Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Чакры. энергетические центры трансформации. Джохари Хариш

можно сказать, что брахма-грантхи связан с физическим телом и миром названий и форм, вишну-грантхи — с астральным телом и миром эмоций, а рудра-грантхи — с причинным телом и миром мышления, представлений, видений и интуитивных прозрений.

В процессе работы с этими узлами йоги слышат десять типов звучания, помогающие им достичь состояния глубокой медитации:

1. Птичий щебет.

2. Пение сверчков.

3. Колокольный звон.

4. Шум раковины.

5. Звучание вины (индийской лютни).

6. Бой мриданга (бочкообразного барабана).

7. Звучание флейты.

8. Бой пакхаваджа (род барабана).

9. Звук трубы.

10. Львиный рык.

Как пробудить кундалини

Основным требованием для пробуждения этой дремлющей энергии является очищение тела: нервов и разума. Очищение представляет собой метод освобождения всего организма от скапливающихся в нем токсинов. Поскольку тело и разум всегда функционируют во взаимодействии друг с другом, очищение тела способствует очищению разума, и наоборот.

Очищение тела

Существует множество способов глубокого очищения тела. Некоторые из таких средств известны во многих культурах и в различных медицинских учениях. В аюрведе, индийской медицине, одним из самых мощных методов очищения считается пост. Трехдневный пост, во время которого употребляется только теплая вода, очищает тело от токсинов и исцеляет от недугов без всяких лекарств.

Хатха-йога включает в себя четко определенную систему так называемых шат-карм (шат: «шесть»; карма: «действие») — «шести очищающих действий». Они были разработаны хатха-йогами в качестве средств одновременного очищения тела и разума. В число шат-карм входят:

1. Дхаути: очищение горла

Для этой процедуры необходима лента из естественного хлопка шириной в четыре пальца и длиной в пятнадцать пядей, если учитель не укажет иного размера (одна пядь равна длине ладони от кончика указательного пальца до запястья). Предпочительнее использовать в качестве меры собственные ладони и пальцы, так как у разных людей их размеры отличаются. Кроме того, можно использовать и ленту из мягкой, новой кисейной ткани. Ее следует смочить теплой водой, медленно заглотнуть, а затем постепенно и плавно вынимать из горла. В первый раз достаточно заглотнуть только одну пядь, после чего можно постепенно увеличивать длину заглатываемого участка. Необходимо следить за тем, чтобы ткань была теплой.

Практика дхаути проводится в течение пятнадцати дней. Те, кто страдают недугами, связанными со слизью, могут увеличить этот срок. Дхаути прочищает пищеварительный тракт, избавляет от бронхиальных заболеваний, астмы, болезней селезенки и прочих недугов, связанных со слизью.

2. Васти: промывание ануса и нижней части кишечного тракта

Для процедуры следует подобрать гладкую трубку из свежего бамбука около шести пальцев в длину и полутора пальцев в диаметре. Чтобы повысить ее гладкость, можно смазать трубку маслом. Практикующему необходимо сесть в ванну, вода в которой доходит до уровня пупка, принять уткатасану (положение на корточках, когда тело балансирует на носках пальцев ног), ввести трубку в задний проход на глубину около четырех пальцев, сжать мышцы ануса, чтобы втянуть в него воду, взболтать ее в нижней части кишечника и выпустить наружу. Процедура повторяется несколько раз.

Васти прочищает нижнюю часть кишечного тракта. Она повышает аппетит и усиливает «огонь в животе», то есть силу пищеварения. Эта процедура может избавить от укрупнения желез и селезенки, водянки и других болезней брюшины, а также от всех недугов, связанных с избытком газов, желчи и слизи. Надлежащая практика васти улучшает телосложение, работу органов чувств и внутренних органов.

3. Нети: очищение носа и носовых пазух

В процедуре используется нить без узелков, смазанная гхи (очищенным сливочным маслом). Один конец нити пропускается в одну ноздрю, после чего другая ноздря закрывается и практикующий делает вдох через открытую ноздрю и выдыхает через рот. После нескольких вдохов и выдохов нить проникает в ротовую полость. Ее следует осторожно вынуть изо рта, а затем повторить весь процесс с другой ноздрей. После этого необходимо пропустить нить сквозь одну ноздрю и вытянуть ее через другую — это действие завершает процедуру.

