Скачать:TXTPDF
Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза

не материален в своей сущности;

Любовь не материальна в своей сущности;

Мудрость не материальна в своей сущности.

Поэтому и человек, который есть дух, любовь и мудрость,

никак не связан с материальным».

Сэйте но иэ. Нектарный дождь священных учений [46, с. 114]

«Как от костра рассеивается свет, так же и вся вселенная — это рассеянная энергия Верховного Брахмана. И как различен — более или менеесвет, рассеиваясь дальше или ближе от костра, — такие же различия есть и в энергии безличного Брахмана. Брахма, Вишну и Ши-

67

Арт-терапия

ва — это его основные энергии. Им подчиняются божества, божествам подчиняются духи, духам подчиняются люди, скот, дикие животные, птицы и рептилии, а деревья и растения — это младшие из энергий.

Вишну — высшая и самая непосредственная из всех энергий Брахмана, воплощенный Брахман, принявший обличие единого целого Брахмана. Через него волнами проходит вся вселенная. Из него исходит сущее, пребывая одновременно внутри него; и он сам — целая вселенная. Вишну, божество, состоя из тленного и нетленного, несет в себе и Дух, и Материю, в форме орнамента и оружия» (Вишну Пурана 1.22 [46, с. 55]).

В табл. 1 приведено соответствие между высшими теологическими категориями христианства и индуизма и их символическим отображением в различных видах движения. Это очень важный момент для понимания основы метода — как с помощью простых движений руки в процессе медитативного рисования можно настроить себя (свою энергоинформационную систему) в резонанс, т. е. в созвучие с глобальными процессами, творящими, организующими и разрушающими (преобразовывающими) мироздание в каждое мгновение. Мы можем проиллюстрировать это соответствие следующими иконографическими изображениями индуистской и христианской традиции (рис. 7). На рисунке изображен момент установления гармонического равновесия во вселенной. Это произошло, когда Вишну (изображен сидящим в центре рисунка на горе Мандаре — оси мироздания) призвал к сотрудничеству богов (левая часть рисунка) и демонов (правая часть рисунка). Они должны были поочередно тянуть обвитого вокруг оси мироздания тысячеголового змея Шеша (символ бесконечности пространства и времени) и тем самым взбалтывать Млечный океан, чтобы произвести Амриту — напиток бессмертия,

68

Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?

который символизирует духовную субстанцию, оживляющую все процессы во вселенной. В левой части рисунка среди богов возвышаются Шива, Вишну и Брахма, одновременно тянущие змея; это символизирует триединство верховных божеств (Тримурти).

Рис. 7. Взбивание Млечного океана

На рисунке мы видим три основных вида движения: поступательно-возвратное движение змея Шеша вдоль оси натяжения, круговое и вращательное движение горы Мандары вместе с сидящим на ней Вишну и спиральное движение волн Млечного океана, возникающих в результате вращения горы. Эти виды движения представлены в нижней графе табл. 1.

В христианской иконографической традиции мы также обнаруживаем символическое отображение теологических категорий в виде движения. Так, изображение Христа получено в результате раскручивающейся из

69

Арт-терапия

центра рисунка спирали (рис. 8). Спираль символизирует Св. Духа. Лик Христа — это символ Бога Сына, и точка, из которой раскручивается спираль, заполняющая все поле рисунка, есть символ Бога Отца.

Рис. 8. Гравюра Клода Мелана

70

По словам святого Иоанна Дамаскина: «В Святой Троице… Ипостаси находятся одна в другой, т. е. „Лица

Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и куда идешь?

Рис. 9. Бертольд Миссаль. Изначальное Тау

71

Божественные» соединяются, не сливаясь, но совокупно друг со другом сопребывая и друг друга проникая без всякого смешения и слияния, и так, что не существуют один без другого или не разделяются в сущности… ибо Божество нераздельно в раздельном, подобно тому, как в трех солнцах, тесно друг ко другу примыкающих и никаким

Арт-терапия

расстоянием не разделяемых, — одно и смешение света, и слияние. Ибо каждая (Ипостась) едина есть с другой, не менее как с самой собою» [3, с. 44].

