Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Четырнадцать уроков Раджа-Йоги. Свами Шивананда

времени, чтобы достичь успеха в пратьяхаре.

33. Каждый человек может самостоятельно узнать, новичок ли он в йоге или же йоги-бхрашта (тот, кто уже практиковал йогу в прошлых жизнях), на собственном опыте — по успешности йогической практики в этом рождении.

34. Поначалу пратьяхара отвратительна, но со временем она становится очень интересной.

35. Тот, кто хорошо укрепился в пратьяхаре, может спокойно медитировать даже в шумном месте.

36. Пратьяхара развивает силу воли и внутреннюю духовную силу.

37. Ничто не отвлечет сознание человека, укрепившегося в пратьяхаре.

38. Тот, кто эффективен в пратьяхаре, может входить в состояние глубокого сна в момент соприкосновения с кроватью. Наполеон и Ганди умели это делать.

ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ПРАТЬЯХАРЕ

39. Неустойчивая асана, многословие, слишком интенсивное общение с мирскими людьми, переутомление, обильное питание, длительная ходьба, чрезмерное любопытство к делам других людей — все это препятствия в практике пратьяхары.

40. Если страсть угасает и возникает охлаждение к практике, чувства могут вспыхнуть вновь.

41. Некоторые ученики йоги практикуют пратьяхару в течение трех лет и при этом не могут достичь успеха, поскольку не полностью освободились от пристрастий и скрытых желаний. Они привязываются то к одному объекту чувств, то к другому.

САДХАНА РАДЖА-ЙОГИ

42. Бхакта, или преданный служитель, не практикует пратьяхару. Он созерцает своего Господа во всех объектах.

43. Джняна-йогин не практикует пратьяхару. Он стремится отождествиться с Высшим «Я», скрытым во всех объектах, отказываясь от названий и форм.

44. Лишь раджа-йогин намеренно практикует пратьяхару.

45. Тот изучающий йогу, кто сразу перескакивает к практике медитации без пратьяхары, никогда не достигнет успеха в медитации.

46. Трудно сказать, где заканчивается пратьяхара и начинается дхарана, или концентрация.

ВОПРОСЫ

1. Что такое пратьяхара?

2. Какова роль пратъяхары в духовной жизни ученика?

3. Как практиковать прятьяхару?.

4. Что способствует пратьяхаре?.

5. Что препятствует пратьяхаре?

УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ

ДХАРАНА

ЧТО ТАКОЕ ДХАРАНА?

1. Дхарана — это концентрация. Это фиксация сознания на внешнем объекте или внутренней точке.

2. Концентрация — это сугубо ментальный процесс. Она требует самоуглубления сознания.

3. Если вы концентрируете свое сознание на одной точке в течение двенадцати секунд, это дхарана. Двенадцать таких дхаран будут дхьяной (медитацией). Двенадцать таких дхъян будут самадхи (сверхсознанием).

4. Концентрация — это фиксация сознания; медитация -это непрерывный поток одной мысли.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ КОНЦЕНТРАЦИИ

5. Развивайте внимание; вы овладеете способностью к концентрации.

6. Ясное сознание готово к концентрации. Сохраняйте душевный покой.

7. Никогда не предавайтесь унынию. Только тогда вы обретете способность концентрироваться.

8. Регулярно практикуйте концентрацию. Садитесь в одну и ту же позу, в одно и то же время — в четыре часа утра.

9. Половое воздержание, пранаяма, уменьшение желаний и снижение уровня активности, бесстрастие, молчание, уединение, дисциплина чувств, джапа, обуздание гнева, прекращение чтения романов и газет и походов в кино — все это способствует концентрации.

10.Джапа (повторение имени Господа) и киртана (воспевание имени и славы Бога) развивают способность к концентрации.

11. Сосредоточьте внимание на одном центре, когда концентрируетесь.

12. Концентрация требует терпения и длительной практики.

13. Не прекращайте практику ни на один день. После перерыва очень трудно снова научиться рано вставать.

КАК КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ

14. Приглушите кипение мыслей. Успокойте бушующие эмоции. Только тогда вы сумеете концентрироваться.

15. Поначалу концентрируйтесь на какой-то конкретной форме, на цветке, на форме Господа Будды, на любом мысленном образе, на лучезарном свете сердца, на изображении святого или вашего ишта-дэваты (личного божества).

16. Выполняйте три или четыре сеанса концентрации ежедневно: ранним утром, в восемь часов утра, в четыре часа пополудни и в восемь часов вечера.

17. Преданные служители Господа концентрируются на сердце, рад-жа-йогины на трикути (центре сознания), ведантисты на трикути или макушке головы. Трикути — это пространство между бровями.

18. Можно также концентрироваться на кончике носа, пупке или муладхаре (месте под нижним позвонком спинного хребта).