Нети прочищает носовые проходы, пазухи, переднюю часть лица и черепа. Эта процедура стимулирует всю нервную систему, улучшает зрение и позволяет замечать прежде незримые явления. Нети можно выполнять с использованием воды: она втягивается ноздрями и выпускается через рот. Эту разновидность называют джала-нети.

4. Тратака: промывание глаз

Тратака представляет собой йогическое упражнение, в котором немигающий взгляд сосредоточивается на крошечном предмете до тех пор, пока глаза не начнут слезиться. При появлении слез следует прикрыть глаза и созерцать предмет мысленно, пока его образ не исчезнет.

Тратака позволяет достичь сосредоточенности разума на одном. Она способна излечить глазные болезни и способствует росту шишковидной железы. Кроме того, она развивает «сознание наблюдателя» — особое состояние слежения за внутренними и внешними явлениями без эмоциональной вовлеченности в эти события.

5. Наули: упражнение для брюшины

Это упражнение (крийя) является венцом хатха-йоги. Оно очень сложно и требует большой практики. На первый взгляд наули может показаться совершенно невыполнимым, однако несгибаемая сила воли помогает его освоить. Необходимо слегка наклониться вперед, расставив ноги и упершись ладонями в колени, выпустить из легких весь воздух и сократить мышцы брюшины, стараясь втянуть их как можно глубже. При этом становятся заметными две нади (нервных канала). Их следует с высокой скоростью вращать с помощью мышц живота вправо и влево — так, чтобы возникало впечатление водоворота. Вдох осуществляется после вращения. Упражнение выполняется несколько раз.

Наули стимулирует «желудочный огонь», улучшает пищеварение и вызывает прилив счастья. Эта процедура облегчает заболевания, вызванные газами, желчью и слизью, улучшает внешний вид кожи и стимулирует нервную систему.

6. Капалабхати: дыхание кузнечных мехов

В этом упражнении дышать следует учащенно и размеренно, подражая кузнечным мехам. При возникновении напряжения практикующий должен прекратить выполнение упражнения. Капалабхати избавляет от всех болезней, связанных со слизью.

Помимо шат-карм, хатха-йога предписывает еще одно очищающее упражнение: гаджа-карни. Оно заключается в том, что апана подтягивается к горлу, после чего практикующий извергает из желудка какое-либо вещество (пищу, воду и т. п.). Регулярная практика такого очищения желудка помогает научиться управлять дыханием и всеми нади. При правильном выполнении под надлежащим руководством шесть очищающих действий оказываются чрезвычайно эффективными. Лучше всего заниматься ими в чистом и спокойном месте; настоятельно рекомендуется делать это под руководством опытного в этих процедурах наставника. Йоги считают, что посвященные должны хранить подробные правила выполнения шат-карм в строгой тайне.

Очищение разума[4]

Учение йоги предписывает восьмеричный путь очищения разума.

«Хатха-йога-прадипика», важнейший трактат хатха-йоги, перечисляет стадии этого пути:

1. Яма

В число десяти добродетелей ямы входят ненасилие, правдивость, честность, половое воздержание, выдержка, сила духа, доброжелательность, прямота, умеренность в питании и очищенность (телесная чистота). Привычная, постоянная практика ямы очищает речь, мысли и дела.

2. Нияма

Десятью добродетелями ниямы являются самоограничение, удовлетворенность, вера в Бога, благотворительность, поклонение Божественному, изучение доктрин и писаний, скромность, различающий ум, повторение молитв и отправление религиозных обрядов жертвоприношения. Постоянная практика ниямы порождает высокую духовность и пробуждает в человеке сознание наблюдателя. Соблюдение этих добродетелей автоматически отстраняет разум от привязанности к явлениям мира и усиливает способность к сосредоточению.

3. Асана

Асаны представляют собой позы (буквально: «сидения»).

Хатха-йога описывает 84 такие позы, однако далеко не все позы можно исполнять в любое время и в любых обстоятельствах. При выполнении асан позвоночник, голова и шея остаются выпрямленными и выровненными. Тело пребывает в удобном неподвижном положении. Правильная поза тела оказывает уравновешивающее воздействие, успокаивает присутствующие в теле энергии и замедляет темп дыхания и кровообращения. Асаны делают человека твердыми устойчивым, способствуют медитации, исцеляют недуги и избавляют от непостоянства разума. Некоторые асаны стимулируют различные нервные центры и помогают организму вырабатывать гормоны роста и антитела. Когда практикующий способен долго сохранять удобную и устойчивую позу, в высших центрах его тела возникают потоки энергии. Устойчивость положения тела при выполнении асаны приводит к устойчивости разума.

