из моих увлечений. И не смотря на это, сочетания цветов, увиденные в его студии были действительно уникальны. Питер Макс стал известным художником. В прошлом году, он стал официальным художником движения Гринпис, и он открыл свою выставку, в рамках конференции по защите окружающей среды, которая проходила в Рио-де-Жанейро.
Я встречал много таких людей, принадлежащих к другим измерениям сознания,
в Англии, Америке, Японии и Индии. Они не осознают своей потребности в еде, воде, и не имеют привычки прилично одеваться. Они абсолютно не привязаны к своим семьям и женам. Они производят впечатление сумасшедших, говорящих только о своих наваждениях. В них присутствует наваждение, а наваждения подобного рода необходимы на духовном пути. Находясь на духовном пути, вы находитесь точно на таком же пути, по которому следуют художники, скульпторы, философы или ученые. У каждого из них, есть свои структуры в голове, а у людей идущих по духовному пути, свои.
Основой вашего разума является Бог, в то время как у них это может быть искусство, музыка, поэзия или какая-либо научная деятельность. Но способы осознания идентичны, а интуиция приходит из света, возникающего внутри. На санскрите, интуиция называется пратибха джнанам. Пратибха означает свечение, яркость, момент, когда свет приходит изнутри. Словно вы включаете светильник, и вы видите перед собой путь. Знание, или результат над которым вы бьетесь, находится впереди вас, но вы не в состоянии его узреть, так как вас окружает тьма, агьяна. Когда вы достигаете глубин, начинает светить свет. «Эврика, Эврика»! – воскликнул Архимед, испытав подобный опыт.
Вы читали Пураны? Брахма Пурану, Виварта Пурану, Вишну Пурану, Линга Пурану, Курма Пурану, Вайю Пурану? Сейчас я говорю о литературе, не о науке. Наверняка очень необычный и выдающийся человек написал все эти книги! Он написал их все в чхандасе, или ведическом поэтическом слоге. Написание стихов на английском или хинди, отличается от их написания на санскрите. В санскрите, для написания стихов используется лагху-гуру, понятие, включающее в себя количество матр, используемых для поэзии. Лагху — это одна матра, гуру – две. Если на верхней строке, первое слово будет лагху, то на второй оно также должно быть лагху. Вот они: йа, ма, джа, бха, на, са, ра. Очень сложно писать стихи, используя чхандас. Не просто написать стихи на санскрите, так как для этого требуется соблюдение многих правил.
Не выходя за рамки этих правил, Вьяса написал потрясающую серию из 18 Пуран, плюс Шримад Бхагавату. Разве можно назвать такой разум обычным? Когда он попросил Ганешу быть его писарем, он сказал: « Я позвал тебя, так как ты являешься великим интеллектуалом. Я буду диктовать тебе, а ты должен записывать всё не останавливаясь». Ганеша сказал: «Я не буду останавливаться, ты можешь диктовать не останавливаясь». И вот Ведавьяса рассказал все Пураны, включаю Шримад Бхагавату, а Ганеша все их записал. Это было бесценным достижением.
Немногим ранее, мы обсуждали Бхригу Самхиту, которая тоже является примером священной вдохновленной литературы. Как обычному человеку, может прийти в голову, что у каждого человеческого существа, имеется гороскоп, от начала творения до разрушения вселенной и что существует закон, благодаря которому можно составить гороскоп человека, родившегося на 2500 или на 15000 лет позднее составителя? Разве такое возможно? Без сомнений, это тоже наука, но наука полученная интуитивным путем.
Существует два пути к достижению результатов. Первый заключает в себе анализ, исследование, эксперимент и сбор необходимой информации. Второй же, происходит благодаря интуиции, вспыхивающей словно молния. Но несмотря на это, интуиция не находится вне каких-либо законов. Интуитивный свет, также зависит от определенных принципов. О чём бы ни говорилось в индийской философии, всё было построено на интуитивном знании. Но теория данного знания, его эпистемология, была разработана позднее, и она не так хорошо проработана, как в западной философии. Это определенно, является недостатком индийской философии.
Сколько времени человек может зависеть от отношений «гуру-ученик», направляющих его в духовной жизни?
Человеку следует поддерживать подобного рода отношения с гуру на протяжении нескольких лет, после этого надо найти свой собственный путь. Такова моя точка зрения. Человек должен быть независим. Я не оспариваю тот факт, что у человека должна быть вера, шраддха и бхакти в отношении к гуру. Но постоянная привязанность к гуру не сослужит доброй пользы. Мы страдаем от слабости асакти, или привязанности. По прошествии некоторого времени, асакти, что вы испытываете по отношению к своим родным и близким, вы так же начинаете испытывать в отношении гуру. Это привязывает вас к нему, и потом будет сложно отделить себя от гуру.
Гуру необходим, я не спорю с этим, но зависимость от подобных отношений, не должна быть слишком большой. После вступления на определенный этап, вы должны стать независимы, в тоже время поддерживая вашу преданность и бхакти к вашему гуру. Таков мой принцип. Мой гуру давно умер, так каковы же мои отношения с ним? Несмотря на то, что его уже давно нет в живых, я всё равно сохраняю верность ему, и я очень ему признателен. Но что касается собственного пути, он у каждого должен быть свой, так как в конечном итоге нам придется двигаться дальше одним.
Как человек может достичь успеха в садхане?
