Скачать:TXTPDF
Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати

гнев, беспокойство и подавленность. Она понижает давление крови, устраняет заболевания гортани, укрепляет и улучшает голос. Развивает способность к восприятию звука нада (психический звук, слышимый в голове во время медитации).

Бхастрика-праяаяма (дыхание кузнечных мехов)

Сядьте в любую удобную медитативную позу. Держите голову и спину прямо. Закройте глаза и расслабьтесь.

Стадия1.

Положите левую ладонь на левое колено, а указательный и средний пальцы правой руки поднесите ко лбу. Большой палец правой руки расположите у правой ноздри, а безымянный — у левой. Закройте правую ноздрю, нажимая на нее сбоку большим пальцем. 20 раз в быстром темпе вдохните и выдохните через левую ноздрю, ритмично расширяя и сокращая живот. Затем сделайте один глубокий вдох, закройте обе ноздри и выполните джаландхара-бандху и/или мула-бандху. Задержите дыхание на удобный для вас период времени, затем прервите бандхи и выдохните через левую ноздрю.

После этого закройте левую ноздрю безымянным пальцем. Сделайте в быстром темпе 20 вдохов и выдохов через правую ноздрю, ритмично расширяя и сокращая живот. Затем глубоко вдохните, закройте обе ноздри и выполните джаландхара-бандху и/или мула-бандху. Задержите дыхание на удобный для вас период времени, затем прервите бандхи и медленно выдохните через правую ноздрю.

Это составит один цикл. В течение одного занятия выполните 3 цикла. Затем переходите к стадии 2.

Стадия 2.

Сядьте в то же положение, что и в первой стадии. Руки положите на колени. Сделайте 20 быстрых вдохов и выдохов через обе ноздри. Затем глубоко вдохните, задержите дыхание и выполните джаландхара-бандху и/или мула-бандху. После удобной для вас по длительности кумбхаки (задержки дыхания на вдохе) прервите бандхи и выдохните через обе ноздри. Вся это составит один цикл. Выполните 3 цикла.

На этом полный цикл бхастрики заканчивается.

Опытные практикующие могут увеличить число вдохов и выдохов до 50, а число циклов в каждой стадии могут довести до 5.

Меры предосторожности: Ощущение слабости или появление испарины означает, что упражнение выполнялось неправильно. Избегайте слишком напряженного дыхания с искажением лица и чрезмерным раскачиванием тела. Если вы заметите какой-либо из упомянутых симптомов, обязательно проконсультируйтесь с опытным инструктором.

Во время практики будьте расслаблены и отдыхайте после каждого полного цикла. В первые несколько недель практики бхастрика должна выполняться медленно. Скорость дыхания увеличивайте постепенно, по мере укрепления

легких.

Ограничения: Бхастрику не рекомендуется выполнять людям, страдающим от высокого давления крови, головокружений или любых заболеваний сердца. Начинающие должны практиковать ее очень осторожно и обязательно под руководством опытного инструктора.

Польза практики: Бхастрика является отличным средством очищения легких от отработанных газов и микробов. Это прекрасное упражнение для больных астмой, туберкулезом, пневмонией и т. п. Она излечивает воспаление гортани, удаляет любое скопление мокрот; стимулирует аппетит, «раздувая пищеварительный огонь» в желудке; успокаивает ум.

Примечание: В этой технике легкие работают наподобие кузнечных мехов.

Калалабхати-пранаяма (очищение носовых проходов)

Сядьте в любую медитативную позу. Закройте глаза и расслабьтесь. Затем выполните от 60 до 100 быстрых вдохов и выдохов.

В отличие от бхастрики, вдох здесь должен быть произвольным, акцент должен делаться на выдохе.

После этого глубоко выдохните и выполните одновременно джаландхара, мула и -уддияна бандхи.

Сосредоточьтесь на точке между бровями, ощутите отрешенность и спокойствие. Затем прервите бандхи, медленно вдохните и расслабьтесь.

Это составит один цикл. Выполните до 5 циклов.

Продолжительность: Опытные практикующие могут выполнять до 10 и больше циклов. Польза, приносимая практикой этой пранаямы, возрастает при увеличении задержки дыхания, однако не увеличивайте ее длительность резко, делайте это постепенно, в течение нескольких месяцев.

Последовательность: Практикуйте эту пранаяму непосредственно перед медитацией.

Меры предосторожности: Не задерживайте дыхание больше удобного для вас промежутка времени. В остальном — то же, что и для бхастрики.

