Скачать:TXTPDF
Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза

Таким образом, процедура очищения подсознания должна обеспечивать как выведение из него информационной составляющей болезненного воспоминания, так и его энергетического потенциала.

Эти задачи мы успешно решаем с помощью медитативного рисования.

Состояние медитации позволяет нам обнаружить в подсознании актуальное, т. е. требующее разрешения именно в настоящий момент, болезненное переживание прошлого, а процесс рисования обеспечивает, с одной стороны, визуализацию и осознание этого переживания, т. е. информационную очистку подсознания, а с другой стороны, во время рисования растрачивается энергетический потенциал этого воспоминания.

Терапевтическое действие продолжается и после окончания рисования, когда автор рассматривает полученное изображение и анализирует его содержание.

Мы рассмотрели общую схему метода. В последующих главах мы разберем детально, как нужно выполнять подготовительные упражнения, как происходит само медитативное рисование, как диагностировать свое состояние с помощью полученного рисунка, рассмотрим конкретные случаи из арт-терапевтической практики. Мы познакомимся с методами самооздоровления, которые используют в своем арсенале навыки, вырабатываемые человеком в результате практики медитативного рисования.

В нашем методе очень простые инструменты терапии — в начале практики обыкновенная шариковая ручка, затем набор цветных фломастеров, карандаши, краски и т. п. Но мы тщательно подготовим себя к тому, чтобы эти простые, хорошо знакомые нам с детства предметы превратились в наших руках в волшебные палочки, творящие чудеса, преображающие нас самих и нашу жизнь.

46

Глава 1. Цели и задачи метода

Рис. 4. Мориц Эшер. Рисующие руки

Важно отметить, что для применения этого метода не надо уметь рисовать. Рисунок будет получаться спонтанно, и терапевтический эффект обеспечивается вне зависимости от художественной ценности полученного изображения.

В качестве символа метода «Медитативной графической гармонизации личности» я выбрал рисунок М. Эшера «Рисующие руки», поскольку он лучше всего отображает идею возможности самотрансформации человека в процессе творчества — в нашем случае в процессе медитативного рисования (рис. 4).

47

Арт-терапия

Человек создает рисунок, а рисунок преображает человека. В эффективности действия этого механизма меня убедили десять лет практики индивидуальных консультаций и преподавания этого метода на семинарах.

ГЛАВА 2

«ЧЕЛОВЕК XXI ВЕКА, КТО ТЫ, ОТКУДА И КУДА ИДЕШЬ?»

Был философ по имени Шопенгауэр. Однажды ночью он, погруженный в свои мысли, пошел на прогулку и забрел в общественный сад. Сторож: в саду, решив узнать, кто бродит так поздно по саду, грозно спросил: «Кто ты? Откуда и зачем пришел сюда?» Услышав обращенный к нему вопрос, Шопенгауэр засмеялся и сказал: «Вы задаете очень трудный вопрос, мой друг. Всю свою жизнь я задавал его себе: «Кто я, откуда я пришел и почему? И теперь вы тоже спрашиваете об этом у меня. Неужели вы думаете, что я смогу дать вам ответСторож: был полностью убежден, что бродяга сумасшедший, так как он не знал ни того, откуда он пришел, ни почему и зачем, да и вообще, кто он. Но разве мы знаем?

Бхагаван Шри Раджнеш

У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как.

