Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати.
В течение тысячелетий адепты йоги искали и оттачивали практики, которые могли бы помочь человеку в его внутреннем путешествии. Результатом их деятельности стала стройная, научно выверенная система совершенствования тела, ума и духа.
Одним из хранителей древней мудрости йоги является орден Свами Сарасвати, руководимый ныне Свами Сатьянандой Сарасвати. Именно его книгу — результат многолетней работы автора по систематизации и приданию древним техникам индийских риши и йогов современного звучания — мы и хотим представить нашим читателям.
В эту книгу вошли только стопроцентно работающие техники, эффективность которых проверена поколениями искателей высших истин. Став частью вашей жизни, они непостижимым образом изменят ее тональность. Вы обнаружите, что неизлечимых болезней нет и хорошее здоровье — это не дар свыше, а результат правильного образа жизни; что стрессы и негативные эмоции имеют место в вашей жизни лишь в той степени, в какой вы их культивируете.
Книга выдержала более семи изданий, и наконец русскоязычный читатель тоже имеет возможность ознакомиться с этой замечательной практической системой классической йоги.
Об авторе
Свами Сатьянанда Сарасвати родился 26 июля 1923 года в небольшом городке у подножия Гималаев, неподалеку от Алморы. Еще будучи ребенком, он демонстрировал экстраординарные способности, а первое духовное переживание случилось у него в шестилетнем возрасте.
Он получил благословение многих святых и садху, проходивших мимо его дома по пути в высокогорные районы Гималаев. Они пробудили в нем необыкновенно сильное стремление (чрезвычайно редкое в столь юном возрасте) к духовной самореализации.
В девятнадцать лет Свами Сатьянанда окончил среднее педагогическое училище и, покинув дом, отправился на поиски своего гуру. В Ришикеше он встретился со Свами Шиванандой, который и стал его духовным учителем.
В течение 12 лет, проведенных Свами Сатьянандой в ашраме своего гуру, он проявлял такую невероятную активность в карма-йоге, что Свами Шивананда говорил о нем: «Этот чела (ученик) делает работу четверых». Свами Сатьянанда трудился как образцовый ученик — с раннего утра и до поздней ночи, — не гнушаясь никакой работы, будь то заготовка воды или исполнение обязанностей управляющего ашрамом. Служение своему гуру было его страстью и его радостью.
Хотя Свами Сатьянанда обладал необыкновенно острым интеллектом и был, по словам Свами Шивананды, разносторонним гением, его познания не были результатом наставлений и инструкций или прилежного посещения уроков в ашраме — они добывались напряженным трудом, постоянной и упорной работой над собой. В период своего ученичества он всегда следовал указанию, сделанному однажды его гуру: «Работай упорно — и ты очистишься. Не пытайся привнести свет извне; однажды он возгорится внутри тебя». Именно так и случилось: Свами Сатьянанда достиг просветления сознания, постиг великие тайны духовной жизни и сам стал великим авторитетом в области тантры, хатха-поги, кундалини-йоги и крипя-йоги.
Покинув ашрам своего гуру, Свами Сатьянанда принял жизнь паривраджа-ки (странника) и в течение последующих восьми лет обошел всю Индию, Афганистан, Бирму, Непал и побывал на Цейлоне. В этот период своей жизни он встречался со многими великими святыми и йогами, посвящая все свое время формулированию и совершенствованию техник йоги, которые могли бы облегчить страдания человечества.
В 1963 году его планы получили зримые очертания: в этот год он основал Бихарскую Школу Йоги с целью помочь как можно большему количеству людей на пути духовного развития. Но задолго до этого события желающие изучать йогу прибывали в Мунгер со всех концов Индии и из-за границы.
В1968 году Свами Сатьянандапредпринял большое путешествие по разным странам с целью популяризации древнего учения йоги и ее практических методов среди людей разных каст, верований, религий и национальностей. После этого он стал хорошо известен на всех континентах как выдающийся мастер йоги и тантры, наставник многочисленных духовных искателей, вдохновитель многих ашрамов и центров йоги как в самой Индии, так и во многих других странах.
