с его нервами в человеке и соответствующие органы других животных.
Таинственная и невидимая жизненная сила называется по санскритски «прана». Та часть науки йогов, которая относится к действию этой таинственной силы, описывает её происхождение и природу и учит, как этой силой можно управлять и пользоваться для желаемых результатов, — называется «наукой о пране». Обыкновенно слово «прана» на европейские языки переводится словом «дыхание», почему и наука о пране часто называется наукой о дыхании. В действительности, прана совсем не значит дыхание. В Упанишадах прана определяется, как причина всего движения и жизни в органической и неорганической природе, где есть хоть малейшее проявление движения жизни или ума. От мельчайших атомов до величайших солнечных систем и от амёбы до гениального человека жизнь есть проявление всепроникающей силы, называемой «прана». Эта сила одна, хотя она кажется чрезвычайно разнообразной по своим выражениям, это мать всех сил, физических, химических и психических. Философия Веданты говорит о ней, как о последнем обобщении многообразных сил природы. Эта сила неразрушима, смерть это только форма проявления этой силы, а совсем не уничтожение её. Но эту силу не следует смешивать с молекулярным притяжением, потому что она гораздо тоньше, — и никаким способом не может быть сделана видимой или осязаемой на ощупь. Эту силу нельзя взвесить, измерить или увидеть, в какой бы то ни было форме.
Согласно Веданте, прежде начала творения природа была в свободном состоянии, не имела в себе ничего условного, а заключала в себе потенциальную прану. Веданта не делает того нелепого утверждения, что жизнь явилась из отсутствия жизни. Она не допускает возможности, чтобы жизненная энергия явилась результатом действия механических сил, но наоборот она говорит прямо, что жизненная энергия есть сила, действующая одновременна с физико-химическими силами, вернее даже можно сказать, что физико-химические силы являются только выражением живой энергии праны. Хотя некоторые из современных научных монистов признают, что вся материя и все силы возникают из общего источника или из одной вечной энергии, однако, в то же время они отрицают жизнь или жизненность в этой энергии и считают ее не живой. Они стараются доказать, что жизнь есть продукт какого то рода движения мертвой материи. Веданта, наоборот, учит, что все явления вселенной развились из вечной энергии, заключенной в пране. Космическая жизнь, сила космического ума, космическое понимание и сознание могут взаимно зависеть одно от другого, но, существуя в человеческом организме, они находятся в том же самом соотношении между собой, как те бесконечно разнообразные силы, которые действуют в вечном живом существе, телом которого является вселенная.
Наука «йога» утверждает, что прана есть основная причина всех проявляющихся сил природы. Почему атом движется, или вибрирует? Ученые не знают этого, но «йога» говорит, что это действие праны. Те силы, которые производят вибрацию в атоме или молекуле суть одно из выражений энергии праны или космического жизненного начала. Та же самая прана является силой, при которой зародыш жизни пробуждается и начинает расти на физической плоскости. Прана возбуждает движение в молекулах клеточек зародыша и начинает строить организм по заложенному в зародыше плану, делать исправления, возобновлять изнашивающиеся части и производить новых особей, продолжая существование рода. Прана является причиной всей деятельности протоплазмы, как в самых маленьких живых организмах, так и в наиболее развитом организме, в человеке. Прана тесно связана со всей деятельностью ума, т. е. управляет всей разумной и сознательной деятельностью организма, проявляемой им на всех ступенях его эволюции, начиная от зародыша. Жизненная сила и ум в действительности являются только двумя аспектами праны. Зародыш жизни обладает психичностью так же, как жизненностью, и явления этих двух аспектов неразрывно связаны между собою. В науке йоги отношение между умом и праной аллегорически описывается, как отношение лошади и наездника. Прана в этом случае играет роль лошади, а индивидуальный ум — роль ездока. Если в это сравнение ввести еще тело, то нужно его представить себе в виде экипажа, двигаемого силами праны и управляемого разумом. Деятельность механизма тела останавливается, если прана или жизненная сила перестает возобновляться и действовать в нем. Когда же вибрации праны останавливаются, ум перестает действовать на физической плоскости. Именно поэтому жизненная сила или прана называется посредником или медиумом, через который ум проявляет свою силу на физической плоскости.
Живой организм есть ни что иное, как механизм для проявления силы души. Когда душа желает выразить некоторые стороны себя на материальной плоскости, она создает при посредстве праны возможность выполнения своего желания. Если душевная деятельность какого-нибудь живого существа меняется, органическая структура тканей и клеточек также должна перемениться. Различные опыты, произведенные многочисленными учеными, ясно показали, что в основе всех физических изменений и органических функций лежат известные психические усилия — деятельность ума. Ненормальная деятельность ума непременно создаст какие-нибудь патологические явления в организме, потому что она будет влиять на его жизнь и на его деятельность. А когда жизненная сила, т. е. та сила, которая дает жизнь каждой клеточке тела, находится под ненормальным влиянием, все клеточки начинают вибрировать различным образом, и в результате нормальная деятельность клеточек организма нарушается, что в свою очередь влияет на весь организм и создает то, что мы называем болезнью тела. Говоря короче, когда жизненная деятельность нормальна, то и психические функции будут естественны. Больное тело точно так же влияет на ум, как расстроенный ум делает больной всю физическую систему. Кто может регулировать свою душевную деятельность, тот знает, каким образом сохранить жизненность и здоровье своего тела, точно так же, как человек, умеющий управлять жизненными функциями своего тела, понимает секрет, при помощи которого можно сохранить здоровье ума. Человек, который таким образом способен владеть умом и телом, есть господин самого себя, царь, сознательно управляющий своими владениями. Но, кто не является господином самого себя, тот живет, как раб, подчиненный страстям, чувствам, стремлениям к обладанию, чувству собственности, гордости и всем земным желаниям. Люди, не умеющие управлять своими жизненными силами, всегда несчастны, потому что они непрерывно страдают физически или духовно.
