, 1993.
Мифологический словарь. М., 1992.
Шмаков В. Основы Пневматологии. Киев, 1994.
Чжан Чжень Сцзы. Пракика Дзэн. Красноярск, 1993.
Метод Бутейко: Опыт внедрения в медицинскую практику. М., 1990.
Толстой Л. Н. Круг чтения. М., 1993.
Успенский П. Д. Новая модель вселенной. СПб, 1993.
Идрис Шах. Суфизм. М., 1994.
Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. М., 1995.
Вейник А. Термодинамика реальных процессов. Минск, 1991.
Рожин А. Сальвадор Дали. Миф и реальность. М., 1992.
Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессанс-ного творческого мышления. М., 1990.
Шри Ауробиндо. Йога и ее цели. М., 1991.
Мудрецы Китая. СПб, 1994.