Скачать:TXTPDF
Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати

для медитации.

Джаландхара-бандха в положении стоя

Станьте прямо, раздвинув ноги на расстояние примерно около полуметра. Наклонитесь вперед и упритесь ладонями в бедра чуть выше коленей. Глубоко вдохните (или выдохните), задержите дыхание и выполните подбородочный замок. Выпрямите руки, чтобы сделать замок еще более твердым. Удерживайте конечное положение столько, сколько сможете.

Прервите джаландхара-бандху, поднимите голову и медленно выдохните или вдохните (в зависимости от того, какую задержку вы выполнили). После отдыха повторите еще раз.

Все остальные детали те же, что и в случае джаландхара-бандхи в положении сидя.

Мула-бандха (промежностный замок)

Сядьте в позу для медитации (колени должны твердо лежать на полу). Наилучшие позы — сиддхасана, сиддха-йони-асана или мулабандхасана (более трудная), поскольку в этих позах пятки упираются в промежность, способствуя выполнению бандхи.

Ладони положите на колени. Закройте глаза и расслабьте тело.

Глубоко вдохните, задержите дыхание и выполните джаландхара-бандху. Затем сократите мышцы в области промежности и подтяните их вверх. Это конечное положение.

Удерживайте это положение в течение времени, на которое вы можете задержать дыхание. Затем расслабьте мышцы промежности, медленно поднимите голову и выдохните.

Примечание: Эта бандха может выполняться также с задержкой дыхания на выдохе (с удержанием обоих замков) или с нормальным дыханием, если конечное положение удерживается в течение продолжительного периода времени (в этом случае джаландхара-бандху выполнять не следует).

Длительность практики: Длительность одного цикла определяется периодом времени, в течение которого практикующий может задерживать дыхание. В ежедневных занятиях мула-бандху следует повторять не более 10 раз.

Сосредоточение: На муладхара-чакре.

Последовательность: Мула-бандху должно практиковать после асан и пра-наямы, но перед медитацией. Идеально сочетать ее с мудрами и пранаямой.

Меры предосторожности: Эту бандху нужно практиковать очень осторожно; желательно под руководством опытного инструктора.

Ограничения: Те же, что предусмотрены для джаландхара-бандхи.

Предварительная подготовка: Начинающим может показаться трудным сильно сжимать мышцы промежности и удерживать их в напряженном состоянии в течение задержки дыхания. Им рекомендуется регулярно практиковать ашвини-мудру. Это укрепит соответствующие мышцы и улучшит контроль над ними со стороны практикующего.

Польза практики: В этой бандхе сжимается и подтягивается вверх область муладхара-чакры (между мочеиспускательным каналом и задним проходом). Это заставляет алана-вайю (жизненная энергия, активирующая органы, находящиеся ниже пупка) двигаться вверх и соединяться с прана-вайю (жизненная энергия, активирующая органы, находящиеся в области между гортанью и сердцем), пробуждая кундалини.

Мула-бандха помогает достичь брахмачарьи и сублимировать сексуальную энергию в высшие центры. Она усиливает пользу, приносимую практикой джаландхара-бандхи; стимулирует нервы тазовой области и тонизирует иннер вированные ими половые и выделительные органы; укрепляет сфинктерные мышцы ануса и активизирует перистальтику кишечника, эффективно устраняя запор и геморрой.

Примечание: Эта бандха символизирует также основную цель йоги — найти и познать источник творения (мул) путем обуздания разума.

Уддияна-бандха (брюшной замок)

Сядьте в медитативную позу так, чтобы колени лежали на полу. Ладони положите на колени. Закройте глаза, расслабьте все тело, глубоко выдохните и задержите дыхание на выдохе.

Выполните джаландхара-бандху. Затем втяните мышцы живота внутрь и вверх. Это конечное положение. Удерживайте брюшной замок в течение времени, на которое сможете задержать дыхание на выдохе.

После этого медленно расслабьте мышцы живота, поднимите голову, прервав тем самым джаландхара-бандху, и вдохните.

Восстановив нормальное дыхание, можете повторить бандху. Выполняйте замок не более 10 раз за одно занятие.

Сосредоточение: На манипура-чакре.

Последовательность: Уддияна-бандху (если она делается отдельно от других практик) следует выполнять перед медитацией, но после асан и пранаямы. Лучше всего выполнять ее в сочетании с пранаямой и мудрами.

Меры предосторожности: Выполняйте эту бандху только натощак — при пустом желудке и кишечнике. Перед тем как начать дышать, обязательно прервите джаландхара-бандху.

