сознанию.
В Гите объясняется: «Светлый и темный пути, являются вечными путями мироздания. Идя по светлому пути, человек никогда не возвращается обратно. Находясь на темном, ему суждено будет вернуться». (8:26) Все предельно ясно. Выбрав один путь, вы достигнете пункта вашего назначения. Выбрав другой, вы вернетесь обратно.
В первую очередь все вышесказанное обладает религиозным значением. Если вы умрете между Козерогом и Раком, вы отправитесь по такому-то пути, если же вы умрете между Раком и Козерогом, вы пойдете по другому пути, и вам придется вернуться. Так же существует другое, более глубокое значение. Для себя вы можете выбрать значение, которое вы считаете нужным. Итак, еще одно значение, заключается в том, что эти два пути являются путями сознания, которые зависят от кармы конкретно каждого человека. Мой гуру говорил мне: «Если сейчас, ты решишь настоять на продолжении духовного пути, ты пойдешь по дакшинаяне, и тебе придется вернуться. Лучше подожди 40-45 лет и очисти себя. Освободись от страстей скрывающихся внутри твоего разума. Очисти свой ум, любым доступным тебе способом, и тогда сможешь начать. Над чувствами и умом находятся атма и буддхи. Отправляйся выше них, и тогда ты никогда не вернешься.
Мой путь очень прост. Я слушаю Бога, и выполняю Его приказы.
Если Ты скажешь мне встать,
Я встану.
Если ты прикажешь мне идти,
Я пойду.
Если ты прикажешь мне петь
Я буду петь для Тебя.
С утра до вечера,
От земли до небес,
Любовь между нами длится уже очень давно. Ему всего лишь следует отдать мне приказ, и я сразу понимаю, чего Он хочет. Такие отношения называются дасья бхакти, преданность слуги своему хозяину.
В свое время я мог объяснить проблему уттараяны и дакшинаяны, с интеллектуальной точки зрения, но теперь я потерял эту возможность. Для меня все это не имеет значения. Я не говорю, что всего этого не существует, но для меня все эти вещи слишком сложны, абстрактны, и тяжелы для осмысления. Для меня важна простота. Просто скажи мне Боже, что я должен делать. Ты сказал мне поехать в Мунгер, я поехал. Ты попросил меня поехать в Австралию, я выполнил твой приказ. В Австралии было очень хорошо, и там живут простые люди. Ты приказал мне оставить Мунгер, и поселиться в Рикхье. Я сделал так, как ты сказал. Я стал слугой Бога, и мне это нравится. И даже если Он скажет мне женится на ком-либо, я женюсь, несмотря на то, что уже стар, потому что такова будет Его воля. Наверняка найдется одна хорошая женщина, которая согласится жить со мной. Я не шучу! Я даже выпью яд, если Он меня попросит.
Однажды, один святой отправился в алкогольный магазин вместе со своими учениками, купил вина и стал пить. Его ученики подумали, и пришли к выводу, что если их учитель пьет, то и они не должны отставать. Потом святой направился в публичный дом. Женщины танцевали, пели газаль, вино текло рекой, и святой наслаждался всем этим. Ученики сказали: «Ну, раз уже Гуруджи может делать все это, мы тоже имеем право на такое развлечение». И они тоже отправились в публичный дом. Тогда святой отправился в магазин, где выдували стекло. Там он попросил налить ему полную чашку стекломассы, и стал пить ее. Ученики рассудили следующим образом: «Такой подвиг по силе только продвинутым сиддхам и махатмам. Это не для нас».
Обладая добродетелью махатмы, сиддхи или святого, можно без последствий выпить расплавленное стекло. Так же, человек такого плана, способен поглощать вино и наслаждаться женщинами без всяких последствий. Но увы, это не касается учеников, пытающихся следовать за своим учителем в поглощении вина и наслаждении женщинами.
Если Бог скажет мне выпить яд, я выпью его словно кофе, и не как мадрасский или колумбийский, а как отличный бразильский кофе. Однажды в Бразилии, мне налили кофе в маленькую чашку. Оно было словно бренди! У меня даже закружилась голова. Я не имею зависимости от кофе, но иногда я люблю выпить чашечку хорошего кофе. Воля Бога, для меня словно божественный кофе.
Сатсанг 15.
Рикхия 24 ноября 1994.
Самая трудная дхарма — это дхарма слуги. В Рамаяне имеется упоминание об этом, когда Шри Рамачандра отправился в изгнание, в лес, его младший брат, Бхарат, решил привести Раму обратно в Айодхью. Он считал, что из-за того, что его мать отправила Раму в изгнание, она навредила его репутации. Возвращение Рамы было бы правильным делом, и оно помогло бы избежать Бхарате общественного порицания. Он отдал распоряжения о подготовке коронации Рамы, а сам отправился в лес на его поиски.
Когда Бхарат увидел Раму, он колебался сказать о своем решении. Он подумал: «Как мне попросить его вернуться в Айодхью? Он мой хозяин. Как я смогу приказать ему? Как человек может приказывать Богу? Только от него зависит, захочет ли он возвращаться в Айодхью, или же решит остаться в лесу. Как слуга может заставить хозяина поступать как ему угодно?» Бхарат находился в затруднительном положении, не зная что сказать Раме.
