ментальном, духовном, интуитивном и эволюционном. Результаты всех видов такого взаимодействия сохраняются в виде динамической, долговременной памяти в структурах физического вакуума. Если взаимодействие носило характер, разрушающий либо естественную природу самого человека, либо его партнера по взаимодействию (другой человек, животное,
29
Арт-терапия
растение и т. д.), то в результате нарушается энергоинформационный обмен между человеком и физическим вакуумом (источником жизненно необходимой для человека энергии и информации). Такое нарушение в восточной философии носит название — отрицательной кармы. И наоборот, деятельность человека, носящая эволюционное, позитивное значение, приводит к расширению канала энергоинформационного взаимодействия человек — вакуум, сознание человека — Всеобщее Сознание (положительная карма).
В нашем методе мы ставим своей целью устранить нарушение энергоинформационного обмена человек — мир с помощью следующего алгоритма. 1. Выявляются нарушения энергоинформационного взаимодействия, в результате последовательной диагностики семи функциональных уровней, на которых это взаимодействие осуществляется.
С помощью специальных подготовительных упражнений устанавливается прямой энергоинформационный контакт с нарушением, имеющим природу устойчивого вибрационного процесса — солитона (soliton от solitary wave — уединенная волна).
В результате процедуры медитативного рисования происходит «разрядка» энергетического потенциала солитона. Его энергия растрачивается на выполнение работы во время рисования, а информационная составляющая выводится на лист бумаги в виде образа рисунка.
Этот алгоритм можно проиллюстрировать следующей аналогией. Представьте, что бассейн, в котором наш пловец проводит тренировку, соединен водопроводной трубой с морем (Всеобщее Сознание, физический вакуум), питающим бассейн чистой водой. Пловец во время
30
заплыва создал бегущую волну в виде вихря (теоретически такая ситуация возможна в гидродинамике, такие волны называются солитонами), которая, попав в трубу, приводит к тому, что вода из моря перестает поступать в бассейн и, наоборот, начинает из него вытекать. Удивительной особенностью таких волн является то, что при отсутствии трения они могут сохранять свою форму очень долго (в вакууме отсутствует сила трения, поэтому образовавшийся энергоинформационный вихрь сохраняется бесконечно долго). Чтобы «гармонизовать» сложившуюся ситуацию и не дать всей воде (жизненной энергии и информации) вытечь из бассейна, пловец должен создать волну — вихрь обратной полярности по отношению к первоначальной волне. Тогда положительный и отрицательный солитон нейтрализуют друг друга и водоснабжение бассейна возобновится.
Теперь усложним образ. Пусть бассейн соединяется с морем семью трубами — функциональными уровнями человека, о которых мы говорили выше.
Нашей задачей является установить гармоничный энергоинформационный обмен на всех семи уровнях.
Итак, в своем плавании по волнам жизни мы находимся в энергоинформационном океане бытия, который откликается волнами кармы на наш стиль плавания.
Иногда отклик мы получаем сразу. Уронили молоток на ногу и в тот же момент почувствовали боль. Иногда причина и следствие находятся далеко во времени друг от друга; так, падение того же самого молотка может привести к возникновению в будущем на ноге костного нароста.
Мы рассмотрели очевидные прямые причинно-следственные цепочки, возникающие на физическом уровне активности человека. Существует еще шесть функциональных уровней взаимодействия человека с миром, на
31
Арт-терапия
которых также образуются причинно-следственные связи. Это биоэнергетический, эмоциональный, ментальный, духовный, сверхсознательный (интуитивный) и эволюционный уровни.