Польза практики: Эта пранаяма очищает носовые проходы и лобные пазухи. Мышление автоматически останавливается, позволяя уму отдохнуть. Она является отличным средством устранения церебрального тромбоза.

Примечание: Эта пранаяма — отличное подготовительное упражнение для медитации. Она является одной из шести шаткарм — очистительных процедур хатха-йоги.

Уджджайи-пранаяма

Сядьте в любую удобную позу. Выполните кхечари-мудру, т. е. загните язык вверх и назад так, чтобы его нижняя часть уперлась в заднюю часть нёба.

Дышите глубоко и мягко — подобно легкому посапыванию спящего ребенка. Почувствуйте, что вы дышите гортанью.

Продолжительность: После некоторой практики эту пранаяму можно выполнять часами.

Польза практики: Это простая техника оказывает очень мягкое и тонкое воздействие на организм практикующего. Она тонизирует нервную систему и успокаивает разум.

Люди, страдающие бессонницей, должны практиковать эту пранаяму без кхечари-мудры, лучше всего в шавасане. Уджджайи-пранаяма снижает частоту биений сердца, поэтому полезна для людей с высоким давлением крови. Она оказывает также тонкое психическое воздействие и часто используется во многих мудрах (см. раздел «Мудры») и медитативных техниках.

Сурьябхеда-пранаяма (техника, пробуждающая жизненную энергию)

Займите удобную для вас медитативную позу. Выпрямите позвоночник, шею, голову. Положите руки на колени. Закройте глаза и расслабьте все тело. Пальцы правой руки расположите уже известным вам способом (нади-шодхан, бхастрика [стадия 1]). Закройте левую ноздрю безымянным пальцем и глубоко вдохните через правую.

Закройте обе ноздри, задержите дыхание и выполните джаландхара и мула бандхи. Выдержите как можно большую паузу, но без излишнего напряжения. В конце задержки дыхания прервите сначала мула-бандху, затем джаландхара-бандху и выдохните через правую ноздрю. Это составит один цикл.

Длительность практики: Выполняйте в одном занятии до 10 циклов. Постепенно увеличивайте длительность задержки дыхания.

Меры предосторожности: Сурьябхеда-пранаяму не следует выполнять непосредственно перед приемом пищи или сразу же после еды, поскольку телу будет нужна энергия для переваривания пищи.

Это упражнение должно изучаться под руководством опытного инструктора.

Польза практики: Эта пранаяма активизирует пингала-нади, что позволяет практикующему более эффективно выполнять различные виды физической деятельности.

Мурчха-пранаяма (расслабляющая пранаяма)

Для этого упражнения необходима твердая, устойчивая поза. Наилучшими являются падмасана и сиддхасана. Вдохните через обе ноздри, отклоняя голову назад и выполняя шамбхави-мудру. Вдох должен быть медленным и глубоким. Задержите дыхание на вдохе на удобное для вас время (не перенапрягайтесь!), удерживая шамбхави-мудру, руки держите прямыми, ладони на коленях.

Затем одним движением прервите шамбхави-мудру, плавно выдохните, согните руки, закройте глаза и медленно верните голову в исходное положение.

На несколько секунд расслабьтесь (глаза закрыты), ощутите легкость тела и спокойствие ума. Это составит один цикл.

Примечание: Практикуя эту пранаяму, дышите только через нос.

Длительность практики: Задерживайте дыхание как можно дольше, но не перенапрягайтесь. Постепенно увеличивайте количество циклов.

Последовательность: Для духовного совершенствования — выполняйте пранаяму перед медитацией. С целью физической и умственной тренировки — после серии асан или перед сном.

Ограничения: Эта пранаяма должна разучиваться под руководством опытного инструктора. Ее не следует практиковать людям с высоким внутричерепным давлением и гипертоникам.

Польза практики: Эта пранаяма является отличной подготовкой к медитации. Она позволяет разуму отключиться от внешнего мира, уйти в себя и достигнуть состояния, в котором внешние органы чувств (слух, зрение и др.) исчезают. Мурчха-пранаяма успокаивает тело и ум, она используется для устранения напряженности, беспокойства и гнева. Эта пранаяма — первейшая помощница для людей, страдающих от неврозов и психических расстройств.

Бандхи

Введение

Бандхи — это небольшая, но чрезвычайно важная группа йоговских упражнений. Эти техники позволяют исполнителю управлять различными органами и нервами тела. Слово «бандха» означает «держать, удерживать, привязывать». Оно очень точно описывает физические действия, необходимые для выполнения этих упражнений. Различные части тела мягко, но мощно сокращаются и напрягаются, что оказывает массирующий эффект на внутренние органы, удаляет застоявшуюся в них кровь, стимулирует и регулирует функционирование нервных тканей, иннервирующих эти органы; улучшает функционирование и здоровье тела в целом.