Многие просветленные души не обладают способностью действовать эффективно на материальном плане — в миру. Свами Сатьянанда не относится к ним: он с одинаковым успехом действует как в духовной сфере, так и в быту. Свою миссию он видит в том, чтобы сеять по всему миру семена духовности. Это основная цель его жизни, и поэтому Свами Сатьянанда так активно участвует в руководстве ашрамами и обучении учеников всевозможных рас и наций.
И хотя Свами Сатьянанда уже достиг космического сознания, он охотно обсуждает любые темы как обычный человек. Он обладает тонким пониманием древних текстов и имеет глубокие познания в современной науке, но не относится к тем мастерам, которые обучают своих учеников посредством формальных методик и инструкций. Его метод обучения — прямая передача знаний и непосредственный контакт. В точности как когда-то он сам был исполнен мудрости своего гуру, Свами Сатьянанда готов передавать полученные им вселенские знания тем ученикам, которые в достаточной степени очистили свой разум, чтобы воспринять их.
Бихарская Школа Йоги
Бихарская Школа Йоги в Мунгере является домом Свами Сатьянанды Сарасвати. Она была основана в 1964 году с целью предоставить возможность как мирянам, так и саньясинам практиковать техники йоги под руководством квалифицированных инструкторов. Это уникальное учреждение с момента своего основания стало центром притяжения для огромного количества людей, заинтересованных в постижении древних писаний, содержащих учение йоги. В 1968 году в Школе были организованы специальные курсы инструкторов йоги для слушателей-европейцев. Таким образом, Школа превратилась во всемирно известный международный учебный центр с большим количеством филиалов.
Ныне Бихарская Школа Йоги включает в себя ашрам Шивананды, являющийся ее колыбелью, и новый учебный комплекс, носящий имя «Ганга Даршана». Он построен на высоком холме с прекрасным видом на Ганг. Здесь, в живописной местности, среди роскошных садов и зеленых пятен чеков*, в центре величественной панорамы Ганга, учение йоги получило свое дальнейшее развитие.
Техники интегральной йоги, преподаваемые в Школе, являются синтезом всего того, что требуется для развития человека как личности, имеющиеся в Школе краткие и длительные курсы базируются на индивидуальном подходе к каждому ученику, независимо от того, является ли он студентом многолетнего курса или прибыл сюда лишь на несколько дней. В Школе существуют отдельные курсы по крийя-йоге. Йога-терапию преподают свами, имеющие достаточную квалификацию в медицине.
Важной частью учебного плана Школы являются курсы подготовки инструкторов йоги. Регулярно проводятся одномесячные курсы для всех желающих, позволяющие прослушавшим их студентам обучать простейшим практикам йоги членов своих семей или общин. Существуют и курсы большей длительности и сложности.
Бихарская Школа Йоги славится своей великолепной программой обучения саньясинов. Она была одним из первых заведений такого рода—посвящавших в саньясу и обучавших саньясинов.
*Чек — огороженный земляными отвалами участок земли, засеянный рисом. — Прим. перев.
В Школе существует также и программа обучения детей, проводятся специализированные занятия для мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 18 лет.
Школа располагает Координационным Исследовательским Центром с большой библиотекой, в которой собраны книги и другие информационные материалы, содержащие большое количество публикаций по йога-терапии и компиляции исследований в области медицины. Учреждения Центра расположены в отдельных зданиях.
В Школе есть своя типография, укомплектованная современным оборудованием. Здесь печатаются все публикации Школы. Весь штат сотрудников типографии полностью состоит из саньясинов и обитателей ашрама. Эти люди выполняют все издательские работы — от набора текста до рассылки готовых изданий.
