Скачать:TXTPDF
Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати

муладхара-чакре.

Предостережение: Не ударяйте ягодицами о пол слишком сильно, чтобы не причинить себе физических повреждений.

Польза практики: Эта мудра — очень эффективное средство пробуждения кундалини-шакти, спящей в муладхара-чакре.

Эффектом регулярной практики тадан-крийи, проявляющимся на материальном плане, является увеличение физической силы, увеличение энергии и выносливости.

Введение в хатха-йогу

Что представляет собою древняя наука хатха-йога? В классическом рассмотрении она включает в себя шесть основных групп практик. При этом вовсе не имеются в виду только асаны и пранаямы.

Санскритское слово «хатха» является комбинацией двух мантр (базовых или корневых звуков) — «ха» и «тха». Они обозначают две противоположные по своим полярностям силы Вселенной — положительную и отрицательную, проявляющиеся в человеке как умственная сила (ида-нади) и как физическая сила (пингала-нади), Биджа мантра «ха» обозначает солнечный поток в пингала-нади, а «тха» — лунны поток в ида-нади.

Цель хатха-йоги — установить совершенную гармоник между этими двумя праническими потоками в теле человека. Когда они пол ностью сбалансированы, прана начинает течь в сушумну — наиболее важны] энергетический канал (нади) тонкого тела. В связи с этим растет осознанност человека и он вступает на путь духовного просветления. Именно этот путь ] является целью всех разветвлений йоги. Но хатха-йога уникальна!

Согласно древнему тексту «Гхеранда-Самхиты», существует семь ступеней которые должен пройти каждый ищущий для достижения самореализации. Вот эти ступени:

1. Очищение тела посредством хатха-йоги (шодхана).

2. Укрепление тела и разума посредством практики асан (дридхата).

3. Успокоение тела и разума посредством практики мудр и бандх (стхайрья).

4. Развитие терпеливости, настойчивости и упорства посредством пратьяхар и отвлечение органов чувств от внешних объектов (дхайрья).

5. Достижение легкости тела посредством пранаямы (лагхава).

6. Достижение способности прямого восприятия объекта медитации в резуш тате практики сосредоточения и медитации (пратьякша — дхьяна + дхарана).

7. Отрешение от материалистического мировосприятия посредством объединения со своим Я (самадхи).

Итак, мы видим, что первым шагом на этом благородном пути являет! очищение грубого (физического) тела. Без предварительного удаления токе нов и нечистот из тела трудно выполнять упражнения высших ступеней йог Именно для этой цели древними йогами были разработаны шесть техник очищения, известных как шаткармы. Эти шесть шаткарм составляют отдельную часть йоги, называемую хатха-йогой.

Существуют следующие шаткармы:

Нети — процесс промывания и очищения носовых проходов (существуют различные методы).

Дхаути — ряд техник очищения всего пищеварительного тракта, начиная от ротовой полости до ануса. Эта система включает в себя также очищение глаз, ушей, зубов, языка и кожи головы.

Паули — очень эффективный способ укрепления органов брюшной полости путем массирования их особым образом.

Басти — методика промывания и тонизирования толстой кишки.

Капалабхати — методика очищения передней доли головного мозга, состоящая из трех простых техник.

Тратака — практика пристального созерцания объекта. Развивает силу сосредоточения, а также пробуждает духовные силы, скрытые внутри каждого из нас. Тратака укрепляет глаза и оптические нервы.

Джала-нети (промывание носа водой)

Оборудование: Для этой практики необходим специальный сосуд, называемый нетилота. Если такого не найдется, используйте заварочный чайник.

Наполните сосуд чистой водой, подогретой, но не слишком горячей. Добавьте в сосуд соль из расчета одну чайную ложку на пол-литра воды. Перед процедурой убедитесь в том, что соль полностью растворилась.

Техника выполнения: Вставьте носик сосуда в левую ноздрю. Медленно наклоните голову вправо, чтобы вода начала вливаться в левую ноздрю. Рот должен быть открыт, так как дышать придется именно ртом, а не носом. Вода должна вливаться в левую ноздрю, а выливаться через правую. Это произойдет автоматически при условии, что сосуд и голова наклонены правильно, а дыхание происходит через открытый рот.

Позвольте воде свободно литься через ноздри примерно 20 секунд. Затем уберите сосуд и прочистите нос, с силой, как это делают в бхастрика-пранаяме, продув его. Но не напрягайтесь при этом слишком сильно.

