качествах, как любовь, великодушие, милосердие и смирение. Думайте о разных этапах его интересной жизни, «чудесах», которые он творил, и различных сверхъестественных силах, которыми он обладал. Затем закройте глаза и попытайтесь визуализировать изображение. Повторяйте этот процесс вновь и вновь.
МЕДИТАЦИЯ НА ГОСПОДЕ ХАРИ
29. Поместите перед собой изображение Господа Хари (Вишну). Сядьте в медитативную позу. Спокойно сконцентрируйтесь на изображении. Сфокусируйте внимание на Господних стопах и переходите к ногам, желтому шелковому одеянию, золотой тиаре с бриллиантами, драгоценному камню куштабха, затем перенесите фокус внимания на его грудь, лицо, серьги, лоб, диск в правой верхней руке, раковину в левой верхней руке, булаву в левой нижней руке. Затем закройте глаза и постарайтесь визуализировать его образ в этой же последовательности. Повторяйте процесс снова и снова.
30. Последователи Господа Будды могут медитировать на его форме точно так же, фокусируя внимание на его конкретных атрибутах и качествах.
МЕДИТАЦИЯ НА ОМ
31. Поместите перед собой изображение символа ОМ. Сидя с открытыми глазами, спокойно сконцентрируйтесь на этом изображении. Размышляя об ОМ, вспоминайте о вечности, бесконечности, бессмертии. Жужжание пчелы, сладкозвучное пение соловья, семь нот музыкальной гаммы — все это производные от ОМ. ОМ — это сущность Вед. Представьте, что ОМ — это лук, сознание — это стрела, а Брахман, или Бог, — это мишень. Тщательно прицельтесь в мишень — и, когда стрела становится единым целым с мишенью, вы сливаетесь в Богом. Можно повторять ОМ и во время медитации. Короткий акцентированный ОМ сжигает все грехи, длинный акцентированный ОМ дает мокшу (освобождение), а растянутый ОМ наделяет всеми психическими силами (сиддхи). Тот, кто пропевает это односложное слово (ОМ) и медитирует на нем, пропевает все священные писания мира и на них медитирует.
АБСТРАКТНАЯ МЕДИТАЦИЯ
32. Медитируйте на сиянии солнца, или на блеске луны, или на сверкании звезд.
33. Медитируйте на величии океана и его бесконечной природе. Затем сравните океан с бесконечным Брахманом, а волны с барашками и айсберги — с разнообразными названиями и формами мира. Отождествитесь с океаном. Погрузитесь в безмолвие. Расширяйтесь. Расширяйтесь.
34. Медитируйте на Гималаях. Представьте, как воды Ганги, берущие свое начало в леднике Ганготри, текут через Ришикеш, Ха-ридвар, Бенарес и впадают в Бенгальский залив вблизи Гангаса-гара. Гималаи, Ганга и море — только три эти мысли должны занимать ваше сознание. Сначала направьте внимание на покрытые вечными снегами районы Гималаев, затем вдоль русла
Ранги и наконец на море. Перемещайте фокус внимания именно в этой последовательности.
35. Неотрывно всматривайтесь в бесформенный воздух. Сосредоточьтесь на воздухе. Медитируйте на всепроникающей внутренней природе воздуха. Это приведет с осознанию безымянного и бесформенного Брахмана, единой живой Истины.
36. Наблюдайте за процессом дыхания. Вы услышите звук СОХАМ: СО-при вдохе и ХАМ-при выдохе. СОХАМ означает «Я есмь Он». Дыхание напоминает вам о том, что вы тождественны Верховной Душе. Вы неосознанно повторяете СОХАМ 21600 раз в день ежедневно со скоростью 15 СОХАМ в минуту. Объедините понятия Бытия, Знания, Блаженства, абсолютной чистоты, покоя, совершенства, любви с СОХАМ. Во время повторения мантры забудьте от теле и отождествитесь с Атманом, или Верховной Душой.
37. Медитируйте на Брахмане, или ниргуна- (бескачественном) Абсолюте. Представляйте, что в основе всех названий и форм находится живая универсальная Сила. Объедините качества бесконечности, вечности, бессмертия, абсолютности бытия-сознания-блаженства. Со временем эти качества перейдут в чистую бескачественную ниргуна-медитацию.
ПЕРЕЖИВАНИЯ В МЕДИТАЦИИ
38. Ощущение подъема во время медитации — это признак того, что вы поднимаетесь над телом-сознанием.
39. Когда вы практикуете концентрацию и медитацию, вы обретаете различные психические способности, или сиддхи. Не направляйте эти силы на приобретение каких-то материальных благ. Не злоупотребляйте этими силами. Это безнадежно вас погубит.
40. Сиддхи — это препятствия на пути йоги. Это искушения. Они помешают вам войти в самадхи и достичь духовной цели. Без сожаления обходите их стороной и двигайтесь вперед.