В итоге он сказал: «С твоего разрешения, мы три твоих брата: Лакшман, Бхарат и Шатруна, отправимся в ссылку вместо тебя. Пожалуйста, прими решение, что делать в этой ситуации, так как я являюсь твоим слугой, и не имею право принимать никакие решения». Рама отвечал: «Бхарат, ты образованная личность. Ты знаешь дхарму и этику. Ты знаешь, благодаря каким обстоятельствам я оказался здесь, и какой принцип я поддерживаю в своем решении. Я пришел сюда, для того чтобы исполнить клятву моего отца. Мы должны найти путь в котором каждый из нас будет следовать своей дхарме».
Для любого человека очень важно всегда помнить о своих отношениях с Богом. Дхарма слуги наиболее сложна, но она является наивысшей. Если слуга будет настоящим слугой, он сможет контролировать хозяина. Слуга может быть командующим своего хозяина, но для этого необходимо чтобы у слуги не было личных пожеланий и предпочтений. Вы наверняка видели старых преданных слуг, кто занимается ведением хозяйства, присматривает за женой и детьми своего хозяина. У такого слуги нет своих желаний и предпочтений. Бхакта Бога, должен обладать подобного рода отношением к Богу. Таковы мои отношения с Богом. Каждый человек должен открыть свои собственные отношения с Богом. Каковы ваши отношения с Богом? Вам следует определить их. Может быть, вы не в состоянии открыть их в данный период жизни, но рано или поздно вы должны будете определить их. До тех пор пока вы не открыли своих отношений с Богом свои отношения, ваш характер поведения с Ним не может быть определен.
Я выполняю джапу, потому что Бог ясно сказал мне делать джапу с каждым вдохом, 21600 раз в день. Я принял этот приказ. Вас же, он может попросить сделать что-нибудь другое.
Я не должен забывать о такой чести
Ни на мгновенье,
О том, что Господь Рама мой хозяин
А я Его слуга.
В чем заключается различие между гуру мантрой, ишта мантрой и другими мантрами?
Гуру мантра, является вашей личной мантрой, и она идеальна для выполнения садханы. Так же существуют другие особые мантры, например Махамритьюнджая мантра. Её не используют как ишта мантру; она нужна для особых целей, например для решения проблем связанных с заболеваниями или физиологией. Существует много типов мантр: нишкаам мантра, сакам мантра, ишта мантра, ведические мантры и тантрические мантры. Ведические мантры делятся на мантры шайвов и вайшнавов. Есть и другие мантры. Так же существуют мантры, значение и цель которых неизвестны. Существует огромное количество мантр. Для того чтобы побольше изучить данный вопрос советую вам прочитать книгу Мантра Маходадахи.
Ваша ишта мантра предназначается для духовного роста. Вы используете ее, для того чтобы ежедневно, на протяжении 15-20 минут успокаивать свой ум. Также она используется, для того чтобы помнить Бога, и поддерживать ваши тело и ум в чистоте. Если вы хотите повторять Махамритьюнджаю мантру — вперёд, но вам не следует заниматься сравнением силы мантр. Все мантры одинаковы по силе, но все они используются для разных целей.
Расскажите о сакаам мантрах.
Существует много сакаам мантр. Точно так же как существуют разные ножи для разных целей, например для резки овощей, для намазывания масла, или для того чтобы перерезать шеи, так же существует много видов мантр. Я не могу указать вам на правильный путь употребления мантр. Некоторые люди используют их для лечения желтухи, другие же используют их для того чтобы навредить своим врагам. Существуют лакхи сакаам мантр.
Почему в духовной традиции Индии, женщинам не уделяется должного внимания?
В древней Индии, в ведической культуре, женщины наравне с мужчинами получали священный шнур, ягьопавит, и выполняли джапу Гаятри мантры. Они так же практиковали сандхья ванадану. Но позднее Индия стала добычей различных внешних захватчиков. Множество культур, идей, рас и философий приходили в Индию, и становясь во главе политической системы, они меняли общество.
Ведическая культура не похожа на другие. В то время женщина занимала важное место в обществе. Множество ведических систем имеют названия женского рода. В ведической культуре никогда не было понятия питриванша, но было понятие матриванша (материнская линия). Никогда не шла речь о питрибхуми, а всегда говорилось о матрибхуми (родине). Детей мужского рода часто называли по именам матерей, например, Каушальянандан (Рама), Кунтея (Пандавы), Девакинандан (Кришна).
Когда чужая культура становится частью общественного мировоззрения, похожие процессы затрагивают каждую нацию. Постепенно, другая культура набирает политический вес в обществе, экономическую силу и таким образом она получает рычаги воздействия на общество. В итоге людям приходится принимать чужие правила. Деградация женщины чужда индийской культуре. В ведической культуре женщины всегда были впереди общественной жизни. Они заседали в парламенте. Гарги, находилась при дворе Джанаки, царя Видехи. Если вы внимательно почитаете Брихадаранакья Упанишад, вы найдете описание случая, когда Гарги попросила Яджнавальку, описать принципы нерушимого государства. Он отвечал: «Я объясню тебе. Прочное государство, это государство, основаное на вечном законе. Закон движения небесных тел будет таким законом. В соответствии с этим законом, солнце и луна, движутся в определенных направлениях, и их движение в определенный момент может быть рассчитано на тысячи лет раньше начала их движения в этот день». Существует множество подобного рода записей, указывающей на первостепенную роль женщины в обществе того периода.
Итак, в ведической культуре женщина играла важнейшую роль, но с приходом иноземных захватчиков, ситуация стала меняться в обратную сторону. Под влиянием современной западной культуры, в последние несколько лет ситуация вновь начинает меняться. В течение следующего десятилетия, женщины Индии станут активными членами общества. Очень приятно видеть женщин как часть общества, а ни как часть кухни, туалета или