Ограничения: Уддияна-бандху не следует делать лицам, страдающим нарушениями сердечной деятельности, язвами желудка или двенадцатиперстной кишки, а также беременным женщинам.

Польза практики: В уддияна-бандхе диафрагма выталкивается вверх — к грудной клетке, а брюшные органы прижимаются к позвоночнику. Это панацея от всех желудочно-кишечных заболеваний. При регулярном выполнении этой бандхи излечиваются запоры, несварение, диабет и другие болезни.

Она стимулирует «пищеварительный огонь», тонизирует все органы брюшной полости; массирует печень, поджелудочную железу, почки, селезенку и другие внутренние органы, оздоравливая их.

Кроме того, практика уддияны нормализует секреторную деятельность надпочечников, что возвращает жизненную энергию людям, страдающим летаргией, и уравновешенность беспокойным и истеричным натурам.

Уддияна-бандха стимулирует симпатические нервы солнечного сплетения, иннервирующие многие органы тела (особенно брюшной полости), в результате функционирование этих органов улучшается. Также стимулируется манипура-чакра; она расположена в районе пупка и является праническим центром человеческого тела, поэтому практика уддияны гармонизирует распределение и течение праны, активизируя движение последней вверх по сушумна-нади.

Примечание: Агнисара-крийя является хорошей подготовительной техникой (иногда заменой) уддияна-бандхи.

Уддияна-бандха в положении стоя

Станьте прямо, расставив ноги на расстояние около полуметра. Слегка наклонитесь вперед, упритесь ладонями в переднюю поверхность бедер чуть выше коленей.

Смотрите вперед. Глубоко вдохните и полностью выдохните. Задержите дыхание на выдохе. Втяните живот и зафиксируйте на некоторое время это положение (не смотрите вниз).

Затем прервите уддияну, медленно вдохните и расслабьте все тело.

Примечание: Этот вариант уддияна-бандхи является более легким и рекомендуется для начинающих. Все остальные детали выполнения остаются такими же, как и для уддияны в положении сидя.

Маха-бандха (большая бандха)

Сядьте в медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану или в сиддха-йони-асану.

Глубоко вдохните и полностью выдохните. Выполните джаландхара-бандху, уддияна-бандху и мула-бандху.

Сосредоточивайтесь поочередно на каждой из следующих чакр: муладхара, манипура, вишуддха, мысленно повторяя их названия. Концентрируйте сознание на каждой чакре лишь несколько секунд и переходите к следующей.

Сосредоточение по очереди на всех трех чакрах — это один цикл концентрации. Продолжайте выполнять циклы концентрации (в указанном выше порядке) в течение времени, на которое вы можете задержать дыхание без ощущения дискомфорта (сосредоточение можно прервать в любом месте цикла).

Прервите мула-бандху, затем уддияна-бандху и наконец джаландхара-бан-дху; медленно вдохните.

Успокойте дыхание и повторите маха-бандху.

Примечание: Большинству практикующих будет трудно определять точное местонахождение чакр. Им мы рекомендуем обратиться к приложению, где указано приблизительное их расположение.

Маха-бандха наиболее эффективна в том случае, если дыхание задерживается как можно дольше. Практикующий должен стараться мягко, не торопясь (но регулярно) развивать свою способность задерживать дыхание. Но без чрезмерных усилий!

Длительность практики: Выполняйте маха-бандху не более 9 раз.

Меры предосторожности: Предостережения те же, что и для каждой из трех бандх. Не пытайтесь выполнять маха-бандху до тех пор, пока не освоите в совершенстве каждую из трех бандх.

Ограничения: Круг лиц, которым маха-бандха не рекомендуется, тот же, что и для трех составляющих ее бандх.

Польза практики: Полезное воздействие маха-бандхи — суммарное воздействий трех составляющих ее бандх. В частности, она полезна для духовных искателей, поскольку представляет собой очень мощный метод стимуляции потока психической энергии и погружает ум в медитативное состояние.

Мудры

Введение

На протяжении тысячелетий знание практик йоги, таких, как асаны и пранаяма, было доступно для большей части населения Индии, особенно если они были убежденными искателями истины. Однако знание высших, более мощных практик было привилегией немногих избранных, поскольку оно либо устно передавалось гуру (духовным учителем) своим ученикам, либо извлекалось из санскритских текстов, написанных древними риши (Учителями). В настоящее время огромное количество людей во всем мире готово и стремится ускорить свое духовное развитие. Искатель наших дней полон вопросов и ищет путь, ведущий к самореализации. Новый век характеризуется широким распространением практик, которые до недавнего времени были секретами, хранившимися в строжайшей тайне. Одни из самых важных таких практик — мудры йоги.