Если физический уровень — это поступки, совершаемые человеком, то энергетический — это сложная система энергетического обмена между человеком и миром, обеспечивающая энергией возможность совершения этих поступков. Эмоциональный уровень — это генерируемые человеком эмоции и чувства, сопровождающие или провоцирующие его поступки. Ментальный уровень — это процесс мышления во всех его формах. Духовный уровень — это совесть человека и хранилище его жизненного опыта, накопленного его бессмертной сущностью — душой — в течение всех ее воплощений. Сверхсознательный уровень выходит за пределы индивидуальности человека—это уровень космического сознания, имеющего сложную, иерархическую структуру. Он проявляется в человеке в виде интуиции, вдохновения, телепатии и т. п. Седьмой уровень — эволюционный, хранит в себе потенциальные возможности человека, которые в настоящий момент находятся в «спящем», неактивированном состоянии и обнаруживаются лишь у людей, практикующих системы ускоренного эволюционного развития человека, например йогу, цигун и т. п.
По представлениям йоги, энергоинформационная структура человека содержит в себе активные элементы, называемые энергетическими центрами, которые и обеспечивают человеку возможность функционировать на семи вышеперечисленных уровнях.
Эти центры обладают способностью излучать и поглощать энергоинформационные потоки, обрабатывать их и запоминать результат того действия, в котором они принимали участие. Они являются устройством записи
32
информации на структуры физического вакуума. В современной психологии эту долговременную память центров относят к функции подсознания человека.
Она может проявлять себя по-разному. Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал неприятные переживания, вызванные либо ночным кошмаром либо неожиданно возникающим из глубин психики паническим страхом. Другой проблемой современного человека является неумение простить и забыть пережитую в прошлом обиду, неприятную ситуацию, возникшую во взаимоотношениях с коллегами по работе, в семье, неудачу в бизнесе — любой эпизод в жизни, омраченный отрицательным эмоциональным фоном и негативной ментальной оценкой как самого эпизода, так и его последствий.
Вышеперечисленные примеры относятся к числу проблем, осознаваемых человеком. Но они могут вести себя иначе. Затаившись в глубинах подсознания, минуя сознание человека, они оказывают влияние на его психическое и физическое здоровье, замыкая на себя ток жизненной энергии, лишая своего хозяина радости положительного восприятия мира и себя в нем.
Освободить психику, в нашем случае энергетические центры, от груза негативных переживаний, как осознаваемых, так и неосознаваемых, трансформировать его в осмысленный, а значит, позитивный жизненный опыт — первая задача метода медитативной графики.
Вторая задача, логично вытекающая из первой, — научиться не накапливать в долговременной памяти подсознания негативные переживания, а осознавать их в момент возникновения, встречать их смело лицом к лицу и полностью отрабатывать на всех уровнях своей личности.
Если первая задача решается в той части психокосмоса человека, которая относится к подсознанию, то вторая
33
Арт-терапия
задача — это территория сознания, третья задача — раскрытие творческого потенциала, активизация интуиции, пробуждение вдохновения — это прерогатива сверхсознания, к взаимодействию с которым можно подойти, лишь решив первые две задачи.
Практика метода — процесс самопознания, преображения человека разумного в человека сверхсознательного — является достойной целью, заслуживающей того, чтобы устремиться к ней со всем энтузиазмом и искренностью.
Итак, мы определили задачи и цель метода, а теперь перейдем к описанию средств метода для решения этих задач и достижения поставленной цели. Поможет нам в этом одна старинная притча:
«В буддийский монастырь пришел странствующий Мастер (Духовный Учитель). Монахи окружили его, и он спросил, чем они занимаются в монастыре. Монахи ответили, что пытаются познать истину.
Достойная цель, — сказал Мастер.— А можете вы сделать следующее? — спросил он и раскрыл свою ладонь. На ладони вспыхнуло пламя. Монахи с удивлением ответили, что не могут.
Вы пытаетесь решить столь сложную задачу, а не можете сделать столь простой вещи, — заметил Мастер и ушел из монастыря. Огорченные монахи пошли к своему старому Учителю — настоятелю монастыря. Один из монахов спросил его:
Учитель, долгие годы мы слушали твои наставления, но не научились даже тому, что показал нам странствующий Мастер. Как же мы сможем тогда познать истину? Настоятель ничего не ответил. Он жестом пригласил монахов пройти вместе с ним в домик для чайной церемонии и провел ее так, что несколько монахов тут же стали Просветленными. Они открыли истину внутри себя…»
34
Выпить чашку чая, казалось бы, очень простое действие, и стать после этого Просветленным человеком — оказывается, вполне возможно, но почему тогда миллионы людей, ежедневно пьющих чай, не достигают этого?
