Скачать:TXTPDF
Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза

метафизику все более и более переходит в теорию творчества; искомая нашей эпохой теория творчества была бы в сущности теории символизма.

Художник и Философ, встретившись в поступательном пути своего развития, уже завтра не разойдутся вовсе; оба знают, что им не идти обратно. Куда возвратятся они?

77

Арт-терапия

В мир эмпирической действительности? Но такого мира не существует ныне; существуют многие методы знания, выводящие мир из неделимых частиц, сил, ионов и т. д. Но все эти частицы, силы, ионы с необходимостью предстают нам как продукт ценности. А в чем ценность? Она не в субъекте, и она не в объекте; она — в жизненном творчестве. Но вместе с тем нам открывается, что единая символическая жизнь (мир ценного) не разгадана вовсе, являясь нам во всей простоте, прелести и многообразии, будучи альфой и омегой всякой теории; она — символ некой тайны; приближение к этой тайне есть все возрастающее, кипящее творческое стремление, которое несет нас, как бы восставших из пепла фениксов, над космической пылью пространств и времен; все теории обрываются под ногами; вся действительность пролетает, как сон; и только в творчестве остается реальность, ценность и смысл жизни» [32, с. 38]

Вдохновившись пламенным определением смысла жизни, данным великим русским символистом Андреем Белым, мы должны знать, что не только качество нашей жизни как баланс радости и страдания, но и ее продолжительность зависит от того, насколько наша активность носит творческий характер. Под творческим характером активности мы будем понимать качество, совершенство, мастерство любого выполняемого в жизни человека действия, а не только приложения его усилий в сфере искусства (живопись, поэзия т. д.).

В Древнем Китае такое отношение к жизни называлось искусством Дао, о чем прекрасно рассказано в древней притче устами императорского повара, обращающегося к своему господину: «Я, Ваш слуга, ближе к искусству — Дао, чем к простой ловкости — цзи… Когда я, Ваш слуга, стал впервые разделывать быков, то видел лишь тушу, а через три года перестал замечать ее целиком. Те-

78

Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?

перь же я только душой в себе ощущаю ее, а глазами даже не смотрю. Когда восприятие органами чувств отключается, душа готова к действию, как будто это ее естественное занятие. Режу сочленения, прохожу в полости, никогда не рублю то, что слишком твердо, — центральные жилы и связки, а тем более большие кости. Приличный повар режет, поэтому меняет нож раз в год. Деревенский повар рубит, поэтому меняет нож раз в месяц. Ножу Вашего слуги ныне девятнадцать лет, разделано им много тысяч бычьих туш, а лезвие у него, словно только что заострено на точильном камне.

Дело в том, что между сочленениями есть щели, а острие моего ножа не имеет толщины, и когда вводишь не имеющее толщины в пространство щели, места, где погулять ожу, всегда с избытком. Поэтому и через девятнадцать лет его лезвие словно только что заострено на точильном камне. И все же каждый раз, подойдя к сложному сочленению-плетению, вижу-увствую, как трудно с ним справиться, страшусь и остерегаюсь, веду нож медленно, едва шевеля. И вдруг так быстро заканчиваю разделку, точно рассыпаю ком земли. Подняв нож, я постою, оглянувшись по сторонам, пройдусь в нерешительности и, довольный, оботру нож и спрячу». Император, восхищенный искусством повара, воскликнул: «Я понял, как достичь долголетия!»

Рассмотрим причину зависимости длительности жизни человека от его мастерства. Для этого рассмотрим схему (рис. 12).