I: НА ИШТА-ДЭВАТЕ

19. Сядьте в удобной позе. Поместите перед собой изображение вашего ишта-дэваты. Пристально всматривайтесь в это изображение. Затем закройте глаза и визуализируйте этот образ в сердечном центре или в межбровном пространстве.

20. Когда в вашем мысленном представлении этот образ растает, откройте глаза и снова вглядывайтесь в изображение. Через несколько секунд закройте глаза и вновь повторите весь процесс.

II: ДЛЯ ХРИСТИАН

21. Последователи Господа Иисуса могут концентрироваться на Его образе или на изображении креста.

III: НА ПЛОТНЫХ ФОРМАХ

22. Концентрируйтесь на черной точке на стене, на пламени свечи, на яркой звезде, луне, на изображении символа ОМ или на любом другом приятном вам объекте.

23. Почувствовав напряжение в глазах, закройте их на минуту и мысленно визуализируйте объект. Когда сознание начинает метаться, вновь и вновь возвращайте его к объекту концентрации.

24. Для людей с эмоциональной натурой благоприятно концентрироваться на луне. Концентрация на свечном пламени позволяет видеть риши (святых мудрецов) и дэват (божеств).

IV: ТОНКИЕ МЕТОДЫ

25. Концентрируйтесь на таких божественных качествах, как любовь, милосердие, сострадание, или на любых других абстрактных понятиях — таких, как, например, бесконечность, всемогущество и вездесущность Бога.

26. Прочитайте две или три страницы книги. Затем закройте книгу. Сфокусируйте пристальное внимание на содержании прочитанного. Оставьте все другие мысли. Дайте возможность уму объединить, классифицировать, сгруппировать, сравнить и скомбинировать это содержание. Тем самым вы разовьете у себя хорошую память.

27. Отправьтесь на лоно природы, лягте на спину и сконцентрируйтесь на синем бездонном небе над головой. Ваше сознание тотчас же расширится. Вы ощутите подъем. Синее небо напомнит вам о бесконечной природе Высшего «Я».

V: НА ЗВУКАХ

28. Сядьте в удобной позе. Закройте глаза. Заткните уши указательными пальцами или ватными тампонами. Постарайтесь услышать такие анахаты (внутренние, нефизические звуки), как звучание флейты или скрипки, литавр, раскаты грома, звон колоколов, шум раковины, жужжание пчелы и т. д. Услышьте только один вид звуков. Отзовите лучи сознания от других объектов и слейте их в звуке, который пытаетесь услышать. Вы обретете однонаправленность сознания. Сознанием можно легко управлять, потому что оно заворожено нежными мелодиями.

29. Сконцентрируйтесь на тиканье часов.

30. Сядьте на берегу реки или в уединенном месте. Сконцентрируйте сознание на шуме реки, быстро несущей свои воды. Вы услышите рокот ОМ. Это весьма волнующий и впечатляющий звук.

VI: СУФИЙСКИЙ МЕТОД

31. Поместите перед собой зеркало. Глядя на свое отражение в зеркале, сконцентрируйтесь на межбровном пространстве.

VII: НА ТРИКУТИ

32. Сознание легко контролируется при концентрации на трикути, потому что это обитель сознания.

33. Во время глубокой концентрации на трикути вы ощущаете великую радость и духовное упоение. Вы забываете о теле и о внешнем мире. Вся прана стягивается к области вашей головы.

34. Созерцание кристалла или салиграма (священного округлого камня) способствует концентрации.

35. Можно концентрироваться на дыхании в ноздрях (звук СОХАМ}. При вдохе слышится СО, а при выдохе — ХАМ.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

36. Не концентрируйтесь при умственном утомлении.

37. Не боритесь с разумом, когда вы устали.

38. Когда в голову приходят ненужные мысли, сохраняйте безразличие. Ненужные мысли уйдут.

39. Не прогоняйте их насильно. Они будут упорствовать и сопротивляться. Это потребует напряжения воли. Они нахлынут с удвоенной силой. Наоборот, заменяйте их божественными помыслами. Злые мысли исчезнут.

40. Будьте последовательны и непреклонны в практике концентрации.

41. Если слишком жарко, смажьте голову маслом брахми-амла*.

42. Проглотите кусочек масла, можно пососать леденец. Эти продукты охлаждают систему изнутри.

43. Если вы хотите преуспеть в любой сфере деятельности, развивайте в себе способность к концентрации. Это источник духовной силы. Это ключ к храму знания.

ПРЕПЯТСТВИЯ

44. Чрезмерное физическое напряжение, многословие, слишком обильная еда, интенсивное общение с мирянами, длительная ходьба, половые излишества — все это препятствия на пути к концентрации.