41. В действительности такой вещи, как чудо, не существует. Когда вы знаете причину, чудо становится обычным явлением.
42. Во время медитации вы ощутите восторг, экстаз, трепет.
43. Не пугайтесь, когда ощутите вспышку озарения. Это будет новое для вас переживание безграничной радости.
44. Не паникуйте, поднимаясь над телом-сознанием. Не прекращайте садхану. Всевышний о вас позаботится и направит вас. Будьте смелы. Не оглядывайтесь. Смело вперед!
45. Вспышка — это проблеск истины. Это не полное переживание. Это не высшее переживание.
46. Стремитесь к Бесконечности. Это вершина, конечная стадия. Здесь вы достигаете высшей цели. Здесь медитация заканчивается.
47. Вы услышите разнообразные звуки-анахаты, а именно: шум раковины, звон колоколов, мелодию флейты, лютни, вины, бой двойных и обычных барабанов, раскат грома.
48. Вы увидите ослепительные огни в межбровном пространстве. Они похожи на солнце, луну и звезды. Вы обретете видение единства.
49. Порой вы будете созерцать цветные огни: зеленые, синие, красные и т. д. Это объясняется присутствием разных таттв (элементов бытия) в разные моменты времени.
50. Притхиви, или земная таттва, -желтого цвета, водная таттва — белая, огненная таттва обладает красным цветом, воздушная — дымчато-зеленым, а акаша — голубого цвета. Не обращайте внимания на эти огни и идите вперед.
51. Иногда у вас будут видения риши, мудрецов, божества-покровителя, астральных сущностей, различных ландшафтов, гор, голубого неба, прекрасных садов.
52. Иногда вы будете плыть по воздуху. Ваше астральное тело может отделиться от физического тела. Вы будете путешествовать в астральном мире.
53. Вы можете отправиться в Брахмалоку, царство Брахмы.
54. Те, кто вошел в первую степень медитации, обладают легким телом, сладкозвучным голосом, прекрасным цветом лица, ясностью ума, у них крайне мало испражнений.
ПРЕПЯТСТВИЯ В МЕДИТАЦИИ
55. Главные препятствия в медитации — это лайя (сон), викшепа (колебание ума), проявление скрытых желаний, недостаточная брахмачарья, духовная гордыня, лень и болезнь.
56. Общение с мирянами, переутомление, переедание, самоуверенный и напористый раджасический нрав — все это препятствия на пути к медитации.
57. Побеждайте сон пранаямой, асанами и легкой пищей.
58. Устраняйте викшепу с помощью пранаямы, джапы, упасаны (поклонения Богу), тратаки (фиксации взгляда).
59. Уничтожьте желания бесстрастием, проницательностью, изучением книг, которые учат бесстрастию, самонаблюдению, различению.
60. Избегайте компании людей, которые всегда говорят о сексе, деньгах и прочих житейских проблемах.
61. Соблюдайте умеренность в питании. Соблюдайте гигиену и берегите здоровье.
62. Расасвада — еще одно препятствие в медитации. Ученик йоги вкушает блаженство низшего самадхи, савикальпа-самадхи, и считает, что достиг цели. Надо подняться над расасвадой и стремиться к достижению нирвикальпа-самадхи.
ВОПРОСЫ
1. Что такое дхьяна?
2. Почему дхьяна называется важной ступенью раджа-йоги?
3. Что такое сагуна-медитация? Как медитировать на Господе Иисусе?
4. Как медитировать на ОМ?
5. Приведите несколько примеров абстрактной медитации.
6. Назовите основные переживания в процессе медитации.
7. Какие главные препятствия в медитации?
УРОК ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ
САМАДХИ
ЧТО ТАКОЕ САМАДХИ?
1. Самадхи — это сверхсознательное состояние. Это слияние с Богом или Верховным Брахманом.
2. Состояние самадхи неописуемо. Нет ни средств выражения, ни языка, чтобы о нем рассказать.
3. Вы должны пережить это состояние на личном опыте в ходе непосредственного интуитивного познания. Можно ли объяснить вкус леденца?
4. Состояние самадхи — это абсолютное блаженство, радость и покой. Это все, что можно о нем сказать. Каждый должен пережить его сам.
5. В самадхи созерцатель утрачивает свою индивидуальность и отождествляется с Высшим «Я». Как камфора отождествляется с огнем, так созерцатель сливается с созерцаемым.
6. Как река впадает в океан, так индивидуальная душа вливается в Высшую Душу — океан Абсолютного Сознания.
7. Это блаженное божественное переживание возникает тогда, когда эго и сознание растворяются.
8. Самадхи — это вовсе не окаменелое инертное состояние, как воображают многие недалекие люди.
