его.
Это Бог, кто наказывает или награждает нас за нашу карму?
Карма сама по себе производит результат. Карма является независимым объектом, созданным Богом. Как я говорил ранее, законы принимает центральное правительство в Дели, а исполняются они местными магистратурами. Похожим образом, кармические законы создал Бог, и они работают здесь.
Что вы можете сказать о суждении: «Что не подвластно закону, подвластно мудрецу»?
Это всего лишь суждение. Я не могу говорить за других. Часто у человека не бывает проблем, но ему кажется, что они у него есть. В этих случаях рассуждения на эту тему смогут помочь человеку прочистить ум, и тогда всё становится в порядке. Я не люблю разговаривать на эту тему, потому что лила Бога находится вне понимания. Разумеется, я могу говорить об этом на основе того, что написано в книгах, но лила Бога лежит за пределами познания. Кроме того, Он не позволяет кому-либо разгадывать причины его лилы. Он говорит: «Не пытайтесь разгадать эту загадку, созданную мной». Когда Начикета задавал вопросы Йамарадже, тот давал ему некоторые ответы, но уклонялся от прямых ответов на темы, затрагивающие истину. Эти темы навсегда останутся загадкой. Мудрецы и святые приходят для того, чтобы реализовать их.
Как мы можем уберечь нашу культуру от разрушения?
Одна религия, одна культура дает рождение другой. Цивилизация, которая существует сейчас, не будет существовать вечно. Закон природы не позволяет одной и той же культуре существовать вечно. Каждая культура имеет своего наследника, а то и двух. Я не принадлежу к низшей касте, я был рожден в семье высшей касты. Но потому что я санньяси, я не принадлежу ни к одной из каст, классу или политической партии. Мне положено говорить только правду. Брамины были умными, знающими истину одаренными людьми. Они играли ведущую роль в развитии цивилизации. Они написали Веды и шастры и управляли людьми.
Позже, они стали эгоистичны и дистанцировались от определенных народов, называя их неприкасаемыми. Они провозгласили, что даже тень неприкасаемого является нечистой. Господь Будда пытался исправить ситуацию, но у него не вышло. Кабир также предпринимал попытки, но и ему этого не удалось. Пытались решить этот вопрос и мусульмане, но и они потерпели поражение. Гандиджи уделял этому свое время, но даже и ему не под силу было сделать многого. Отделение от общества этих нижних классов было большой ошибкой, а теперь приходится пожинать горькие плоды.
Неприкасаемые ограничены в денежных средствах, образовании, имуществе, но не в самскарах. Эти люди обладают хорошими самскарами. Мне приходилось жить с ними в деревнях. Я до сих пор встречаюсь с ними, и даже с их женщинами и детьми. Они не являются низшими в плане самскар. Вполне возможно, что индийская культура существует благодаря им. Каким бы могущественным и образованным общество не оставалось, без крепкого института семьи оно рано или поздно разрушится.
Ожерелье, неважно насколько оно прекрасно, будь оно из золота или бриллиантов, все равно не будет единым, пока через него не продета нить. Похожим образом, семья может жить в единстве и гармонии, сохраняя лучшие самскары, но только если узы семьи сильны. Крепость семьи очень характерна для людей из низшего класса. Семейные узы в таких семьях крайне сильны. Они так же жертвует многим для семьи. Например, наш водитель мог получить хорошую работу в Дели с зарплатой в 5 тысяч рупий, но он не оставил свою семью, детей и родителей ради денег.
Это очень хорошая самскара: он пожертвовал деньгами ради единства семьи. Здесь он может зарабатывать только 700-800 рупий в месяц, а в Дели смог бы устроиться в хорошую компанию. Но если он отправится в Дели, жизнь его семьи будет разрушена. Даже если он возьмет с собой жену и детей, то родители все равно останутся тут. Я пытался отправить некоторых людей на заработки в другие регионы, но они всегда отказывались. Они соглашались работать только где-нибудь неподалеку.
Люди из низшего класса очень сознательно относятся к структуре своей семьи. Для сильной национальной идентификации необходима хорошо спланированная и организованная семейная структура. Как только начнется разрушение семьи, мы столкнемся с такой же ситуацией, которая преобладает в европейских странах. В течении 30-40 лет наша цивилизация закончится. Наше разрушение уже близко, поэтому мы должны избавиться от старых предрассудков.
Дхарма велит нам заботиться о младших братьях, которые слабы, увечены, слепы или являются инвалидами. Если один из ваших сыновей станет профессором, доктором или лектором, а другой сын окажется инвалидом, вы будете равно заботиться о них? О ком из них вы будете больше заботиться? Разумеется, о сыне с ограниченными возможностями. Важнейшей социальной обязанностью каждого из нас: брамина, кшатрия, вайшьи и даже аристократии – это помощь тем, кто находится за чертой бедности.
Каста — это реальность. Это физиологическое, биологическое и генетическое соответствие. Генетическое происхождение может называться кастой. Гены бывают разных типов. Мои генетические особенности отличны от ваших, у моего сына будут мои гены. Как можно говорить, что каст не существует? Касты существуют, так как существуют гены, и они объединяются. Я говорю об этом с научной точки зрения. Готра также является свойством генов, а гены это таттвы, элементы. При помощи готры и касты мы получаем генетическую идентификацию личности. Слово джати происходит от слова джнати и означает знание, через которое можно идентифицировать, метка личной идентификации.
