Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Четырнадцать уроков Раджа-Йоги. Свами Шивананда

левую ноздрю максимально медленно, но так, чтобы не ощущать дискомфорт. Затем так же медленно выдыхайте через ту же ноздрю. Выполните так шесть раз. Это один цикл.

9. Зажмите левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем и медленно вдыхайте и выдыхайте через правую ноздрю. Выполните так шесть раз. Это тоже один цикл. Вы можете выполнить шесть таких циклов для каждой ноздри попеременно, постепенно увеличивая их число до тридцати.

Т. е. без задержки.

УПРАЖНЕНИЕ 2

10. Медленно и плавно делайте вдох через обе ноздри. Не задержи-

вайте дыхание. Выполните шесть раз. Это один цикл. Можно

практиковать три или четыре цикла этого упражнения. Выпол-

няйте его ежедневно.

УПРАЖНЕНИЕ 3

11. Выполняйте вдох через левую ноздрю и выдох через правую. Дыхание не задерживайте.

12. Затем выполняйте вдох через правую ноздрю и выдох через левую. Повторите этот процесс шесть раз попеременно. Это один цикл. Можете выполнить три или четыре таких цикла.

УПРАЖНЕНИЕ 4

13. Спустя месяц начинайте практиковать задержку дыхания, длительность которой позволяет вам не ощущать напряжения. Это кумбхака.

14. Вдыхайте глубоко через левую ноздрю, затем задержите дыхание без напряжения, далее медленно выдыхайте через правую ноздрю.

15. Вдыхайте через правую ноздрю, выполняйте задержку дыхания в течение такого времени, пока вы ощущаете себя комфортно, затем выдыхайте через левую ноздрю. Повторяйте процесс попеременно. Это сукха-пурвака-пранаяма. Можете практиковать это ежедневно. Начинайте с двенадцати циклов в день, постепенно увеличивая количество циклов в зависимости от ваших возможностей и тренированности.

16. Кумбхака продлевает жизнь, но переходить к практике этой техники надо постепенно.

17. Выполнение различных фаз упражнения сукха-пурвака должно соотноситься по длительности как 1:4:2, но постепенно доведите это соотношение до 16: 64: 32*.

Т. е. постепенно увеличьте продолжительность каждой фазы в 16 раз. Как видно из следующих пунктов, это достигается только после длительной практики. Первое числовдох, второе — задержка, третье — выдох.

18. Поначалу фаза задержки дыхания не должна превышать одну минуту.

19. Не стремитесь придерживаться данного соотношения фаз на начальном этапе. Со временем это получится у вас само собой.

УПРАЖНЕНИЕ 5: ШАВАСАНА-ПРАНАЯМА

20. Лягте на спину. Расслабьтесь физически и умственно. Глубоко вдохните; задержите дыхание без напряжения; медленно выдыхайте. Повторяйте мысленно ОМ на фазе вдоха, задержки дыхания и выдоха. Вы ощутите прилив сил.

УПРАЖНЕНИЕ 6: БХАСТРИКА

21. Сядьте в любую удобную позу. Очень медленно выполняйте вдох и выдох в течение десяти секунд; затем выполняйте глубокий вдох и медленно выдыхайте. Это один цикл. Выполните шесть таких циклов.

22. Бхастрика вырабатывает тепло. Ее можно с пользой практиковать зимой.

23. Продолжительная практика этой пранаямы может вылечить астму, туберкулез и другие легочные заболевания.

УПРАЖНЕНИЕ 7: КАПАЛАБХАТИ

24. Капалабхати напоминает бхастрику, но только выдох выполняется быстро и энергично.

25. Восстанавливает деятельность дыхательной системы и очищает носовые протоки. Обладает таким же целебным эффектом, как и бхастрика.

УПРАЖНЕНИЕ 8: УДЖДЖАЙИ

26. Выполняйте медленный вдох через обе ноздри плавно и равномерно, задержите дыхание ровно настолько, чтобы не ощущать дискомфорта, и выполните выдох через обе ноздри. Во время вдоха и выдоха частично смыкайте голосовые щели. При этом возникает мягкий неголосовой звук. Это уджджайи.

27. Уджджайи устраняет жар в голове. Увеличивает пищеварительный огонь. Оказывает целительный эффект на заболевания горла и легких.

УПРАЖНЕНИЕ 9: СИТКАРИ

28. Кончик языка прижмите к верхнему нёбу и втяните воздух через рот. Втягивание воздуха сопровождается характерным шипением. Задержите дыхание и выполните медленный выдох через обе ноздри. Это ситкари.

29. Можно втягивать воздух через рот, плотно сжав зубы; затем задержите дыхание и выполняйте выдох через нос.

30. Ситкари охлаждает систему. Это упражнение можно практиковать летом. Оно устраняет чувство голода, жажды, вялости и

сонливости. Оно взбадривает и укрепляет тело.