Считается, что мудры—даже более важные и мощные практики, чем асаны и пранаямы, так как они помогают пробудить в человеке спящую змеиную силу — кундалини-шакти. Самым древним литературным источником, посвященным мудрам (и другим практикам йоги), является «Гхеранда-Самхита» — трактат по хатха-йоге, автором которого считается риши Гхеранда.

В этой книге Шива (Бог йогов), рассказывая о йоге своей супруге и ученице Парвати, говорит: «О Дэви, я рассказал тебе о мудрах, знание которых подарит тебе все сиддхи (оккультные силы)».

В «Гхеранда-Самхите» описывается и разъясняется в общей сложности 25 мудр, многие из которых могут выполняться только под руководством гуру. Во всяком случае, мы не советуем выполнять высшие практики без соответствующей подготовки. Ниже мы объясним лишь несколько мудр в упрощенной, общедоступной форме.

Мудра—это определенный жест или позиция, выражающие состояние духа человека. В индийской системе классического танца мудры — это символические жесты рук, которые передают определенные настроения и эмоции. В йоге многие из мудр также выполняются руками, например йони-мудра или чин-мудра. Они преследуют ту же цель, что и в танце, — вызвать в практикующем созерцательное настроение.

Некоторые мудры используются также для того, чтобы управлять непроизвольными физиологическими процессами, обычно происходящими без участия сознательного ума. Мудры позволяют практикующему развить способность чувствовать потоки жизненной энергии (праны) внутри тонкого тела и осуществлять сознательное управление этими потоками. Например, направлять их в любую часть своего тела (с целью самолечения) и даже за его пределы (с целью лечения других людей).

Многие из мудр являются ансамблем различных бандх, асан и пранаям, объединенных в одну практику. Таким образом, можно создавать очень мощные комбинации, подбирая такие составные части, которые бы усиливали полезные воздействия друг друга. Мудры подготавливают ум к медитации, делая его способным концентрироваться на одной точке (экаграта) и отвлекая чувства от объектов (пратьяхара).

И хотя мудры практикуются в основном в духовных целях, многие из них оказывают благоприятное воздействие как на умственном, так и на физическом плане. Эту информацию, систематизированную по каждой мудре в отдельности, вы найдете ниже.

Гьяна-мудра (жест мудрости)

Примите позу для медитации. Согните указательные пальцы таким образом, чтобы они касались внутренней стороны больших пальцев. Три остальных пальца (на обеих руках) вытяните так, чтобы они немного разошлись друг от друга.

Положите руки на колени ладонями вниз. При этом кончики больших и трех несогнутых пальцев должны быть направлены в пол.

Чин-мудра (жест сознания)

Чин-мудра выполняется таким же образом, как и гьяна-мудра, отличаясь лишь тем, что обе руки кладутся на колени ладонями вверх.

Продолжительность: Когда практикующий принимает какую-либо медитативную позу, он обязательно должен выполнить одну из этих мудр.

Польза практики: Гьяна- и чин-мудра являются простыми, но важными нервно-психическими замками пальцев и придают медитативным асанам (и другим позам) завершенность, делая их более мощными. Корректируя нервные импульсы рук, они помогают практикующему находиться в расслабленном, устойчивом положении в течение длительных периодов времени.

Шамбхави-мудра (сосредоточение взгляда на точке между бровями)

Примите любую медитативную асану, выпрямите спину, положите руки на колени, придав пальцам форму чин- или гьяна-мудры. Смотрите вперед, зафиксировав взгляд на одной точке.

Затем, не двигая головой, поверните глаза как можно выше вверх и сфокусируйте их на точке между бровями.

Постарайтесь приостановить мышление; медитируйте на свое Я (атма) или на высшее сознание.

Продолжительность: В начале вашей практики удерживайте мудру лишь несколько минут; постепенно увеличивайте время удержания.

Польза практики: Эта мудра является одной из наиболее высоко ценимых практик йоги и тантра-шастр (древних текстов). Достигшие совершенства в практике шамбхави-мудры могут покидать пределы ума, интеллекта и эго и входить в духовные

Скачать:TXTPDF

Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать, Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать бесплатно, Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать онлайн