Самыми благоприятными позами считаются падмасана (поза лотоса) и сиддхасана. В отношении асан Патанджали рекомендует два действия:

1) длительное сохранение неподвижного положения физического тела с постепенным овладением этой позой посредством силы воли;

2) медитацию на бесконечном божестве в облике огромного змея Шеши, поддерживающего Землю.

4. Пранаяма

Слово пранаяма означает «управление праной». Как рассказывалось ранее, прана представляет собой магнетический поток дыхания и является проводником разума, без которого разум не способен функционировать. Таким образом, в отсутствие праны выражающее себя посредством разума сознание не способно ни воспринимать, ни действовать. Прана поддерживает в теле равновесие и обеспечивает его жизненной силой.

Глубокое дыханиесовсем не то же самое, что пранаяма, хотя оно также в определенной степени укрепляет здоровье. Благотворное воздействие глубокого дыхания вызвано повышенным снабжением кислородом, усиливающим активность праны в теле. Признаком подлинной пранаямы является приостановка дыхания в промежутке между вдохом и выдохом. В йоге вдох называют пуракой, задержку дыхания — кумбхакой, а выдох — речакой. Кумбхака оказывает чрезвычайно глубокое воздействие на пранические потоки. После того как человек становится сведущим в пранаяме, он может направлять потоки праны по центральному каналу позвоночного столба, чтобы способствовать подъему кундалини. Период задержки дыхания следует постепенно и осторожно увеличивать. Перемежающееся дыхание также воздействует на пранические потоки, прочищает тонкие каналы течения праны (нади), открывает сушумну, охлаждает правое и левое полушария мозга, приостанавливает деятельность мозга и разума и временно прекращает внутренний диалог. Пранаяма готовит разум к практикам визуализации и сосредоточения.

5. Пратьяхара

Пратъяхара представляет собой отключение чувственного восприятия, то есть прерывание связи с внешним миром. На первый взгляд пратьяхара кажется контролем разума над органами чувств, однако ее подлинный смысл заключается в погружении разума в себя. Целиком погружаясь в какую-нибудь работу, вы забываете о внешнем мире, так как ваш разум полностью занят своей деятельностью. Органы чувств не регистрируют приходящие извне сигналы. Этот пример является попыткой пояснить, что отстраненность разума и органов чувств действительно возможна — более того, она совершенно необходима для глубокого и полного сосредоточения.

Постоянная практика пратъяхары приводит к самопоглощенности разума. Чувства успокаиваются и отрекаются от своей привязанности к предметам. Эта практика помогает ученику овладеть своими органами чувств.

6. Дхарана

Дхарана представляет собой сосредоточенность, успокоение разума, фиксирование мышления на одном объекте. Традиционно важнейшей точкой сосредоточения разума считается область сердца, так как сердце является центром, или обителью, индивидуального сознания, которое в санскрите именуется дживой. Мозг представляет собой центр разума и ощущения, а сердцецентр жизни. Мозг способен прекратить свою деятельность (самадхи), но полная остановка работы сердца невозможна.

В кундалини-йоге сердце является четвертой, центральной чакрой: три чакры расположены выше него и три — ниже. В процессе дхараны каждая чакра может стать центром сосредоточения разума. Сосредоточение на чакрах следует провопить последовательно, начиная с первой чакры, муладхары, и постепенно продвигаясь к седьмой, сахасрара-чакре, обители сознания. Эта практика приводит к привычной сосредоточенности разума на одном. Каждая чакра связана с определенным элементом, и фиксация разума на определенном центре помогает ученику сосредоточиться на соответствующем элементе. Такая дхарана на элементах также приучает разум сохранять сосредоточенность на одном объекте. Однако сосредоточенность разума не является окончательной целью и представляет собой лишь средство достижения глубокой, не нарушаемой медитации — дхьяны.

7. Дхьяна

Дхъяна представляет собой непрерывную медитацию без какого-либо объекта. Предшествующий этап, дхарана, является

Скачать:TXTPDF

Чакры. энергетические центры трансформации. Джохари Хариш Йога читать, Чакры. энергетические центры трансформации. Джохари Хариш Йога читать бесплатно, Чакры. энергетические центры трансформации. Джохари Хариш Йога читать онлайн