Ответ прост — важно не то, что вы делаете, а как вы это делаете!
На Востоке есть определение того, как следует осуществлять все виды жизненной деятельности: деяние не должно противоречить истинной природе вещей.
Для того чтобы выработать у себя способность к такой деятельности, необходимо выполнить следующие условия, предваряющие начало любого вида активности:
первое: не начинать дело пока не почувствуете, что обладаете достаточным энергетическим потенциалом для его успешного выполнения;
второе: спонтанность действия, т. е. управление работой физического тела психикой должно носить естественно спонтанный, интуитивный характер;
третье: самокритичность, обеспечивающая постоянное понимание целесообразности деятельности в каждый момент занятия ею.
Поэтому подготовительные упражнения, предваряющие непосредственно акт медитативного рисования, разработаны специально для того, чтобы обеспечить выполнение этих трех условий как в терапевтическом процессе, так и во время любого вида деятельности.
Итак, в ответе на вопрос: «Как вы это делаете?» — заключается не только алгоритм метода, т. е. последовательность упражнений, но и качество их выполнения, определяющее успех всего метода. Чтобы его обеспечить, человек должен постоянно контролировать состояние своего физического тела, энергетических процессов,
35
Арт-терапия
протекающих в нем, эмоции, мысли, чувства, душевный настрой.
Результатом этого самоконтроля должна быть волевая коррекция своего состояния с целью достижения максимального общего расслабления при сохранении творческой и аналитической активности сознания, не позволяющей человеку заснуть.
Предметом этого самоконтроля являются перечисленные выше функциональные уровни человека.
Представим человека в виде здания, каждый этаж в котором соответствует одному функциональному уровню. Первый этаж — уровень физического тела; второй этаж — уровень энергетической системы организма, включающий в себя систему энергетических каналов, рефлексных точек и центров в соответствии с канонами китайской и индийской медицины; третий этаж — уровень эмоций и чувств человека; четвертый этаж — ментальная активность человека, его интеллект; пятый этаж — духовный уровень, совесть человека; шестой этаж — сверхсознательные способности человека: интуиция, ясновидение, телепатия и др.; седьмой этаж — эволюционный, функции этого уровня имеются у человека лишь как потенциальная возможность, требующая для своего проявления длительной духовной эволюции. Подвал в здании мы отведем для подсознания, а землей, на которой стоят все люди — здания, будем считать коллективное бессознательное. Тогда в соответствии с тремя задачами, о которых мы говорили в самом начале, мы должны навести порядок в своем здании: очистить подвал — подсознание от старых вещей — комплексов, болезненных переживаний прошлого, затем сделать так, чтобы на каждом этаже нашего здания было уютно жить. Осваивая последовательно этаж за этажом, мы пользуемся услугами лифта — нашего сознания, способного
36
останавливаться на нужном этаже (концентрироваться на нужном уровне).
Поднявшись до шестого этажа (сверхсознания), соединяющего между собой все здания с помощью единого информационного поля, которое часто называют космическим сознанием, мы, таким образом, выходим за пределы своего здания (индивидуальности), получая информационный доступ ко всему остальному миру. Когда в здании заселен и обустроен шестой этаж, возможно подойти к двери, ведущей на последний этаж — седьмой. Подъем на него является целью различных религий и систем йоги.
Для перемещения внутри нашего здания мы используем маршруты, проложенные по системе энергетических каналов и центров, на которых фокусируем внимание, тщательно анализируя ощущения, возникающие в точке приложения фокуса внимания.
Итак, войдя в дом, мы оказываемся на его первом этаже — в физическом теле. Здесь нашей задачей будет достижение максимального мышечного расслабления.