Христос увенчивает центральную ось (рис. 9), связующую землю с небесами, являющуюся символом Мирового Древа (подобием горы Мандара на рис. 7). Спирали, структурирующие горизонтальное направление на рисунке, соответствующее ноуменальному и феноменальному миру, повторяют образ спиральных волн в Млечном океане в индуистском рисунке. Не случайно количество спиралей на рисунке равно семи. Это число соответствует количеству уровней Бытия на рисунке (Уровни Бытия — «рукава Дао», рис. 6) и равно числу основных энергетических центров в человеке, связанных с этими уровнями процессами энергоинформационного обмена.

Обнаружив присутствие символа спирали — одного из основных графических элементов нашего метода — в различных направлениях религиозного искусства, перенесем наше внимание на объекты физического мира.

Мы убеждаемся, что спиральный вид движения проявляется во всех уровнях мироздания, принимая форму цветка или раковины, ледяных шапок гор на Марсе, свирепых ураганов, проносящихся над нашей планетой, или трещин на старых картинах. Венчает этот бесконечный ряд спиральная структура галактик.

Появление спиральных форм в линиях вашего медитативного рисунка будет свидетельствовать о настройке звучания оркестра вашего внутреннего микрокосмоса в гармоническом соответствии с партитурой симфонии, написанной для макрокосмоса — вселенной — Богом.

Рассмотрим теперь, как символ спирали отображает Путь развития человеческой сущности — Монады.

Природа человека такова, что время существования личности, как правило, меньше времени, необходимого

72

Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?

для осуществления своего глобального предназначения — Просветления. Успеет или нет выполнить эту сверхзадачу человек в настоящем своем воплощении, зависит от его кармического опыта, т. е. истории его прошлых воплощений, и от соответствующего этому опыту уровня развития сознания. А также от устремленности, с которой человек берется за ее решение, насколько он осознает неотвратимость этой проблемы. «Все души подвержены изменениям переселения, и люди не знают, каковы по отношению к ним пути Всевышнего; они не знают, как они были судимы во все времена, прежде чем прийти в этот мир и после того, как они его покинули; они не знают — сколько превращений таинственных они обязаны претерпеть, сколько душ и духов приходят в этот мир, которые не вернутся во дворец Небесного Царя, как, наконец, они переносят движение, подобное тому, которое свершает камень, брошенный пращей. Души должны вернуться в Абсолютную субстанцию, из которой изошли. Но для этого они должны развить все совершенства, зерно которых лежит в них, и если они не совершили этого в течение одной жизни, то должны начать снова вторую, третью и т. д., пока не достигнут того состояния, при котором становится возможным воссоединение с Богом» [9, с. 211].

Для того чтобы образно представить функциональную природу Монады, ее триединую сущность, воспользуемся принципом относительной аналогии (рис. 10).

На этом рисунке седьмое телоАтман — является подобием света, исходящего из Небытия и являющегося основой всех остальных тел:

«Единый бог, скрытый во всех существах, всепроникающий Атман внутри всех существ, надзирающий за действиями, обитающий во всех существах, свидетель, мыслитель, единственный и лишенный свойств» (Шветашватара упанишада 6.11 [46, с. 54]).

73

Арт-терапия

Шестое тело — Буддхи, подобно множеству кинолент, содержащих различные варианты сюжета божественного спектакля, в котором мы всего лишь актеры:

Рис. 10. Эволюция Монады

«Истинно глубокий ум подобен в своем величии космосу. Он неопределенной формы, ни круглый, ни квадратный, ни большой, ни маленький, ни красный, ни белый, ни верхний, ни нижний, ни длинный, ни короткий, ни сердитый, ни приветливый, ни правильный, ни неправильный, ни добрый, ни злой, ни первый, ни последний. Все вселенные в пустоте своей подобны космосу. По сути, наша трансцендентальная природа пуста и сама по себе не обладает никакими способностями. Сущность

74

Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?

