нам о том, что мы должны различать между правильным и неправильным, дхармой и адхармой, и принимать решение, адекватное современности.
Позвольте мне привести вам еще один пример. Когда кто-нибудь умирает, обычно мы везём его на место кремации на речном берегу. Теперь, существует много электрических крематориев. Люди противятся этому, говоря, что наши шастры, предписывают обязательное сожжение тела на костре из дерева. Шастры предписывают это только потому, что когда они были написаны, электрических крематориев ещё не существовало. Если бы они были, то и шастры предписывали кремировать в них людей. Отклонять новые идеи только потому, что о них нет упоминания в Ведах или Манусмрити – неправильно. Санатан Дхарма подразумевает последовательность; это не означает, что всё должно остаться на прежнем уровне.
Также наша традиция впитала в себя очень много мусульманских обычаев. Пурда не является частью культуры Санатана. В ведической культуре такого понятия не существует. Для женщин в ведическом обществе не существовало подобных ограничений. Лопа Мудра, дочь Бхарадваджи Муни, жила с Риши Агастьей. Когда Вишвамитра пришёл в ашрам Агастьи, она захотела жить с ним, но он отверг ее предложение. Вот приблизительно таким был социальный климат в те времена. Когда Рама уходил в изгнание в лес, он умолял Ситу остаться, потому что она была ухожена и нежна. Это говорит о том, что в то время женщины были очень почитаемы. Позднее, люди столкнулись с особым политически режимом, когда женщинам приходилось всегда находиться в помещении и скрывать свою красоту за пурдой. Так приходилось поступать потому, что если бы кто-либо узнал о красоте жены или дочери, то это могло бы навлечь неприятности. Теперь женщинам нет необходимости прятаться.
Различие между дхармой и адхармой следует проводить, сохраняя в уме две точки зрения, локу и паралоку. Когда человек принимает решение, беря во внимание локу — значит, он размышляет с точки зрения общества, семьи и нации, отдавая себе отчет, что это будет за действие и на кого и каким образом оно повлияет. Анализ, с точки зрения паралоки, тоже необходим, потому что адхарма в этой жизни влияет на следующую, точно так же как семя риса, отпавшее от засыхающего растения, влияет на следующий урожай.
Что такое дхарма? Шастры дают первое определение этому понятия, указывая на то, что дхарма это паропакар, добро, которое направлено для блага окружающих. Нет религии выше той, которая предполагает служение человеку. И нет большего греха, направленного на причинение вреда окружающим. Живя со своими родителями, детьми, друзьями, если вы в полной мере осознаете их нужды и работаете для их благополучия — это и называется паропакар. У этого есть много имён. Это можно назвать дхармой. Причинение боли и страдания – это адхарма. Такова формулировка.
Какие существуют пути к достижению ментального покоя в семье?
Я могу говорить об этом только на основе того, что я слышал от окружающих, потому что в своей жизни я никогда не страдал беспокойством ума ни единой секунды. Я всегда оставался счастливым и беззаботным. Причина этого кроется в моём отношении к восприятию различных ситуаций, с которыми я сталкивался в жизни. Я всегда стараюсь все принимать без отторжения. Я принял своих родителей, принял ту среду, в которой воспитывался, я принял гуру, которого встретил. У меня не было выбора. Для умственного покоя необходимы две вещи: это признание жизненной ситуации других людей и бхакти, преданность Богу. Я не говорю о пудже, обрядном поклонении. Бхакти означает « любовь к Богу», та же любовь, которую вы испытываете к вашей жене или сёстрам.
Что если бхакти не приходит естественным образом?
Разве пища без соли обладает каким-либо вкусом? Точно так же жизнь без бхакти совершенно безвкусна. Человек без бхакти напоминает раздетую женщину с драгоценным ожерельем на шее. Где красота? Жизнь без бхакти словно халва без сахара и упма без соли. Жизнь без бхакти неполноценна. Ничто так не драгоценно в этом мире, как бхакти. Бхакти гораздо ценней золота, бриллиантов и жемчуга. Там, где пребывает бхакти, всегда спокоен ум.
Не существует завода по производству спокойствия ума. Бхакти — это состояние, в котором не бывает тревог, предпочтений, антипатий, любви, ненависти, злобы и порока. Когда вы находитесь в спокойствии, вашему уму безразлично, есть ли выгода или ее нет, вам все равно поощрять или критиковать. Неважно подчиняется вам ваш сын — вы всё равно полны мира. Мир — означает принятие жизни. Позиция бхакти:
«Моя жизнь в твоих руках, только тебе решать достигну я успеха или потерплю поражение».
Еще один способ достичь мира лежит через сатсанг. Больной человек направляется к врачу для наблюдения и принимает то лекарство, которое тот ему выпишет, оно может быть гомеопатическим, аюрведическим, или аллопатическим. По такому же принципу человек, чей ум болен, нуждается во враче. Доктором здесь выступает гуру, святые и мудрецы. Прописанные лекарства — это вдохновение и истины, полученные благодаря сатсангу. Сатсанг определенно обладает пользой. Его эффект проявляется после двух – трёх раз. Если по цели выпущено 50 патронов, то один из них обязательно достигнет цели. В Рамачаритаманасе Шива говорит Парвати:
О, Парвати,
Веды и Пураны провозглашают,
Что нет больше пользы,
Чем нахождение в обществе святых.
Но это тоже недостижимо
Без божьей милости.
Далее, Тулсидас описывает лекарство для лечения умственных и психологических расстройств. Он говорит:
Все болезни будут вылечены,
Если милость Рамы
Создаст благоприятную ситуацию –
Святой гуру будет доступен как обычный врач
С речами полными веры,
Свободный от чувственных наслаждений.