УПРАЖНЕНИЕ 10: СИТАЛИ

31. Слегка высуньте язык и сложите его трубочкой. Втяните воздух ртом, затем задержите дыхание и медленно выдохните через обе ноздри. Втягивание воздуха сопровождается характерным шипением.

32. Ситали тоже охлаждает систему. Это упражнение очищает кровь. Обладает такими же целебными эффектами, как и ситкари.

УПРАЖНЕНИЕ 11: СУРЬЯ-БХЕДА

33. Сделайте вдох через левую ноздрю. Зажмите обе ноздри и задержите дыхание без напряжения. Теперь медленно выдыхайте. Вы должны постепенно увеличивать период кумбхаки.

34. Сурья-бхеда-пранаяма очищает и укрепляет мозговые клетки. Это упражнение излечивает ревматические заболевания и избавляет от гельминтоза.

УПРАЖНЕНИЕ 12: БАНДХАТРАЙЯ-ПРАНАЯМА

35. Это комбинация мула-бандхи, джаландхара-бандхи и уддияна-бандхи. Эту технику практикуют сидя в сиддхасане. Контролируйте анус на фазе вдоха (мула-бандха). Во время кумбхаки прижмите подбородок к груди (джаландхара-бандха). Теперь поднимите голову, выдохните и подтяните брюшную полость вверх к грудной полости за счет подтягивания диафрагмы (удди-яна-бандха). Выполняйте десять таких циклов.

36. Бандхатрайя-пранаяма лечит болезни брюшной полости. Она способствует практикованию брахмачарьи и излечивает геморрой.

УПРАЖНЕНИЕ 13: КЕВАЛА-КУМБХАКА

37. Кумбхака бывает двух видов: сахита и кевала. Кумбхака, связанная с вдохом и выдохом (как в сукха-пурваке), называется сахита. Кумбхака, свободная от вдоха и выдоха, называется кевала.

38. Овладев техникой сахита-кумбхаки, приступайте к выполнению техники кевала-кумбхаки. С течением времени при должной практике кумбхака будет выполняться без вдоха и выдоха.

УПРАЖНЕНИЕ 14: ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ

39. Его выполняют на открытом воздухе, стоя в непринужденной позе. Руки на поясе. Глубоко вдохните. Расправьте всю верхнюю часть туловища. Выдвиньте грудь вперед. Теперь медленно выдыхайте.

40. Это упражнение излечивает болезни сердца и легких.

41. Во время ходьбы можно практиковать также и облегченную технику глубокого дыхания, как в упражнении 2.

ПРАНИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

42. Практикующие пранаяму могут излечиться от многих болезней, направляя прану к больной части тела. Санкалъпа (намерение) исцеления от болезни проецируется могучим волевым усилием.

43. Сядьте рядом с пациентом. Закройте глаза. Спокойно вдохните.

Теперь задержите дыхание и направьте прану к больной части тела пациента. Мысленно сконцентрируйтесь на больной области и напевайте про себя мантру ОМ. Отчетливо представляйте, как прана проникает в пораженные клетки и разрушает их.

44. Когда вы больны, можете выполнять это упражнение на себе.

ДИСТАНЦИОННОЕ ЛЕЧЕНИЕ

45. Можно повторить процесс, уже описанный в разделе «Прани-ческое лечение», уединившись в помещении для медитаций и посылая прану в направлении местожительства пациента.

46. Назначьте пациенту время целительного сеанса. Попросите его, чтобы в тот момент, когда вы будете посылать ему поток праны, он мысленно настроился на принятие этой праны.

47. Брахма-мухурта (последний час ночи, примерно с 4-00) — это лучший период для проведения сеанса дистанционного лечения.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

48. Регулярно практикуйте пранаяму ранним утром на пустой желудок.

49. Ни на одном из этапов выполнения пранаямы вы не должны перенапрягаться. Ощущайте только покой, радость и счастье.

50. Вдох и выдох выполняйте бесшумно.

51. Помещение, в котором вы практикуете пранаяму, не должно быть сырым или плохо проветренным. В нем должно быть сухо и свежо.

52. Можно практиковать пранаяму на берегу реки или озера, в тихом уголке сада, на природе, когда не дует холодный ветер.

53. Не практикуйте пранаяму в жаркие дни.

54. Если вы вспотели, не вытирайте пот полотенцем. Хорошенько разотрите тело руками. Это придает крепость и легкость вашей телесной конституции.

55. Практикуйте несколько циклов пранаямы перед медитацией. Это разгонит сонливость.

БЛАГОТВОРНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРАНАЯМЫ

56. При практиковании пранаямы устраняются раджас и тамас, покрывающие саттву.

57. После этого ум приобретает способность к концентрации.

58. Практика пранаямы устраняет болезни тела и обновляет клетки, ткани и нервы.

59. Практика пранаямы улучшает память и укрепляет интеллект.

60. Она успокаивает волнение чувств и сдерживает порывы мятежного разума и сильных чувств.

61. У того, кто практикует пранаяму, появляются хороший аппетит и хорошее расположение духа, легкое и красивое тело, стойкость, отменное здоровье, энергия, жизненная сила и отличная способность к концентрации.