Съезды, семинары, а также выездные циклы лекций, проводимые Школой, помогают распространять учение йоги как внутри Индии, так и за ее пределами. Бихарская Школа Йоги ежегодно организовывает многочисленные национальные и международные конференции и симпозиумы, которыми руководит Свами Сатьянанда. Кроме того, специально подготовленные саньясины Школы проводят семинары и лекции в различных уголках как самой Индии, так и всего земного шара.
Дочерние ашрамы, управляемые подготовленными Свами Сатьянандой саньясинами, обслуживают группы индийских и иностранных слушателей. Эти ашрамы специализируются в йога-терапии и регулярно проводят лекции и практические занятия. Большинство дочерних ашрамов имеют все необходимые жилищные удобства и принимают студентов не только на краткосрочные, но и на долгосрочные курсы обучения. В ашрамах распространяется литература, издаваемая Бихарской Школой Йоги (некоторые из них имеют собственные типографии).
Саньясинам, руководящим дочерними ашрамами, приходится много путешествовать, так как они проводят лекции и практические занятия по многочисленным просьбам предприятий, заводов, тюрем, школ, клубов, университетов, правительственных и частных учреждений. Многие из ашрамов тесно сотрудничают с госпиталями и больницами, медицинскими колледжами и частными исследовательскими группами, с целью систематизации методов йога-терапии и их более широкого практического применения.
Асана Пранаяма Мудра Бандха (АПМБ) является квинтэссенцией учения, которое Свами Сатьянанда Сарасвати передает своим ученикам-саньясинам в Бихарской Школе Йоги. Цель этой книги — служить универсальным пособием всем изучающим и преподающим практики йоги любого уровня сложности.
Первое издание АПМБ вышло в 1969 году. Книга была составлена на основе лекций и практических занятий 9-месячного курса для инструкторов йоги, проводившегося в 1968 году. В 1973 г. этот труд был пересмотрен и полностью переработан. В новое издание были добавлены материалы трехлетнего (1970— 1973) курса для саньясинов. Это привело к увеличению объема книги более чем в два раза.
Настоящее издание было дополнено, усовершенствовано и подготовлено к печати ближайшими саньясинами Свами Сатьянанды с надеждой, что люди всего мира смогут извлечь для себя пользу — физическую, ментальную и духовную — из учения их гуру.
С момента выхода первого издания интерес к йоге необычайно вырос. В настоящее время эту книгу используют в качестве основного руководства ученики и инструктора, начинающие и адепты почти во всех ашрамах, центрах и школах йоги (как в Индии, так и за ее пределами). Изложенные в ней йогические практики нашли успешное применение во многих сферах деятельности: в медицине, образовании, предпринимательстве и др. Ученые и медики многих стран мира тщательно изучали изменения, возникающие в человеческом организме при регулярном выполнении упражнений йоги. В результате своих исследований они пришли к выводу, что асаны, пранаямы, мудры и бандхи являются мощным средством восстановления и укрепления здоровья, как физического, так и психического. В ближайшем будущем мы ожидаем резкого увеличения применения техник йоги во всех сферах деятельности человека.
АПМБ предназначена для всех интересующихся йогой, независимо от того, какие цели они преследуют: укрепление личного здоровья, достижение духовного просветления или работу во имя светлого будущего всего человечества.
Введение к разделу об асанах
У многих людей асаны ассоциируются с гимнастическими упражнениями. Но это представление ошибочно, ибо асаны отнюдь не предназначены для развития у практикующего громадных, но совершенно ненужных мышц.
«Йога» означает «единство» — единение со своей внутренней сущностью. Это единство наступает только после преодоления двойственности «разум-тело» и преобразования ее в единую реальность.
Асана —это устойчивое положение, в котором тело и ум могут находиться в спокойном, расслабленном и умиротворенном состоянии.
В «Йога-Сутрах» Патанджали имеется краткое определение асан йоги: «Sthiram, sukham, asanam», что означает: «то положение, которое удобно и устойчиво». Таким образом,