9. Это потрясающее переживание единства и целостности.
10. Это переживание полностью вне сферы действия чувственного восприятия.
11. Зритель и зрелище становятся единым.
12. В состоянии самадхи стремящийся не осознает ни внешние, ни внутренние объекты. В этом состоянии нет ни мышления, ни слуха, ни обоняния, ни зрения.
13. Самадхи — это достояние каждого человеческого существа.
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ДОСТИЖЕНИЮ САМАДХИ
14. Вера, способность к концентрации сознания, память, целибат и умение различать — вот средства для достижения самадхы.
15. Только одна Божья милость может провести вас в миры трансцендентального опыта, или нирвикалъпа-самадхи.
ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ САМАДХИ
16. Волнение ума, сон, пристрастия, небрежность, нерешительность, тонкие васаны, болезнь, счастье савикалъпа-самадхи, сомнения, духовная гордыня — все это препятствия на пути к достижению самадхи.
17. Не принимайте сон за самадхи. Когда человек выходит из самадхи, он обладает трансцендентальной мудростью.
ДЖАДА-САМАДХИИЧАЙТАНЬЯ-САМАДХИ
18. Самадхи йогина-отшельника, практикующего хатха-йогу, — это джада-самадхи. Оно похоже на глубокий сон. Ему не открывается трансцендентальная божественная мудрость. Его самскары не сгорают. Он не достигнет мокши, или финального освобождения.
19. В чайтанья-самадхи есть абсолютное осознание. Цепь перерождений прерывается. Йог достигает освобождения и божественной мудрости.
САВИКАЛЬПА-САМАДХИ
20. Есть еще два вида самадхи: савикалъпа и нирвикальпа.
21. Савикальпа-самадхи по-другому называется сампраджнята- и сабиджа-самадхи.
22. В савикальпа-самадхи есть трипути, или триада: знающий, знание и знаемое.
23. Сампраджнята-, или савикальпа-самадхи возможно, когда достигнута экаграта, или однонаправленность сознания.
24. Происходит лишь частичное прекращение деятельности сознания.
25. Самскары, или впечатления, не сгорают. Отсюда название сабиджа («с семенем»).
26. Когда йогин медитирует на чистом и саттвическом сознании, лишенном раджаса и тамаса, он достигает глубокой радости. Поэтому это состояние называется сананда-самадхи, или «блаженное самадхи».
27. Йог ощущает: Ахам асми, «Я есмъ». Вот почему это состояние называется еще асмита-самадхи.
НИРВИКАЛЬПА-САМАДХИ
28. Нирвикальпа-самадхи -это состояние абсолютного осознания.
29. Знание и знаемое становятся единым.
30. В нирвикальпа-самадхи йогин видит без глаз, различает вкус без языка, слышит без ушей, чувствует запах без носа и осязает без кожи.
31. Описывается это состояние вот как: слепой просверлил жемчужину; беспалый втянул в нее нить; бесшеий ее надел; а безъязыкий это восхвалил.
32. Нирвикальпа-самадхи также известна как асампраджнята или нирбиджа-самадхи.
33. Наблюдается полное прекращение всех ментальных функций. Отсюда и название — асампраджнята-самадхи.
34. Это состояние достигается только тогда, когда есть абсолютная ниродха, или управление сознанием.
35. Самскары сгорают целиком. Отсюда и название — нирбиджа.
36. Лишь состояние нирвикальпа-самадхи способно уничтожить цепь перерождений.
37. Однако слабый проблеск Истины не может освободить вас от рождения и смерти.
38. Вам придется абсолютно утвердиться в нирвикалъпа-самадхи. Только тогда семя перерождений сгорит дотла.
39. Когда йогин достиг высочайшей ступени нирвикалъпа-самадхи, огонь йоги сжигает все остатки его деятельности. Йогин мгновенно получает освобождение уже при жизни. Он обретает бессмертие, высочайшую трансцендентальную мудрость и вечное блаженство.
40. Единственная садхана для достижения нирвикальпы -это паравапрагъя, или величайшее бесстрастие.
41. Здесь йогин полностью отделяется от пракрити и ее эффектов.
42. Мышление, интеллект и чувства полностью прекращают функционировать.
43. Здесь нет ни звучания, ни касания, ни формы.
44. Все недуги, а именно: неведение, эгоизм, симпатии и антипатии, связанные с жизненной рутиной, ныне уничтожаются.
45. Гуны, соответствовавшие объектам наслаждения, сейчас полностью прекращают свою деятельность.
46. Йогин достигает кайвальи, или высшей независимости, свободы.
47. Он обладает одновременным знанием или всеведением сейчас.
48. Прошлое и будущее вливаются в настоящее. Все — это «сейчас». Все — это «здесь».
49. Йогин трансцендирует время и пространство.
50. Все печали