Эта временная ось — линия вашей жизни. На ней отмечены три точки. Точка О соответствует дате вашего появления на свет в этом воплощении, а точка С обозначает момент, когда вы читаете эти строки. Как всякий здравомыслящий человек, опирающийся в своих представлениях о жизни и смерти на весь исторический

79

Арт-терапия

опыт человечества, вы знаете о существовании на этой линии еще одной точки X — точки ухода с этой линии, точки, называемой смертью. Длительность отрезка ОХ известна только Богу и вашей Монаде, но эта точка не прикреплена жестко к линии жизни, и ее положение зависит от направленности вашей воли. Чем сильнее отклонение вектора жизненной активности от глобального предназначения вашего воплощения OY, тем вероятнее сокращение отрезка СХ.

Н

а с т о я щ е е

Будущее

Прошлое

Время

Рис. 12. «Линия жизни»,

«Вчерашний день умер, завтрашний еще не родился,

сегодняшний уже в объятиях смерти» (суфийский афоризм)

«Как уже объяснялось, у любого элемента творения есть внутренняя природа (душа) и внешняя форма (тело); соответственно у него должна быть двойная цель. Первая связана с внутренней природой, а вторая — с внешней формой. Цель, связанная с внутренней природой, является всеобщей целью, а цель, связанная с внешней формой, — индивидуальной. Другими словами, они составляют пару, и между ними складываются отношения причины и следствия, внутреннего и внешнего, субъекта и объекта. Итак, индивидуальная цель неотделима от

80

Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?

всеобщей; в свою очередь, последняя неосуществима, если не гарантирует выполнение первой. Все творение образует обширный комплекс, связанный этими дуальными целями» [46, с. 99].

Но никогда не поздно сказать себе: «У меня есть шанспереломить судьбу» (поскольку даже „звезды склоняют, но не обязывают») и успеть за оставшееся время СХ сделать то, о чем я не подозревал в своих предыдущих воплощениях и о чем узнал сейчас. Из человека разумного трансформироваться в человека духовно-ознательного, направить свою активность в соответствии с направлением СУ и осуществить переход не в момент X, а в момент Y без утраты осознания своей индивидуальности». Этого можно достичь, соединив свое самосознание со своей высшей, бессмертной Сущностью— Монадой. Это позволит продолжить путешествие, не теряя памяти о том, кем вы были в этом воплощении, и осознанно осуществить эволюционное восхождение к вершине своей истинной природы, растворяющейся в свете Абсолюта.

Многовековой опыт дзэн говорит о том, что для реализации Просветления достаточно одного мгновения, за время которого вы можете услышать «звук хлопка одной ладони», а впереди бесчисленное множество таких мгновений, и вы обязательно успеете, если поверите в себя сейчас.

Итак, знакомство со структурой человека позволяет понять смысл нашего существования — быть идеальным проводником воли Абсолюта, реализуя во всех формах своей жизненной активности принцип творческого мастерства. «Следуйте моему совету и из тяжкого искания в разуме вступите в волю Божию, в дух Божий, откиньте внешний рассудок, тогда ваша воля будет воля Бога, и дух Божий найдет вас в вас самих» [10, с. 4].

Технологии овладения этим принципом посвящена остальная часть этой книги.

81

Арт-терапия

«Хочешь стать мастером —

смотри на то, что в тебе.

а не на то, что видит глаз.

Отрешись от внешнего

и прилепись к внутреннему…

Смотрение на то, что не имеет видимого

образа, назову созерцанием.

Слушание того, что не имеет звукового

образа, назову вслушиванием.

Ощущение того, что не имеет

осязаемой формы, назову вчувствованием.

Выразить эти три (состояния) одним

словом я не могу, поэтому называю их

одновременный приход Единением.

Высшее состояние (Единения) —

когда исчезают образы (этого) мира,

низшее — когда пропадают

(чувственные) ощущения.

Этому продолжительному Пребыванию

нельзя найти названия, разве что сказать:

возвращение к Первоначальному.

Это все равно, что быть телом, которое

еще не появилось на свет,

среди образов вещей,

которые еще не образовались.

Назову это — Непроявленным.

Откуда ни подходи к нему — спереди

или сзади, — все равно не увидишь

ни начала, ни конца.