После этого повторите то же самое, вливая воду в правую ноздрю и наклоняя голову влево.

По окончании повторите еще раз — влейте воду сначала в левую ноздрю, а затем в правую.

Просушивание носа: Теперь нос должен быть полностью прочищен и просушен следующим образом:

Станьте прямо, ноги держите вместе. Сомкните руки за спиной. Наклонитесь вперед так, чтобы голова оказалась между ног, а макушка была бы направлена вниз. Задержитесь в этом положении примерно на 30 секунд. Это позволит всей воде вытечь из носа. Находясь в этом положении, с силой продуйте ноздри 5 раз и выпрямитесь. Закройте одну из ноздрей, мягко нажав на нее сбоку пальцем. Вдохните и выдохните с силой 30 раз в быстром темпе, стараясь чтобы при выдохе из носа удалялось максимальное количество влаги. Повторите то же самое с другой ноздрей, а затем с обеими ноздрями одновременно. Если в носу все еще останется вода, повторяйте процесс осушения до тех пор, пока нос не станет совершенно сухим.

Общие советы: Во время первой попытки промывания носа при прохождении воды может возникнуть ощущение жжения. Это происходит потому, что слизистые оболочки носа не привыкли к контакту с водой. После проведения нескольких промываний джала-нети это ощущение пройдет.

При первых сеансах проведения джала-нети могут также покраснеть глаза, но этот эффект тоже пройдет спустя некоторое время.

Те, у кого в носу имеются препятствия для свободного прохождения воды, должны выполнять сутра-нети.

Частота проведения: Ежедневно по утрам. При простудах — более часто.

Предостережение: Вода должна проходить только через нос. Если она попадает в горло или рот, это является показателем того, что голова исполнителя расположена неправильно. По окончании джала-нети убедитесь, что ваш нос совершенно сухой. В противном случае слизистые оболочки носовых ходов будут раздражаться и у вас появятся симптомы простуды. При просушивании носа не дуйте слишком сильно.

Ограничения: Лица с хроническими кровотечениями в носу не должны делать эту процедуру без консультации опытного инструктора.

Польза практики: Процедура промывания удаляет из носовых ходов всю грязь и бактерии; помогает при синуситах, различных нарушениях функций ушей, глаз и носоглотки: миопии, некоторых типах глухоты, тонзилите, воспалении аденоидов и слизистых оболочек; оказывает охлаждающее и смягчающее воздействие на головной мозг; полезна при истерии, эпилепсии, мигрени и депрессии; дает ощущение общей легкости и свежести; помогает преодолевать сонливость. А также способствует пробуждению аджня-чакры, стимулируя обонятельные луковицы над синусами.

Варианты

Опытные практикующие могут выполнять джала-нети просто выпивая воду из стакана через нос. В этом случае может использоваться как холодная, так и теплая вода (холодная вода может раздражать слизистые оболочки носа). В особых случаях нос может промываться молоком (дугдха-нети), топленым жидким маслом, очищенным растительным маслом (гхрита-нети) или мочой.

Более подробные сведения, а также практическое руководство вы можете получить у инструктора йоги.

Сутра-нети (очищение носа жгутом)

Традиционно для выполнения сутра-нети использовался хлопчатобумажный жгут, пропитанный воском. В настоящее время для этой процедуры с большим успехом применяются тонкие резиновые трубки, имеющиеся в большинстве аптек.

Техника выполнения: Жгут или резиновая трубка пропускается через одну ноздрю и извлекается через рот. Затем жгут с помощью рук двигается внутри ноздри вверх-вниз. Таких попеременных движений жгута нужно сделать примерно 30—50, после чего жгут извлекается из ноздри.

То же самое проделывается с другой ноздрей.

Частота проведения: Ежедневно после джала-нети.

Предостережение: Жгут должен двигаться в ноздре медленно и аккуратно. Не пытайтесь выполнить эту процедуру без руководства опытного инструктора.

Польза практики: Та же, что и от джала-нети, но сутра-нети, кроме того, открывает заблокированные носовые проходы.

Дхаути

Практики дхаути — это обычные способы очищения тела. Существует много типов дхаути для различных частей тела.

