Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Что такое Йога. Йог Рамачарака

начинать практики хатха-йоги и должны сначала исправить свое здоровье по методам, указываемым учителями йоги.

При практике хатха-йоги прежде всего должны соблюдаться строгие диетические правила. Все острое, кислое, пряное или горячащее, горчица, спиртные напитки, рыба, мясо, творог, сметана, масляное печенье, морковь, лук, чеснок, должно быть изгнано. Точно так же нужно избегать пищи, которая была раз приготовлена, потом остыла и опять разогрета. Рис, ячмень, пшеница, молоко, сахар, мед и масло — вот пища хатха-йога. Жизнь в гостиницах и питание в ресторанах и столовых, входящие в обычай в больших городах, очень неблагоприятна для практики хатха-йоги, потому что пища, которая готовится сразу на тысячи людей, не может быть достаточна чиста. Кроме того ресторанные кушанья вообще не могут одинаково подходить для всех людей и легко вызывают болезни и расстройство пищеварения. Кто хочет наслаждаться полным здоровьем, должен очень заботливо относиться к тому, что он ест. Затем он должен соблюдать все правила гигиены относительно чистоты тела, свежего воздуха и чистой воды. Он не должен жить в чересчур жарко отапливаемом доме, не должен позволять себе искусственные возбуждающие средства, особенно вино, пиво и кофе. Привычка к чрезмерному потреблению кофе, это — серьезная угроза здоровью западных народов. Уже многие страдают сильнейшими нервными расстройствами, явившимися в результате этой привычки, которая ни для кого не проходит бесследно.

Кто хочет практиковаться в хатха-йоге, должен прежде всего найти себе учителя, хатха-йога, который приобрел полный контроль над своим физическим телом. И, найдя учителя, ученик должен вести жизнь в полном согласии с предписаниями учителя. Он должен жить в уединенном месте, в таком климате, где не бывает внезапных перемен погоды. Он должен быть строгим вегетарианцем и воздерживаться от всякого рода напитков, возбуждающих нервную систему. Он должен следить за тем, чтобы никогда не наполнять свой желудок чрезмерным количеством пищи. Должен соблюдать законы нравственности и полную воздержанность во всем. Он должен научиться контролировать свои чувства, держать свое тело в чистоте и очищать свой ум, возбуждая в нем мысли сочувствия и любви по отношению ко всем живым существам.

Начинающий изучать хатха-йогу должен стремиться постепенно победить трудности различных положений тела и членов. Эти положения называются по санскритски асана. Всего в «хатха-йоге» описываются восемьдесят четыре положения тела. Каждое из этих положений, соединяемое со специальными дыхательными упражнениями, развивает некоторые силы, скрытые в нервных центрах и в различных органах человека. Другая цель практики асана заключается в том, чтобы удалить тамас, элемент, который создает ощущение тяжести в теле и делает его малоподвижным и плохо поддающимся велениям воли: затем освободить организм человека от последствий прежних болезней, простуды, катаров, ревматизма и т. п. Некоторые из этих упражнений усиливают деятельность желудка и печени, тогда как другие регулируют деятельность других органов тела и постоянное беспокойство членов, которые часто бывают препятствиями к подчинению тела уму, могут быть легко удалены практикой асаны.

Идея асаны станет понятна для читателя из следующих описаний.

I. Сесть на полу, скрестив ноги и положив левую ступню на правую ляжку, а правую ступню на левую ляжку, держа при этом тело, как и голову, на одной прямой линии.

II. Сидя в этом положении, держать правой рукой большой палец правой ноги, а левой рукой — большой

палец левой ноги, при этом руки должны идти из-за спины и перекрещиваться за спиной одна с другой.

III. Сидя прямо на ровном месте. крепко зажать ступни каждой ноги между ляжкой и икрой другой ноги.

IV. Принять положение I, просунуть руки между ляжками и икрами и, поставив ладони твердо на пол, приподнять тело от земли.