Это и есть Путь — владея вечным,

он управляет временным.

Способного узреть начало вечного назову

Мастером»

[11,с. 212]

ГЛАВА 3

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ.

НАЧАЛО ПРАКТИКИ

Всегда следует начинать с позитивного, а не с негативного опыта, привнося вниз нечто из божественной природы — покой, свет, невозмутимость, чистоту, божественную силу — в те части сознательного существа, которые подле- жат изменению. Лишь после того как это будет сделано в достаточной мере и появится прочное положительное основание, можно безопасно поднимать скрытые враждебные элементы подсознательного с тем, чтобы разрушить и удалить их с помощью божественного покоя, света силы и знания.

Шри Ауробиндо

В начале практики важно осознать и четко сформулировать цель, ради которой вы начали занятия. При этом не нужно бояться поднять планку задания слишком высоко. Даже для того чтобы перепрыгнуть небольшую канаву, надо все равно как следует разбежаться. Тогда успех гарантирован. Поэтому если вы вначале хотите решить ряд тактических задач, например избавиться от неприятных ночных сновидений, освободить свое сознание от обиды на кого-то, трансформировать преследующие вас страхи, вывести из подсознания негативные программы зависимости от курения, алкоголя, избыточного питания и т. п., необходимо увидеть стоящую за ними глобальную, стратегическую сверхзадачу. Ею может быть установка на достижение вами гармонии, того состояния души и тела, которое у вас ассоциируется с переживанием счастья. Стать счастливым человеком наперекор давлению внешних обстоятельств, воздействующих негативным образом, отягощающих подсознание болезненными переживаниями, — задача, достижимая с помощью технологий, выработанных в результате многотысячелетней практики адептами различных школ самопреображения на Востоке и Западе и использованных в нашем методе.

Это состояние избавления от страдания и пробуждения сверхсознания, называемое на Востоке «Просветлением», достигается человеком в результате борьбы с самим собой.

85

Арт-терапия

поскольку «Царствие Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищат его» (Мф., 11, 12).

«Однако не так легко удовлетворить требованиям этой чарующей Силы или хранить ее присутствие. Красота и гармония ума и души, красота и гармония мыслей и чувств, красота и гармония всякого поступка, всякого действия, красота и гармония жизни и всего, что нас окружает, вот Ее требования. Там, где есть созвучье ритмам сокрытого мирового блаженства, где есть отклик на зов Всемирной Красоты, где есть согласье и единство многих жизней, обращенных в ликующем потоке к Божественному, — в такой атмосфере согласна она пребывать. Но все уродливое, дурное и низкое, все жалкое, грязное и убогое, все зверски жестокое и грубое вызывает ее отвращение и препятствует ее пришествию. Не придет она и туда, где нет любви и красоты или где они неохотно появляются на свет; если же они смешаны с низменным, обезображены им, она тотчас уходит, не заботясь о том, чтобы изливать свои щедрые дары. Если находит она себя в сердце человеческом, окруженном самостью, ненавистью, подозрительностью, злобой, завистью и раздором, если в священном храме — смешенье вероломства, алчности и неблагодарности, если грубые страсти и низкие желания умаляют всю преданность ей, то ненадолго задержится в таких сердцах премилостивейшая и прекраснейшая Богиня. Божественное отвращение охватывает ее, и она удаляется, ни на чем не настаивая и ни к чему не принуждая, ибо такова уж ее природа; или же, сокрыв лик свой, ожидает она, пока не будет отвергнуто и не исчезнет совсем это горько-ядовитое дьявольское вещество, — лишь тогда восстановит она свое счастливое влияние. Нет в ней благоволения ни к аскетизму с его наготой и суровостью, ни к подавлению глубочайших движений сердца, ни к жестокому отвержению пре-

86

Глава 3.

Скачать:TXTPDF

Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать бесплатно, Арт-терапия йога внутненнего художника. Алексей Будза Йога читать онлайн