Данта-дхаути. Очищение частей тела выше шеи. Она включает в себя правильный уход за зубами с использованием зубного порошка, пасты или зубочисток; чистку языка путем протирания его пальцами (джихва-дхаути); очищение ушей (карна-дхаути); очищение кожи головы (капал-рандхра-дхаути); промывание глаз водой (чаксуа-дхаути).

Ватсара-дхаути. Процесс омоложения желудка путем проматывания (питья) воздуха. Читатель может сравнить ватсара-дхаути с бхуджангини-муд-рой, в которой выполняются аналогичные действия. Проглоченный воздух удерживается некоторое время в желудке, а затем с помощью отрыжки выводится из организма. Это помогает устранить и предотвратить многие заболевания желудка.

Варисара-дхаути (шанкхапракшалана).

Слово «шанкха» означает «раковина», а слово «пракшалана» — «промывание». Практика называется «шанкхапракшалана», так как она промывает кишечник, свернутый наподобие раковины. Это мягкий метод полного промывания пищеварительного тракта — от рта до ануса. Весь процесс занимает довольно много времени и его не рекомендуется выполнять без руководства опытного инструктора.

Подготовка: В день выполнения шанкхапракшаланы следует воздержаться от приема пищи (в том числе чая, кофе и т. п.) перед началом практики. Наполните теплой водой чистое ведро, кастрюлю или иной резервуар емкостью около 4—5 литров. В воду нужно добавить соли (из расчета 2 чайные ложки на литр воды). Во время выполнения процедуры одежда должна быть легкой и удобной, так как вам придется выполнять асаны. Эта практика должна проходить в атмосфере умиротворенности и расслабленности. Никакой напряженности или беспокойства! По этой причине шанкхапракшалану лучше всего выполнять группой из 5—10 человек.

Техника выполнения: Выпейте два стакана соленой воды как можно быстрее. Сразу после этого выполните пять упражнений, повторяя каждое из них по 8 раз:

Тадасану (основную форму)

Тирьяка-тадасану

Кати-чакрасану, вариант 2

Тирьяка-бхуджангасану

Ударакаршанасану

В пищеварительном тракте между желудком и задним проходом имеется определенное количество сфинктеров и клапанов, которые открываются и закрываются, управляя продвижением пищи в процессе пищеварения. Упомянутые пять упражнений, выполняемые в ходе шанкхапракшаланы, расслабляют мышцы этих клапанов и позволяют соленой воде быстро достичь прямой кишки.

После выполнения этих асан выпейте еще два стакана соленой воды и выполните еще раз пять асан по восемь раз каждую. Затем проделайте эту процедуру третий раз.

После этого пойдите в туалет и попытайтесь опорожнить кишечник. Не напрягайтесь, наоборот — полностью расслабьтесь. Через минуту или около того выйдите из туалета (независимо от результата).

Выпейте опять два стакана воды, проделайте пять упражнений по восемь раз каждое и вновь пойдите в туалет. Не напрягайтесь! Продолжайте этот процесс, и кишечник вскоре опорожнится. Не сравнивайте себя с другими. Не беспокойтесь, если вам потребуется для опорожнения кишечника больше времени или большее количество воды, чем другим.

Сначала стул будет плотным, затем в смеси с водой. Продолжайте выпивать по два стакана соленой воды, выполнять асаны и ходить в туалет. В конце концов из вас будет выходить только чистая вода. В среднем необходимо выпить от 16 до 25 стаканов соленой воды, чтобы кишечник покидала совершенно чистая вода. Одним людям потребуется большее количество воды, другим меньшее.

Эта стадия является завершающим этапом шанкхапракшаланы.

Дополнительные упражнения: Немедленно после завершения шанкхапракшаланы должны быть выполнены кунджал и джала-нети. Кунджал очищает пищеварительный тракт от желудка до рта, а также удаляет всю оставшуюся соленую воду из желудка. Джала-нети очищает носовые проходы.

Отдых: По окончании шанкхапракшаланы необходимо отдохнуть. Прилягте или спокойно посидите в течение 45 минут. Не засыпайте. В это время вся пищеварительная система отдыхает.

Специальная пища: Через 45 минут после шанкхапракшаланы необходимо принять рис и чечевицу, приготовленные на топленом жидком масле (или на очищенном растительном масле).

Скачать:TXTPDF

Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать, Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать бесплатно, Асана пранаяма. Мудра Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать онлайн