Несмотря на то что бандхи являются физическими действиями, они оказывают тонкое воздействие на чакры, усиливая психические вибрации практикующего. Они помогают «развязать» грантхи (психические узлы), а именно: брахма-грантхи, вишну-грантхи и шива-грантхи, мешающие свободному течению праны вдоль сушумна-нади, и таким образом высвобождают духовные силы индивидуума. Опытные практикующие могут ощущать напряжение сушумна-нади, что является верным знаком проявления психической энергии. Ощущения, которые испытывают люди в высших состояниях медитации, в точности совпадают с переживаниями открытия чакры.

Бандхи в сочетании с другими техниками йоги

Во время изучения и совершенствования, бандхи могут выполняться как отдельные практики. Однако, со временем практикующий должен ввести бандхи в практики мудр и пранаям (как это будет описано далее). Только таким образом польза, приносимая бандхами, будет максимальной. Практика пранаямы стимулирует поток праны, а бандхи направляют его в нужные области тела, предотвращая рассеяние.

Именно сочетание различных техник йоги пробуждает психические способности индивидуума и является началом более высокой ступени йоги. Методы использования бандх в сочетании смудрами и пранаямами описаны в разделах, посвященных этим практикам.

Кумбхака (задержка дыхания)

Обязательным условием практики бандх является задержка дыхания. Сначала, разумеется, эти задержки должны быть кратковременными, но с разви- -•гаем способностей практикующего их длительность будет увеличиваться. Активность легких может быть приостановлена как после выдоха (внешняя задержка), так и после вдоха (внутренняя задержка). Задержки дыхания являются важной частью и бандх, и пранаям. Практикующим рекомендуется постепенно развивать свою способность задерживать дыхание. Длительность задержки может быть значительно увеличена в течение нескольких недель или месяцев без излишнего напряжения легких.

Джаландхара-бандха (подбородочный замок)

Сядьте в любую медитативную позу, которая позволяла бы твердо упираться коленями в пол (например, сукхасана не подойдет). Поэтому те, кто не могут сидеть в падмасане, сиддхасане и т. п., могут практиковать джаландхара-бандху стоя.

Положите ладони на колени. Расслабьте тело и закройте глаза. Глубоко вдохните, задержите дыхание на вдохе, наклоните голову и твердо прижмите подбородок к грудине.

Выпрямите руки, упираясь ими в колени. Одновременно приподнимите плечи вперед и вверх. Ладони должны оставаться на коленях.

Удерживайте это конечное положение в течение времени, на которое сможете задержать дыхание без ощущения дискомфорта. Затем расслабьте плечи и руки. Поднимите голову и выдохните.

Примечание: Практику этой бандхи можно проводить также и с задержкой дыхания на выдохе.

Длительность практики: В одном занятии следует проводить не более 10 циклов.

Сосредоточение: На вишуддха-чакре.

Последовательность: Идеально практиковать джаландхара-бандху в сочетании с пранаямой и мудрами. Если же джаландхара-бандха выполняется как отдельная практика, то делайте ее после асан и пранаямы, но до медитации.

Предостережение: Никогда не вдыхайте и не выдыхайте в конечном положении джаландхара-бандхи.

Ограничения: Люди с высоким внутричерепным давлением или заболеваниями сердца не должны практиковать эту бандху без опытного инструктора.

Польза практики: Подбородочный замок перекрывает дыхательные пути и сжимает различные органы, включая рецепторы синуса, расположенные в области гортани. Эти рецепторы чувствительны к давлению крови в яремной вене, которая питает кровью мозг. При высоком давлении рецепторы сигнализируют об этом в мозг и биения сердца замедляются. Если давление низкое, то работа сердца аналогичным путем активизируется. Таким образом, давление, оказываемое на рецепторы в ходе выполнения джаландхара-бандхи, замедляет работу сердца и успокаивает ум. Кроме того, джаландхара-бандха массирует щитовидную и паращитовидные железы, стимулируя их. Эти железы, особенно щитовидная, имеют очень широкий спектр воздействия на организм человека, его рост и половые функции. Практика джаландхара-бандхи снимает стрессы, беспокойство и гнев. Она является также отличным подготовительным упражнением

Скачать:TXTPDF

Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать, Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать бесплатно, Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать онлайн