Когда вы начинаете собственное дело, вы делаете это ради зарабатывания денег, которые впоследствии вы положите в банк или инвестируете их куда-либо еще. Когда дивиденды вырастут, вы снимете деньги со счета и принесете их домой, для того чтобы потратить. Так поступают многие люди. Когда вы выполняете садхану, вы желаете достичь определенных задач, и вы не должны используете ваши духовные достижения для мирских целей. Вы никогда не должны использовать их в подобных целях. Вам следует вложить их в банк на долгосрочный депозит. В итоге, в один прекрасный день все эти достижения, принесут вам обширные дивиденды, в форме совершенного знания, атма гьянам. Именно поэтому, в йога шастрах написано, что все эти достижения, явялются упсаргой, болезнью. Если вы выходите из самадхи, они бывают, известны как сиддхи. Но когда вы погружены в самадхи, они представляют собой помехи. Мы должны использовать обычные достижения, а не духовные.
Мой Гуруджи, рассказывал мне о некоторых ситуациях, например, если вдруг мне придется находиться среди домохозяев, они будут просить меня о милостыне, бхикше. Он сказал, что дхарма в кали югу изменилась по сравнению с тем, что существовало в сатья югу. Во времена Сатья юги, садху, всегда просили бхикшу, а домохозяева всегда подавали им. В кали югу, домохозяева просят бхикшу, и садху приходится давать им ее. Разве я не этим занимаюсь? Все люди, которые меня окружают, являются домохозяевами, и я даю им бхикшу. Такова дхарма кали юги. Все совершенно противоположно тому, что делалось в другие эпохи.
Мой Гуруджи так же говорил: «Не привязывайся к ним. Они будут падать перед тобой, и касаться твоих стоп. Они будет украшать тебя гирляндами, и воспевать тебя, Джая Сатьянанда. Не попадайся в эту ловушку, сын мой. Сохрани шакти своей атмы. Все твои наработки пригодятся тебе позже в твоём духовном пути». В духовной жизни, когда вы проходите сквозь измерения внутреннего осознания, очень важна сила разума. Мой Гуруджи сказал мне, что я столкнусь с этими трудностями, и о том, что если я не дам домохозяевам того, что они хотят, они не придут во второй раз. Он сказал, что мне следует подготовить себя к этим барьерам в духовной жизни. Я сказал: «Ну, если они не придут во второй раз, это будет очень хорошо. Я буду освобожден от ответственности над ними».
Он был прав. Люди именно такие как он и говорил. Они считают: «Нет смысла ходить к нему. Я была у него дважды за последние 3 года, и у меня до сих пор нет ребенка». Ну и хорошо, значит не приходите больше! Люди так же говорят: «Последние пять лет я работал, для того чтобы выдать свою дочь замуж. Ей уже 25. Я также получал благословления от Свамиджи, но ни одно из них не возымело действия. Придется мне идти на могилу святого и там просить благословлений». «Вперед» — вот, что говорю таким людям. Меня не привлекает просить Господа о выполнении чьих-либо желаний. Я не являюсь министром, премьер-министром, агентом Бога. Я никогда не буду ни чьим агентом.
Цель садханы – не сиддхи. Её цель — это гьян, знание; знание атмы или парамешвары. В день, когда вы хотя бы понемногу, начнете постигать Бога, знайте, что ваша садхана начала давать плоды. Даже если у вас в голове появится туманная идея о Боге, и Его лицо пока скрыто дымкой – вы не уверены в форме в которой Он проявляется, может Он прекрасная девушка, а может всего лишь статуя, знайте, что хорошая карма собранная вами в прошлых рождениях, спешит к вам на помощь.
Вы не могли объяснить, почему считается, что смерть во время уттараяны считается более благоприятной, чем во время дакшинаяны?
Для того чтобы лучше понять суть данного вопроса, нам следует начать со строк из Гиты: «Знающие Брахму, идут к нему сквозь путь огня, света, и дня, во время светлой половины солнечного года, шестимесячного периода северного пребывания солнца. Следуя по пути дыма, ночи, темной половины лунного месяца и шестимесячного периода южного пребывания солнца, йогин достигает лунного света, и затем возвращается». (8:24-25)
Индусы верят в то, что если вы умираете в шестимесячный период утарраяны, когда солнце движется севернее экватора, с 22 декабря до 21 июня, вы достигаете пути, о котором сказано в Гите. Ну а если вы умираете вовремя шестимесячного периода дакшинаяны, с 22 июня по 21 декабря, когда солнце движется южнее экватора, вы вступаете на другой путь. Эти два пути относятся к двум путям сознания, на которые оно вступает после преодоления чувств, разума и интеллекта.
Когда ваше сознание приобретает возможность вступить за пределы всего этого, вы сможете познать агни, огонь, джьйоти, свет, белого оттенка и цвета рассвета. Это означает то, что вы вступили на путь, из которого сознание не вернется на материальный план. Так же это означает, что вы преодолели индрии, чувственный уровень умственного осознания. Вы достигли области Бога, духа. Когда вы испытываете переживание дыма, дхумры, темной ночи, ратри, и черноты, кришны, тогда это означает, что вы вступили на путь дакшинаяны. Вступив на этот путь, вы увидите лунный свет, или нечто похожее на него, и потом вам будет суждено вернуться сюда в виде мистера икса, игрека или зеда, или и в виде Свами Сатьянанды. Вы вернетесь к обычному