Разума в этом смысле подобна состоянию Абсолютной Пустоты» (Сутра Хуэйнэна [46, с. 58]).

Пятое телоВысший Манас — выполняет функцию линзы, фокусирующей идею индивидуального бытия в более плотные тела: ментальное, астральное, эфирное и физическое. Физическое тело в этой схеме подобно изображению на проекционном экране. Все тела имеют волновую природу:

«Божественность — это то, что существовало до того, как появились небеса и земля, что придало им форму; это то, что превосходит Инь и Ян, но обладает теми же качествами. Эта божественность есть Высшая реальность, управляющая всем миром неба и земли, и в то же самое время она обитает внутри всех вещей, называемая духом; повсеместно присутствующая же в человеческих существах, называется разумом.

Другими словами, человеческий разум объединен с Божественностью, правящей небесами и землей, разум и Божественность едины и неделимы. Божественность — источник происхождения неба и земли, духовной природы вещей и вместилище человеческой судьбы. Будучи бесформенной, Божественность придает вещам облик» (Канетомо Йошида [46, с. 60]).

Кроме эволюционного пути реализации потенциала Монады существует еще и революционный Путь (Дао) — Путь к Абсолюту через растворение самосознания в потоке Атмы.

Эволюционный путь Монады описывается спиралью (рис. 11) («Исток начала есть оборотная сторона конца…»), где центр спирали соответствует моменту проявления (эманации) Монады в данном цикле ее развития. По мере духовного развития Монады, т. е. повышения частоты вибраций Космического сознания — Буддхи и увеличения накопленного жизненного опыта Высшим

75

Арт-терапия

Манасом, кривизна линз, формирующих индивидуальность человека, возрастает. Точка фокуса по спирали возвращается обратно на периферию, откуда она была эманирована светом божественной Воли — Атмой. Точка возврата является началом нового цикла развития Монады — центром новой спирали, на новом уровне Бытия. Так мы убеждаемся, что процесс развития нашей Сущности никогда не начинался и никогда не закончится. За вашими плечами, дорогой читатель, бесконечный путь развития вашей Сущности, устремленной к обретению божественного совершенства.

«Исток начала есть оборотная сторона конца — в этом познается объяснение смерти и рождения» (Чжоу-зы).

Постулат дзэн гласит: «В каждом живом существе есть Будда. Это душа. Такова душа в ее изначальной сущности,

Атма Буддхи

Высший Манас

Рис. 11. Исток начала есть оборотная сторона конца 76

Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?

скрытой под покровом бесчисленных заблуждений. Вот почему человек не может узреть ее» (Махапаринирвана сутра [46, с.117]).

«Цель истинного Бога, почитающего Высшей славой своей, чтобы люди познавали Его в себе, состоит в открытии драгоценных камней, что таятся в недрах их истинной и сокровенной сущности» (Бахаулла [46, с. 118]).

«Жизнь есть искусство.

Вся жизнь человека есть самовыражение.

Личность есть выражение Бога.

Мы страдаем, если не выражаем себя».

Заповеди 1 -4 [46, с. 107]

Чтобы избежать этого страдания, нужно быть одновременно Философом, ставящим перед собой вечные вопросы, и Художником, творящим свою жизнь в соответствии с полученными от Бытия ответами. Тогда: «Художник и Философ, встретившись завтра, одинаково спросят друг друга: „Куда мы идем? Какие ослепительные горизонты нам светят? Как измерить глубину бездны, развернувшейся под ногами?» И оба согласятся, что пути их отныневместе. Отныне Художник не может не сознавать, какая провиденциальная тайна заключена в его творчестве; в творческом служении он подчиняется велениям не им созданного долга; он не может не знать, каково обоснование этого творчества в теоретической философии; теоретическая философия через

Скачать:TXTPDF

Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать бесплатно, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать онлайн