ВОПРОСЫ

1. Что такое дхарана?

2. Что способствует концентрации?

3. Как концентрироваться на ишта-дэвате?

4. Назовите несколько плотных форм в качестве объектов концентрации.

5. Расскажите о тонком методе концентрации. Проиллюстрируйте примерами.

6. Какие вам известны звуки-анахдты? Как на них концентрироваться?

7. Каких основных рекомендаций надо придерживаться, если вы хотите достичь успеха в практике?

8. Как концентрируются суфии?

*Рецепт можно найти в книге: Хариш Джохари. «Аюрведический массаж». К.: «София», 1998,с. 52.

УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ

ДХЬЯНА

ЧТО ТАКОЕ ДХЬЯНА?

1. Дхьяна — это медитация, непрерывный поток познания объекта, на котором концентрируются.

2. Медитация следует за концентрацией. Концентрация переходит в медитацию.

3. Медитация — это седьмая ступенька на лестнице йоги.

4. Концентрация, медитация и самадхи — это внутренние садханы.

5. Когда вы практикуете концентрацию, медитацию и самадхи одновременно, это называется самьямой (интеграцией).

6. Медитация — это освобождение сознания от всех мыслей об объектах чувственного восприятия. Во время медитации сознание сосредоточено только на Боге.

БЛАГОТВОРНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕДИТАЦИИ

7. Если вы медитируете в течение получаса ежедневно, то сумеете выдержать битву жизни спокойно и с духовной стойкостью.

8. Медитация устраняет боль, страдание и горе.

9. Медитация — это самое могущественное успокоительное средство для психики и нервной системы.

10. Во время медитации божественная энергия свободно стягивается к садхаку и оказывает мягкое успокоительное влияние на разум, нервы, органы чувств и тело.

11. Медитация — это мистическая лестница, по которой изучающий йогу поднимается с земли на небо.

12. Медитация — это ключ, раскрывающий многие тайны жизни.

13. Медитация распахивает дверь интуитивного знания и царства вечного блаженства.

14. Во время медитации сознание становится спокойным, ясным и устойчивым.

15. Нельзя за один день, за одну неделю или за месяц войти в состояние глубокой медитации. В течение долгого времени вам придется стараться изо всех сил. Будьте терпеливы. Будьте настойчивы. Будьте наблюдательны. Будьте усердны.

16. Культивируйте выжигающее бесстрастие, выжигающее стремление или интенсивную жажду самореализации. Постепенно вы войдете в состояние глубокой медитации, или самадхи.

17. Во время медитации разум постепенно очищается от сомнений.

18. Вас поведет таинственный внутренний голос. Вы сами почувствуете, каким должен быть первый шаг на следующую ступень йогической лестницы.

КАК МЕДИТИРОВАТЬ?

19. Регулярно медитируйте на рассвете, между четырьмя и шестью часами утра. В это время у вас свежая и спокойная голова. Обстановка по утрам тихая и мирная. У вас получится прекрасная медитация.

20. У вас должна быть отдельная комната для медитаций. Если такой нет, превратите один из углов комнаты в место для медитации, воспользовавшись ширмой.

21. Если во время медитации вы ощущаете напряжение, сократите в последующие несколько дней продолжительность каждого медитативного сеанса. Выполняйте облегченную медитацию.

22. На пути садханы не теряйте благоразумия. Не впадайте в крайности. Придерживайтесь золотой середины, или серединного

пути.

САГУНА-МЕДИТАЦИЯ

23. Когда вы только приступаете к медитации, сознанию требуется конкретный объект медитации.

24. На начальном этапе медитируйте на такой конкретной форме,как изображение вашего ишта-дэваты, Господа Иисуса или Господа Будды. Это дагуна-медитация, или «медитация с качествами».

25. Медитируя на форме Божества, размышляйте о таких Его неотъемлемых качествах, как всемогущество, совершенство, чистота и свобода.

26. Перемещайте фокус вашего внимания по Его форме с головы до пят и обратно.

МЕДИТАЦИЯ НА ИИСУСЕ

27. Поместите перед собой изображение Иисуса. Сядьте в вашу любимую медитативную позу. Спокойно концентрируйтесь на изображении с открытыми глазами, пока не почувствуете напряжения. Пусть фокус вашего внимания перемещается с его длинных волос на красивую бороду, округлые глаза, крест на груди, на руки, на ауру вокруг его головы и т. д.

28. Размышляйте о таких его божественных

Скачать:PDFTXT

Четырнадцать уроков Раджа-Йоги. Свами Шивананда Йога читать, Четырнадцать уроков Раджа-Йоги. Свами Шивананда Йога читать бесплатно, Четырнадцать уроков Раджа-Йоги. Свами Шивананда Йога читать онлайн