нет ни объектов, ни влечений, ни отвращений, но есть только высшее счастье и высшая сила, представляет собой самадхи.
„Маха-упанишада“, 4:62
Когда сознание достигает такого состояния, в котором становится единообразным (лишенным двойственности), наступает самадхи.
„Амританада-упанишада“, 16
Самадхи — это сознание в глубокой сосредоточенности и осознанность, слившиеся с высшим сознанием.
„Даршана-упанишада“, 10:1
Самадхи — это растворение личного сознания (жата) в высшем сознании.
„Гандхарва-тантра“, глава 5, стр. 26
Подобно тому как брошенный в воду кристалл соли растворяется в воде и становится единым с ней, так и в состоянии под названием самадхи личное сознание сливается с высшим сознанием.
„Саубхагъялакшми-упаншиада“, глава 5, стр. 26
Самадхи есть то состояние, в котором осознание „я“ и высшее сознание становятся одним. Оно лишено двойственности и исполнено блаженства; в нем остается только высшее сознание.
„Шандилья-упанишада“, 1:11.1
Когда сосредоточенное сознание исчезает, наступает самадхи.
„Мандалабрахмлна-упанишада“, 1:1.10
Когда единообразное сосредоточенное сознание растворяется посредством усиленного сосредоточения, остается только сущность высшего сознания.
„Аннапурна-упанишада“, 1:23
Когда глубочайшее сосредоточение на высшем Брахмане также исчезает само по себе, возникает нирвикалъпа-самадхи, в котором исчезают все скрытые впечатления чувств.
„Аннапурна-упанишада“, 4:62
Примечания
1
[1] Кит. думай. См. об этом: Ян Цзюньмин. Корни китайского цигун. К.: „София“, 1997.
2
[2] „Таинственная кундалини“.
3
[3] Разумеется, эти упражнения ни в коем случае нельзя даже пытаться выполнять, не имея многолетнего опыта йоги и квалифицированного учителя. — Прим. ред.
4
[4] Подробное обоснование сведений этого раздела см. в Приложении.
5
[5] В соответствии с тантрическим (т. е., по существу, магическим) ходом рассуждений, если янтрой муладхары является квадрат, то и мантра должна произноситься „квадратно“. Более функционально можно описать санскритский звук Я как похожий на русский мягкий ЛЬ или английский L (как в слове light). — Прим. ред.
6
[6] M — протяжно произнесенный, резонирующий в черепе, гудящий звук М. В книгах по йоге, переведенных с английского языка, можно встретить биджа-мантры, оканчивающиеся на НГ (например, ЛАНГ и т. д.). Это не соответствует правильному санскритскому произношению и является лишь попыткой приучить англоязычных учеников к несвойственному их речи резонирующему звуку М. С другой стороны, в некоторых современных тантрических школах различается произношение биджа-мантр вслух и мысленно. В первом случае рекомендуется носовой резонирующий Н (действительно близкий к английскому NG), а во втором — классический Kl. — Прим. ред.
7
[7] Список дхату варьирует в различных источниках. Обычно раджа не упоминается, зато упоминается шукра (семя). — Прим. ред.
8
[8] Санскритский переднеязычный Р близок к русскому. — Прим. ред.
9
[9] Иконографически тантрические божества могут изображаться в двух формах: гневной и мирной. — Прим. ред.
10
[10] Санскритский X — гортанный, звонкий, близок к украинскому Г. — Прим. ред.
11
[11] В различных школах индийской натурфилософии названия, количество и порядок таттв могут быть разными. — Прим. ред.
12
[12] Стороны этого треугольника образованы знаками санскритского алфавита: 16 гласными, начиная с А; 16 согласными, начиная с КА; и оставшимися 16 согласными, начиная с ТХА. — Прим, ред.
13
[13] Гортанный глухой X. В конце слова висарга сохраняет призвук предшествовавшего согласного, например: НАМАХа, ШАНТИХи. — Прим. ред.
14
[14] Согласно „Вивекачудамани“ Шанкарачарьи
15
[15] Их описание см. в книге: Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. К.: „София“, 1997. — Прим. ред.