Всякая неправильная деятельность ума создает физико-химические изменения в нервных центрах, в органах и даже во всем теле. Это можно доказать, производя химический анализ выделений различных органов и в особенности анализом дыхания, т. е. выдыхаемого воздуха. При анализе воздуха, выдыхаемого лицом, находящимся под влиянием гнева или какой-нибудь другой сильной страсти, мы найдем, что вся его система в течение этого времени была как бы отравлена. Пропуская выдыхаемый воздух через известный раствор в стеклянной трубке, мы ясно увидим изменение, производимое этим дыханием в растворе, но это изменение будет только внешним признаком внутренних видоизменений, происходящих во всей нервной системе. На самом деле должны быть чисто органические изменения, создающие такие свойства выдыхаемого воздуха. При нормальном здоровом состоянии ума и тела химический раствор в стеклянной трубке будет оставаться неизменным, дыхание тогда правильно, глубоко и сильно. Каждый импульс страсти, овладевающей умом, отражается на дыхательных функциях, создавая в них значительные изменения. Гнев, ненависть или ревность сразу создают короткое быстрое дыхание, в то время как мысль о мире, о счастье, о божественной любви производят долгое, глубокое дыхание.
Существует много различных способов изучения отношений к жизни, к душевной деятельности. Йоги утверждают, что прямой причиной ненормальных и болезненных состояний тела является слабое проявление в нем жизненной энергии, а косвенно на то же самое влияет неправильная душевная деятельность. Поэтому излечение болезней означает удаление препятствий, которые мешают правильно работать пране. Это может быть совершено при помощи физических средств или путем регулирования умственных и душевных процессов. Йоги излечивают болезни, увеличивая жизненную силу организма, пробуждая скрытую энергию праны, являющейся источником всех сил. Они знают способы, при помощи которых можно наполнить все тело и каждую клеточку тела жизненностью.
Регулируя колебания клеточек при помощи высоких вибраций праны, йоги создают сильный ток праны, производящей вибрации, и, направляя его течение через расстроенные и дезорганизованные клеточки больных органов, они восстанавливают структуру этих клеточек. «Лечение» производится быстрой циркуляцией крови, насыщенной праной, обладающей целительными свойствами и посылаемой к больным местам. Этим способом клеточки восстанавливаются в своем нормальном состоянии, и болезнь излечивается. Йоги делают это сознательно и строго научным образом при помощи дыхательных упражнений; сопровождаемых концентрацией мысли. Согласно науке «йоги», все токи и все молекулярное движение в мозговых и нервных клеточках производится праной или жизненной силой. Если молекулы наполнить сильным током праны или жизненной силой, их вибрации бесконечно усилятся, и это поможет им выбросить из себя ненужные вещества, отработанные материалы, которые задерживают их естественную деятельность. Это освобождение от ненужного балласта восстанавливает здоровое состояние организма.
Та же самая прана есть двигательная сила, производящая кровообращение. Йоги утверждают, что жизненная энергия заключена в нервных центрах спинного мозга. Она является причиной движения грудной клетки, которое в свою очередь производит дыхание. Дыхание же является причиной кровообращения и всей органической деятельности. Современные физиологи говорят нам, что каждая часть нашего тела, каждая ткань и каждая клеточка дышат, что легкие есть ни что иное, как инструмент в дыхательном процессе, так как химические операции, которые являются существенной частью дыхания, происходят не только в легких, но во всем теле, во всех клеточках и тканях. Легкие есть только дверь, через которую кислород входит в систему. Физиологи 18 века держались совсем другого взгляда. Даже отец современной химии Лавуазье (1748-1794) предполагал, что главный акт дыхания происходит в легких, но в действительности там происходит только то, что кислород, введенный в легкие, фильтруется через тонкие стенки легочных волосяных сосудов, находя там красные кровяные тельца, т. е. вещество, называемое гемоглобином, с которым он соединяется, образуя то, что называется окси-гемоглобином. Это очень неустойчивое сложное вещество, потому что при прохождении его через волосяные сосуды всего тела, кислород очень легко улетучивается из него и, входя в клеточки, производит в них свою работу. Таким образом кровь является как бы средством для передвижения кислорода. Органическое сгорание не происходит в легких; его место в клеточках и тканях по всей системе организма.
Физиологическая химия говорит нам, что все тела минерального и растительного царства, а также и животного, составлены преимущественно из четырех следующих элементов; кислорода, водорода, углерода и азота. Из них всего важнее кислород, так как он наиболее широко распространен. Он составляет по весу приблизительно одну пятую атмосферы, восемь девятых океанов и всей воды, почти половину твердых скал и вообще твердых веществ и больше половины всех растений и человека. Если человек весит около четырех пудов, то почти три пуда его веса составляет кислород. Кислород это главная причина всей деятельности механических,