Преданность Раме-
Это дарующая жизнь лечебная трава,
А способ приёма этого лекарства –
Разум, полный непоколебимой веры.
Я рассказал о трех методах приобретения покоя в жизни: первый — это признание или принятие жизни, второй — бхакти или преданность к Богу, и третий — сатсанг. Но я также могу сказать, что в этом мире нет никого, кто находится в покое. Ничье сознание не стабильно даже на минуту. Если вы аккуратно заглянете внутрь себя, вы обнаружите, что разум непостоянен и то, что вам нравится находиться в таком состоянии. Когда ваш разум успокаивается, вы становитесь испуганны.
В классах медитации для людей вполне привычным является испытывать страх. Во время медитации, когда ум человека становится сконцентрирован на чём-то одном, странный страх охватывает практикующего. В такой ситуации можно испугаться стука в дверь. Для сравнения, когда вы находитесь в комфорте и предаётесь иллюзиям — это является приятным опытом. Человек теряет самого себя в этом наслаждении. Итак, человек остается умственно растревоженным. Он находится под влиянием одного из предрассудков.
Может ли гуру взять на себя карму своего ученика?
В мире, и в особенности в Индии, существует множество садху и махатм, которые берут карму людей на себя. Рамакришна Парамахамса, Свами Вивекананда и Адигуру Шанкарачарья — вот несколько примеров. Существует длинный список подобных святых, которые брали на себя карму других для того, чтобы освободить их. В таких случаях ученик освобождается от своей кармы, будь это болезнь или что-либо другое.
Также бывают такие садху, такие как я, которые не желают вашей кармы. Я говорю: «Разбирайтесь с этим сами! Вы сами причина вашей кармы, вот теперь вы и расплачиваетесь». Забирать карму других людей — это не то, что я хотел бы делать. Это моё убеждение на сегодняшний день, возможно, позже всё изменится. Я даже не молюсь ни за кого. В начале вы совершаете ошибку, и вместо того, чтобы пожинать плоды ваших деяний, вы хотите, чтобы я взял на себя ответственность за ваши поступки. Моя позиция заключается в том, что каждый человек должен сам отвечать за плоды своей кармы.
Некоторые махатмы думают иначе. Я понимаю их принципы, но я не следую им. Потому что я человек с современным взглядом на мир. Я настаиваю на том, что каждый человек должен лично нести ответственность за свои поступки. Пусть и печаль, и радость принадлежат только вам. Я не буду одним мигом лечить болезни и за один момент делать людей миллионерами. Обладаю ли я такими возможностями — это уже отдельный разговор. Даже если я и могу это сделать, я не буду, потому что человек, не обладающий умением встречаться с последствиями своих действий, становится слабым. Из-за любой незначительной болезни, по каждому несущественному делу такой человек бежит к гуру. «Гуруджи, мой сын до сих пор ещё не женился». «Гуруджи мой сын женат уже три года, но до сих пор не имеет детей». Что я могу поделать с этим? Если вы хотите иметь детей, вам необходимо найти способ для осуществления своего желания. Сегодня есть много способов. Сегодня люди могу использовать суррогатную мать для подобных целей. Вы можете арендовать лоно, одолжить лоно!
Сатсанг 6.
Рикхия 19 ноября 1994, после обеда.
Раньше я консультировал и наставлял людей, не более. С тех пор, как вы здесь, я много болтал для вашего развлечения. В целом, я не придаю этим разговорам большое значение, тем более для моей садханы они являются препятствием. Парамахамса не должен встречаться с людьми, ораторствовать или принимать дакшину. Он должен взаимодействовать с бытиём, С Богом. Свами Брахманандаджи объясняет:
Я интересуюсь только Богом,
Если мир разочарован, пусть будет так.
И если семья, сыновья и жены,
И грехи этого мира будут оставлены
Памятованием Бога,
Пусть будет так.
Находясь в обществе святых,
Позвольте мне сделать добро для себя.
Если людям интересны чувственные наслаждения,
Пусть живут, так как хотят
В сердце моем живет сильное желание
Медитировать на Господа.
Если интерес к чувственным удовольствиям
Исчезнет, пусть будет так.
Кувшин грехов, размещенный над моей головой
Получил сильный толчок благодаря моему гуру.
И если он разобьется, пусть будет так.
Весь мир может обижаться на меня. Мне все равно. Я был послан сюда для особой цели. Я не знал о существовании этого места. Адрес был получен мной от Бога. Перед тем как приехать сюда, я видел это место в видении.
Когда это произошло, я был в Трямбакешваре, неподалеку от Насика. Это было 8 сентября. Сатсанги прибыла из Мунгера. Я попросил ее немедленно отправиться сюда и купить здесь землю. Почти полный переезд произошел уже к 12 сентября, он занял всего 4 дня! Для урегулирования дел, связанных с другим имуществом, приобретённым здесь по настоянию владельцев, потребовался год. Итак, я был послан сюда. В начале, случалось, что некоторые люди пытались совершать замер стен и приходили без приглашения. Вот почему я держу Боленатха. Он покусал многих людей здесь.
В этом году моя пятилетняя панчагни садхана завершается. Агни теперь установлен во мне, и он беспрерывен. Раньше это был неистовый огонь, теперь он спокойный. Когда заканчивается один круг ануштханы, люди по соседству получают прасад. Вот почему я прошу вас приносить одежду, игрушки и одеяла.
В месяце Пауш список, содержащий сведения о каждой семье будет