Фридрих Ницше

Основа успешной практики нашего методанеобходимость следовать примеру Шопенгауэра и ежедневно задавать себе эти вечные вопросы: «Кто я, откуда и куда иду?» И если вы задаете его искренне, то сам этот факт является источником информационного возбуждения Бытия. Откликом будет тут же рождающийся в нем ответ. Это подобно тому, как если бы вы бросали в пруд камень-вопрос. Расходящиеся круги на воде подобны ответу, который вернется к берегу в виде волны. Но сила волны ослабеет по мере приближения к берегу, и поэтому требуется чрезвычайная внимательность, чтобы увидеть ее, т. е. услышать ответ. Тем более что формы ответа многообразны. Это может быть «случайно» взятая в руки книга, отрывок фразы, услышанный на улице, встреча с интересным собеседником, медитативное переживание, привносящее новое качество в состояние вашего бытия, и т. д. Так, однажды к великому суфийскому Учителю Баха ад-Дину пришел человек. Он попросил Учителя разрешить его проблемы и направить его по Пути Учения. Баха ад-Дин велел ему прекратить всякую духовную практику и тотчас удалиться. Гость начал спорить с Учителем. «Сейчас вы убедитесь в моей правоте», — сказал мудрец. В то же мгновение в комнату влетела птица и в страхе начала бросаться на стены, не в состоянии найти выхода. Баха ад-Дин внимательно наблюдал за ней, пока

51

Арт-терапия

птица не успокоилась и не оказалась сидящей около открытого окна. В этот момент он резко хлопнул в ладоши. Испугавшись, птица вылетела прямо в открытое окно и оказалась на свободе. Учитель, улыбнувшись, спросил гостя: не думает ли он, что для птицы его хлопок был подобен неожиданному оскорблению? Иногда ответ бывает прямо противоположен тому, который мы подсознательно ожидаем и очень хотели бы получить.

Эта глава начинается с описания медитации — одного из ответов Бытия.

В глубине недр земли клокотал огненный жар магмы. Ее раскаленные потоки устремлялись вверх и, достигнув океанского дна, рождали ревущие реки кипящей воды, несущие к поверхности океана мириады разнообразных, волшебно красивых и живых пузырьков воздуха. Пролетая сквозь толщу воды, пузырьки оживляли ее, питая собой растения, животных и рыб. Преодолев поверхность океана, воздушные пузырьки попадали в родную стихию атмосферы, и каждый из них в зависимости от желания и энергии либо присоединялся к могучему ветру, наполнявшему силой движения паруса кораблей, либо превращался в густой туман, и тогда корабли, теряя в нем видимость, налетали на скалы и гибли. В некоторых пузырьках находила прибежище чудесная радуга. Были среди них и такие, которые чувствовали сильную связь с породившей их землей. Движимые любовью и состраданием, они возвращались вниз долгожданным дождем, орошающим знойные пески пустыни и дающим живительную влагу золотым хлебам. Самые энергичные пузырьки-романтики устремлялись ввысь, в небеса, становясь прекрасными белыми облаками. Чем выше, тем меньше их становилось, и на очень большой высоте, где стихия воздушного океана граничит с космосом, они претерпевали сказочное превращение,

52

Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и куда идешь?

объединялись в столь необходимый для сохранения всего живого на планете щит озонового слоя. Затем, выполнив свой последний долг перед Землей, пузырьки улетали в глубины космоса вместе с потоками звездных энергий.

Их ждали новые миры Беспредельности…

У всякого метода есть свое философское обоснование. В нашем случае таким стержнем является философия китайского мудреца Лао-цзы, жившего в конце VII в. до н. э., легендарного основателя даосизма. Свое учение он изложил в одной из величайших книг откровений в истории человечества «Дао Дэ Цзине» («Книга о Пути и его Проявлениях»). Лао-цзы был просветленным Мастером, который получил ответы от Бытия, не задавая вопросов. Согласно легенде, он был рожден без участия отца от солнечной энергии, накопившейся в пятицветной жемчужине и проглоченной его матерью, которая вынашивала его 81 год. Поэтому он был рожден старым и мудрым, и его имя переводится как «старый ребенок». По легенде, он, прожив 200 лет, решил оставить людей и верхом на черном быке отправился на запад. Но страж границы не разрешал ему покинуть страну, пока тот не оставит квинтэссенцию своей мудрости в виде книги. Что он и сделал, оставив нам ответы на вечные вопросы в форме философской поэзии. Такая форма выбрана не случайно, поскольку за счет многосмыслового символизма восприятие Истины становится оккультным, т. е. сокровенным, действием. Можно прочитать стихотворение, но не услышать ответа. Слышание и понимание возникают в момент духовной готовности читателя воспользоваться ключом своего сознания, открывающим кладовую тайного знания Лао-цзы. Ибо «знание есть сила», и какое применение найдет она в руках человека, нравственно не готового к ее использованию? Ответом на этот вопрос служит трагедия Хиросимы