Касты существуют – этого нельзя отрицать. Несколько лет назад одно исследование доказало, что некоторые люди живущие в России, генеалогически связаны с Индией. Они могли мигрировать туда несколько тысячелетий назад. Они жили и размножались там, но их группа оставалась прежней. Несмотря на это, я не поддерживаю кастовую систему или, наоборот, что кастовых различий не существует. Я хочу сказать, что каста (порода) играет важную роль в природе. Существует 45 разновидностей эвкалиптов. Сотни видов манго, пшеницы, риса. Один вид можно скрестить с другим для получения гибрида.
Так как мы можем сказать, что каст и различий между людьми не существует? В отсутствии различий не будет индивидуальности. Но наше общество подавляет непривилегированные касты и ограничивает их свободу. Если вам предложат бесплатного слугу, разве вы откажетесь от такого предложения? Зачем платить ему? Если вы зарабатываете от 2 до 3 тысяч рупий в месяц, вы могли бы платить ему 500-600 рупий в месяц. Но все равно вы не хотите платить таким слугам, вы хотите быть над ними. Если слуга задумает жениться, вы просто уволите его. У него может не быть дома или земли, но вы даже не подумаете об этом.
В нашем обществе существует много несправедливости. Доказательством этого служит то, что многие люди приняли ислам или христианство. В Мунгере был человек по имени Джозеф. Он был слугой в Юнион клубе. Мы здоровались с ним, потому что он был христианином. Если бы такой человек жил в какой-нибудь деревне, никто бы даже не приветствовал его. Он обрел нынешний статус, только потому, что сменил религию.
Каждый человек желает уважения и статуса в обществе. Имею ли я право отгонять от себя неграмотную крестьянку из деревни только потому, что я образован? Нет, потому что она одна из нас. Мы должны относиться к ней с должным уважением. Даже с большим, потому что она ограничена в образовании.
Определенные социальные права (протекционистские квоты на трудоустройство), в принципе, являются хорошим начинанием. Но подобного рода правила должны правильно применяться. Пока мы говорим только о самом принципе, а не о его претворении в жизнь. Мы знаем о недостатках этого принципа на практике. Но сама по себе идея великолепна; это позволит угнетенным классам вырваться из социального болота.
Когда я встречаюсь с такими людьми, я говорю им, что с тех пор, когда правительство дало вам новые возможности, вы должны использовать их. Помните, вы должны выигрывать там, где предлагается соревнование. Если вы будете полностью зависеть от правительства, вы никогда не подниметесь. Этот бонус — это не ваше право, это ваша привилегия. Это та привилегия, от которой рано или поздно вы должны отказаться. Не в этом, но хотя бы следующем поколении.
В истории не одна цивилизация не выживала без борьбы. Взгляните на Англию, она завладела многими территориями. Английский стал интернациональным языком. Английский язык стал языком, на котором вы разговариваете, хотите ли вы этого или нет. Общество не будет функционировать без него. Англичане распространили свою культуру на весь современный мир. Они дали нам традицию пожимать руки и этикет поведения за столом. Наши дома полны бытовых приборов от них. Их цивилизация оказывает влияние на весь мир.
С другой стороны, наше общество не способно популяризовать древний Санскрит. Какова тогда наша сила? Несмотря на это многие признают, что Санскрит является наиболее научным и универсальным языком с прозрачной и совершенной грамматикой, а мы до сих пор не можем сделать его нашим национальным языком. В то время как английский язык не оставляет никакого выбора людям, кроме как разговаривать на нём. Это является характерной чертой нации, которая может бороться и выживать.
Многие люди думают, что политика протекционистских квот на трудоустройство неконституционна и должна быть прекращена. Что бы вы могли посоветовать?
Когда политика подобного рода была определена великими конституционными мыслителями, они определили сроки ее реализации, а также дали понять, что срок подобной политики должен быть увеличен. Это было сделано с оптимистичными идеями, что если дать возможность угнетенным исправить ситуацию, изменить в лучшую сторону их жизни, то благоприятные изменения произойдут в течение нескольких декад. Но, несмотря на это, видимых улучшений не произошло.
В пятидесятых, когда я был в Мадрасе, даже владельцы магазина выгоняли шудр из своих магазинов, потому что не хотели дышать с ними одним воздухом. Деньги, полученные от шудр мыли водой. В Ситамархи я остановился в доме каястхи, его мать мыла дрова для растопки, потому что предположительно их нарубил шудра. Она даже мыла одежду принесенную дхоби. Однажды я спросил ее: «А сахар вы тоже моете?»
Мы все вовлечены в это. Всё население от Гималаев до Каньякумари виновато в подобном идиотизме. В нашей стране были разные лидеры, принадлежавшие к разным кастам, и они завоевали сердца народа. В обществе, если тхакур, брамин или каястха влюбляется и женится на женщине из другой касты, такое событие сопровождается массовым фурором. Что такого необычного здесь? Это же брак между людьми, а не между человеком и лошадью!
Среди каст, брамины правили, но только до тех пор, пока кшатрии не поднимали мечи и не отнимали у браминов их права. Брамины были умны и говорили: «Хорошо, вы можете быть царями, а мы будем премьер-министрами», прекрасно осознавая, что