V. Сидя на полу, вытянуть вперед ноги и держать большие пальцы каждой ноги руками, не сгибая колен ног.

VI. Приняв это положение, коснуться колен лбом. Эта асана возбуждает деятельность желудка, укрепляет и освобождает человека от многих болезней.

VII. Держась руками за большие пальцы ног, как этого требует положение V, оставить одну руку вытянутой, а другую протянуть к уху, т. е. держать pуки, как бы натягивая лук.

VIII. Упереться ладонями плотно в землю и поднять вес тела на локтях, прижимая локти к бокам. Затем поднять ноги над землей, держа их прямыми и вытянутыми на одном уровне с головой. Эта асана, согласно хатха-йоге, излечивает болезни желудка, селезенки и печени, а также все расстройства пищеварения, желчь и малокровие. Вообще она усиливает способности пищеварения.

IX. Лечь на спину на полу, вытянувшись во всю длину и держа голову на одном уровне с телом. Эта асана прогоняет усталость и приносить отдых и спокойствие уму.

Изучающий хатха-йогу, овладев, согласно указаниям учителя, некоторыми из этих и подобных им положений, переходит к изучению дыхательных упражнений. Изучение асана без учителя-йога абсолютно невозможно, так как только йог может знать последовательный порядок изучения восьмидесяти четырех положений. При этом порядок меняется, соответственно индивидуальности ученика. А всякое нарушение правильного порядка ведет к гибельным последствиям. Насколько трудно изучение дыхания, можно судить по тому, что положение I считается одним из наиболее удобных для дыхательных упражнений человека, который хочет приобрести полный контроль над своим дыханием. Этому положению сопутствует спокойное обращение крови и тихое дыхание.

Ученик йоги должен сначала практиковать дыхание животом, втягивая воздух через обе ноздри и считая время дыхания и выдыхания. Постепенно учитель покажет ему, каким образом задерживать дыхание, вдыхая и выдыхая. После практики этого внутреннего и внешнего задерживания дыхания в течение нескольких недель ученик перейдет к чередующемуся дыханию. Он будет учиться вдыхать воздух в течение четырех секунд через левую ноздрю и выдыхать в течение четырех секунд через правую ноздрю, — и затем, изменив порядок, вдыхать через правую и выдыхать через левую. Переменное дыхание очистит нервы человека и подготовит его к дальнейшим дыхательным упражнениям. Дальше делают так: ученик втягивает воздух через одну ноздрю в течение четырех секунд, задерживает дыхание на шестнадцать секунд и выдыхает через другую ноздрю, считая восемь секунд. Это упражнение, если его производить регулярно в течение трех месяцев, создаст новые нервные токи и разовьет целительные силы, скрытые в организме.

Йог, который хочет излечить себя от какого-нибудь расстройства или болезни, соединяет это высшее дыхательное упражнение с различными положениями тела, которые имеют прямое отношение к пораженному органу или к расстроенной части системы. Особенно он стремятся разбудить, привести в действие и направить на больное место целительные силы, запас которых находится внизу спины.

Затем хатха-йога описывает различные способы очищения внутренних органов и путей. Некоторые из этих способов в высшей степени благодетельны для людей, страдающих хроническими головными болями или простудами, катарами, диспепсией, бессонницей и пр. Но, конечно, эти способы не должны применяться без руководства опытного учителя-йога. Так питье холодной воды через нос, по учению йогов, устраняет головную боль и хронический насморк. Затем хатха-йоги очищают носоглоточную область, пропуская мягкие ленты в ноздри и вытягивая их через рот. Для этого они учатся вытягивать ленту или шнурок в одну ноздрю и выпускать его из другой. Согласно хатха-йоги, это очищает голову, делает зрение более острым и уничтожает все болезни головы и шеи.

Очень подробно в хатха-йоге описываются способы очистки пищеварительного канала.