53

Арт-терапия

и Нагасаки. Но пусть исследовательский пыл читателя не будет охлажден кажущейся сложностью философских символов и схем. Искренность ваших намерений познать Истину будет самым надежным ключом, открывающим сокровищницу знаний. А замок на ее дверях походит на секретный замок из старой притчи:

«У султана умер первый министр. Решив найти достойную замену, он пригласил трех мудрецов и поставил перед ними следующее условие. Тот, кто первым откроет сложный замок с математическим секретом, запирающий дверь комнаты, где они будут закрыты, станет первым министром. Испытание было назначено на следующий день. Двое мудрецов отправились в библиотеку, чтобы всю ночь изучать математику и конструкции различных замков. Третий же мудрец пошел спать со словами: „За одну ночь я не успею ни изучить математику, ни познать науку о замках. На все воля Господа. Пусть будет, что будет». На следующее утро мудрецы оказались в комнате с замком на дверях. Двое из них опять стали читать энциклопедии, лихорадочно готовясь к борьбе с секретом замка. Третий же сел спокойно в углу комнаты, закрыл глаза и, посидев некоторое время, подошел к двери, что-то сделал с замком и открыл дверь. В честь его победы султан устроил пир, на котором проигравшие испытание мудрецы попросили победителя открыть секрет замка. Он рассказал, что когда дверь в комнату закрылась и он увидел, как его соперники опять стали читать книги, то решил, что не сможет тягаться со столь образованными людьми. Поэтому сел, закрыл глаза и обратился к Господу с искренней просьбой о помощи. В ответ на нее он услышал: „Пойди и открой дверь». Ему оставалось лишь повиноваться. Подойдя к двери и дотронувшись до замка, он обнаружил, что замок открыт. Так он первым вышел из комнаты. Все слушатели с благоговением по-

54

Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?

смотрели на этого святого человека, которому помогает сам Господь. Султан же сказал: „Господь выбрал из вас того, у которого хотя бы хватило ума посмотреть, закрыт замок или нет»».

Поэтому не пугайтесь секретного замка Лао-цзы. Просто откройте дверь, ведь замок никогда не был закрыт…

«То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи. И аналогично тому, как все вещи произошли от Единого через посредство Единого, так все вещи родились от единой Сущности через приспособление…» (Гермес Трисмегист).

Сущность человека — Монада, являясь проявлением Абсолюта в индивидуальном, подобно воздушному пузырьку-путешественнику, странствует из Вечности прошлого в Вечность будущего сквозь таинство Бытия настоящего, через тернии в бесконечности звездных миров. В божественном океане мироздания Монада посещает вселенные, сквозь которые течет река Жизни —Дао, и становится одной из бесчисленных капелек жизни, образующих эту реку.

«Течение Дао подобно великой реке,

имеющей множество рукавов,

которые простираются повсюду.

Дао служит опорой всей тьме вещей.

благодаря Ему они появляются на свет,

но о Нем невозможно поведать.

Оно успешно действует повсюду,

но не имеет славы.

Одевает и вскармливает всю тьму вещей,

но не считает себя их хозяином».

(34)

55

Арт-терапия

Каждый такой островвселенная — состоит из взаимопроникающих и взаимозависимых уровней — «рукавов», в которых через разные ипостаси — тела Монады — проявляет себя творческая активность

Скачать:TXTPDF

Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать бесплатно, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать онлайн