ВОПРОСЫ

1. Что такое пранаяма?

2. Какие упражнения может выполнять начинающий?

3. Что такое сукха-пурвака-пранаяма?

4. Опишите техники и целительные эффекты бхастрики, капалабхати, ситали и ситкари.

5. Что такое кевала-кумбхат?

6. Что такое бандхатрайя-пранаяма?

7. Как лечить пациента на расстоянии?

8. Как лечить больной орган с помощью пранической силы?

9. Каковы общие рекомендации для практикования пранаямы.?

10. Перечислите благотворные эффекты практики пранаямы.

УРОК ОДИННАДЦАТЫЙ

ПРАТЬЯХАРА

ЧТО ТАКОЕ ПРАТЬЯХАРА?

1. Пратьяхара — это отстранение чувств от соответствующих им объектов. Это отключение чувств.

2. Реальная, духовная или внутренняя жизнь начинается тогда, когда изучающий йогу укрепляется в пратьяхаре.

3. Пратьяхара контролирует внешнюю направленность чувств.

4. Возбужденные чувства даже мудрого человека, каким бы он ни был здравомыслящим, заглушают голос разума.

5. Практика пратьяхары требует значительного терпения и настойчивости. Это жесткая дисциплина чувств.

6. Чувства ничего не могут сделать без поддержки сознания. Если вы можете отделить сознание от чувств, отключение чувств произойдет автоматически.

7. Как пчелиный рой летит, пока летит пчелиная царица, и садится, когда садится царица, так и чувства становятся управляемыми, когда контролируется сознание.

8. Пратьяхара — это то, благодаря чему чувства не входят в контакт с объектами, на которые они направлены, и, соответственно, подчиняются внутренней природе сознания.

9. Если чувства не обузданы, изучающий йогу никогда не достигнет в ней успеха.

10. Суть отключения чувств — в том, что они полностью поглощаются сознанием.

11. Это означает обретение величайшего контроля над чувствами.

12. Контроль чувств — это безусловная однонаправленность сознания.

13. Чувства удерживаются под контролем при практике пратьяхары.

КАК ПРАКТИКОВАТЬ ПРАТЬЯХАРУ?

14. Практикуйте отключение чувств постепенно, отстраняясь от одного чувства за другим. Начинайте с отключения самого бурного чувства.

15. Плавно отделяйте чувства от объектов, которым они адресованы. Занимаясь этим слишком интенсивно, вы будете ощущать головную боль.

16. Отрешите разум от центров чувств. Не давайте ему возможности цепляться за центры. Вы преуспеете в пратьяхаре.

17. Отстраняйте сознание, прану и чувства. Это тройное отключение. Оно крайне эффективно.

18. Как черепаха втягивает свои конечности со всех сторон, так и изучающий йогу «оттягивает» все чувства от объектов чувств. Тогда он приходит в состояние душевного равновесия.

19. Так же как дикий ураган раскачивает корабль, скрытые желания бешено раскачивают быстро меняющиеся чувства и мысли. Так что остерегайтесь! Будьте настороже. Всегда оставайтесь бдительны. Уничтожайте все желания мечом бесстрастия и секирой различения.

ZO. Во время вашей практики чувства вновь и вновь будут стремиться к объектам, как разъяренные быки.

121. Вновь и вновь отстраняйте их от объектов.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ПРАТЬЯХАРЕ

22. Какими бы грандиозными ни были человеческие усилия, они не приводят к абсолютному успеху. Поэтому упорно практикуйтесь и молитесь.

23. Пратьяхара становится легче после практики пранаямы.

24. Пратьяхара начинается за практикой пранаямы автоматически.

25. Если вы обладаете полным бесстрастием, то легко можете практиковать пратьяхару.

26. Бесстрастие — это враг чувств и друг пратьяхары.

27. Обет молчания, умеренность в питании, устойчивость позы, бесстрастие, регулярность практики пранаямы, терпение, умиротворенность, упорство, настойчивость, половое воздержание, уединение — все это способствует пратъяхаре.

28. Практика пранаямы «прореживает» чувства и готовит изучающего йогу к практике пратьяхары.

29. Способность к различению между реальным и нереальным в огромной степени способствует достижению успеха в пратьяхаре.

30. Успех в пратьяхаре зависит от глубины и силы прошлых йогических впечатлений.

31. Тот, кто практиковал пранаяму и пратьяхару в предыдущем рождении, в течение короткого периода добьется успеха в пратьяхаре в нынешней жизни.

32. Новичку, который пытается практиковать пратьяхару впервые в этом рождении, не обладая кредитом предыдущих самскар, или впечатлений от прошлых рождений, возможно, придется затратить много

Скачать:PDFTXT

Четырнадцать уроков Раджа-Йоги. Свами Шивананда Йога читать, Четырнадцать уроков Раджа-Йоги. Свами Шивананда Йога читать бесплатно, Четырнадцать уроков Раджа-Йоги. Свами Шивананда Йога читать онлайн