Затем йоги лечат бессонницу, принимая положение IX и в то же время делая глубокие вдыхания, каждый раз надолго задерживая в себе воздух.

О йогах, прошедших весь курс упражнений, рассказывают удивительные вещи. Например, они могут глотать свой язык, закрывая дыхательное горло и останавливая дыхание, и могут возвращать его в прежнее состояние. О людях, которые могут проглотить поднятый кверху язык, в йоге говорится, что они освобождены от старости и от смерти, победили сон, голод, жажду и стали выше времени. И сила полного хатха-йога на самом деле изумительна. Он может делать по своему желанию многое, что нам кажется совершенно невозможным. Он господин физических законов.

Здоровье и долгая жизнь являются непосредственным результатом практики хатха-йоги. Но для истинного искателя абсолютной истины методы хатха-йога имеют ценность только, поскольку они ведут к достижению способности сверхчувственного познания. И такой искатель истины скажет, что если человек будет жить пятьсот лет, и за это время не достигнет состояния божественного сознания, он мало чем отличается от дуба, который может пережить много поколений людей, достигнуть огромной величины и все-таки остаться дубом. И человек, умерший тридцати лет от роду, но ощутивший свое единство с Божеством, достиг бесконечно большего, чем другой, обладающий прекрасным здоровьем, долговечностью, сверхнормалъными психическими силами и даром исцеления болезней; потому что первый выразил на земле образ Бога и может указывать путь к спасению человечества. Поэтому упражнения хатха-йоги должны продолжаться только до тех пор, пока ищущий света не достигнет раджа-йоги, которая единственно может вести душу к божественному сознанию и к полному освобождению.

Раджа-йога

Хатха-йога, как мы уже видели, целиком посвящена приобретению контроля над функциями тела и установлению господства ума над физическими силами. Идеал, к которому она стремится, это создание абсолютно здорового человека, вполне приспособленного к преодолению внутренних физических препятствий и препятствий, создаваемых внешними условиями, которые стоят на пути духовного достижения. Раджа-йога, наоборот имеет дело исключительно с умом и с психическими силами и может быть поэтому названа наукой прикладной психологии. Цель её заключается в том, чтобы удалять препятствия, создающиеся в самом уме, и дать человеку вполне урегулированный, здоровый ум. Главная цель тренировки раджа-йоги состоит в развитии и укреплении воли в способности к контролю, и управлять умом и его силами. Раджа-йога ведет человека ищущего истину по пути «концентрации» и «медитации», т.е. по пути сосредоточения ума и упорных размышлений на высокие темы, к той самой цели, к какой стремятся все религии мира.

Этот путь называется раджа-йога или царский метод (раджа значит царь), потому что сила концентрации ума и сила воли не только выше всех физических сил, но являются необходимым условием для приобретения всех других сил и способностей. Человек, который обладает сильным урегулированным умом, хорошо развитой волей и обладает способностью к концентрации, т. е. умением сосредоточивать свой ум на желаемом предмете, может стать господином физической природы и в короткое время достигнуть постижение истины. Раджа-йога учит, как это может быть совершено. Изучение раджа-йоги приветствовали и одобряли все мыслители, приходившие в соприкосновение с индийскими раджа-йогами, как в древности, так и в наше время. Эту форму йоги знали и объясняли Пифагор, Платон и неоплатоники Плотин и Прокл, затем гностики и христианские мистики средних веков. И даже в наше время она в значительной степени входит в религиозную практику католических монахов. Спиноза, Кант, Шопенгауэр, Эмерсон проводили те же самые идеи, которые составляют раджа-йогу. Они находили, что нет тайны выше той, которая заключается в человеческой душе, и которая

Скачать:TXTPDF

Что такое . Йог Рамачарака Йога читать, Что такое . Йог Рамачарака Йога читать бесплатно, Что такое . Йог Рамачарака Йога читать онлайн